Дело № 2-341/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 апреля 2012г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Иванова Д.Н.
при секретаре Ивановой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Смирнова А.А., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Смирнова А.А., Смирновой М.Л. к администрации г.Смоленска об оспаривании исключения из списка очереди военнослужащих запаса, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
Смирнов А.А., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Смирнова А.А., Смирнова М.Л. обратилась в суд с заявлением об оспаривании исключения из списка очереди военнослужащих запаса, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, указав, что постановлением Главы администрации г.Смоленска от 18.05.2011г. № 856-адм, Смирнова М.Л. и Смирнов А.А., как члены семьи Смирнова А.А., были исключены из списка очереди военнослужащих запаса, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что являются гражданами Латвийской Республики. Также Смирнов А.А. с членами семьи исключен из списков участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Считает действия администрации г.Смоленска незаконными, поскольку Смирнов А.А. и Смирнова М.Л. являются членами семьи Смирнова А.А. и пользуются льготами наравне с ним.
В судебном заседании Смирнова М.Л., представитель заявителей адвокат Прошина М.Г. требования поддержали.
Представитель администрации г.Смоленска Савостина Е.А. требования не признала, считая вынесенные постановления законным и обоснованным, поскольку Смирнова М.Л. и Смирнов А.А., <данные изъяты> года рождения, являются гражданами иностранного государства - Латвийской Республики с рождения и никогда не являлись гражданами России, в связи с чем не имеют права на предоставление жилого помещения.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Департамента Смоленской области по социальному развитию Коростелев Д.И. оставил разрешение требований на усмотрение суда.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.
Как установлено судом, постановлением Мэра г.Смоленска от 15.06.1994г. № 435 Смирнов А.А. с составом семьи из двух человек (он, супруга Смирнова М.Л.) был принят на учет нуждающихся по списку очереди военнослужащих, уволенных в запас.
Постановлением Главы администрации г.Смоленска от 18.01.2002г. № 150 на основании заявления Смирнова А.А. в состав его семьи включен несовершеннолетний сын Смирнов А.А., <данные изъяты> года рождения.
10.03.2011г. Смирнов А.А. подал заявление о выдаче сертификата о выделении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закона» «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» на состав семьи три человека.
Постановлением администрации г.Смоленска от 08.06.2011г. № 1017-адм Смирнову А.А. с составом семьи три человека отказано во включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, поскольку его супруга Смирнова М.Л. и сын Смирнов А.А. являются гражданами Латвийской Республики и документированы паспортами граждан Латвийской Республики.
Постановлением администрации г.Смоленска от 18.06.2011г. № 856-адм Смирнова М.Л. и Смирнов А.А. исключены из состава семьи заявителя в связи с тем, что они являются гражданами Латвийской Республики.
Данные действия администрации г.Смоленска суд находит правомерными.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В ходе проведенной администрацией г.Смоленска проверки представленных заявителем документов, а также полученной дополнительной информации, запрошенной органом местного самоуправления с целью проверки сведений, содержащихся в представленных документах, выяснилось, что члены семьи Смирнова А.А. - Смирнова М.Л. и Смирнов А.А., 1994 года рождения, с рождения являются гражданами Латвийской республики.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1 ст. 15 указанного Федерального закона установлено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Таким образом, необходимым условием для обеспечения лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, единовременной денежной выплатой на приобретение или строительство жилого помещения, является признание их органом местного самоуправления нуждающихся в жилых помещениях.
При этом, для военнослужащих и членов их семей какой-либо особый порядок такого признания не закреплен, в связи с чем применению подлежат общие правила, установленные ЖК РФ.
В силу ч.5 ст.49 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Как видно из содержания данной нормы, в отношении иностранного гражданина действует общее правило, исходя из которого, таком гражданину жилое помещение по договору социального найма не предоставляется. Исключением из общего правила является наличие международного договора, устанавливающее иное.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 21.02.2008г. № 126-О-О, из статьи 40 Конституции Российской Федерации не вытекают гарантии бесплатного предоставления жилья иностранным гражданам, включая случаи, когда эти граждане являются родственниками граждан Российской Федерации - военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, по нормативам, учитывающим членов их семьи. Разрешение данного вопроса относится к компетенции законодателя, который в части 5 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрел, что жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Этому корреспондирует выраженная Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 4 марта 2004 года N 146-О правовая позиция. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, из статьи 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации, во взаимосвязи со статьей 17 (часть 2) и другими статьями Конституции Российской Федерации, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно граждан Российской Федерации, т.е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами.
Ссылка заявителей на Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики по вопросам социальной защищенности военных пенсионеров Российской Федерации и членов их семей, проживающих на территории Латвийской Республики, не может быть принята во внимание.
Данным Соглашением каких-либо договоренностей относительно принятия Российской Федерацией на обязательств по обеспечению жилыми помещениями граждан Латвийской Республики не содержится.
Статья 5 данного Соглашения, на которую ссылаются заявители, регулирует лишь вопросы обеспечения военных пенсионеров и членов их семей, благоустроенной жилой площадью на территории Латвии.
В этой связи исключение Смирновой М.Л. и Смирнова А.А., являющихся гражданами другого государства, из состава семьи гражданина, состоящего на учете нуждающихся в получении жилых помещений, является правомерным.
Не имеется оснований и для признания незаконным постановления об отказе Смирнову А.А. с составом семьи три человека отказано во включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Само по себе данное постановление не препятствует Смирнову А.А., являющемуся гражданином РФ, в реализации его права на получение сертификата о выделении единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, рассчитанной на него одного.
Кроме того, администрацией г.Смоленска обоснованно указано в возражениях на то, что в настоящее время внесенными постановлением Правительства РФ от 12.07.2011г. № 561 изменениями, категория граждан, к которым относится заявитель, исключена из состава лиц, которые могут быть участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в связи с чем соответствующие требования Смирновых о включении их в списки участников подпрограммы не могут быть удовлетворены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.04.2012░.