Судья Васина Д.К. Дело № 33а-34510/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Редченко Е.В., Соколовой Н.М.,
при секретаре Саховаровой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 28 ноября 2018 года апелляционную жалобу Кузиной А. Н. на решение Одинцовского городского суда Московской области от 24 августа 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Кузиной А. Н. к администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации Одинцовского муниципального района МО о признании незаконным отказа от 24 апреля 2018 года в предоставлении в собственность за плату земельного участка, об обязании направить проект договора,
заслушав доклад судьи Брыкова И.И., объяснения представителя Кузиной А.Н. – Чуриловой О.В.,
у с т а н о в и л а :
Административный истец Кузина А.Н. обратилась в суд с административным иском к административным ответчикам администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа от 24.04.2018 г. в предоставлении в собственность за плату земельного участка, об обязании направить проект договора. Свой административный иск мотивировала теми обстоятельствами, что она является собственником дачи площадью 24,2 кв.м, расположенной на земельном участке, который принадлежит ей на основании договора аренды. 26.03.2018 г. она обратилась в местную администрацию по вопросу заключения договора купли-продажи земельного участка. Решением администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 24.04.2018 г. ей было в этом отказано, поскольку на землях сельскохозяйственного назначения не предусмотрено размещение жилых домов, и площадь застройки земельного участка составляет менее 10 процентов. Просила признать незаконным отказ администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 24.04.2018 в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1 071 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>; обязать администрацию Одинцовского муниципального района Московской <данные изъяты> направить ей договор купли-продажи земельного участка.
Представитель административных ответчиков администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитета по управлению имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области административный иск не признал.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 24.08.2018 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с решением суда, административный истец Кузина А.Н. подала на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Разбирательством по административному делу установлено, что Кузина А.Н. является собственником жилого дома площадью 24,2 кв.м, расположенного на земельном участке площадью 1 071 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для дачного строительства», расположенного по адресу: <данные изъяты>.
Указанный земельный участок принадлежит Кузиной А.Н. на праве аренды.
Решением администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 24.04.2018 г. Кузиной А.Н. отказано в предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка.
Свое решение по административному делу суд мотивировал теми обстоятельствами, что административным истцом не представлены доказательства существования на земельном участке жилого дома, являющегося объектом капитального строительства и пригодного для постоянного проживания, для эксплуатации которого предоставляется в собственность земельный участок, и как следствие этого, доказательства достижения предусмотренной законодательством цели предоставления земельного участка в собственность.
Регистрация права собственности административного истца на жилой дом площадью 24,2 кв.м была произведена в упрощенном порядке, не предполагающем осуществление контроля, направленного на проверку фактического существования таких объектов недвижимости на земельном участке и их состояния (ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), в связи с чем степень готовности объекта и пригодности для проживания на момент регистрации права собственности административного истца на жилой дом и обращения с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка установить невозможно.
Сославшись на ст.39.16 ЗК РФ, суд также указал, что собственник объекта недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования, площадь которого определяется, исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенного на нем объекта с учетом документации по планировке и межеванию территории.
Площадь застройки истребуемого административным истцом земельного участка составляет менее 10 процентов его площади, площадь земельного участка превышает площадь строения почти в 45 раз.
Административный истец не представила доказательств, обосновывающих необходимость предоставления в собственность земельного участка площадью 1 071 кв. м для использования жилого дома площадью 24,2 кв.м.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на материалах административного дела и действующем законодательстве.
Кроме того, имеется другое обстоятельство, являющееся достаточным для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
В соответствии с ч.ч.1, 4 ст.2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ; земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии ч.4 ст.2 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч.1.2 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Законом Московской области от 24.07.2014 г. № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» установлено, что Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района (п.16 ч.3 ст.2).
Одновременно Законом Московской области от 24.07.2014 г. № 107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (п.6 ч.1 ст.2).
При этом реализация данных полномочий, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области (п.3 ст.2).
На момент отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов (24.04.2018 г.) порядок направления на согласование проектов решений по распоряжению земельными участками и проектов договоров купли-продажи земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков был установлен распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017 г. № 13ВР-44 (ранее действовало аналогичное распоряжение от 20.02.2016 г. № 13ВР-335).
В соответствии с временным Порядком, утвержденным указанным распоряжением, представленные на согласование проекты с приложением документов органами местного самоуправления направляются в Минмособлимущество для их рассмотрения на заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области (п.3), которая принимает соответствующее решение, подлежащее обязательному исполнению органом местного самоуправления (п.п.4.2.3, 4.4) (п.п.5.2, п.3 ранее действовавшего распоряжения от 20.02.2016 г. № 13ВР-335).
Указанные правовые акты Московской области к настоящему времени в установленном действующим законодательством порядке не действующими не признаны.
Межведомственной комиссией по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области вопрос согласования проекта договора купли-продажи земельного участка административному истцу не решался.
Принятие же такого решения Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области является обязательным при выполнении процедуры предоставления административному истцу в собственность земельного участка.
При указанных обстоятельствах у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда.
При рассмотрении административного дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда и не опровергают указанных выводов.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Одинцовского городского суда Московской области от 24 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузиной А. Н. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: