№12-12/2021
УИД 10RS0008-01-2021-000394-69
РЕШЕНИЕ
17 марта 2021года г.Медвежьегорск
Судья Медвежьегорского районного суда Республики Карелия Свинкина М.Л., рассмотрев жалобу Турбал С.В. на постановление заместителя начальника Медвежьегорского линейного отдела Северо-Западного УГМРН Ространснадзора от 08.02.2021 серия СЗУ/МЛО №01-СА/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.2 КоАП Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
Постановлением заместителя начальника Медвежьегорского линейного отдела Северо-Западного УГМРН Ространснадзора от 08.02.2021 серия СЗУ/МЛО №01-СА/2021 Турбал С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 КоАП Российской Федерации, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2 000 руб.
С постановлением Турбал С.В. не согласился, принес на него жалобу, в которой указывает, что в рамках проверки причин снижения уровня безопасности гидроузла №1 в составе судоходного шлюза №1, дамба №41, дамба канала №151 не было принято во внимание, что уровень безопасности по результатам декларирования безопасности в 2020 году понизился до неудовлетворительного по причине сверхнормативного коррозионного износа основных двухстворчатых ворот нижней головы, разрушения бетона средней головы и водопроводных галерей верхней головы. Срок декларации безопасности судоходного гидротехнического сооружения на дату проведения проверки еще не истек, государственная экспертиза декларации безопасности соответствующим экспертным центром не проводилась, соответственно, выводы, содержащиеся в экспертом заключении от 04.12.2020, о соответствии условий эксплуатации судоходного гидротехнического сооружения действующему законодательству в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, эффективности и достаточности реализованных и планируемых мер по обеспечению безопасности, сохраняют свою силу. Новые критерии безопасности относительно спорного гидротехнического сооружения не утверждены, поэтому вывод о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 КоАП Российской Федерации является преждевременным. Вменяемые ему нарушения обусловлены не износом и разрушением конструкций, а формальным признаком – изменением критериев безопасности. Все возможные меры для поддержания работоспособности гидроузла с учетом имеющегося объема финансирования ФБУ «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей» принимаются, в период с 2017 по 2020 год произведены текущие работы по ремонту, копии контрактов и актов выполненных работ представлялись в ходе проверки. Полагает, что к совершению противоправного действия (бездействия) непричастен, что свидетельствует об отсутствии объективной стороны деяния, при назначении наказания не соблюдены принципы соразмерности и справедливости, назначенное наказание не дифференцировано с учетом тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания. В данной связи просил признать обжалуемое постановление незаконным и отменить его.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу, Турбал С.В., а также его защитник Конжезёрова Е.С. поддержали доводы жалобы, просили ее удовлетворить. Дополнительно пояснили, что должность заместителя руководителя ФБУ «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей» Турбал С.В. замещает с 18.05.2020, за указанный период времени с учетом ограниченности финансирования у учреждения был объективно лишен возможности принять все исчерпывающие меры и провести необходимые ремонтные работы в соответствии с новыми, повышенными критериями безопасности гидротехнических сооружений. Выделение необходимых объемов денежных средств находится вне его полномочий. Свои трудовые обязанности исполняет добросовестно. Ранее к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений не привлекался.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, заместитель начальника Медвежьегорского линейного отдела Северо-Западного УГМРН Ространснадзора Скальненков А.О. полагал вынесенное постановление законным и обоснованным. Дополнительно пояснил, что ранее Турбал С.В. к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений не привлекался. В ходе проверки ФГУ «Администрацией Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей» были представлены документы, подтверждающие проведение ремонтных работ, направленных на повышение безопасности и надежности гидротехнических сооружений, объем работ соответствовал объему имеющегося у юридического лица финансирования. Вопрос о возможности замены штрафа предупреждением не рассматривался ввиду отсутствия такой практики.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 9.2 КоАП Российской Федерации нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 10 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
В силу статьи 9 указанного Федерального закона собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей.
Нарушением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются, в том числе невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений; нарушение обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений; непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью (статья 19 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений»).
Как установлено судьей, с 28.01.2021 по 25.02.2021 Северо-Западным УГМРН Ространснадзора на основании распоряжения от 21.01.2021 №04 была проведена внеплановая выездная проверка ФБУ «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей», в ходе которой установлено, что заместитель руководителя ФБУ «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей» Турбал С.В., являющийся должностным лицом, ответственным за службу содержания гидросооружений и развития инфраструктуры, допустил ухудшение показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения гидроузла №1 в составе шлюза №1, дамбы №41, дамбы канала №151 Беломорско-Балтийского канала, находящихся по адресу Медвежьегорский район, п.Повенец.
Результаты проверки оформлены актом проверки от 05.02.2021 №2021/06 (СВ), в котором изложены наименования критериев безопасности, фактическое значение критерия безопасности.
Выявленные при проведении проверки нарушения, отраженные в акте проверки от 05.02.2021, послужили основанием для составления 05.02.2021 в отношении Турбал С.В. протокола об административном правонарушении
Постановлением от 08.02.2021 серия СЗУ/МЛО №01-СА/2021 Турбал С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 КоАП Российской Федерации, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2 000 руб.
Имеющиеся в деле доказательства в их совокупности подтверждают тот факт, что на момент проведения внеплановой проверки должностным лицом допущены нарушения требований, установленных к показателям прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, при этом довод жалобы относительно того, что ухудшение показателей прочности и водонепроницаемости обусловлено не только физическим износом, но и изменением критериев безопасности, судьей отвергаются, поскольку они не умаляют вину должностного лица в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Наличие на момент выявления административного правонарушения действующей декларации безопасности гидроузла №1, проведение внеплановой выездной проверки в связи с подготовкой новой декларации безопасности, об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 КоАП Российской Федерации, само по себе не свидетельствует.
Турбал С.В. в силу требований закона как лицо, ответственное за содержание гидротехнического сооружения, несет ответственность за обеспечение безопасности, надежности работы гидротехнического сооружения и обязано соблюдать требования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации в области гидротехнических сооружений при их эксплуатации.
Действия Турбал С.В. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями КоАП Российской Федерации.
Срок давности и порядок привлечения должностного лица к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено в виде административного штрафа в пределах санкции статьи 9.2 КоАП Российской Федерации.
Оснований для квалификации правонарушения как малозначительного судья не усматривает, поскольку подобная квалификация может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в игнорировании требований в области безопасности гидротехнических сооружений.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 3 – 5 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого акта, не установлено.
Вместе с тем в соответствии со статьей 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Вопреки названным выше предписаниям КоАП Российской Федерации при назначении наказания должностным лицом все обстоятельства, имеющие значение для дела, учтены не были: из постановления следует, что смягчающих и отягчающих вину обстоятельств не выявлено, при этом вопрос о возможности применения статей 3.4 и 4.1.1 КоАП Российской Федерации и замены штрафа предупреждением не исследовался, должностное лицо при определении вида наказания ограничилось лишь ссылками на положения статей 4.1-4.4 КоАП Российской Федерации.
При этом должностным лицом не принято во внимание, что Турбал С.В. привлекается к административной ответственности по статье 9.2 КоАП Российской Федерации впервые, раскаивается, должность заместителя руководителя ФБУ «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей» замещает непродолжительное время (с 18.05.2020), будучи наделенным организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, безусловного влияния на выделение дополнительных объемов финансирования на производство ремонтных работ не имеет, понижение уровня безопасности гидротехнического сооружения обусловлено не нарушениями трудовой дисциплины со стороны Турбал С.В., а износом материалов и конструкций, в том числе коррозионным.
Кроме того, вред или угроза причинения вреда охраняемым законам интересом, названным в части 2 статьи 3.4 КоАП Российской Федерации, отсутствует (навигация закрыта).
Учитывая указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 3.4, 4.1.1 КоАП Российской Федерации прихожу к выводу о возможности назначения Турбалу С.В. административного наказания в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП Российской Федерации, судья
р е ш и л :
Постановление заместителя начальника Медвежьегорского линейного отдела Северо-Западного УГМРН Ространснадзора от 08.02.2021 серия СЗУ/МЛО №01-СА/2021 по существу оставить без изменения, а жалобу Турбал С.В. - без удовлетворения.
Постановление заместителя начальника Медвежьегорского линейного отдела Северо-Западного УГМРН Ространснадзора от 08.02.2021 серия СЗУ/МЛО №01-СА/2021 изменить в части назначенного административного наказания, заменив административный штраф предупреждением.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение 10 дней с момента вручения или получения настоящего решения.
Судья М.Л. Свинкина
Резолютивная часть решения оглашена 17 марта 2021 года
Полный текст решения изготовлен 17 марта 2021 года