РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 марта 2014 года г. Кинель
Кинельский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Яшникова С.И.,
при секретаре Афониной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-352/2014 по иску Клюева ФИО8 к администрации городского округа Кинель Самарской области об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставить жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда во внеочередном порядке,
установил:
Клюев С.Н. обратился в Кинельский районный суд Самарской области с исковыми требованиями с администрации городского округа Кинель Самарской области обязать включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда, обязать предоставить ему жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился в доме ребенка № <адрес> на полном государственном обеспечении. ДД.ММ.ГГГГ он был зачислен в дошкольный детский <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ зачислен в детский <адрес>, где находился на полном государственном обеспечении до ДД.ММ.ГГГГ затем был переведен в школу-интернат № <адрес>, где воспитывался и обучался до ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в профессионально-техническом училище № <адрес>. После окончания школы-интерната № и ПТУ № он не был обеспечен жилым помещением как сирота. Считает, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ имеет право на обеспечение его жилым помещением вне очереди как лицо, имеющее статус ребенка-сироты. Он обращался с соответствующим заявлением в администрацию городского округа Кинель Самарской области. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал ему во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда. Считает такой отказ незаконным и нарушающим его права.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме и дал пояснения, аналогичные изложенным в иске. Клюев С.Н. также пояснил, что основания, по которым он стал сиротой, предоставить не может. Со слов старшей сестры – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, к моменту его рождения мама – ФИО4 являлась инвалидом по психическому заболеванию, поэтому по медицинским показаниям матери предложили оставить его в роддоме. Ему известно, что мама проживала в <адрес> вместе с его сестрой – ФИО5 В ДД.ММ.ГГГГ г. матери была предоставлена квартира по адресу: <адрес>, в которой она проживала со своей старшей дочерью ФИО5 В ДД.ММ.ГГГГ г. мама умерла. О том, что у него есть сестра ФИО5, ему стало известно только в ДД.ММ.ГГГГ г., когда сестра написала ему письмо. Они стали общаться. По окончании училища в ДД.ММ.ГГГГ г. по предложению сестры он переехал жить в <адрес>, вселился в квартиру, которая предоставлялась матери, и с того времени по настоящее время живет в этой квартире вместе с сестрой. В период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. он работал в Локомотивном депо токарем. ДД.ММ.ГГГГ он женился, имеет ребенка, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения. Кроме того, воспитывает сына жены от первого брака. Он, жена и дети зарегистрированы в квартире, но квартира принадлежит сестре. С заявлением о предоставлении жилого помещения как сироте не обращался, так как не знал о своем праве. Примерно в ДД.ММ.ГГГГ г. он знакомого узнал, что как ребенок, оставшийся без попечения родителей, имел право на получение жилого помещения, но к тому времени ему уже исполнилось 23 года, поэтому не стал обращаться в администрацию. Обращение по поводу предоставления жилого помещения в настоящее время вызвано изменениями в законодательстве по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Представитель ответчика - администрации городского округа Кинель Самарской области по доверенности Миронюк О.В. возражала против удовлетворения иска. Из представленного суду отзыва ответчика следует, что одинокой матерью Клюева С.Н. является ФИО4 Клюев С.Н. в период малолетнего и несовершеннолетнего возраста находился в государственных учреждениях на полном государственном обеспечении. На территории городского округа Кинель жилья в собственности не имеет. При обращении в администрацию городского округа Кинель с заявлением о включении его в список детей-сирот, подлежащих внеочередному обеспечению жильем, Клюев С.Н. не проставил документов, подтверждающих, что ему по достижении совершеннолетия не было предоставлено жилье, а также документов, предусмотренных ст. 5 Закона Самарской области № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области». Клюев С.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В период, когда Клюеву С.Н. было от 18 лет до 23 лет, он с заявлением о предоставлении ему жилого помещения не обращался, поэтому не был принят на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением во внеочередном порядке как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По достижении возраста 23 лет Клюев С.Н. утратил право на обеспечение его жилым помещением в льготном порядке. Кроме того, Клюев С.Н. не привел ни одного довода в обоснование уважительности причин пропуска срока для обращения с заявлением о постановке его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно справке о рождении № №, выданной ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС Самарского района городского округа Самара управления ЗАГС Самарской области, Клюев С.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки МКУ г.о. Самара «Дом ребенка «Солнышко» специализированный» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Клюев С.Н. находился в доме ребенка № № на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Клюев С.Н. являлся воспитанником дошкольного детского дома № № г. Куйбышева, что подтверждается справкой Детского дома № 3 г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ г.
Справкой ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № № им. Фролова Б.П. г.о. Самара» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Клюев С.Н. являлся воспитанником детского дома № 1 г. Самары и находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Поступил из детского дома № № г. Самары. Выбыл в школу-интернат № <адрес>.
Как следует из справки ГУП Самарской области «Центр технической инвентаризации» городской филиал г. Кинель от ДД.ММ.ГГГГ г., Клюев С.Н. жилых строений и приватизированного жилья, расположенных на территории городского округа Кинель, не имеет. Право на приватизацию им не использовано.
По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ г., информация о зарегистрированных правах Клюева С.Н. на имеющиеся у него объекты недвижимости отсутствует.
Постановлением администрации городского округа Кинель Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № Клюеву С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда.
Обращаясь с иском в суд, истец указал, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» он имеет право на внеочередное обеспечение его жилым помещением на условиях договора социального найма после окончания образовательного учреждения и прекращения опеки. Также истцом указано, что согласно ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Поэтому считает, что он относится к категории лиц, не реализовавших принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного Федерального закона.
Вместе с тем суд не может согласиться с приведенными доводами истца и считает, что такого права на обеспечение его жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения у него не имеется по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст. 8 вышеназванного Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещений признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичная норма по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения содержится и законодательстве Самарской области.
Статьей 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения мим полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, установлен статьей 4 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», согласно которой заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, подается в орган местного самоуправления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства в случае отсутствия законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, до достижения ими возраста 18 лет в случае приобретения ими полной дееспособности, если они не были своевременно включены в список. Заявление о включении в список подается заявителями в орган местного самоуправления по месту жительства детей в течение 60 календарных дней со дня достижения ими возраста 14 лет или возникновения после достижения ими возраста 14 лет предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Законом оснований для предоставления указанным лицам жилых помещений.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Как установлено судом, истец возраста 23 лет достиг ДД.ММ.ГГГГ. С момента достижения им возраста совершеннолетия (ДД.ММ.ГГГГ г.) до ДД.ММ.ГГГГ (дата обращения Клюева С.Н. в администрацию городского округа <адрес> с заявлением о предоставлении ему жилья как лицу, имеющему статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) истец ни разу не обратился в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении их жилыми помещениями.
Жилищный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1983 г.) в статьей 37 также предусматривал право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление им вне очереди жилого помещения.
Данная норма сохранялась и в ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ).
Однако и в указанные периоды времени истец Клюев С.Н. не обратился в компетентный орган с письменным заявлением о включении его в соответствующий список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением на льготных условиях.
Каких-либо доказательств уважительности причин пропуска срока для такого обращения истец суду не предоставил.
Ссылка истца на ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, является несостоятельной, поскольку положения вышеуказанных правовых норм распространяются на лиц из числа указанной категории граждан, которые в установленном законом порядке в возрасте до 23 лет подали в орган местного самоуправления письменное заявление о предоставлении им жилого помещения, это заявление было принято уполномоченным органом и заинтересованное лицо было включено в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Однако истец с таким заявлением в период, когда он находился в возрасте от 18 до 23 лет, в уполномоченный орган не обращался, а по достижении возраста 23 лет утратил соответствующий статус. В связи с этим права на обеспечение его жилым помещением по основаниям, предусмотренным ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в настоящее время он не имеет.
В связи с этим постановление администрации городского округа Кинель Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе включения Клюева С.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда» является законным и не нарушающим прав истца.
В силу чего у суда не имеется оснований для удовлетворения иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Клюева ФИО9 обязать администрацию городского округа Кинель Самарской области включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда и предоставить ему жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке – отказать.
Решение может быть обжаловано в самарский областной суд через Кинельский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено 26 марта 2014 года.
Судья