Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ. Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Умновой Е. В.,
при секретаре Суровцевой Е. Н.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО2 к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
Установил:
Истец ФИО2 изначально обратился в суд с иском об исключении жилого помещения из состава служебного жилищного фонда и заключении договора социального найма к ответчику Департаменту управления имуществом г.о. Самара.
В обоснование своих требований указал, что зарегистрирован и проживает в комнате площадью 18,2 кв.м., находящейся в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>. Указанная комната предоставлена его матери - ФИО1, в связи с ее трудовой деятельностью в должности дворника на заводе «<данные изъяты> которая зарегистрирована по указанному адресу ДД.ММ.ГГГГ., а истец ФИО2 вписан в форму № матери с ДД.ММ.ГГГГ. Мать истца ФИО1 отработала на заводе «Прогресс» в должности дворника с <данные изъяты>.
ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ. и после ее смерти каких-либо документов, подтверждающих основания предоставления указанной жилой комнаты, у истца не имеется. При обращении к руководству завода «Прогресс», истцом получен ответ о том, что данные документы хранятся не более 25 лет, также данные документы отсутствуют в Департаменте управления имуществом г.о. Самара, в предоставлении указанных сведений из <адрес> истцу отказано.
ФИО2 указал, что две другие комнаты в указанной квартире принадлежат третьим лицам, в настоящее время статуса служебного помещения не имеют. При его обращении к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма спорного жилого помещения площадью 18,2 кв.м. Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал в заключении с истцом договора социального найма, по причине отнесения спорной комнаты к служебному помещению. Истец считает данное решение ответчика незаконным, поскольку спорная комната предоставлена работодателем в связи с трудовыми отношениями его матери ФИО1, которая отработала у данного работодателя 12 лет 6 мес.
На основании изложенного, истец ФИО4 просил обязать ответчика Департамент управления имуществом г.о. Самара исключить жилую комнату площадью 18,2 кв., находящуюся в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>, из специализированного жилищного фонда и заключить с истцом договор социального найма указанного жилого помещения.
В ходе судебного разбирательства истец изменил исковые требования, учитывая, что спорное жилое помещение передано заводом «Прогресс» в муниципальную собственность, по мнению истца, данные обстоятельства свидетельствуют об изменении статуса жилого помещения с «специализированного жилищного фонда» на статус «муниципального жилищного фонда», которое в свою очередь подлежит передаче по договору социального найма. Учитывая, что истец право на приватизацию на территории <адрес> не использовал, просил признать за ФИО2 право собственности на комнату площадью 18,2 кв.м., в трехкомнатной квартире, общей площадью 74,5 кв.м. по адресу: <адрес>.
Представитель истца по доверенности ФИО6 в судебном заседании уточнил исковые требования в части определения доли в праве общей долевой собственности согласно техническому заключению, просил признать за истцом ФИО2 право собственности на 182/516 доли в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 74,50 кв.м., жилой площадью 51,60 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, что соответствует жилой комнате 18,2 кв.м. в порядке приватизации. Просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, представил письменные возражения на иск с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители третьих лиц АО «РКЦ Прогресс», Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, сведения о причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Закрепленное на основе международно-правовых актов конституционное право каждого на жилище (ст.40 Конституции РФ) заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением, занимаемым лицом на законных основаниях, содействии государства в самостоятельном улучшении гражданами своих жилищных условий.
В соответствии со ст.213 ГК РФ в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам.
В соответствии с п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993г. № «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений, на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
В силу ст. 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" гражданам предоставляется возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз.
Согласно ст. 8 Федерального Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в РФ», в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Из материалов дела следует, что согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ. МП г.о. Самара жилая комната площадью 18,20 кв.м. в трехкомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, имеет статус «служебное». Нанимателем указанного жилого помещения являлась ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ., зарегистрированная в комнате с 26.12.1989г. и снятая с регистрационного учета 25.08.2017г. в связи со смертью. Ее сын (истец по делу) ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., вписан в Форму № матери (нанимателя спорного жилого помещения) ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время имеет регистрацию по месту жительству по адресу спорного жилого помещения (л.д. 6).
Из содержания искового заявления, пояснений представителя истца, следует, что спорная комната предоставлена матери истца ФИО1 и членам ее семьи в связи с трудовыми отношениями с заводом «Прогресс», что подтверждается копией трудовой книжки на имя ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.11).
ДД.ММ.ГГГГ. умерла мать истца ФИО1, наниматель спорного жилого помещения, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 8).
Из технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ., подготовленного АО «<данные изъяты> следует, что в трехкомнатной коммунальной квартире общей площадью 74,50 кв.м., жилой площадью 51,60 кв.м. по адресу: <адрес>, истец ФИО2 занимает жилую комнату площадью 18,2 кв.м. (л.д. 12-15).
Истец ФИО2 надлежащим образом исполняет обязанности члена семьи нанимателя ФИО1, а именно своевременно оплачивает коммунальные услуги, что подтверждается лицевым счетом № на имя ФИО1 (л.д. 7).
Согласно выпискам из реестра ДД.ММ.ГГГГ. Департамента управления имуществом г.о. Самара установлено, что одна комната в коммунальной <адрес>, является муниципальной собственностью и включена в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ. за номером № на основании Постановления Губернатора Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 16-17).
Согласно сведениям из <данные изъяты>» истец ФИО2 право на приватизацию на территории Самары и Волжского района не использовал (л.д. 22).
В соответствии с уведомлениями из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 33) ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., какого-либо недвижимого имущества на территории <адрес> не имеет.
Истец ФИО2 с целью реализации права на бесплатную приватизацию занимаемого им жилого помещения, обратился в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением об исключении жилого помещения из состава специализированного служебного фонда и заключении с ним договора социального найма. Ответом № от ДД.ММ.ГГГГ. Департамент управления г.о. Самара отказал в исключении жилого помещения, расположенного в коммунальной <адрес>, поскольку данное помещение относится к специализированному жилищному фонду и длительное проживание в нем ФИО2 не является основанием для его исключения из указанного жилищного фонда (л.д. 21).
Между тем, суд приходит к выводу, что данный отказ Департамента управления имуществом г.о. Самара необоснован и противоречит следующим нормам закона.
В соответствии со ст.92 ЖК РФ служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Согласно ст.7 ФЗ от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших и государственным и муниципальным предприятиям, либо переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст. 4 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии с выпиской из реестра № от ДД.ММ.ГГГГ. Департамента управления имуществом г. о. Самара, комната в коммунальной <адрес> является муниципальной собственностью г.о. Самара, включена в реестр муниципального имущества с ДД.ММ.ГГГГ. за номером № на основании Постановления Губернатора Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения о принятии решения новым собственником о передаче спорного жилого помещения в специализированный жилищный фонд после его передачи в муниципальную собственность в материалах дела отсутствуют.
Исходя из положений ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и ДД.ММ.ГГГГ (вопрос 21), разъяснил следующее.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность, предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации. Вышеуказанная позиция также отражена в определении Верховного суда Российской Федерации от 14.05.2013 г. №5-КГ 13-8.
Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду утверждены постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года N 42. Согласно п. п. 12, 14 указанных Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
В силу ст. 106 ЖК РСФСР, с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.
В материалы дела договор найма служебного жилого помещения ответчиком не представлен.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997г. №, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Несоблюдение данной процедуры является основанием для применения в отношении таких помещений правил, предусмотренных для жилых помещений, занимаемых по договору социального найма. Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации ".
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В ходе рассмотрения дела ответчиком не представлено суду допустимых доказательств того, что спорному жилому помещению, после передачи его в муниципальную собственность был присвоен статус служебного и жилое помещение зарегистрировано в качестве служебного в установленном законом порядке.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что статус служебного жилья спорный объект недвижимости утратил в силу закона и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, что дает истцу основание для приобретения права собственности в порядке приватизации.
При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению истцом прав нанимателя по договору социального найма, поскольку их реализация, в соответствии с законом не ставится в зависимость от оформления уполномоченными органами или должностными лицами указанного документа.
По изложенным основаниям, суд оставляет без внимания доводы Департамента управления имуществом г.о. Самара, изложенные в возражениях на иск.
В силу п.п.6 п.1 ст. 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
В соответствии с трудовой книжкой на имя матери истца ФИО1 следует, что ФИО1 проработала на заводе «<данные изъяты>», предоставившем ей спорное жилое помещение, более 12 лет. С момента окончания трудовых отношений и до настоящего времени жилое помещение из пользования члена семьи нанимателя - сына (истца по делу) ФИО2 не истребовано, он продолжает проживать в спорном жилом помещении, имеет по указанному адресу постоянную регистрацию по месту жительства, а не временную регистрацию по месту пребывания.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от 24.08.1993г. «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указано, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в собственность проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как этим правом граждан наделила статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В соответствии с ч.2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
В соответствии с выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. сведения о зарегистрированных правах на комнату площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес> (л.д. 34) отсутствуют. Таким образом, из материалов дела усматривается, что прав иных лиц на спорное жилое помещение не зарегистрировано.
Согласно техническому заключению АО <данные изъяты>, жилая комната площадью 18,2 кв.м. в квартире общей площадью 74,50 кв.м., жилой площадью 51,60 кв.м. по адресу: <адрес>, занимаемая истцом ФИО2, соответствует 182/516 доли в праве общей долевой собственности на указанный объект недвижимости.
Принимая во внимание, что истец, проживавший в спорном жилом помещении на момент передачи его в муниципальную собственность г.о. Самара, приобрел право пользования им на условиях договора социального найма, и в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» имеет право приобрести его в собственность в порядке приватизации, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО2 законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Признать за ФИО2 право собственности на 182/516 доли в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 74,50 кв. м., жилой площадью 51,60 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, что соответствует жилой комнате площадью 18,2 кв.м., в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: подпись Е.В. Умнова
Копия верна: Судья: Секретарь: