РЕШЕНИЕ Дело № 2-2901/2016
Именем Российской Федерации
г. Минусинск 19 октября 2016 года
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Шкарина Д.В.,
при секретаре Богданова Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах Решетникова А.Н. к Управлению социальной защиты населения администрации города Минусинска о признании действий не законными и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Решетникова А.Н. обратился в суд с иском к УСЗН администрации г. Минусинска, в котором просит признать незаконным решение ответчика об отказе в предоставлении Решетникову А.Н. мер социальной поддержки и обязать УСЗН г. Минусинска предоставить инвалиду 3 группы Решетникову А.Н. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 % с ДД.ММ.ГГГГ.
Свои требования прокурор мотивирует тем, что Решетников А.Н. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. При этом он является ветераном труда и инвалидом №, на основании справки серии МСЭ-ДД.ММ.ГГГГ №, выданной ДД.ММ.ГГГГ.
Решетников А.Н. имеет право на предоставление мер социальной поддержки (льготы), предусмотренной статьей 17 Федерального закона 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на оплату не ниже 50 % жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда).
С ДД.ММ.ГГГГ Решетникову А.Н. предоставлялись меры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг как ветерану труда.
ДД.ММ.ГГГГ Решетников А.Н. имея статус инвалида, обратился с заявлением в УСЗН г. Минусинска с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг. Одновременно с этим приложил справку об отсутствии задолженности за оплату электроэнергии и жилищно-коммунальных услуг УК ООО «Солярис».
ДД.ММ.ГГГГ по запросу УСЗН г. Минусинска из регионального Фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Красноярском крае в соцзащиту поступил ответ о имеющейся у Решетникова А.Н. задолженности в размере 6084 рублей 08 копеек, и пени в размере 328 рублей 61 копейки.
В связи с имеющейся задолженностью Управление социальной защиты населения администрации г. Минусинска отказало Решетникову А.Н. в предоставлении мер социальной поддержке, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ.
По мнению прокурора, вышеуказанное решение УСЗН г. Минусинска об отказе в предоставлении Решетникову А.Н. мер социальной поддержки является незаконным, так как ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для инвалидов и семьям, имеющим детей-инвалидов, предусмотрена скидка не ниже 50 % на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. В качестве основания для получения льготы необходимо лишь предъявление справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы. Это правило, закрепленное в п. 15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901, не подверглось изменениям в ходе дальнейшего развития законодательства в сфере социальной поддержки граждан.
Тем самым, с ДД.ММ.ГГГГ инвалидам не может быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки в виде субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Кроме того, выплата предусмотренных законодательством льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг не может быть приостановлена либо прекращена по основаниям, что имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг (л.д. 3-5).
В судебное заседание прокурор не явился, причины неявки суду не сообщил, ходатайств не заявил.
Материальный истец Решетников А.Н. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги не имеет. По мнению Решетникова А.Н. задолженность по капитальному ремонту не может являться основанием для отказа в предоставлении ответчиком льгот, поскольку указанный вид платежа не входит в перечень ЖКУ. Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ не проводит в доме капитальный ремонт, следовательно, оснований для оплаты не имеется.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации г. Минусинска по доверенности Боброва Н.А. (л.д. 38) с исковыми требованиями прокурора в интересах Решетникова А.Н. не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление (л.д. 23-24). Факт приостановления выплат с ДД.ММ.ГГГГ, а также факт обращения Решетникова А.Н. к ответчику с заявлением в ДД.ММ.ГГГГ, не оспаривала. Доводы отказа мотивировала тем, что у Решетникова А.Н. на момент обращения с заявлением в УСЗН администрации г. Минусинска имелась задолженность по жилищно-коммунальным услугам. Согласно положениям ст. 154 ЖК РФ капитальный ремонт является коммунальной услугой, и входит в состав ЖКУ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Решетникова А.Н. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предусмотрена скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению (ч. 13 ст. 17).
В качестве основания для получения льготы необходимо лишь предъявление справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы. Это правило, закрепленное в п. 15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901, не подверглось изменениям в ходе дальнейшего развития законодательства в сфере социальной поддержки граждан.
При этом вышеназванным Федеральным законом и указанными Правилами не установлена обязанность граждан по представлению ими иных документов в целях реализации права на получение данной льготы.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст. 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию указанных полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. При этом закреплено, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Что касается норм, определяющих условия предоставления льготы, то они изменений не претерпели.
Судом установлено, что Решетников А.Н. является инвалидом № по общему заболеванию, со сроком до ДД.ММ.ГГГГ, справка МСЭ-ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 7).
Также судом установлено, что Решетникову А.Н. принадлежит на праве собственности квартира, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17). В материалы дела, Решетниковым А.Н. представлены квитанции об оплате ЖКУ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно которых у истца не имеется задолженности за электроэнергию, холодное водоснабжение, водоотведение, вывоз ТБО, содержание ОДИ, текущего ремонта ОДИ, управление ЖФ, отопление (л.д. 9-10, 12).
ДД.ММ.ГГГГ Решетников А.Н. обратился в Управление социальной защиты администрации г. Минусинска с заявлением о назначении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством как инвалиду третьей группы (л.д. 16)
ДД.ММ.ГГГГ Управление социальной защиты администрации г. Минусинска уведомило Решетникова А.Н. об отказе в предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с отсутствие у заявителя права. Мотивировав свой отказ тем, что у него имеется задолженность по капитальному ремонту в размере 6 084 рубля 08 копеек и пени в размере 359 рублей 96 копеек. Решетникову А.Н. было предложено заключить соглашение по погашению задолженности и предоставить в УСЗН администрации г. Минусинска его копию (л.д. 11). В ДД.ММ.ГГГГ Решетникову А.Н. также было отказано в предоставлении льгот, по аналогичным основаниям (л.д. 19, 27).
По сведениям регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края, по вышеуказанной квартире, принадлежащей на праве собственности Решетникову А.Н., числится задолженность по оплате за капитальный ремонт в размере 6 084 рубля 08 копеек, на которую была начислена пеня в размере 328 рублей 61 копейки (л.д. 18, л.д. 14-14 оборот). Данное обстоятельство материальным истцом Решетниковым А.Н. при рассмотрении дела не оспаривалось.
Анализируя доводы стороны ответчика со ссылкой на положение ст. 160 ЖК РФ, ФЗ от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие ЖК РФ», п. 1 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», суд приходит к следующим выводам.
Действительно, согласно положениям ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» субсидии и дополнительные меры социальной поддержки, указанные в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки приостанавливается по решению органа местного самоуправления при наличии у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнении получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на один месяц.
Однако действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. Закона Красноярского края от 04.02.2016 N 10-4209)
Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ Управление социальной защиты администрации г. Минусинска незаконно отказало Решетникову А.Н. в предоставлении меры социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере пятидесяти процентов на оплату коммунальных услуг, так как Решетников А.Н. является инвалидом третей группы, и на основании действующего законодательства наличие задолженности по оплате взносов в региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края, не может служить основанием для отказа в предоставлении данных мер социальной поддержке.
Данная позиция отражена в решении Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года № 53-АПГ15-24 « о признании недействующими отдельных положений пункта 1 ст. 13 и п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804…» из содержания которого следует, что предоставление мер социальной поддержки определенной категории граждан является публично-правовой обязанностью органов государственной власти, заключающейся в установлении такого порядка их реализации, который обеспечивал бы социально незащищенным гражданам получение законных льгот в полном объеме без возложения дополнительных обязанностей и введения каких-либо ухудшающих их положение условий, способных создать препятствия для реализации социальных прав.
Согласно положений ст. 14 1. Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» при представлении заявителем документов, указанных в пунктах 1 - 9, 10 статьи 13 настоящего Закона, с 1-го по 15-е число месяца субсидии и дополнительные меры социальной поддержки предоставляются с 1-го числа этого месяца, а при представлении этих документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца.
Учитывая, что Решетников А.Н. обратился с заявлением в Управление социальной защиты администрации г. Минусинска о предоставлении мер социальной поддержки ДД.ММ.ГГГГ, и предоставил необходимые документы, то у Решетникова А.Н. наступило право на предоставление меры социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере пятидесяти процентов на оплату коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ, в связи, с чем исковые требования прокурора в данной части подлежат удовлетворению.
Однако суд не может согласиться с исковыми требования прокурора о предоставлении Решетникову А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере пятидесяти процентов на оплату жилого помещения, так как в силу абз. 12 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», право на оплату за наем и оплату за содержание жилого помещения предусмотрено только в отношении жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, тогда как квартира, в которой проживает Решетников А.Н. находиться в его собственности.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
признать незаконным решение Управления социальной защиты населения администрации города Минусинска об отказе Решетникову А.Н. в предоставлении меры социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере пятидесяти процентов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Возложить на Управление социальной защиты населения администрации города Минусинска обязанность по предоставлению инвалиду третей группы Решетникову А.Н. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере пятидесяти процентов на оплату коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированный текст решения суда изготовлен 28 октября 2016 года.