Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-19707/2021 от 21.06.2021

Судья Зинченко С.В.                        Дело № 33-19707/2021

УИД 50RS0031-01-2021-001070-90

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск Московской области                            27 декабря 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего          Артемьевой Ю.А.,

судей                               Аверченко Д.Г., Магоня Е.Г.,

при ведении протокола по поручению председательствующего помощником судьи Бахтилиным А.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело № 2-2221/2021 по иску Слупицкой Л. В. к Администрации Одинцовского городского округа Московской области о признании права собственности на земельный участок,

по апелляционной жалобе Администрации Одинцовского городского округа Московской области на решение Одинцовского городского суда Московской области от 21 апреля 2021 года

заслушав доклад судьи Аверченко Д.Г.,

УСТАНОВИЛА:

Истица обратилась в суд с иском к Администрация Одинцовского городского округа Московской области о признании права собственности на земельный участок площадью 600 кв.м., с кадастровым номером: <данные изъяты> категория земель:     земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования: для садоводства, для ведения гражданами садоводства и огородничества, расположенный по адресу: <данные изъяты>, д.Чапаевка, СНТ «Полянка».

В обоснование заявленных требований указала следующее. Слупицкая Л.В. является членом СНТ «Полянка». В соответствии с решением собрания, что подтверждает выписка из Протокола <данные изъяты> от 21.05.2003г., за истицей закреплен земельный участок <данные изъяты> площадью 0,06 га. Указанный земельный участок прошел кадастровый учет, сведения о его границах внесены в Государственный кадастр недвижимости, участку присвоен К<данные изъяты>. В соответствии с заявлением от 10.10.2020г. СНТ «Полянка» отказалось от прав на вышеуказанный участок и ходатайствовало о его передаче Истцу бесплатно в собственность. Согласно справке от 10.10.2020г. задолженностей по уплате членских, целевых и иных взносов у Истца перед СНТ «Полянка» не имеется. Истец обратилась в А. О. муниципального района с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность, однако А. О. муниципального района отказала истцу в передаче данного земельного участка в собственность, ввиду того, что согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области <данные изъяты> и в соответствии с решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от <данные изъяты> <данные изъяты>, испрашиваемый земельный участок расположен во 2-м поясе зоны санитарной охраны питьевых источников водоснабжения, указав при этом, что данные сведения подлежат уточнению. Также в отказе было указано, что границы испрашиваемого участка имеют наложение на границы участка с К<данные изъяты>. Вместе с тем, земельный участок с К<данные изъяты> принадлежит истцу на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН, и в случае удовлетворения исковых требований оба земельных участка будут объединены.

Решением исковое заявление Слупицкой Л. В. к А. О. городского округа <данные изъяты> о признании права собственности – удовлетворено.

Признано за Слупицкой Л. В. право собственности на земельный участок площадью 600 кв.м., с кадастровым номером: <данные изъяты> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования: для садоводства, для ведения гражданами садоводства и огородничества, расположенный по адресу: <данные изъяты>

Не согласившись с решением суда, А. О. городского округа <данные изъяты> в апелляционной жалобе просит его отменить полностью и принять по делу новое решение, в исковых требованиях отказать.

В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В связи с наличием предусмотренного ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основания, являющегося безусловным поводом для отмены принятого судом первой инстанции решения, судебная коллегия, руководствуясь ч. 5 ст. 330 ГПК РФ и разъяснениями, приведёнными в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 года № 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Протокольным определением судебной коллегии к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.

Истец в судебном заседании не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

    Частью 2 ст. 15 ЗК РФ определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

В силу ч.3 ст.39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданину или юридическому лицу осуществляется бесплатно, если земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации.

В соответствии с ч.2.7 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. на 08.03.2015) до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

1) земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

2) по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

3) земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подп. 14 п. 5 ст. 27 ЗКРФ).

Согласно ст. 6 ЗК РСФСР от 25 апреля 1991 г. земли, находящиеся в государственной собственности, могли передаваться Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией в пользование, пожизненное наследуемое владение и собственность, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.

В соответствии с абз. 3 ст. 7 ЗК РСФСР передача земельных участков в собственность граждан производилась местными Советами народных депутатов за плату и бесплатно.

Как следует из п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно абзацу второму пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Согласно п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В силу п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подп. 14 п. 5 ст. 27 ЗКРФ).

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч. 2 ст.43 Водного кодекса Российской Федерации).

Также, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу абз. 2 п. 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Положениями пп. 1.3, 1.4, 1.5. Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 14.03.2002 № 10 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02) определено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

В ходе рассмотрения дела судом установлены следующие имеющие значение для дела обстоятельства.

Из материалов дела следует, что Постановлениями Главы Администрации Одинцовского района Московской области <данные изъяты> от 08.12.1992г. и <данные изъяты> от 23.12.1992г. и Государственным актом МО- 20-21 <данные изъяты> земельный участок площадью 12,55 га был изъят и предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование для коллективного садоводства войсковой части <данные изъяты>, правопреемником которой является СНТ «Полянка».

В соответствии с выкопировкой из утвержденного проекта планировки и застройки земельный участок <данные изъяты> К<данные изъяты> полностью входит в границы земель СНТ «Полянка».

Согласно выписке из ЕГРН площадь земельногоучастка с К<данные изъяты> составляет 600 кв.м., его границы установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, при этом в данной выписке сведений о наличии ограничений или обременений не имеется.

Распределение земельного участка <данные изъяты> К<данные изъяты> в пользование Слупицкой Л.В. подтверждается выпиской из Протокола <данные изъяты> от 21.05.2003г. общего собрания.

В материалы дела представлены ответы от Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о том, что спорные участки расположены за пределами второго пояса ЗСО <данные изъяты>, источника питьевого водоснабжения <данные изъяты>. Графический материал к ответам не представлен.

Согласно ответу на запрос Комитета по архитектуре им градостроительству Московской области, земельный участок с К<данные изъяты> расположен в зоне с особыми условиями использования территории в соответствии с Решением Исполкома Моссовета и Мособлиполкома от <данные изъяты> <данные изъяты>, при этом дополнительно указано, что сведения подлежат уточнению с учетом требований нормативных правовых актов по установлению зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

Для проверки доводов ответчика о нахождении земельного участка по втором поясе зоны санитарной охраны питьевых источников водоснабжения, землеустроительная экспертиза судом первой инстанции не назначалась.

В целях правильного и обоснованного разрешения настоящего дела и возникновении в процессе его рассмотрения вопросов, требующих специальных познаний, судебной коллегией по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Экспертная лаборатория судебных исследований».

Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы ООО «Экспертная лаборатория судебных исследований» в соответствии с картой градостроительного зонирования ПЗЗ Одинцовского г.о. и с учетом постановления правительства Москвы и Московской области от 17 декабря 2019 г. N <данные изъяты> «О зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории <данные изъяты> и <данные изъяты>», земельный участок <данные изъяты> с К<данные изъяты>, находящийся в пользовании Слупицкой Л.В., не имеет пересечения (наложения) с землями ЗСО (зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <данные изъяты>).

Так как согласно ПЗЗ г.о. Одинцовский, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения устанавливаются также в соответствии с СП 2.<данные изъяты>-10 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <данные изъяты>" (указанный свод правил содержат критерии определения границ зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <данные изъяты>.), экспертами был проведен гидрологический расчёт по определению времени добегания меженого стока по реке Сетунь и реке Москве от исследуемого земельного участка до плотины Рублёвской станции водоподготовки (схемы контуров рек по которым проводился расчёт представлены на рис.1, 2.1-2.33. в приложении).

По результатам исследований установлено, что общее время добегания меженого стока по водотокам реке Сетунь (правый приток <данные изъяты>) и <данные изъяты> от исследуемого земельного участка до плотины Рублёвской станции водоподготовки, при минимальном расходе воды 95% обеспеченности, составляет 185 часов 26 минут, что больше нормативных 120 часов.

На основании указанных исследований экспертом сделан вывод, что исследуемый земельный участок К<данные изъяты>, находящийся в пользовании Слупицкой Л.В., расположен выше верхней границы 2-го пояса ЗСО, т.е. не расположен в границах 2-ого пояса ЗСО согласно СП 2.<данные изъяты>-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <данные изъяты>» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>).

Так как земельный участок с К<данные изъяты> не имеет пересечения (наложения) с ЗСО, вариант установления границ указанного земельного участка истца с учетом зоны санитарной охраны не разрабатывался.

Вместе с тем, руководствуясь п.2 ст.86 ГПК РФ, на рис.3 Приложения экспертами было выявлено пересечение кадастровых границ земельного участка <данные изъяты> с К<данные изъяты> и кадастровых границ смежного земельного участка <данные изъяты> с К<данные изъяты> (принадлежащего на праве собственности Слупицкой Л.В.). Площадь участка пересечения границ составляет 9 кв.м.

Учитывая выявленное пересечение кадастровых границ, руководствуясь п.2 ст.86 ГПК РФ, экспертами был разработан вариант уточнения границ земельного участка <данные изъяты> с К<данные изъяты>, в соответствии с кадастровыми границами смежных земельных участков: К<данные изъяты>, К<данные изъяты>, К<данные изъяты>, К<данные изъяты>, К<данные изъяты> (представлен на рис. 4 Приложения).

По представленному варианту площадь земельного участка с К<данные изъяты> составит 591 кв.м., что в пределах допустимой погрешности (+/- 17 кв.м.) соответствует площади по сведениям ЕГРН (600 кв.м.).

Описание характерных точек (координаты) границ земельного участка <данные изъяты> с К<данные изъяты>, находящегося в пользовании Слупицкой Л.В., по варианту уточнения границ представлено в таблице 5.

Оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст.ст. 56, 67, 86, 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия отклоняет довод ответчика о нахождении спорного земельного участка во 2-м поясе (ограничений) зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для признания права собственности истца на земельный участок в границах по представленному экспертом варианту, поскольку данный вариант описания границ исключает пересечение кадастровых границ земельного участка <данные изъяты> с К<данные изъяты> и кадастровых границ смежного земельного участка <данные изъяты> с К<данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение О. городского суда <данные изъяты> от                      <данные изъяты> отменить, иск удовлетворить частично:

        Признать за Слупицкой Л. В. право собственности на земельный участок с кадастровым номером: <данные изъяты> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования: для садоводства, для ведения гражданами садоводства и огородничества, расположенный по адресу: <данные изъяты> в границах в соответствии с заключением ООО «ЭЛСИ»

    <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>

        Решение является основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРН.

Председательствующий

Судьи

33-19707/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Слупицкая Л.В.
Ответчики
Администрация Одинцовского городского округа Московской области
Другие
СНТ Полянка
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
30.06.2021[Гр.] Судебное заседание
30.06.2021[Гр.] Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
28.07.2021[Гр.] Судебное заседание
09.08.2021[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2021[Гр.] Производство по делу возобновлено
27.12.2021[Гр.] Судебное заседание
10.01.2022[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.01.2022[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее