дело №2-457/2017
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ01 августа 2017 года город Кукмор
Кукморский районный суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Хузиной Э.Х.,
с участием прокурора Миначева Н.Т.,
при секретаре Нургалиевой Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Толмачева А.Н., Хамидуллиной Г.С., действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетней ФИО1, к Саламатову А.Н. о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Толмачев А.Н., Хамидуллина Г.С., действующая от своего имени и в интересах несовершеннолетней ФИО1, обратились в суд с иском к Саламатову А.Н. о компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 11.00 часов Саламатов А.Н., управляя автомобилем ВАЗ-21102, государственный регистрационный знак №, на территории Кукморского муниципального района Республики Татарстан, в нарушение п.10.1 ПДД не выбрал оптимальную скорость движения, обеспечивающий постоянный контроль за движением автомобиля с учетом особенностей и состояния дорожных условий (мокрый и грязный асфальт), вследствие чего не справился с управлением автомобиля и, выехав на полосу встречного движения, совершил столкновение с двигавшимся навстречу грузовым автомобилем «IVEKO Стралис» с государственным регистрационным знаком № под управлением ФИО2В результате дорожно-транспортного происшествия пассажиры автомобиля ВАЗ 21102, государственный регистрационный знак № Саламатова А.В., Толмачева Л.Г. от полученных телесных повреждений скончались на месте совершения ДТП. ДТП произошло по вине ответчика, что подтверждено приговором Кукморского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с гибелью Толмачевой Л.Г. несовершеннолетнему ребенку погибшей – ФИО1, супругу погибшей – Толмачеву А.Н., а также матери погибшей – Хамидуллиной Г.С. причинен моральный вред, поскольку они понесли и в настоящее время вынуждены претерпевать сильные нравственные переживания и страдания в связи со смертью близкого им человека. Учитывая вышеизложенное, истцы просят, с учетом уточнения исковых требований, взыскать в их пользу с ответчика по 500000 рублей каждому.
В судебном заседании истцы Толмачев А.Н., Хамидуллина Г.С., действующая от своего имени и в интересах несовершеннолетней ФИО1, их представитель - Шакиров А.Н., исковые требования поддержали по изложенным в иске доводам,пояснив, что для истцов погибшая в результате дорожно-транспортного происшествия Толмачева Л.Г. являлась дочерью, супругой и матерью. Смерть Толмачевой Л.Г. стала для них огромным ударом и испытанием. Несовершеннолетняя ФИО1 в возрасте двух с половиной лет осталась без матери. У Хамидуллиной Г.С. значительно ухудшилось состояние здоровья.
В судебном заседании ответчик Саламатов А.Н. и его представитель Багаева Г.Б. исковые требования Толмачева А.Н. не признали, пояснив, что он не доказал причинение ему физических и нравственных страданий. Иск в части требований Хамидуллиной Г.С., действующей своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1, признали частично. Толмачев А.Н. в период, когда произошло дорожно-транспортное происшествие, находился на военной службе на <данные изъяты>, в связи с чем он со своей семье не проживал. Кроме того, Саламатов А.Н. также в результате произошедшего ДТП потерял свою супругу, воспитывает двух детей, проживает на пенсию, при этом оказал истцам материальную помощь в размере 60000 рублей для организации похорон Толмачевой Л.Г.
Опросив стороны, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению частично, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется и путем компенсации морального вреда.
В соответствии со статьей 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
В силу статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Статьей 1079 Гражданского кодекса РФ определена ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.
Частью 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Судом установлено, что приговором Кукморского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ Саламатов А.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 5 статьи 264 УК Российской Федерации, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком 3 года условно с испытательным сроком в 2 года с лишением права управлять транспортными средствами сроком в 2 года. Толмачев А.Н. признан потерпевшим по уголовному делу.
Вышеуказанным приговором установлено, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 11.00 часов Саламатов А.Н., управляя личным технически исправным автомобилем ВАЗ-21102 за государственным регистрационным знаком №, двигался по автодороге <адрес> со стороны <адрес> в сторону <адрес>. При движении он на 20-м километре автодороги <адрес> возле <адрес>, заехав на поворот автодороги направо в нарушение п. 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации не выбрал оптимальную скорость движения, обеспечивающую постоянный контроль за движением автомобиля с учетом особенностей и состояния дорожных условий (мокрый и грязный асфальт), вследствие чего не справился с управлением автомобиля и, выехав на полосу встречного движения, совершил столкновение с двигавшимся навстречу грузовым автомобилем «IVEKOСтралис» за государственным регистрационным знаком № под управлением ФИО2
В результате данного дорожно-транспортного происшествия пассажиры автомобиля ВАЗ 21102 с государственным регистрационным знаком № Саламатова А.В., Толмачева Л.Г. от полученных телесных повреждений скончались на месте совершения ДТП.
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ смерть Толмачевой Л.Г. наступила в результате сочетанной травмы груди, живота, верхней конечности справа. Полученные ею телесные повреждения причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и состоят в прямой причинной связи со смертью.
Суд полагает установленным причинение нравственных страданий истцам смертью Толмачевой Л.Г., поскольку потеря матерью Хамидуллиной Г.С.дочери, Толмачевым А.Н. своей супруги и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, своейматери, безусловно, причиняют им нравственные страдания в связи со смертью близкого человека.
Принимая во внимание, что гибель родственника и близкого человека сама по себе является необратимым обстоятельством, нарушающим психическое благополучие родственников и членов семьи, а также неимущественное право на родственные и семейные связи, подобная утрата, безусловно, является тяжелейшим событием в жизни, неоспоримо причинившим нравственные страдания.
Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
Утрата близкого человека (родственника) рассматривается в качестве наиболее сильного переживания, влекущего состояние субъективного дистресса и эмоционального расстройства, препятствующего социальному функционированию и адаптации лица к новым жизненным обстоятельствам.
Исходя из вышеизложенного, поскольку близкие родственники во всех случаях испытывают нравственные страдания, вызванные смертью потерпевшего, факт причинения им морального вреда предполагается и установлению подлежит лишь размер его компенсации.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из представленных истцами доказательств о понесенных ими нравственных переживаниях, характере этих страданий, степени вины причинителя вреда, требований разумности и справедливости, имущественного положения ответчика, нахождения на иждивении ответчика 2 детей,и приходит пришел к выводу, что ответчик должен возместить моральный вред Толмачеву А.Н. (супругу умершей) в размере 50 000 рублей, несовершеннолетней ФИО1 (дочери умершей) – 100 000 рублей; Хамидуллиной Г.С.(матери умершей) – 100 000 рублей.
При подаче иска истцы были освобождены от уплаты госпошлины за требование неимущественного характера. В связи с изложенным, с учетом требований статьи 103 ГПК Российской Федерации, государственная пошлина, подлежащая уплате по настоящему делу (300 рублей), должна быть взыскана в бюджет с ответчика Саламатова А.Н.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Толмачева А.Н., Хамидуллиной Г.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, к Саламатову А.Н. о компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с Саламатова А.Н. в пользу Толмачева А.Н. в счет компенсации морального вреда 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Взыскать с Саламатова А.Н. в пользу несовершеннолетней ФИО1 в счет компенсации морального вреда 100 000 (сто тысяч) рублей.
Взыскать с Саламатова А.Н. в пользу Хамидуллиной Г.С. в счет компенсации морального вреда 100 000 (сто тысяч) рублей.
Взыскать с Саламатова А.Н. в бюджет государственную пошлину в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Кукморский районный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 04.08.2017
Председательствующий