Дело № 2-1-200/2019 года 40RS0008-01-2019-000171-53
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Жуковский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Сидоренковой Н.А.,
при секретаре Ланецкой Е.А.,
с участием помощника прокурора Жуковского района Калужской области Кобелева Д.А., истца Комольцева Н.Г.,
представителя ответчика Отдела социальной защиты населения Жуковского района Василенко Н.А.,
представителя третьего лица Министерства труда и социальной защиты населения Калужской области Кочуровой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Жуков в зале суда
08 апреля 2019 года
гражданское дело по иску заместителя прокурора Жуковского района Калужской области в интересах Комольцева Н. Г. к Отделу социальной защиты населения Жуковского района Калужской области об индексации сумм компенсации на приобретение продовольственных товаров,
У С Т А Н О В И Л:
20 февраля 2019 года заместитель прокурора Жуковского района Калужской области в интересах Комольцева Н.Г. обратился в суд с иском к Отделу социальной защиты населения Жуковского района Калужской области об индексации сумм компенсации на приобретение продовольственных товаров, указав в обоснование иска следующее.
В 1986 году истец принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Решением Жуковского районного суда Калужской области от 24 марта 2008 года с ответчика в пользу истца взысканы за счет средств федерального бюджета ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 1 281 рубль 11 копеек, с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством, ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 1 921 рубль 59 копеек, с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством; задолженность по недополученным суммам ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01 июля 2000 года по 29 февраля 2008 года в размере 53 311 рублей 16 копеек, ежегодной компенсации за вред здоровью за период с 2000 года по 2007 год в размере 6 588 рублей 10 копеек. Руководствуясь статьей 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 07 августа 2000 года № 31-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», просил взыскать с ответчика в пользу истца за счет средств федерального бюджета, единовременно, задолженность по недополученной сумме ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2018 года в размере 82 006 рублей 45 копеек.
В судебном заседании помощник прокурора Жуковского района Калужской области Кобелев Д.А., истец Комольцев Н.Г. заявленные исковые требования поддержали, суду дали объяснения аналогичные изложенным в заявлении.
Представитель ответчика Отдела социальной защиты населения Жуковского района Василенко Н.А. исковые требования не признала по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях на иск. Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты населения Калужской области Кочурова В.В. считала заявленные требования не подлежащими удовлетворению по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.
Представители третьих лиц Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Калужской области, Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Калужской области представил суду письменный отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав объяснения сторон, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Решением Жуковского районного суда Калужской области от 24 марта 2008 года, вынесенному по иску прокурора Жуковского района Калужской области в интересах Комольцева Н.Г. к Отделу социальной защиты населения Жуковского района Калужской области об индексации сумм в возмещение вреда здоровью, взыскании задолженности, с ответчика в пользу истца за счет средств федерального бюджета, начиная с 01 марта 2008 года взысканы ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 1 281 рубль 11 копеек, с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством, ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 1 921 рубль 59 копеек, с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством; а также задолженность по недополученным суммам ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01 июля 2000 года по 29 февраля 2008 года в размере 53 311 рублей 16 копеек, ежегодной денежной компенсации за вред здоровью за период с 2000 года по 2007 год в размере 6 588 рублей 10 копеек.
Этим же решением суда установлено, что Комольцев Н.Г. в 1986 году принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 10 июля 2003 года истцу выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решение суда вступило в законную силу 04 апреля 2008 года.
В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно положениям статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого гражданина неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
В обеспечение выполнения этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате этой катастрофы, и иные меры социальной поддержки, включая ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за вред здоровью.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 01 декабря 1997 года выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров предусмотрена статьей 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии с данной нормой закона гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 настоящего Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей.
Данным Законом также предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Частью 3 статьи 5 названного Закона (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ) предусматривалось, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров был определен Федеральным законом от 19 декабря 2016 года № 444-ФЗ, в соответствии с которым размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 01 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации своими Постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год, установленных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеров компенсации и иных выплат.
Так, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года № 914 «Об индексации в 2009 году размеров компенсаций иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 16 декабря 2009 года № 1024 «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 21 декабря 2010 года № 1079 «Об индексации в 2011 году размеров компенсаций иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 08 декабря 2011 года № 1019 «Об индексации в 2012 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», от 04 декабря 2012 года № 1019 «Об индексации в 2013 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», от 19 декабря 2013 года № 1189 «Об индексации в 2014 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», от 18 декабря 2014 года № 1411 «Об индексации в 2015 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», от 28 января 2016 года № 42 «Об установлении с 01 февраля 2016 года размера индексации выплат, пособий и компенсаций», от 26 января 2017 года № 88 «Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2017 году», от 26 января 2018 года № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году», от 24 января 2019 года № 32 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2019 году» установлены коэффициенты индексации, а также новые размеры компенсаций: 2009 год- 358 рублей 94 копейки, 2010 год- 394 рубля 83 копейки, 2011 год- 420 рублей 49 копеек, 2012 год- 445 рублей 72 копейки, 2013 год- 470 рублей 23 копейки, 2014 год- 493 рубля 74 копейки, 2015 год- 520 рублей 90 копеек, 2016 год- 557 рублей 36 копеек, 2017 год- 587 рублей 46 копеек, 2018 год- 602 рубля 15 копеек, 2019 год- 628 рублей 04 копейки.
В настоящее время истцу выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере, значительно превышающий установленный на законодательном уровне размер соответствующей компенсации с учетом индексации в установленном Правительством Российской Федерации порядке иным лицам с аналогичным статусом.
Исходя из решения суда, последующая индексация установленных истцу выплат должна производиться в соответствии с действующим законодательством. Действующим законодательством предусмотрена ежегодная индексация именно размеров выплат, установленных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а не выплачиваемых по судебным постановлениям.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 27 октября 2015 года № 2402-О указал, что установление механизма индексации сумм возмещения вреда и компенсационных выплат для граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, и ее критериев является прерогативой законодателя. Часть 3 статьи 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» направлена на обеспечение антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации ежегодно проводится индексация размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом ни сама по себе статья 5, ни принятые на ее основе нормативные правовые акты не предполагают проведение какого-либо перерасчета установленных в соответствии с судебными решениями размеров компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Исчисление же размера компенсационных выплат и разрешение возникающих при этом споров является прерогативой органов социальной защиты населения и судов общей юрисдикции, которые должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом.
Индексацию вышеуказанных выплат необходимо производить только после того, как их размер, установленный в предусмотренном соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации порядке, достигнет размера получаемых истцом выплат.
На основании изложенного, а также учитывая, что размер выплачиваемой истцу по решению суда компенсации на приобретение продовольственных товаров превышает размер компенсаций, определенных Правительством Российской Федерации, истцу в удовлетворении иска следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ -░░░░░░░- ░.░. ░░░░░░░░░░░