Дело №2-1201/2021 г. 37RS0023-01-2021-001576-97
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 сентября 2021 года город Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Козловой Л.В.,
при ведении протокола помощником судьи Катураевой Л.А.,
с участием истца Кузнецовой А.В. и ее представителя Ташиной Л.В.,
представителя ответчика ГУУПФ в г.о.Шуе Ивановской области (межрайонное) Моцной О.Н., действующей по доверенности от 24.12.2020 г. сроком на 1 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой А.В. к ГУ УПФ РФ в г.о.Шуе Ивановской области (Межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, об обязании включить в страховой стаж периоды работы, о взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Кузнецова А.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г.о.Шуе Ивановской области (Межрайонное), в котором просила суд признать решение УПФ РФ в г.о.Шуе Ивановской области (межрайонное) об отказе в установлении пенсии №247595/20 от 28.01.2021 г. незаконным в части исключения из специального стажа периодов: с 01.06.1999 г. по 31.08.1999 г. в должности воспитателя, с 01.09.1999 г. по 30.06.2000 г. в должности учителя, с 01.07.2000 г. по 08.07.2000 г. в должности воспитателя, с 09.07.2000 г. по 01.09.2001 г. в должности учителя Детского оздоровительного центра «Клещевка»; периоды учебы: 1992 год: июнь 14 дней, июль 13 дней, сентябрь 26 дней, октябрь 9 дней; 1995 год сентябрь 20 дней, октябрь 1 день; 1996 год февраль 8 дней (с/с). Просила суд обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», указанные периоды.
Заявленные исковые требования обоснованы тем, что Кузнецова А.В. работает воспитателем в МДОУ «Детский сад №19». В учреждениях образования проработала более 25 лет. Поэтому в соответствии со ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, 30.10.2020 г. обратилась в Управление УПФ РФ в г.о. Шуе Ивановской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии. В установлении пенсии истцу было отказано (решение об отказе в установлении пенсии №247595/20 от 28.01.2021г.). Продолжительность специального стажа согласно решению составляет 22 года 05 месяцев 28 дней (при требуемом 25 лет). Не были включены в специальный стаж оспариваемые выше периоды работы. Данный отказ истец считает незаконным по следующим основаниям. Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утверждёнными Постановлениями Правительства РФ №1067 от 22.09Л 999 г. и №78 от 29.10.2002 г., предусмотрены такие оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, как санаторная школа-интернат и санаторно-лесная школа. Истец работала с 01.06.1999 г. по 31.08.1999 г. в должности воспитателя, с 01.09.1999 г. по 30.06.2000 г. в должности учителя, с 01.07.2000 г. по 08.07.2000 г. в должности воспитателя, с 09.07.2000 г. по 01.09.2001 г. в должности учителя Детского оздоровительного центра «Клещёвка». Данное учреждение неоднократно переименовывалось: с 01.11.1999 г. переименовано в Государственное образовательное учреждение Детский оздоровительно- образовательный центр санаторного типа «Клещёвка», основание: приказ Управления образования Ивановской области от 06.01.2000 №6а; государственное образовательное учреждение детский оздоровительно-образовательный центр санаторного типа «Клещёвка» переименовано в государственное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, санаторную школу-интернат «Клещёвка», основание: распоряжением Администрации Ивановской области от 04 марта 2004 года № 40-ра. Данное учреждение всегда было оздоровительным образовательным учреждением санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, а именно санаторной школа-интернат. Цели и задачи образовательного учреждения, несмотря на его многочисленные переименования, оставались неизменными. Фактически менялось только название указанного учреждения, все функции данного учреждения, в том числе и трудовая функция в работе с детьми, нуждающимися в длительном лечении, в должности воспитателя и учителя оставались неизменными.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. №11-П, Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2004 г. №285-О) льготные условия назначения трудовой пенсии могут устанавливаться в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т. д.). Это должно осуществляться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст.19 ч.1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения, соблюдения принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). То есть вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, работающих в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям должны разрешаться одинаковым образом. Просит учесть правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Постановлении №11-П от 03.05.2004 г. согласно которой назначение пенсии за выслугу лет педагогическим работникам связывается с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, связанных со спецификой их профессиональной деятельности, а предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте является мерой, направленной на сохранение здоровья педагогических работников.
Кроме того, в специальный стаж истца не были включены периоды: 1992 г.: июнь 14 дней, июль 13 дней, сентябрь 26 дней, октябрь 9 дней, 1995 год: сентябрь 20 дней, октябрь 1 день – учебный отпуск, так как на основании п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 г., в специальный стаж засчитываются периоды работы, которая выполнялась в течение полного рабочего дня. В оспариваемые периоды истец обучалась в Институте. Согласно п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, засчитывается в стаж работы. Действие данного положения было прекращено постановлением Совета Министров Правительства РФ от 22.09.1993 г. №953, то есть после оспариваемого периода, поэтому указанные периоды подлежат включению в специальный стаж истца.
06.09.2021 г. в судебном заседании истец Кузнецова А.В. заявленные исковые требования уточнила, просила суд не рассматривать требования в части периода за 1996 г. 8 дней (с/с).
В судебном заседании истец Кузнецова А.В. и ее представитель Ташина Л.В. заявленные исковые требования с учетом уточнения поддержали в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске, просили суд требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика УПФ в г.о.Шуе Ивановской области (межрайонное) Моцная О.Н. по доверенности возражала против заявленных исковых требований, суду пояснила, что в специальный стаж истца в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального Закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не могут быть включены следующие периоды работы: с 01.06.1999 по 31.08.1999 в должности воспитателя, с 01.09.1999 по 30.06.2000 в должности учителя, с 01.07.2000 по 08.07.2000 в должности воспитателя, с 09.07.2000 по 01.09.2001 в должности учителя в Детском оздоровительном центре «Клещевка», т. к. Списками, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067 и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, такое учреждение как «детский оздоровительный центр», не предусмотрено. Кроме того, в соответствии с п.4 «Правил», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, начиная с 1 сентября 2000 года в педагогический стаж засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). По имеющимся документам определить педагогическую нагрузку Кузнецовой А.В. в период работы с 01.09.2000 по 01.09.2001 в должности учителя, не представляется возможным. На основании изложенного просила суд в удовлетворении заявленных исковых требований истцу отказать.
Заслушав стороны, свидетелей, изучив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст.15 Конституции РФ основной закон государства имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
В соответствии с пп.19 п.1 ст. 30 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений ч.1.1 указанной статьи.
С 01.01.2019 г. вступил в силу Федеральный закон РФ от 03.10.2018 г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», которым внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленные на повышение возраста отдельных категорий граждан, в частности, в статью 30 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно новой части 1.1 статьи 30 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 ч.1 названной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в Приложении 7 к ФЗ РФ «О страховых пенсиях».
Согласно приложению №7 к ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ в случае возникновения права на страховую пенсию по старости в соответствии с п.п.19-21 ч.1ст.30 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ в 2019 году установлен срок назначения страховой пенсии по старости – не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в 2020 году - не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Начиная с 01.01.2019 г. для лиц, которым право на досрочную пенсию предоставляется независимо от возраста, срок реализации права на досрочное назначение будет постепенно увеличен на 60 месяцев (5 лет) в зависимости от года возникновения права на такую пенсию.
При этом, согласно ч. 3 ст.10 ФЗ РФ от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В соответствии с действующим законодательством, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, применяется Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Если в указанном порядке требуемый для назначения досрочной пенсии стаж не определяется, применяется подпункт м) пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающий право на досрочное пенсионное обеспечение».
Согласно подпункту м) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 по 31 декабря 2001 включительно (далее постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067);
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 по 31 октября 1999 включительно (далее постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463);
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») – для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года (далее постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397).
Если в указанном порядке требуемый для назначения досрочной пенсии стаж не определяется, то исчисление периодов соответствующей работы (деятельности), имевшей место до 1 января 2002 года возможно с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 №2-П, т.е. на основании нормативных правовых актов, действовавших по состоянию на 31 декабря 2001 года.
В этом случае исчисление периодов работы педагогических работников производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067, в т.ч. с применением за период до 1 ноября 1999 года постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463.
Судом установлено и из обстоятельств дела следует, что 30.10.2020 г. истец Кузнецова А.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда в г.о.Шуе Ивановской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, в соответствии с подп.19 п.1 ст.30 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста.
Решением УПФР в городском округе Шуе Ивановской области (межрайонное) №247595/20 от 28.01.2021 года было установлено, что требуемую продолжительность специального стажа 25 лет Кузнецова А.В. не приобрела, ее стаж составил 22 года 05 месяца 28 дней.
В специальный стаж истца в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального Закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не были включены оспариваемые в исковом заявлении периоды работы:
с 01.06.1999 г. по 31.08.1999 г. в должности воспитателя, с 01.09.1999 г. по 30.06.2000 г. в должности учителя, с 01.07.2000 г. по 08.07.2000 г. в должности воспитателя, с 09.07.2000 г. по 01.09.2001 г. в должности учителя Детского оздоровительного центра «Клещевка», так как Списками, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463, постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067 и постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, такое учреждение как «детский оздоровительный центр» не предусмотрено. Кроме того, в соответствии с п.4 «Правил», утвержденных постановлением правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, начиная с 01.09.2000 г. в педагогический стаж засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, при условии выполнении (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). По имеющимся документам определить педагогическую нагрузку Кузнецовой А.В. в период работы с 01.09.2000 г. по 01.09.2001 г. в должности учителя, не представляется возможным;
периоды учебы: 1992 год: июнь 14 дней, июль 13 дней, сентябрь 26 дней, октябрь 9 дней; 1995 год сентябрь 20 дней, октябрь 1 день; так как на основании п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 г., в специальный стаж засчитываются периоды работы, которая выполнялась в течение полного рабочего дня.
Из ответа на обращение Кузнецовой А.В. Департамента образования Ивановской области от 23.06.2021 г. №352 следует, что правопреемником детского оздоровительного центра «Клещевка» являлось государственное образовательное учреждение детский оздоровительно-образовательный центр санаторного типа «Клещевка» с 01.11.1999 г. (основание: Приказ Управления образования Ивановской области от 06.01.2000 г. №6а). В 2008 году Государственное образовательное учреждение детский оздоровительно-образовательный центр санаторного типа «Клещевка» ликвидирован (основание: распоряжение Правительства Ивановской области от 21.05.2008 г. №170-рп).
Материалами дела подтверждено, что Кузнецова А.В. работала в период с 01.06.1999 г. по 31.08.1999 г. в должности воспитателя, с 01.09.1999 г. по 30.06.2000 г. в должности учителя, с 01.07.2000 г. по 08.07.2000 г. в должности воспитателя, с 09.07.2000 г. по 01.09.2001 г. в должности учителя в Детском оздоровительном центре «Клещевка». Несмотря на переименование образовательного учреждения его должностные обязанности не изменялись. Данное обстоятельство подтверждается трудовой книжкой истца, показаниями свидетелей.
В соответствии с п.16, 17 разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума ВС РФ от 11.12.2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
При разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
В соответствии с п.2 ст.23 Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (в редакции от 03.02.2014 г.) «Об образовании в Российской Федерации» общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» поименован учреждение дополнительного образования детей (внешкольное учреждение), в том числе и детский оздоровительно-образовательный центр.
Согласно Распоряжению Главы Администрации Ивановской области от 11.10.1994 г. №507-р «О создании детского оздоровительного центра «Клещевка», в целях оздоровления, социальной поддержки детей из многодетных, малообеспеченных семей, детей, находящихся на опеке, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и во исполнение постановления главы администрации области от 26.08.1994 г. №282 «О доме отдыха «Клещевка», принято предложение управления образования о создании на базе дома отдыха «Клещевка» (Шуйский район) детского оздоровительного центра «Клещевка» с круглогодичным циклом работы.
Из постановления главы Администрации Шуйского района Ивановской области от 24.02.1995 г. №60 «О регистрации детского оздоровительного центра «Клещевка» следует, что зарегистрирован детский оздоровительный центр «Клещевка», расположенный по адресу: 155615 Ивановская область, Шуйский район, п/о Сергеево.
Согласно Уставу (в новой редакции) Государственного образовательного учреждения детского оздоровительно-образовательного центра санаторного типа «Клещевка» от 08.06.2000 г. №169, главная цель деятельности Центра – образование и оздоровление, социальная защита детей из многодетных и малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, других групп детей. Задачами Центра являются: реализация общеобразовательных программ уровня, соответствующего уровню образования находящихся на оздоровлении детей и подростков; создание оптимальных условий для максимального оздоровления, находящихся в Центре детей.
Из Устава (в редакции от 16.10.2002 г.) Государственного образовательного учреждения детского оздоровительно-образовательного центра санаторного типа «Клещевка» следует, что главная цель деятельности Центра – общее и дополнительное образование и оздоровление, социальная защита детей из многодетных и малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, других групп детей. Задачами Центра являются: реализация общеобразовательных программ уровня, соответствующего уровню образования находящихся на оздоровлении детей и подростков; реализация дополнительных образовательных программ, создание оптимальных условий для максимального оздоровления, находящихся в Центре детей.
Согласно Распоряжению Администрации Ивановской области от 04 марта 2004 года №40-ра «О переименовании государственного образовательного учреждения детского оздоровительно-образовательного центра санаторного типа «Клещевка», Государственное образовательное учреждение Детский оздоровительно-образовательный центр санаторного типа «Клещевка» был переименован в Государственное оздоровительно-образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, санаторную школу-интернат «Клещевка».
Из Устава Государственного оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, санаторная школа-интернат «Клещевка» от 25.03.2004 г. №74, следует, что главная цель деятельности школы – оказание помощи семье в воспитании и получении образования, обеспечения проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении. Задачами Школы являются:
- привлекать для осуществления уставной деятельности дополнительные источники финансирования и материальных средств; организовывать и совершенствовать методическое обеспечение образовательного процесса; разрабатывать и утверждать образовательные программы и учебные планы, регламентируемые расписанием занятий, составляемым с учетом лечебно-охранительного режима, предусматривающего комплекс профилактических и лечебных мероприятий с детьми; разрабатывать и утверждать рабочие программы учебных курсов и дисциплин; разрабатывать и утверждать годовой календарный учебный график; самостоятельно осуществлять образовательный процесс в соответствии с Уставом, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации;
- школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также программы дополнительного образования детей различной направленности.
Из показаний свидетеля Ж. следует, что она вместе с Кузнецовой А.В. работала в детском оздоровительном центре «Клещевка» с 1999 г. по 2001 г. Работали они в должности воспитателя, учителя. Работа всегда была с детьми, вели образовательную деятельность, готовили утренники, прогулки, занятия. Дети были разные: из школ, малообеспеченных семей, интерната. Работали целую смену, работа круглосуточная особенно летом, были ночные смены, за работу получали зарплату. Кузнецова А.В. работала на полную ставку.
Из показаний свидетеля С. следует, что он являлся первым директором детского оздоровительного центра «Клещевка». Учреждение переименовывали несколько раз, так как педагоги стали уходить на пенсию и оказалось, что у них исключают стаж, так как наименования учреждения нет в списках. С 2004 года учреждение имеет наименование школа-интернат. Цели и задачи учреждения в результате переименования не менялись, адрес и место нахождения не менялось. Учреждение работало как интернат закрытого типа, вело образовательную деятельность. Работников возил автобус. Данная школа напоминала пионерский лагерь, но круглосуточного пребывания детей. Дети учились, отдыхали, ночевали, лечились. Учителя вели уроки с 08.00 час. до 14.00 час., после приходили воспитатели, принимали детей. В 20.00 час. детей принимали вечерние воспитатели.
Суд доверяет показаниям указанных свидетелей, поскольку они последовательны, согласуются с материалами дела, свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст.307 УК РФ.
Таким образом, судом установлено, что «Детский оздоровительный центр «Клещевка», «Государственное образовательное учреждение Детский оздоровительно образовательный центр санаторного типа «Клещевка» и Государственное оздоровительно - образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, санаторная школа-интернат «Клещевка» фактически выполняли те же самые функции, за время своего существования неоднократно менялось наименование, однако не менялись цели и задачи, направления в работе, место расположения. Должностные обязанности истца Кузнецовой А.В. как воспитателя указанных учреждений оставались одинаковыми, то есть связанные с педагогической деятельностью.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.
Таким образом, период работы с 01.06.1999 г. по 31.08.1999 г. в должности воспитателя, с 01.09.1999 г. по 30.06.2000 г. в должности учителя, с 01.07.2000 г. по 08.07.2000 г. в должности воспитателя, с 09.07.2000 г. по 01.09.2001 г. в должности учителя в Детском оздоровительном центре «Клещевка» подлежит включению в специальный стаж истца Кузнецовой А.В.
Истец полагает, что периоды учебы 1992 год: июнь 14 дней, июль 13 дней, сентябрь 26 дней, октябрь 9 дней; 1995 год сентябрь 20 дней, октябрь 1 день, подлежат включению в специальный стаж, так как в оспариваемые периоды с 1992 г. по 1997 г. она обучалась в Шуйском государственном педагогическом институте, ее обучению и после обучения предшествовала педагогическая деятельность.
Из трудовой книжки Кузнецовой А.В. следует, что ее обучению в Шуйском педагогическом институте, предшествовала работа воспитателем на время декретного отпуска в Детском саду №38 Гороно в период с 16.08.1991 г. по 03.03.1992 г.; в Детском саду №23 работа воспитателем в период с 09.03.1992 г. по 26.10.1998 г. Также после окончания института в 1997 году продолжила работу воспитателем в детском саду №23.
На момент поступления истца в учебное заведение действовал Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», в силу статьи 58 которого вопросы назначения пенсий за выслугу лет педагогическим работникам регулировало Положение о порядке исчисления стажа для начисления пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное пунктом 7 Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», предусматривающее в качестве условия включения в стаж педагогической деятельности времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
В силу п. 4 указанного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на эту пенсию.
Постановление утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953, которое введено в действие с 01 октября 1993 года.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года N 320-О, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Аналогичная позиция содержится в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Кроме того, в соответствии со ст.116 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районных Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными закона.
Одним из видов дополнительных отпусков является отпуск, предоставляемый работодателем работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения (ст.173 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст.173 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорные периоды работы) работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Аналогичные положения были предусмотрены статьей 196 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего до 1 февраля 2002 г.
Таким образом, периоды нахождения работника в дополнительном отпуске с сохранением среднего заработка, предоставляемом работодателем работнику, совмещающему работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (учебные отпуска), являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии со ст.11 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, периоды учебы: 1992 год: июнь 14 дней, июль 13 дней, сентябрь 26 дней, октябрь 9 дней; 1995 год сентябрь 20 дней, октябрь 1 день, подлежат включению в специальный стаж истца.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. При подаче иска истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб. рублей, что подтверждается квитанцией. Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кузнецовой А.В. к ГУ УПФ РФ в г.о.Шуе Ивановской области (Межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, об обязании включить в страховой стаж периоды работы, о взыскании судебных расходов, удовлетворить.
Признать решение УПФ РФ в г.о.Шуе Ивановской области (межрайонное) об отказе в установлении пенсии №247595/20 от 28.01.2021 г. незаконным в части исключения из специального стажа периодов: с 01.06.1999 г. по 31.08.1999 г. в должности воспитателя, с 01.09.1999 г. по 30.06.2000 г. в должности учителя, с 01.07.2000 г. по 08.07.2000 г. в должности воспитателя, с 09.07.2000 г. по 01.09.2001 г. в должности учителя Детского оздоровительного центра «Клещевка»;
периоды учебы 1992 год: июнь 14 дней, июль 13 дней, сентябрь 26 дней, октябрь 9 дней; 1995 год сентябрь 20 дней, октябрь 1 день.
Обязать УПФР в г.о.Шуе Ивановской области (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, Кузнецовой А.В. … года рождения, в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды:
с 01.06.1999 г. по 31.08.1999 г. в должности воспитателя, с 01.09.1999 г. по 30.06.2000 г. в должности учителя, с 01.07.2000 г. по 08.07.2000 г. в должности воспитателя, с 09.07.2000 г. по 01.09.2001 г. в должности учителя Детского оздоровительного центра «Клещевка»;
периоды учебы 1992 год: июнь 14 дней, июль 13 дней, сентябрь 26 дней, октябрь 9 дней; 1995 год сентябрь 20 дней, октябрь 1 день.
Указанные дни зачесть в соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня приобретения стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения пенсии, принимая во внимание переходные положения с учетом изменения срока назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», п.15ст.7, ч.3ст.10 ФЗ РФ от 03.10.2018 г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
Взыскать с ГУ УПФ РФ в г.о.Шуе Ивановской области (Межрайонное) в пользу Кузнецовой А.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия данного решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Л.В. Козлова.
В окончательной форме решение суда изготовлено 13 сентября 2021 года.