РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 марта 2017 года г. Минеральные Воды
Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Белозер О.М.,
при секретаре судебного заседания Цехиной И.Ю.,
с участием: представителя истца Селиверстовой Л.И. по доверенности Селиверстова В.В., представителя ответчика Минераловодского филиала ГУП СК «Крайтеплоэнерго» Кнотько Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Минераловодского городского суда гражданское дело по иску Селиверстовой Л.И. к ГУП СК «Крайтеплоэнерго» о признании незаконными действий по начислению оплаты за коммунальные услуги, об обязании произвести перерасчёт,
У С Т А Н О В И Л:
В Минераловодский городской суд поступило исковое заявление Селиверстовой Л.И. к ГУП СК «Крайтеплоэнерго» о признании незаконными действий по начислению оплаты за коммунальные услуги, об обязании произвести перерасчёт.
В обоснование исковых требований указано, что она является собственником жилого помещения .............. площадью 78,7 кв.м, в многоквартирном .............., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности.
Ответчиком нарушены условия договора централизованного горячего водоснабжения в части порядка расчетов, а именно - пункта 5.1, предусматривающего, что «объем поставленной Потребителю горячей воды в жилое помещение и на общедомовые нужды за расчетный период определяется Теплоснабжающей организацией исходя из показаний общедомового прибора учета горячей воды (при его отсутствии - по нормативам потребления горячей воды) с учетом показаний ИПУ горячей воды...».
Исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению для собственников и пользователей помещений многоквартирного жилого .............. является ГУП СК «Крайтеплоэнерго» в лице Минераловодского филиала.
Многоквартирный дом, в котором она проживает, оборудован узлами учета потребления горячей воды на вводе № 1 и вводе № 2. При наличии узлов учета, расчет горячей воды, потребленной на общедомовые нужды, производится в соответствии с п. 44 Правил 354 и формул, определенных Приложением № 2 к этим Правилам.
В формулах задействованы следующие величины:
суммарное потребление горячей воды по всем вводам (общедомовым приборам учета, далее - ОДПУ) в дом, что должно быть отражено в Актах снятия показаний ОДПУ,
суммарное потребление горячей воды на личные бытовые нужды граждан всеми собственниками помещений дома,
площадь всех помещений дома, находящихся в собственности граждан,
площадь каждого помещения дома, находящегося в собственности каждого гражданина,
стоимость 1 куб. м. горячей воды.
При расчете задолженности, по указанным формулам Ответчик нарушил основные положения Правил коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя (Постановление правительства РФ № 1034 от 18.09.2013 г.) и Правил - 354. Все указанные выше величины, за исключением площади квартиры Истца по настоящему иску, были рассчитаны Ответчиком неверно, в результате, чего, сумма ее задолженности была многократно завышена.
Нарушения, допущенные Ответчиком, при расчете ее задолженности:
Во исполнение Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении...» в многоквартирном жилом доме были установлены узлы учета тепловой энергии. Технические условия на установку узлов учета, Проект и Акты первичного допуска узлов учета Ответчиком ей предоставлены. Но, все эти документы исполнены с нарушениями требований действующего законодательства и не могут быть приняты в эксплуатацию по следующим основаниям:
А) отсутствие подписей представителя потребителей в указанных выше Актах первичного допуска в эксплуатацию ОДПУ.
Порядок ввода общедомовых приборов учета в эксплуатацию законодательно закреплен по ГВС и тепловой энергии в п. 7 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пункты 61-73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждены постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034. Указанные документы обязывают ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществлять комиссией в следующем составе:
а) представитель теплоснабжающей организации;
б) представитель потребителя;
в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.
Установка ОДПУ является увеличением структуры общего имущества МКД и относится к работам по капитальному ремонту (п. п. «б» ст. 3 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ»). И эти документы требуют обязательное наличие подписей представителя потребителя в Актах приема выполненных работ по установке узла учета в МКД.
Б) Порядок установки узла учета в МКД определен Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034. Ст. 40 - 44, 62-72 этих Правил обязывает подготовить технические условия и проект на установку ОДПУ,
« 40. Технические условия содержат:
а) наименование и местонахождение потребителя;
б) данные о тепловых нагрузках по каждому их виду;
в) расчетные параметры теплоносителя в точке поставки;
г) температурный график подачи теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха;
д) требования в отношении обеспечения возможности подключения узла учета к системе дистанционного съема показаний прибора учета с использованием стандартных промышленных протоколов и интерфейсов, за исключением требований к установке средств связи, если теплоснабжающая организация использует или планирует использовать такие средства;
е) рекомендации, касающиеся средств измерений, устанавливаемых на узле учета (теплоснабжающая организация не вправе навязывать потребителю конкретные типы приборов учета, но в целях унификации и возможности организации дистанционного сбора информации с узла учета она вправе давать рекомендации)».
Теплоснабжающая организация обязана выдать технические условия на установку прибора учета в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса потребителя.
В случае если в указанный срок теплоснабжающая организация не выдаст технические условия или выдаст технические условия, не содержащие сведений, установленных настоящими Правилами, потребитель вправе самостоятельно разработать проект узла учета и осуществить установку прибора учета в соответствии с настоящими Правилами, о чем он обязан уведомить теплоснабжающую организацию.
При наличии вентиляционной и технологической тепловой нагрузки к техническим условиям прилагаются график работы и расчет мощности теплопотребляющих установок.
Проект узла учета содержит:
а) копию договора теплоснабжения с приложением актов разграничения балансовой принадлежности и сведения о расчетных нагрузках для действующих объектов. Для вновь вводимых в эксплуатацию объектов прилагаются сведения о проектных нагрузках или условиях подключения;
б) план подключения потребителя к тепловой сети;
в) принципиальную схему теплового пункта с узлом учета;
г) план теплового пункта с указанием мест установки датчиков, размещения приборов учета и схемы кабельных проводок;
д) электрические и монтажные схемы подключения приборов учета;
е) настроечную базу данных, вводимую в тепловычислитель (в том числе при переходе на летний и зимний режимы работы);
ж) схему пломбирования средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета, в соответствии с пунктом 71 настоящих Правил;
з) формулы расчета тепловой энергии, теплоносителя;
и) расход теплоносителя по теплопотребляющим установкам по часам суток в зимний и летний периоды;
к) для узлов учета в зданиях (дополнительно) - таблицу суточных и месячных расходов тепловой энергии по теплопотребляющим установкам;
л) формы отчетных ведомостей показаний приборов учета;
м) монтажные схемы установки расходомеров, датчиков температуры и датчиков давления;
н) спецификацию применяемого оборудования и материалов.
.............. оборудован двумя узлами учета по количеству вводов. По каждому вводу должны быть технические условия (далее - Т.У.) и проекты. Ответчик предоставил мне только одну (первую) страницу Технических условий на оба ввода. Из этой страницы следует, что заказчик Т.У. ООО «ЭМП» заявку на исполнение Т.У. подал неизвестно кому (исполнитель не указан) 24.12.2009 г., а уже 25.12.2009 года Технические условия были предоставлены заказчику. Технические условия не согласованы с водоканалом, не содержат в себе и половины условий, оговоренных в Правилах 1034 (ст. 40), они не подписаны, отсутствует печать исполнителя этих условий.
Заказчиком Проекта является ООО «ЭМП», дата подачи заявки и дата исполнения Проекта не указаны. Исполнитель Проекта ООО «Электромонтаж» г. Владикавказ. Из 14 требований, указанных в статье 44, исполнено только 4. Проект никем не подписан, нет печати и предоставлен мне отдельными не сшитыми листами.
Пунктами 72 - 73 Правил № 1034 предусмотрено, что в случае выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Таким образом, он считает, что общедомовые приборы учета в доме, установленные без разрешительной и технической документации (Технических условий и Проекта), не могут быть приняты в эксплуатацию с первого дня их установки.
В данном случае расчет горячей воды, потребленной на ОДН, должен быть произведен по нормативам, в соответствии со ст. 48 Правил 354.
До 01.01.2015 года Ответчик учитывает объемы горячей воды, потребленные на общедомовые нужды, и выставляет ее стоимость по каждому вводу отдельно. Расчет моей задолженности Ответчик производит по вводу № 1.
Такой учет потребленных коммунальных ресурсов недопустим по следующим основаниям:
- ст. 110 «Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» (далее - Правила Учета), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 г. № 1034 обязывает Истца - «Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставленных источником тепловой энергии, в целях их коммерческого учета определяется как сумма количеств тепловой энергии, теплоносителя по каждому трубопроводу (подающему, обратному и подниточному)».
т. 44 Правил 354 - «Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 Приложения .............. к настоящим Правилам 354». А формула 10 включает в себя площадь всех помещений многоквартирного дома.
Указанные требования законодательства Ответчик позже признал, и с 2015 года расчеты стал производить в целом за весь дом.
Таким образом, коммерческий учет потребленной горячей воды на общедомовые нужды в .............. в период до 01.01.2015 г. произведен с нарушением указанных положений Закона. Такой учет объемов горячей воды, потребленной по дому в целом и Истцу, в том числе, не может быть достоверным, и не может быть принят к расчетам.
В расчетах Ответчика неверно указана общая площадь дома. Она занижена на 238 кв. м. А, поскольку эта площадь включена в формулу по расчету стоимости горячей воды на каждого собственника помещений (п. 44 Правил 354), расчет моей задолженности не соответствует действительности и не может быть принят к оплате.
11575,7 кв. м. - общая площадь дома, по которой Ответчик производил расчет задолженности,
11596,5 кв. м. - общая площадь дома, указанная Ответчиком в предоставленной им справке (10415,8 кв. м. жилая + 1180,7 кв. м. нежилая),
11813,9 кв. м. - общая площадь дома, указанная в справке, предоставленной ООО «ЖЭК - 1» (Управляющей компанией),
-11815,0 кв.м.- общая площадь дома, указанная в справке Минераловодского филиала ГУП СК «Ставкрайимущество» - «БКИ» от 08.07.2015 г. № 622 ( 10612,8 кв. м. жилая + 1202,2 кв. м. нежилая).
В расчетах Ответчика неверно указана площадь помещений, оборудованных индивидуальными системами отопления. В связи с этим общая площадь помещений дома на вводе № 1 занижена на, почти, 200 кв. м. А, поскольку, эта площадь включена в формулу по расчету стоимости горячей воды на каждого собственника (п. 44 Правил 354), расчет ее задолженности не соответствует действительности и не может быть принят к оплате.
Из «Расчета начисления и оплаты по л/с 8564», предоставленного Ответчиком, следует, что в ноябре 2013 года общая площадь помещений по вводу № 1 была увеличена на 82,8 кв. м. в связи с включением в расчеты площадей квартир с индивидуальным отоплением. Но:
площадь квартир с индивидуальным отоплением должна была быть включена в общую площадь дома с первого дня действия Правил 354 (ст. 44 Правил 354),
из справки, предоставленной Ответчиком по квартирам оборудованным индивидуальными системами отопления и датой установки этого оборудования, следует, что на указанную дату, ноябрь 2013 г., площадь квартир с индивидуальным отоплением по вводу № 1, а это квартиры № 1, 56, 59, 60, 103, 159, 163 составила не 82, 5 кв. м., как указано в расчетах, а 278,3 кв. м.
Данный факт свидетельствует о том, что площадь помещений на вводе № 1 значительно занижена. Документального подтверждения площади помещений отдельно по каждому вводу истец не предоставил.
В расчетах Ответчика неверно указаны объемы горячей воды, потребленные в целом по дому и учтенные ОДПУ. Эти объемы завышены. Из этого следует, что задолженность ответчика по расчетам истца так же завышена. Это подтверждается:
А) Данные нарушения подтверждаются предоставленной Ответчиком «Справкой об объемах коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям Общедомового прибора учета с распределением на индивидуальное потребление и общедомовые нужды».
В расчетах по графам «разница по ОДПУ» и «количество куб. м. по ОДНУ за расчетный период» допущены математические ошибки. Так, например, за период с 01.05. по 31.05.2014 года при вычитании числа 1167,508 от числа 1499,498 Ответчик получает результат 500,5. Правильный ответ-331,998. В результате за май 2014 года объем горячей воды, учтенный общедомовым прибором учета составил 331,998 куб.м., а на оплату собственникам помещений выставлено 500,5 куб. м. Превышение составило 168,51 куб. м. Такие же ошибки в расчетах допущены и в декабре 2014 г., в декабре 2015 г., в январе 2016 г.
В расчетах по графам «разница по ОДПУ» и «количество куб. м. по ОДПУ за расчетный период» из 34 месяцев искового периода (с учетом применения срока исковой давности), показания общедомовых приборов учета за 9 месяцев отсутствуют. В эти расчетные периоды истец производит учет потребленной горячей воды по вводу № 1 (до 01.01.2015 г.) и вводам № 1 и 2 ( с 01.01.2015 г.) в соответствии с п. 59 Правил 354.
Указанный пункт 59 никакого отношения к учету потребления горячей воды всем домом в целом не имеет. Этим пунктом законодатель определяет порядок учета горячей воды потребленной отдельной квартирой или помещением при отсутствии или поломки индивидуально прибора учета в этой квартире (помещении).
При отсутствии показаний общедомового прибора учета Ответчик обязан производить расчет потребления горячей воды на общедомовые нужды в соответствии с п. 48 Правил 354.
П. 48. «При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии с формулами 10 и 15 приложения № 2 к настоящим Правилам.». Из Приложения № 2 к Правилам 354 следует:
«17. Приходящийся на i-e жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:
Viодн5 = Nодн х Sои х Si/Sоб
где:
Nодн - норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306;
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При определении приходящегося на i-e жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам;
Si - общая площадь 1-гo жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июня 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года ..............».
Таким образом, расчет горячей воды, потребленной на общедомовые нужды при отсутствии или неисправности общедомового прибора учета, должен быть произведен по нормативам потребления горячей воды на ОДН.
Решением Региональной тарифной комиссии СК, такой норматив в Ставропольском крае составляет 0,029 куб. м. на 1 кв. м. площади мест общего пользования МКД. Из справки Ответчика площадь мест общего пользования в доме составляет 1146,7 кв. м. А рассчитанный объем горячей воды, потребленной на ОДН по дому в целом, ежемесячно должен составить:
0,029 куб. м. X 1146,7 кв. м.= 33,6 куб. м.
Б). Данные нарушения подтверждаются предоставленной Ответчиком «Справкой об объемах коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по индивидуальным приборам учета или расчетным способом жилых и нежилых помещений и по нормативам потребления».
При учете суммарного потребления горячей воды на личные бытовые нужды граждан собственниками всех помещений дома помесячно Ответчик не учитывает в каждом расчетном периоде горячую воду, потребленную несколькими квартирами (в среднем 6-8 квартир). Все эти квартиры не оборудованы индивидуальными системами отопления.
Так, например, в марте 2016 г. объемы горячей воды, потребленные собственниками квартир № 11, 21, 81, 84, 129, 146, 149 не были Ответчиком учтены в суммарном объеме горячей воды по дому в целом. А это значит, что вода, потребленная собственниками этих квартир, напрямую шла в общедомовые нужды и выставлялась на оплату повторно.
В апреле 2015 года неучтенные квартиры № ............... И так все месяцы искового периода.
Квартира .............. площадью 75 кв. м. и числом проживающих 4 чел. не учтена во всех месяцах искового периода. За этот период только одна кв. № .............. могла потребить до 250 куб. м. горячей воды, которые оказались неучтенными.
В). Ее ходатайство о предоставлении суду копии Актов снятия показаний ОДНУ по объемам горячей воды Ответчиком не было исполнено. В соответствии со п. е), ст. 31 Правил 354 показания ОДНУ снимаются ежемесячно в одно и то же время суток в период с 23 по 25 числа каждого месяца с составлением Актов снятия показаний ОДПУ. в указанных актах и электронных распечатках показаний ОДНУ фиксируется дата 23-25 число, а в предоставленной Ответчиком справке «Справка об объемах коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям Общедомового прибора учета с распределением на индивидуальное потребление и общедомовые нужды» дата снятия показаний указана первое число каждого месяца.
Таким образом, к расчетам на оплату горячей воды. Ответчик использует иные объемы горячей воды, чем учтенные в Актах снятия показаний ОДНУ.
Стоимость горячей воды, потребленной собственниками помещений дома на личные бытовые и общедомовые нужды в летнее время 2013 - 2014 годов была Ответчиком значительно завышена. Стоимость горячей воды в этот период рассчитана Ответчиком по зимней температуре холодной воды. Подтверждением этому служат электронные распечатки показаний ОДПУ, в которых указана температура холодной воды 5о С. (зимнего периода) за все летние месяцы. В летние месяцы температура холодной воды должна учитываться в 15о С. Эту температуру Ответчик начал учитывать с 2015 года. Данный факт способствовал неправомерному увеличению стоимости горячей воды в неотопительный период 2013-2014 годов на сумму до 100 рублей за 1 куб.м.
Таким образом, она считает, что действия ГУП СК «Крайтеплоэнерго» по несоблюдению требований а) «Постановления Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», б) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, предусматривающих обязанность энергоснабжающей организации осуществлять учет потребленного коммунального ресурса по правилам и формулам, определенным федеральным законодательством, являются незаконными, а начисленная сумма за горячее водоснабжение на общедомовые нужды - не достоверной.
В указанном случае, с учётом вышеуказанных нарушений, расчёт объёма горячей воды, потребленной на общедомовые нужды и её стоимость в исковом периоде должны определяться в соответствии со ст. 48 Правил 354 - по нормативу.
Предоставляю суду свои расчёты задолженности, которые немедленно готова оплатить. Расчёты произведены за период (с учётом применения сроков исковой давности) с 15 сентября 2013 г. по 31 июля 2016 г.
С учетом уточненных исковых требований и частичного отказа от иска просит суд:
Признать расчеты объемов горячей воды, потребленной на общедомовые нужды и учтенные по общедомовому прибору учета за период с 01.01.2013 г. по настоящее время недостоверными.
Признать расчеты объемов и стоимости горячей воды, потребленной на общедомовые нужды по каждому вводу отдельно в период 2013 – 2014 года не соответствующими действующему законодательству.
Обязать ГУП СК «Крайтеплоэнерго» произвести перерасчет объемов и стоимости горячей воды, потребленной на общедомовые нужды за ноябрь 2015 года (т.к. часть ноября месяца была выставлена к оплате по счетчику, а часть по нормативам потребления).
Обязать ГУП СК «Крайтеплоэнерго» произвести перерасчет стоимости горячей воды ненадлежащего качества по ее температуре, потребленной на общедомовые нужды за период с 01.01.2013 г. по настоящее время.
Обязать ГУП СК «Крайтеплоэнерго» произвести перерасчет стоимости горячей воды по температуре холодной воды, неверно установленной в тепловычислитель за летние месяцы 2013-2014 годов,
Обязать ГУП СК «Крайтеплоэнерго» произвести перерасчет стоимости горячей воды, потребленной на общедомовые нужды по уточненной общей площади всех помещений МКД предоставленной ООО «ЖЭК - 1» в соответствии с техническим паспортом дома и равной 11813,9 кв. м.
Взыскать с ГУП СК «Крайтеплоэнерго» в пользу Селиверстовой Л.И. компенсацию морального вреда на сумму 10 000 руб.
Взыскать с ГУП СК «Крайтеплоэнерго» в пользу Селиверстовой Л.И. стоимость услуг по представлению ее интересов в суде Селиверстовым В.В. на сумму 3700 руб.
В судебное заседание истец Селиверстова Л.И., надлежащим образом извещенная судом о дне, времени и месте рассмотрения дела, не явилась, в представленном заявлении просила рассмотреть исковое заявление в ее отсутствие с участием ее представителя по доверенности, исковые требования поддерживает в полном объеме.
По правилам ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствии истца.
В судебном заседании представитель истца Селиверстов В.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным выше.
Представитель ответчика ГУП СК «Крайтеплоэнерго» Кнотько Е.И. в судебном заседании исковые требования истца не признал по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление. Не возражала произвести перерасчёт объёмов и стоимости горячей воды, потреблённой на общедомовые нужды, за ноябрь 2015г, так как часть месяца 2015 года была выставлена к оплате по счётчику, а часть по нормативам потребления.
В представленных возражениях указала, что в части применения при расчетах общедомовых приборов учета горячей воды:
Требования оснащенности многоквартирного дома (далее - МКД) приборами учета сформулированы в ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 261). Согласно части 1 ст. 13 ФЗ № 261 «производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов». В силу ч. 2 ст. 13 ФЗ № 261 расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета, при выходе их из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации расчеты за ресурсы должны осуществляться с применением способов, установленных действующим законодательством РФ. Причем эти способы должны стимулировать покупателей ресурсов устанавливать приборы учета.
В соответствии с ч. 9 ст. и ФЗ № 261, собственники помещений в МКД обязаны обеспечивать соответствие МКД установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявляемых несоответствий. Это значит, что в любой момент времени в доме должны быть общедомовые приборы учета (далее - ОПУ), данные которых используются при расчетах за энергетические ресурсы в соответствии с требованиями законодательства.
Многоквартирный .............. в г. Минеральные Воды в соответствии с техническими условиями оснащен узлами учета тепловой энергии, отдельно на двух вводах тепловой сети в данный МКД. Заказчиком являлась управляющая компания ООО «ЭМП». Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя утверждены и действуют с 18 ноября 2013г.
На момент установки и ввода в эксплуатацию действовали Правила учета тепловой энергии и теплоносителя № ВК-4936 от 12.09.95г. Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя утверждены и действуют с 18 ноября 2013г.
Согласно Раздела 7 указанных Правил были приняты узлы учета горячей воды, установленные в МКД .............. по .............. в ...............
«7. Допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя.
Допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий Акт (Приложение 4). Акт составляется в 2-х экземплярах, один из которых получает представитель потребителя, а второй -представитель энергоснабжающей организации. Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.
Для допуска узла учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить:
принципиальную схему теплового пункта;
проект на узел учета, согласованный с энергоснабжающей организацией;
- паспорта на приборы узла учета;
документы о поверке приборов узла учета с действующим клеймом госповерителя;
технологические схемы узла учета, согласованные с Госстандартом (это требование относится только к приборам, измеряющим массу или объем теплоносителя методом переменного перепада давления);
Акт о соответствии монтажа требованиям Правил измерения расхода газов и жидкостей стандартными сужающими устройствами РД 50-213-80 (это требование относится только к приборам, измеряющим расход теплоносителя методом переменного перепада давления);
смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя.
При допуске узла учета в эксплуатацию должны быть проверены:
соответствие заводских номеров на приборы учета указанным в их паспортах;
соответствие диапазонов измерений устанавливаемых приборов учета диапазонам измеряемых параметров;
качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям паспортов и проектной документации;
наличие пломб.
В случае выявления несоответствия требованиям настоящих Правил узел учета в эксплуатацию не допускается и в Акте приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов Правил, положения которых нарушены.
При допуске в эксплуатацию узла учета потребителя (после получения Акта (Приложение 4), представитель энергоснабжающей организации пломбирует приборы узла учета тепловой энергии и теплоносителя.
Узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания Акта о его приемке в эксплуатацию.
Вызов потребителем представителя энергоснабжающей организации для оформления допуска узла учета осуществляется не менее, чем за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета, а решение о допуске в эксплуатацию должно быть принято не позднее, чем через 10 дней с момента подачи заявки потребителем. Представителем потребителя являлась Управляющая компания ООО «ЭМП»»
После проведения монтажных работ были составлены Акты допуска приборов учета в эксплуатацию. Однако до января 2013г. установленные узлы учета на горячую воду, не использовались как коммерческие, поскольку Минераловодский филиал ГУП СК «Крайтеплоэнерго» до 1 января 2013 года не предоставлял услугу по горячему водоснабжению, а являлся исполнителем относительно коммунальной услуги отопления и ресурсоснабжающей организацией относительно коммунальной услуги горячего водоснабжения в части поставки тепловой энергии для приготовления горячей воды.
С 1 января 2013 года, в связи с установлением двухкомпонентных тарифов на горячую воду изменился порядок расчетов за горячее водоснабжение. При этом Теплоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги горячего водоснабжения. Таким образом, с 1 января 2013г в платежном документе, направляемом потребителю, отдельно выделены сумма к оплате за коммунальные услуги, предоставленные непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и сумма к оплате за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
Актом допуска к расчетам установленных общедомовых приборов учета является «Акты первичного допуска в эксплуатацию узла учета горячей воды» от 23.01.2013г подписанный представителями Минераловодского «Водоканала», Минераловодским филиалом ГУП СК «Крайтеплоэнерго», обслуживающей организацией ООО «ЖЭК №1» и ответственным представителем потребителя. Ответчик считает общедомовой прибор учета допущенным в эксплуатацию надлежащим образом. Соответственно, доводы истца о недостоверности расчетов объемов горячей воды с использованием общедомовых приборов учета не подлежат рассмотрению. В связи с этим же не имеют смысла и рассуждения о том, что в случае наличия в МКД прибора учета не соответствующего установленным нормам и правилам расчет необходимо производить по нормативу потребления в соответствии с п. 48 Правил № 354.
В части неправомерных расчетов за горячее водоснабжение с учетом площади только одного ввода. Истец противоречит сам себе, указывая в качестве подтверждения своей позиции относительно начислений отдельно по каждому из вводов решение Минераловодского городского суда от 08.08.2016 г. по делу № 2-2560/2016. Данным решением в частности, суд установил порядок учета коммунальной услуги - горячее водоснабжение, а именно, то, что в рассматриваемом споре «правовое значение имеют приборы учета, установленные на первом вводе, к которому имеет отношение квартира ответчика» (абз. 9 стр. 6 решения Минераловодского городского суда от 08.08.2016 г. по делу № 2-2560/2016г.). Приводя в обоснование своей позиции решение суда, невозможно соглашаться только с частью мотивов, в соответствии с которыми оно вынесено, то есть невозможно соглашаться с неправомерностью одного (не проведение перерасчетов) и забывать о том, что оно вынесено на основании другого установленного факта (расчет по каждому из вводов отдельно).
В части недостоверности снятия показаний с общедомовых приборов учета.
Показания с ОДПУ снимаются ежемесячно с 23 по 26 число каждого месяца. Истцу письмом от 11.10.2016 года за исх. № 15-2734/07 были направлены разъяснения о взаимоотношениях ответчика с управляющей компанией МКД истца, а также предоставлены первичные документы для проведения расчетов за потребленное горячее водоснабжение, в том числе и на общедомовые нужды.
Несогласие истца с формой представленных документов не влечет недействительности их содержания, а, следовательно, и не ведет к недействительности выполненных в соответствии с ними расчетов.
В части проведения перерасчетов за предоставление услуг ненадлежащего качества.
В соответствии с СанПиН 2.1.4.2496-09 и п. 5 Приложения 1 к Правилам № 354, температура горячей воды в точке водоразбора должна быть не ниже 60 °С. Данное требование к температуре горячей воды возникло с вступлением в силу Правил № 354, т. е. с 01.09.2012 г. Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании составляет:
в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °С;
в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °С.
Следовательно, среднесуточная и среднемесячная температура горячей воды с учетом допустимых отклонений составляет:
(60-5)*5 + (60-3)М9=56.6о С.
24
Решением Верховного Суда РФ от 31.05.2013 N АКПИ13-394 пункт 5 приложения N 1 признан недействующим в той мере, в которой данная норма допускает ее применение в случаях, не связанных с условиями и порядком изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества, т.е. допустимых отклонений в подачи температуры горячей воды, с 01.06.2013г. Правилами 354 не предусматривается.
В соответствии с п. 5 Приложения № 1 к Правилам № 354, «за каждые 3 °С отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период».
В соответствии с п. 101 и Приложением 1 к Правилам № 354 перерасчет размера платы за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества выполняется по формуле, где учитываются:
- величина снижения размера платы (корректировки) за на горячее водоснабжение.
- размер платы за горячее водоснабжение за расчетный период, руб.;
- общая продолжительность расчетного периода, дней;
- продолжительность предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качествами расчетном периоде, дней;
- продолжительность предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в расчетном периоде (п. 4 Приложения 1 к Правил № 354), часов;
- отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от допустимого, кратное 3 °С (п. 5 Приложения 1 к Правилам № 354).
Показатели качества горячей воды, за которые несет ответственность Минераловодский филиал ГУП СК «Крайтеплоэнерго», определяются на границе эксплуатационной ответственности сторон, т.е. в месте соединения общедомового прибора учета с инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. По показаниям данного прибора можно судить о нарушениях качества предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения. В соответствии с п. 111 Правил № 354 перерасчет размера платы за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества, осуществляется на основании «Акта проверки факта нарушения качества коммунальной услуги», либо когда дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги были зафиксированы коллективным (общедомовым) прибором учета. Так как до того как ответчик обратился в мировой суд за взысканием с Селиверстовой Л.И. задолженности за горячее водоснабжение на общедомовые нужды, в адрес ГУП СК «Крайтеплоэнерго» с заявлениями о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а равно о составлении актов, подтверждающих такие нарушения не обращалась.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ «Обязанность доказывания» - Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
То есть истцом должен быть выполнен контррасчет по снижению оплаты ввиду предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества на основании имеющихся доказательств, в том числе полученных и у ответчика.
Приложенный к исковому заявлению расчет задолженности Селиверстовой Л.И. (с применением норматива потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды) не может служить основанием для перерасчета, так как учет горячего водоснабжения в МКД .............. по .............. осуществляется на основании показаний общедомовых приборов учета.
В части взыскания морального вреда и оплату услуг адвоката.
Так как порядок проведения расчетов соответствует действующему законодательству, ответчик считает безосновательным требования истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. В соответствии со ст. 151 ГК РФ под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями, посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага (жизнь, здоровье).
Статья 56 ГПК РФ, часть 1 обязывает каждую сторону в гражданском деле доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Истцом не приведены доказательства в обоснование морального вреда. Согласно п.п. 5, 6, ч. 2, ст. 131 ГПК РФ «в исковом заявлении должны быть указаны обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;.. . расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм». Расчет суммы возмещения морального вреда в исковом заявлении отсутствует, однако указан денежный эквивалент нравственных и физических страдания - 10 000 руб. В соответствии же со ст. ст. 151, 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом.
Также, у ответчика вызывают сомнения оплата услуг адвоката в размере 3 700 руб., заявленная истцом.. Квитанция к приходному кассовому ордеру № 252 от 26.09.2016 г. кроме фразы «представление интересов» не содержит никаких данных об адвокате, оказавшем услуги, принадлежности оказанных услуг именно к рассматриваемому гражданскому делу, отсутствует договор или соглашение между истцом и адвокатом об оказании услуг. К тому же интересы истца представляет ее муж - Селиверстов В.В., участие которого в процессе сводится к подаче заявлений и ходатайств об отложении рассмотрения дела по тем или иным причинам. Дополнения изменения и расчеты к исковому заявлению выполняются другим представителем истца Емельяновым Г.Ф. на безвозмездной основе.
Таким образом, ответчик считает заявленные требования о возмещении морального вреда и услуг адвоката необоснованными.
Просит суд в исковых требованиях Селиверстовой Л.И. по начислению оплаты за коммунальные услуги, нарушающих права потребителя, о возложении обязанности произвести перерасчет (с учетом уточнения исковых требований от 09.01.2017 г.) отказать в полном объеме.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ст. 46) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предусмотренных Конституцией или законом.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что Селиверстова Л.И. является собственником жилого помещения – .............., площадью 78,7 кв.м., в многоквартирном жилом ...............
В соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354, Минераловодский филиал ГУП СК «Крайтеплоэнерго» предоставлял Селиверстовой Л.И. коммунальные услуги по горячему водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды.
В соответствии с ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ), собственники помещений в МКД обязаны обеспечивать соответствие МКД установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявляемых несоответствий.
В любой момент времени в доме должны быть ОПУ, данные которых используются при расчетах за энергетические ресурсы в соответствии с требованиями законодательства.
Требования оснащенности МКД приборами учета сформулированы в ст.13 ФЗ от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ, согласно которой, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Во исполнение ФЗ от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ, в МКД были установлены узлы учета тепловой энергии, отдельно на два независимых ввода тепловой сети.
Доводы истца о том, что общедомовой прибор учета допущен в эксплуатацию не надлежащим образом, в связи с чем расчеты объемов горячей воды с использованием данных общедомовых приборов учета не достоверны, не обоснованы по следующим основаниям.
Многоквартирный .............. в .............. в соответствии с техническими условиями оснащен узлами учета тепловой энергии, отдельно на двух вводах тепловой сети в данный МКД.
Заказчиком технических условий являлась управляющая компания ООО «ЭМП».
В соответствии с разделом 7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя № ВК-4936 от 12.09.95г.
представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий Акт (Приложение 4). Акт составляется в 2-х экземплярах, один из которых получает представитель потребителя, а второй -представитель энергоснабжающей организации. Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.
Для допуска узла учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить:
принципиальную схему теплового пункта;
проект на узел учета, согласованный с энергоснабжающей организацией;
- паспорта на приборы узла учета;
документы о поверке приборов узла учета с действующим клеймом госповерителя;
технологические схемы узла учета, согласованные с Госстандартом (это требование относится только к приборам, измеряющим массу или объем теплоносителя методом переменного перепада давления);
Акт о соответствии монтажа требованиям Правил измерения расхода газов и жидкостей стандартными сужающими устройствами РД 50-213-80 (это требование относится только к приборам, измеряющим расход теплоносителя методом переменного перепада давления);
смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя.
При допуске узла учета в эксплуатацию должны быть проверены:
соответствие заводских номеров на приборы учета указанным в их паспортах;
соответствие диапазонов измерений устанавливаемых приборов учета диапазонам измеряемых параметров;
качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям паспортов и проектной документации;
наличие пломб.
В случае выявления несоответствия требованиям настоящих Правил узел учета в эксплуатацию не допускается и в Акте приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов Правил, положения которых нарушены.
При допуске в эксплуатацию узла учета потребителя (после получения Акта, представитель энергоснабжающей организации пломбирует приборы узла учета тепловой энергии и теплоносителя.
Узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания Акта о его приемке в эксплуатацию.
Вызов потребителем представителя энергоснабжающей организации для оформления допуска узла учета осуществляется не менее, чем за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета, а решение о допуске в эксплуатацию должно быть принято не позднее, чем через 10 дней с момента подачи заявки потребителем.
Представителем потребителя являлась Управляющая компания ООО «ЭМП»»
Согласно Разделу 7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя № ВК-4936 от 12.09.95г. были приняты узлы учета горячей воды, установленные в МКД .............. по .............. в ...............
После проведения монтажных работ были составлены Акты допуска приборов учета в эксплуатацию.
Как установлено в судебном заседании до января 2013г. установленные узлы учета на горячую воду, не использовались как коммерческие, поскольку Минераловодский филиал ГУП СК «Крайтеплоэнерго» до 1 января 2013 года не предоставлял услугу по горячему водоснабжению, а являлся исполнителем относительно коммунальной услуги отопления и ресурсоснабжающей организацией относительно коммунальной услуги горячего водоснабжения в части поставки тепловой энергии для приготовления горячей воды.
С 1 января 2013 года, в связи с установлением двухкомпонентных тарифов на горячую воду изменился порядок расчетов за горячее водоснабжение, непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и на общедомовые нужды.
Актом допуска к расчетам установленных общедомовых приборов учета является «Акты первичного допуска в эксплуатацию узла учета горячей воды» от 23.01.2013г подписанный представителями Минераловодского «Водоканала», Минераловодским филиалом ГУП СК «Крайтеплоэнерго», обслуживающей организацией ООО «ЖЭК №1» и ответственным представителем потребителя.
В связи с чем суд считает необоснованными доводы истца о том, что Технические условия на установку узлов учета, Проект и Акты первичного допуска узлов учета ответчиком исполнены с нарушениями требований действующего законодательства.
Согласно п.44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с указанными Правилами в формулах задействованы следующие величины:
суммарное потребление горячей воды по всем вводам (общедомовым приборам учета, далее - ОДПУ) в дом,
суммарное потребление горячей воды на личные бытовые нужды граждан всеми собственниками помещений дома,
площадь всех помещений дома, находящихся в собственности граждан,
площадь каждого помещения дома, находящегося в собственности каждого гражданина,
стоимость 1 куб. м. горячей воды.
В судебном заседании в качестве свидетеля была допрошена начальник отдела энергосбыта ГУП СК «Крайтеплоэнерго» Б.Е.Н., пояснившая, что она непосредственно производит расчёты за потребляемую тепловую энергию, в том числе и по дому .............. по ............... Май 2014г. показания общедомового прибора учёта и потребление воды – разница при входе и выходе. В мае 2014г. по прибору учёта начисления производились с 06.05.2014г. по показаниям, а с 26.04.2014г. по 06.05.2014г. в соответствии с Правилами 354, так как прибор учёта не работал и расчёт производили по среднемесячному. С 01.08.2015г. по конец ноября 2015г. также производились начисления по среднемесячному, справку об этом истцу была предоставлена. Но ноябрь месяц был зачитан не полностью. Прибор учёта был введён в эксплуатацию 29.10.2015г., а показания взяты с 25 по 28 октября и включены в ноябрь месяц. В ноябре месяце расчёт производился не по среднемесячному. Остальные месяцы велись по прибору учёта. Август – октябрь проводили расчёт методом. Расчётный период с 01 по 31 число. В ноябре 2015 года прибор учёта присутствовал. Ноябрь 2015 года мы суммировали по прибору учёта. Акт ввода в эксплуатацию имеется от 29.10.2015г. ноябрь был рассчитан по двум пунктам – по Правилам 354 и среднемесячному. Согласно Правил 354 мы начисляем с 25 числа этого месяца по 25 число следующего месяца. Расчёт мы производили с 29.10.2015г. по 25.11.2015г. 3 месяца прибор учёта не работал. Справка соответствует действительности. С 25.10.2015г. по 29.10.2015г. произвели начисления и далее по 25.11.2015г. Прибор учёта в .............. начал работать с 29.10.2015г. Расчётный период с 01.11.2015г. по 01.12.2015г. Но они рассчитывают с 25 числа текущего месяца по 25 число следующего месяца, когда снимаем показания. Перерасчёт будет выполнении по конкретному делу. Перерасчёт уже произведён, но не исполнен по температуре горячей и холодной воды. Необходимые данные для производства расчётов – площадь по жилым и нежилым помещениям. Собственники жилых помещений приносят свидетельства о праве собственности, сведения вводят в программу. Она занимается тепловыми счётчиками. Начислениями по площади занимается другой специалист.
Свидетель К.В.Я. - заместитель директора по производству и сбыту Минераловодского филиала ГУП СК «Крайтеплоэнерго» в судебном заседании пояснила, что ими было произведено уточнение площади и расчётов по дому .............. по .............. предоставили сведения из регпалаты. В их расчётах участвовали все площади на основании свидетельств о праве собственности, представленные потребителями. В августе было дело у другого судьи и они истребовали уточнённые сведения о площади по этому же дому. Раньше были свидетельства с учетом не отапливаемых помещений, то есть лоджий. Также жильцы могли провести реконструкцию помещения. Они взяли сведения из регпалаты на август 2016г. Раньше производили расчёты по тем сведениям, которые находились у них в базе. Если к ним в организацию обратиться гражданин и предоставит сведения о другой площади его помещения, они обязательно внесут изменения. Если гражданин приносит сведения, что его лоджия не отапливаемая, они производят перерасчёт. В .............. раньше площадь была меньше, поэтому и разница. Они произвели перерасчёт с учётом этой разницы, но по лицевым счетам перерасчёт ещё не произвели. При расчёте отопления и горячего водоснабжения участвуют разные площади. За горячую воду платят все без исключения. Отопление – участвуют площади квартир, которые получают централизованное отопление, а есть ещё и квартиры с индивидуальным отоплением. Обследований на факт установки приборов отопления на лоджиях не проводили и актов нет. Она может только предположить причину, почему разные площади, но вариантов много. Система подачи горячей воды на данный дом – закрытая система в соответствии с ФЗ № 416 п. 27 от 20.11.2011г. Открытая система – в соответствии с ФЗ № 190 от 27.07.2010г. Открытая система – отбор воды на теплоснабжение и горячее водоснабжение. Закрытая система – если внутри дома есть прибор подогрева воды. В .............. идёт подача воды на котельную, а потом непосредственно в дом. До 2013 г. тарифная комиссия не устанавливала двухкомпонентный тариф. На начислениях это сказывается. Раньше понятия «горячее водоснабжение» не было. Тариф на 2009г. на горячее водоснабжение для открытой и закрытой систем водоснабжения. Двухкомпонентный тариф – холодная вода и тепловая энергия – это закрытая система. Открытая система – это тепловая энергия и носитель. Тарифная комиссия устанавливает для них двухкомпонентный тариф. Тарифы имеют значение при начислении. Техусловия даются на установку прибора учёта. Проект должен быть согласован с теплоснабжающей организацией. Проект изготовлен комплексный для всех коммунальных организаций. Им холодная вода не нужна, так как они отпускают горячую воду. Общедомовой прибор учёта был установлен в соответствии с ФЗ № 216 «Капремонт жилых домов». На тот момент УК «МП» обратилась к ним за установкой прибора, о чём был составлен акт. До 2013 года они по этим приборам не рассчитывались, так как была только тепловая энергия. Когда появился двухкомпонентный тариф, появились Правила коммерческого учёта, которые действую с 18.11.2013г. Поэтому был составлен акт допуска в эксплуатацию. Но расчёт до 2013г. по этим приборам не производился. Коммерческим он стал в 2013г. – для расчёта горячей воды.
Как следует из представленных истцом доказательств и не отрицается ответчиком начисление ответчиком за горячее водоснабжение произведен исходя из общая площадь дома 11575,7 кв.м..
Согласно справке, выданной начальником абонентского отдела Минераловодского филиала ГУП СК «Крайтеплоэнерго» общая площадь дома 11596,5 кв.м. (10415,8 кв. м. жилая + 1180,7 кв. м. нежилая).
Согласно справке Минераловодского филиала ГУП СК «Ставкрайимущество» - «БКИ» от 08.07.2015 г. № 622 общая площадь дома 11815,0 кв.м.
Согласно справке ООО «ЖЭК - 1» - общая площадь дома 11813,9 кв. м.
Таким образом, в судебном заседании установлено и не оспаривается представителем ответчика, расчет оплаты за горячее водоснабжение в многоквартирном .............. производился из неверно установленной площади дома, что соответственно повлекло неверный расчет оплаты.
В связи с этим требования истца о признании расчета объемов горячей воды, потребленной на общедомовые нужды и учтенные по общедомовому прибору учета за период с 01.01.2013 г. по настоящее время недостоверными, признании расчетов объемов и стоимости горячей воды, потребленной на общедомовые нужды по каждому вводу отдельно в период 2013 – 2014 года не соответствующими действующему законодательству, обязать ГУП СК «Крайтеплоэнерго» произвести перерасчет объемов и стоимости горячей воды, потребленной на общедомовые нужды за ноябрь 2015 года, обязать ГУП СК «Крайтеплоэнерго» произвести перерасчет стоимости горячей воды ненадлежащего качества по ее температуре, потребленной на общедомовые нужды за период с 01.01.2013 г. по настоящее время, обязать ГУП СК «Крайтеплоэнерго» произвести перерасчет стоимости горячей воды по температуре холодной воды, неверно установленной в тепловычислитель за летние месяцы 2013-2014 годов, подлежат удовлетворению.
При этом подлежит обязать ГУП СК «Крайтеплоэнерго» произвести перерасчет стоимости горячей воды, потребленной на общедомовые нужды по уточненной общей площади всех помещений МКД предоставленной ООО «ЖЭК - 1» исходя из площади 11870,4кв.м. в соответствии с техническим паспортом дома.
На основании ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
На основании ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В силу ч. 2 ст. 1099 ГК РФ, моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В соответствие со ст. 15 Закона о защите прав потребителей, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Суд считает, что нарушением прав потребителя истцу действительно причинены нравственные страдания, и, учитывая их длящийся характер, а также требования разумности и справедливости, суд считает соразмеренной компенсацией морального вреда в сумме 2 000 рублей, в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда в сумме 8 000 рублей, истцу надлежит отказать, поскольку компенсация морального вреда в денежном выражении не может являться источником обогащения, а поэтому взыскиваемая судом сумма морального вреда не может быть значительно большой при отсутствии физических страданий.
В исковом заявлении истец также просит взыскать с ответчика расходы за услуги представителя в сумме 3 700 рублей.
В соответствии со ст.100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Часть 1 ст. 100 ГПК РФ предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой ст. 100 ГПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
При этом нормой данной статьи стороне не гарантируется полное возмещение расходов на уплату услуг представителя, их размер должен определяться с учетом принципа разумности.
В силу изложенного, суд вправе по собственной инициативе возместить расходы по оплате услуг представителя в разумных, по его мнению, пределах при условии явного превышения разумных пределов заявленным требованиям.
Расходы истца на оплату услуг представителя по настоящему гражданскому делу в размере 3700 рублей, подтверждаются материалами дела.
Оценивая объем проведенной представителем истца работы, в том числе объема подготовленных документов, сложность рассмотренного дела с точки зрения исследования фактов и поднимаемых правовых вопросов, продолжительность разбирательства, значимость дела, позволяет суду прийти к выводу о взыскании с ответчика 3700 руб., отказав во взыскании судебных расходов в большем размере.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Селиверстовой Л.И. удовлетворить частично.
Признать расчеты объемов горячей воды, потребленной на общедомовые нужды и учтенные по общедомовому прибору учета за период с 01.01.2013 г. по настоящее время недостоверными.
Признать расчеты объемов и стоимости горячей воды, потребленной на общедомовые нужды по каждому вводу отдельно в период 2013 – 2014 года не соответствующими действующему законодательству.
Обязать ГУП СК «Крайтеплоэнерго» произвести перерасчет объемов и стоимости горячей воды, потребленной на общедомовые нужды за ноябрь 2015 года.
Обязать ГУП СК «Крайтеплоэнерго» произвести перерасчет стоимости горячей воды ненадлежащего качества по ее температуре, потребленной на общедомовые нужды за период с 01.01.2013 г. по день вынесения решения суда.
Обязать ГУП СК «Крайтеплоэнерго» произвести перерасчет стоимости горячей воды по температуре холодной воды, неверно установленной в тепловычислитель за летние месяцы 2013-2014 годов.
Обязать ГУП СК «Крайтеплоэнерго» произвести перерасчет стоимости горячей воды, потребленной на общедомовые нужды по уточненной общей площади всех помещений МКД предоставленной ООО «ЖЭК - 1» в соответствии с техническим паспортом дома и равной 11870,4 кв. м.
Взыскать с ГУП СК «Крайтеплоэнерго» в пользу Селиверстовой Л.И. в счет компенсации морального вреда 2 000 рублей.
В удовлетворении требований Селиверстовой Л.И. о взыскании с ГУП СК «Крайтеплоэнерго» компенсации морального вреда свыше взысканной суммы в сумме 8 000 рублей - отказать.
Взыскать с ГУП СК «Крайтеплоэнерго» в пользу Селиверстовой Л.И. оплату услуг представителя в сумме 3 000 рублей.
В удовлетворении требований Селиверстовой Л.И. о взыскании с ГУП СК «Крайтеплоэнерго» оплаты услуг представителя свыше взысканной суммы в сумме 700 рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Минераловодский суд. В окончательной форме решение составлено 11 марта 2017 года.
Судья
Копия верна:
Судья Минераловодского городского суда Белозер О.М.