РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 октября 2015 года город Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего Шелудько В.В.,
при секретаре судебного заседания Мотько Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Кропоткинское» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
установил:
представитель ОАО «Кропоткинское» по доверенности Агасян А.Б. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 7933 432 кв. м, расположенного по адресу: <...>, принадлежащего обществу на праве аренды, равной его рыночной стоимости в размере 19 834000 рублей.
В обоснование требований указано, что земельный участок принадлежит ОАО «Кропоткинское» на праве аренды, участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и предназначен для сельскохозяйственного использования.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 28 мая 2015 года величина кадастровой стоимости указанного объекта составляет 81 342271 рубль 64 копейки. Датой определения кадастровой стоимости является 04 октября 2010 года.
С результатами определения кадастровой стоимости земельного участка истец не согласен, так как они затрагивают его права и обязанности, а именно приводят к необоснованно высоким значениям размера арендной платы, а также увеличиваю выкупную стоимость земельного участка.
Административный истец обратился в специализированную организацию ООО «Академия оценки бизнеса», изготовившую отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>. Также истцом получено положительное экспертное заключение в отношении указанного отчета, подготовленное саморегулируемой организацией оценщиков Некоммерческим партнерством «Межрегиональный союз оценщиков». Специалистами установлено, что рыночная стоимость земельного участка на дату определения кадастровой стоимости составляет 19 834 000 рублей.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю от 19 декабря 2014 года № 33/35 заявление ОАО «Кропоткинское» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> отклонено.
В ходе судебного разбирательства представитель ОАО «Кропоткинское» по доверенности Агасян А.Б. уточнила исковые требования и просила суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в размере рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы, проведенной в рамках настоящего дела.
Представитель администрации муниципального образования Тбилисский район по доверенности Леконцева С.А. в зале судебного заседания возражала против удовлетворения исковых требований. В обоснование возражений указала, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости можем быть подано в суд не позднее 5 лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости. Из чего следует, что срок подачи рассматриваемого искового заявления истек.
Также указала, что в силу Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и существующей судебной практики, на заключение судебной экспертизы, выполненное в рамках настоящего дела необходимо получение положительного экспертного заключения.
В своих письменных возражениях представитель органа местного самоуправления также указала на то обстоятельство, что в материалах дела отсутствует положительное экспертное заключение в отношении отчета об определении рыночной стоимости земельного участка.
Кроме того, имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда Краснодарского края от 14 ноября 2014 года по гражданскому делу № А32-10720/2014, которым отказано в удовлетворении исковых требований ОАО «Кропоткинское» к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости. Данное решение принято по исковому заявлению между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, что и в рассматриваемом деле.
Представители ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», департамента имущественных отношений Краснодарского края и управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в зал судебного заседания не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников судебного разбирательства, проверив доводы искового заявления, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований по следующим основаниям.
Довод представителя администрации муниципального образования Тбилисский район о наличии вступившего в законную силу решения арбитражного суда Краснодарского края по гражданскому делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, не может служить основанием к прекращению производства по настоящему делу. Решение арбитражного суда было принято 14 ноября 2014 года. Представленные истцом в материалы настоящего дела отчет об определении рыночной стоимости земельного участка и положительное экспертное заключение на отчет выполнены 18 и 24 ноября 2014 года соответственно. В комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю представитель ОАО «Кропоткинское» обращался с заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости 02 декабря 2014 года.
Таким образом, основания обращения ОАО «Кропоткинское» в Краснодарский краевой суд не являются тождественными с основаниями, по которым общество обращалось в арбитражный суд.
Также ошибочным является довод представителя администрации муниципального образования Тбилисский район об отсутствии в материалах дела положительного экспертного заключения в отношении отчета об определении рыночной стоимости земельного участка. Экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков «Некоммерческого партнерства «Межрегиональный союз оценщиков» было представлено истцом при обращении в суд с настоящим исковым заявлением (л.д. 110-130).
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 7933 432 кв. м, расположен по адресу: <...>, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и предназначен для сельскохозяйственного использования, кадастровый номер внесен в государственный кадастр недвижимости 13 июня 2006 года, кадастровая стоимость составляет 81342271 рубль 64 копейки. Земельный участок находится в собственности муниципального образования Тбилисский район.
Согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
На основании подп. 8 п. 2.1 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 марта 2015 года № 226 «Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края» в случае продажи земельных участков на территории Краснодарского края без проведения торгов цена за земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства и переданные в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка по кадастровой стоимости земельных участков.
На основании договора, заключенного 31 октября 2011 года между администрацией Тбилисского района и ОАО «Кропоткинское», обществу предоставлен в аренду спорный земельный участок. Срок действия договора установлен до 28 октября 2021 года. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
ОАО «Кропоткинское» надлежащим образом использует арендуемый земельный участок более трех лет, соблюдая условия договора аренды. Доказательств обратного арендодателем не представлено. Представитель общества до истечения срока договора аренды земельного участка, а именно 05 ноября 2015 года обратился в департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении данного земельного участка в собственность за плату.
На основании положений п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Учитывая наличие исключительного права выкупа земельного участка, ОАО «Кропоткинское» вправе обращаться с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, при том, что выкупная стоимость рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28, согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Согласно сведениям, представленным в суд филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> определена по состоянию на 13 октября 2010 года. В суд ОАО «Кропоткинское» обратилось 30 июня 2015 года, то есть не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Таким образом, довод представителя органа местного самоуправления о пропуске истцом срока обращения в суд, является необоснованным.
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как уже было указано, датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка, является 13 октября 2010 года.
На основании приведенной нормы права результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
ОАО «Кропоткинское» обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости данного земельного участка. Решением комиссии от 19 декабря 2014 года № 33/35 заявление общества отклонено.
В суд истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости рассматриваемого земельного участка, выполненный 18 ноября 2014 года оценщиком ООО «Академия оценки бизнеса» Юрченко А.И., являющейся членом саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Межрегиональный союз оценщиков». Оценщиком рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на 04 октября 2010 года в размере 19 834 000 рублей.
Саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство «Межрегиональный союз оценщиков» 24 ноября 2014 года дано положительное экспертное заключение в отношении отчета об определении рыночной стоимости земельного участка.
Вместе с тем, при рассмотрении дела судом установлено, что рыночная стоимость спорного земельного участка установлена по состоянию на неверную дату определения кадастровой стоимости земельного участка.
Учитывая наличие недостатков в отчете об установлении рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, представителем истца заявлено ходатайство о проведении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 13 октября 2010 года.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 13 октября 2010 года составляет 30873 744 рубля.
Заключение судебной экспертизы соответствует требования Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» и Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки в части не противоречащей ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ». В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что определённая экспертом рыночная стоимость земельного участка является достоверной.
Довод представителя администрации Тбилисского района о необходимости получения положительного экспертного заключения в отношении судебной экспертизы основан на неверном толковании норм материального и процессуального права в том числе ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».
На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Представитель ОАО «Кропоткинское» обращался с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю 02 декабря 2014 года.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 20, 175, 180, ч.3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление открытого акционерного общества «Кропоткинское» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 7933 432 кв. м, расположенного по адресу: <...>, в размере его рыночной стоимости равной 30873 744 (тридцать миллионов восемьсот семьдесят три тысячи семьсот сорок четыре) рубля.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> считать 02 декабря 2014 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 19 октября 2015 года.
Судья Краснодарского краевого суда В.В. Шелудько