Дело № 2 –468 / 2013 г.
НОВОХОПЕРСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2013 года город Новохоперск
НОВОХОПЕРСКИЙ районный суд ВОРОНЕЖСКОЙ области в составе:
председательствующего судьи ЗИМИНА А.Н.
при секретаре ПОРТЯННИКОВОЙ Г.Н.
с участием:
заявителей РНИ
ИЛА
представителя заинтересованного лица администрации городского поселения – <адрес> ЛДВ, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы администрации городского поселения – <адрес> муниципального района <адрес>,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению РНИ и ИЛА о признании незаконными действий, нарушающих конституционное право на свободу собраний,
у с т а н о в и л:
РНИ и ИЛА обратились в суд с заявлением о признании незаконными действий, нарушающих конституционное право на свободу собраний по основаниям:
действие главы администрации городского поселения — <адрес> БАИ, выразившееся в направлении организатору отказа в проведении публичного мероприятия, противоречит законодательству РФ и создало препятствие в реализации их права на свободу собраний.
Реализуя конституционное право на свободу собраний и выполняя задачи организатора и уполномоченного лица по проведению публичного мероприятия, ДД.ММ.ГГГГ ими было подано уведомление о проведении мероприятия — шествия ДД.ММ.ГГГГ - на имя главы администрации городского поселения — <адрес> БАИ Им поступило сообщение из администрации, подписанное БАИ, с отказом в согласовании проведения мероприятия и предложением принести новое уведомление.
Отказ в согласовании проведения мероприятия является незаконным и обоснованным в связи с тем, что:
Поступившее в их адрес обращение противоречит п.2, ч. 1, ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ, где сказано, что обязанность органа местного самоуправления: «довести до сведения организатора публичного мероприятия.. . обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия...», поскольку не содержит предложения альтернативного маршрута, а лишь требование подать новое уведомление с целым рядом исправлений, запрос на которые не обоснован. Такая форма как предложение переписать уведомление, незаконна.
В своем отказе глава администрации городского поселения — <адрес> БАИ указывает, что место проведения указанного ими мероприятия, является местом, где проведение публичных мероприятий запрещается, что не соответствует действительности, поскольку данная территория - <адрес> и <адрес> <адрес> к таким территориям не относится, не являясь памятниками архитектуры, площадками, прилегающими к судам или пенитенциарным учреждениям.
Из поданного ими уведомления не следует, что они планируют призывать к разжиганию вражды и розни между народами, поскольку цели мероприятия соответствуют теме официального праздника, к которому оно приурочено - Дню национального единства. Поэтому объединение славянских народов никак не может трактоваться, как разжигание национальной розни. К тому же в теме указано, что объединение необходимо перед лицом экологической угрозы. Противостояние каким-либо другим нациям никак в теме мероприятия не обозначено.
4) Законодательством РФ не только закреплено право граждан на проведение мирных массовых акций, но и установлена ответственность лиц, препятствующих проведению собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований:
ст. 5.38, КоАП РФ предусматривает ответственность за «препятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них»,
ст. 149, УК РФ Незаконное воспрепятствование проведению массовой акции или участию в ней, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения.
Отказ в проведении мероприятия послужил основанием для ограничения их прав и свобод:
Считают, что вышеуказанным письмом были искусственно созданы препятствия в проведении акции, чем нарушено законодательство РФ, конституционное право на свободу мирных собраний, закрепленное также в Европейской Конвенции.
2. Ограничение права на свободу собраний в данном случае противоречит
прецедентным постановлениям Европейского Суда по правам человека в частности.
Право на свободу мирных собраний, закрепленное в статье 11, является фундаментальным правом в демократическом обществе и, подобно праву на свободное выражение мнения, одним из оснований такого общества. Исходя из формулировки второго пункта статьи 11, единственной необходимостью, которая может оправдать вмешательство в осуществление права, закрепленного в этой Статье, является необходимость, которая может исходить из самого «демократического общества» (см. постановления по делам Христианская демократическая народная партия против Молдовы (Christian Democratic People’s Party v. Moldova), № 28793/02, §§ 62-63, ЕСПЧ 2006).
Государства должны не только обеспечивать право на мирные собрания, но и воздерживаться от применения чрезмерных косвенных ограничений на осуществление этого права. Учитывая особую важность свободы собраний и ее непосредственное отношение к понятию демократии, для обоснования вмешательства в осуществление этого права должны быть действительно веские причины (см. постановления по делам Оуранио Токсо против Греции (Ouranio Тохо v. Greece), № 74989/01, § 36, ЕСПЧ 2005-Х (выдержки), и Адал против Турции (Adali v. Turkey) от 31 марта 2005 года, № 38187/97, § 267, с последующими ссылками).
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде.. . действие.. . органа местного самоуправления, должностного лица,.. . муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статья 255 ГПК РФ предусматривает:
«К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.»
Согласно ст. 257 ГПК РФ заявление рассматривается судом в течение десяти дней с участием гражданина,.. . должностного лица,.. . муниципального служащего,.. . действия которых оспариваются.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего.. . органа местного самоуправления, должностного лица,.. . муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Кроме того, судебное рассмотрение должно быть осуществлено до планируемого дня проведения акции на основании Определения Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2009 г. N 1-84-О-П "По жалобе граждан ФИО1, ФИО2 и ФИО3 на нарушение их конституционных прав положением части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" п. 2.2. которого гласит: «судебное рассмотрение должно быть осуществлено на основании действующего процессуального законодательства в максимально короткий срок, как это предусмотрено для рассмотрения споров в сфере избирательных прав, т.е. до даты проведения планируемого публичного мероприятия. В противном случае судебная защита во многом теряла бы смысл, что недопустимо в силу статьи 46 Конституции Российской Федерации». Таким образом, заявление должно быть рассмотрено до ДД.ММ.ГГГГ г.
Просят суд:
признать, что действие главы администрации городского поселения — <адрес> БАИ, выразившееся направлении организатору отказа в проведении публичного мероприятия и в препятствовании в проведении публичного мероприятия незаконными и нарушающими их конституционное право на свободу мирных собраний согласно ст. 31 Конституции РФ, а также право на свободу собраний, гарантированную ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;
обязать Администрацию городского поселения - <адрес> обеспечить проведение акции по указанному ими ранее маршруту.
В судебном заседании заявитель РНИ поддержала требования, изложенные в заявлении, и просила суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении, в дополнение суду пояснила, что маршрут проведения заявленного публичного мероприятия в соответствии со схемой, приложенной к уведомлению, предполагал прохождение участников шествия от <адрес> до центральной площади <адрес> по пешеходным тротуарам, исключающим нахождение участников шествия на проезжей части, которые могли бы препятствовать движению транспортных средств на всем протяжении маршрута. Кроме того, прохождение участников шествия планировалось по пешеходным тротуарам, расположенным на противоположной стороне улицы <адрес> от здания <данные изъяты> с выходом по пешеходному переходу к <данные изъяты> и <данные изъяты>. После чего участники шествия по пешеходному переходу возвращаются на противоположную сторону улицы и по пешеходному тротуару проходят до центральной площади <адрес>, минуя тем самым прохождение по тротуару и проезжей части здания администрации <адрес>.
Заявитель ИЛА поддержала требования, изложенные в заявлении, и просила суд их удовлетворить, по основаниям, изложенным в заявлении и доводами, указанными в суде РНИ
В судебном заседании представитель главы администрации городского поселения – <адрес> муниципального района <адрес> ЛДВ просил в удовлетворении заявления РНИ и ИЛА отказать, так как считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отношении администрации от ДД.ММ.ГГГГ г., направленном в адрес заявителя РНИ, которое она получила ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства по делу, приходит к следующему:
РНИ, рождения ДД.ММ.ГГГГ года, место рождения: <адрес>, зарегистрирована по адресу: <адрес>, гражданка <адрес>, что подтверждается паспортом №, выдан <адрес>, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ года, код подразделения №.
ИЛА, рождения ДД.ММ.ГГГГ года, место рождения: <адрес>, зарегистрирована по адресу: <адрес>, гражданка <адрес>, что подтверждается паспортом №, выдан <адрес> <адрес>, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ года, код подразделения №.
В материалах дела имеется:
- уведомление о проведении публичного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которого инициативная группа общественности <адрес> <адрес>, руководствуясь ст.31 Конституции РФ, ст. Федерального закона от 19 июня 2004 г. №54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, пикетированиях», законом Воронежской области от 04.07.2006 г. №60-03 ст.7 «О порядке подачи уведомлений о проведении публичного мероприятия», уведомляет главу администрации городского поселения – <адрес>ёрск Буравлёва А.И. о том, что ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес> состоится публичное мероприятие - «Русский марш». Цель публичного мероприятия: привлечение общественного внимания к проблеме медно-никелевых разработок в <адрес> районе, объединение представителей славянских народов перед лицом общей экологической угрозы. Форма: шествие. Место проведения шествия «Русский марш» - <адрес> Схема проведения шествия прилагается. Дата:ДД.ММ.ГГГГ Начало: <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут. Окончание: <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут. Предполагаемое количество человек: <данные изъяты>. Организатор шествия: инициативная группа общественности <адрес>, РНИ, проживающая по адресу: <адрес>, уполномоченное лицо по проведению шествия: ИЛА, проживающая по адресу: <адрес>ёрск <адрес>. Дата подачи уведомления на шествие: ДД.ММ.ГГГГ. Во время шествия будет использовано звукоусиливающее устройство. Для оказания медицинской помощи будет использована медицинская аптечка. В случае необходимости будет вызвана бригада скорой помощи. Порядок во время шествия организатором гарантируется;
- схема проведения шествия, согласно которой место сбора - <адрес>. <данные изъяты> - начало мероприятия. Возложение цветов к Мемориалу павших воинов в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. Минута молчания. Остановка. Возложение цветов к Мемориалу Героев Советского Союза и Кавалера орденов славы. <данные изъяты> - окончание шествия. Центральная площадь <адрес>. С схеме приложен маршрут предложенного движения участников шествия, который обозначен красным по правой стороне проезжей части в направлении города улицы <адрес> от <адрес> до пересечения с <адрес>, с последующим переходом через проезжую часть на левую сторону движения, с двойным переходом туда и обратно проезжей части в районе <адрес> с выходом к мемориалу с последующим движением к центральной площади <адрес>;
- письмом администрации городского поселения – <адрес> муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ организатору публичного мероприятия РНИ сообщено, что администрацией городского поселения - <адрес> муниципального района <адрес> было рассмотрено уведомление от ДД.ММ.ГГГГг. РНИ и ИЛА о намерении провести ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин. до <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин. публичное мероприятие (шествие) с целью привлечения общественного внимания к проблеме медно-никелевых разработок в Новохоперском муниципальном районе <адрес>, а так же объединение представителей славянских народов перед лицом общей экологической угрозы.
Администрация городского поселения, <адрес>, <адрес> муниципального района <адрес> сообщает Вам, что в соответствии с ч.З ст. 12 Федерального закона №54-ФЗ от 19.06.2004г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон №54-ФЗ) орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия в случаях, если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с Федеральным законом №54-ФЗ или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
В соответствии с пп.2.2. ч.2 ст.8 Федерального закона № 54-ФЗ законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций.
Такие места определены Законом Воронежской области №160-03 от 17.12.2012г. «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий» (далее - Закон Воронежской области №160-03). Так же сообщаю, что в соответствии со ст.2 Закона местами, где запрещается проведение публичных мероприятий являются места, в которых проведение публичных мероприятий может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
На основании вышеизложенного и руководствуясь указанными Федеральными Законами, а так же иными нормативно-правовыми и подзаконными актами сообщаем Вам, об отказе в согласовании и проведении массового мероприятия (шествия) по указанным ниже основаниям.
Указанное в уведомлении о проведении массового мероприятия (шествия) противоречит пп.2.2. ч.2 ст.8 Федерального Закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 года «О собраниях, митингах, шествиях, и пикетировании» (далее ФЗ-54), а так же в соответствии с Законом Воронежской области №160-03 от 17.12.2012г. «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий» (далее - Закон Воронежской области №160-03).
Цели шествия содержат в себе формулировку которая является прямым призывом к межнациональной розни, что противоречит Федеральному законодательству, а так же Уголовному кодексу РФ. А именно, Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", а так же ч. 1 ст. 280 УК РФ.
Так же запланированное мероприятие создает помехи движению пешеходов, транспортных средств и угрозу ДТП, а так же создает иные препятствия указанные в постановлении, что в соответствии с законом о митингах, шествия и пикетированиях НЕДОПУСТИМО.
Так же в соответствии с Постановлением правительства Воронежской области № 730 от 22.08.2012 года, указанный маршрут проведения шествия не относится к полномочиям и ведению администрации городского поселения <адрес>, <адрес> муниципального района <адрес>.
Для проведения указанного мероприятия рекомендуем Вам устранить указанные нарушения законодательства и привести уведомление о проведении массового мероприятия (шествия) в соответствие с действующим законодательством.
А так же провести согласование с администрацией городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> по предложенным местам и проведениям массового мероприятия (шествия), в свою очередь администрация городского поселения <адрес> муниципального района рекомендует Вам избрать другой маршрут для проведения заявленного мероприятия с учетом требования законодательства;
- указанное письмо заявителем РНИ получено ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.31 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В соответствии со ст.11 "Конвенции о защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950 года (с изм. от 13.05.2004):
«1. Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.
2. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.»
Согласно Федерального закона РФ от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях":
« Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;…
7) уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка;
8) регламент проведения публичного мероприятия - документ, содержащий повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информацию об использовании транспортных средств;…
Статья 5. Организатор публичного мероприятия
1. Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия…
Статья 7. Уведомление о проведении публичного мероприятия
1. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 344-ФЗ)…
2. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
3. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:
1) цель публичного мероприятия;
2) форма публичного мероприятия;
3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;
(в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 344-ФЗ)
4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;
5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;
7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия...
Статья 8. Место проведения публичного мероприятия …
К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается относятся: … 3) территории, непосредственно прилегающие …к зданиям, занимаемым судами…
Статья 12. Обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления
1. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:
1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;
2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;…».
Исходя из обстоятельств дела, выслушав стороны, анализируя вышеуказанные нормы права, суд приходит к выводу, что заявление РНИ и ИЛА о признании незаконными действий главы администрации городского поселения – <адрес> муниципального района <адрес> БАИ удовлетворению не подлежит, поскольку действия главы администрации городского поселения – <адрес> муниципального района <адрес> БАИ, выразившееся в направлении организатору отказа в проведении публичного мероприятия и в препятствовании в проведении публичного мероприятия незаконными и нарушающими их конституционное право на свободу мирных собраний согласно ст. 31 Конституции РФ, а также право на свободу собраний, гарантированную ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод; обязать Администрацию городского поселения - <адрес> обеспечить проведение акции по указанному ими маршруту от ДД.ММ.ГГГГ не противоречит нормам действующего законодательства, в том числе Федерального закона РФ от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Кроме того, в нарушение требований закона заявителями в уведомлении о проведении публичного мероприятия не были указаны: формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, использование звукоусиливающих технических средства при проведении публичного мероприятия, проведение публичного мероприятия предполагалось на территории, непосредственно прилегающей к зданию <данные изъяты> (<данные изъяты>).
Оспариваемые заявителями РНИ и ИЛА действия главы администрации городского поселения – <адрес> муниципального района <адрес> БАИ, совершены в пределах его компетенции, права и свободы заявителей не нарушают.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении заявления РНИ и ИЛА о признании незаконными действий главы администрации городского поселения – <адрес> муниципального района <адрес> БАИ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда путем подачи апелляционной жалобы, представления в Новохоперский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня его вынесения.
Судья (подпись) Зимин
Копия верна: судья Зимин
секретарь Портянникова
Дело № 2 –468 / 2013 г.
НОВОХОПЕРСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2013 года город Новохоперск
НОВОХОПЕРСКИЙ районный суд ВОРОНЕЖСКОЙ области в составе:
председательствующего судьи ЗИМИНА А.Н.
при секретаре ПОРТЯННИКОВОЙ Г.Н.
с участием:
заявителей РНИ
ИЛА
представителя заинтересованного лица администрации городского поселения – <адрес> ЛДВ, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы администрации городского поселения – <адрес> муниципального района <адрес>,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению РНИ и ИЛА о признании незаконными действий, нарушающих конституционное право на свободу собраний,
у с т а н о в и л:
РНИ и ИЛА обратились в суд с заявлением о признании незаконными действий, нарушающих конституционное право на свободу собраний по основаниям:
действие главы администрации городского поселения — <адрес> БАИ, выразившееся в направлении организатору отказа в проведении публичного мероприятия, противоречит законодательству РФ и создало препятствие в реализации их права на свободу собраний.
Реализуя конституционное право на свободу собраний и выполняя задачи организатора и уполномоченного лица по проведению публичного мероприятия, ДД.ММ.ГГГГ ими было подано уведомление о проведении мероприятия — шествия ДД.ММ.ГГГГ - на имя главы администрации городского поселения — <адрес> БАИ Им поступило сообщение из администрации, подписанное БАИ, с отказом в согласовании проведения мероприятия и предложением принести новое уведомление.
Отказ в согласовании проведения мероприятия является незаконным и обоснованным в связи с тем, что:
Поступившее в их адрес обращение противоречит п.2, ч. 1, ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ, где сказано, что обязанность органа местного самоуправления: «довести до сведения организатора публичного мероприятия.. . обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия...», поскольку не содержит предложения альтернативного маршрута, а лишь требование подать новое уведомление с целым рядом исправлений, запрос на которые не обоснован. Такая форма как предложение переписать уведомление, незаконна.
В своем отказе глава администрации городского поселения — <адрес> БАИ указывает, что место проведения указанного ими мероприятия, является местом, где проведение публичных мероприятий запрещается, что не соответствует действительности, поскольку данная территория - <адрес> и <адрес> <адрес> к таким территориям не относится, не являясь памятниками архитектуры, площадками, прилегающими к судам или пенитенциарным учреждениям.
Из поданного ими уведомления не следует, что они планируют призывать к разжиганию вражды и розни между народами, поскольку цели мероприятия соответствуют теме официального праздника, к которому оно приурочено - Дню национального единства. Поэтому объединение славянских народов никак не может трактоваться, как разжигание национальной розни. К тому же в теме указано, что объединение необходимо перед лицом экологической угрозы. Противостояние каким-либо другим нациям никак в теме мероприятия не обозначено.
4) Законодательством РФ не только закреплено право граждан на проведение мирных массовых акций, но и установлена ответственность лиц, препятствующих проведению собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований:
ст. 5.38, КоАП РФ предусматривает ответственность за «препятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них»,
ст. 149, УК РФ Незаконное воспрепятствование проведению массовой акции или участию в ней, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения.
Отказ в проведении мероприятия послужил основанием для ограничения их прав и свобод:
Считают, что вышеуказанным письмом были искусственно созданы препятствия в проведении акции, чем нарушено законодательство РФ, конституционное право на свободу мирных собраний, закрепленное также в Европейской Конвенции.
2. Ограничение права на свободу собраний в данном случае противоречит
прецедентным постановлениям Европейского Суда по правам человека в частности.
Право на свободу мирных собраний, закрепленное в статье 11, является фундаментальным правом в демократическом обществе и, подобно праву на свободное выражение мнения, одним из оснований такого общества. Исходя из формулировки второго пункта статьи 11, единственной необходимостью, которая может оправдать вмешательство в осуществление права, закрепленного в этой Статье, является необходимость, которая может исходить из самого «демократического общества» (см. постановления по делам Христианская демократическая народная партия против Молдовы (Christian Democratic People’s Party v. Moldova), № 28793/02, §§ 62-63, ЕСПЧ 2006).
Государства должны не только обеспечивать право на мирные собрания, но и воздерживаться от применения чрезмерных косвенных ограничений на осуществление этого права. Учитывая особую важность свободы собраний и ее непосредственное отношение к понятию демократии, для обоснования вмешательства в осуществление этого права должны быть действительно веские причины (см. постановления по делам Оуранио Токсо против Греции (Ouranio Тохо v. Greece), № 74989/01, § 36, ЕСПЧ 2005-Х (выдержки), и Адал против Турции (Adali v. Turkey) от 31 марта 2005 года, № 38187/97, § 267, с последующими ссылками).
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде.. . действие.. . органа местного самоуправления, должностного лица,.. . муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статья 255 ГПК РФ предусматривает:
«К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.»
Согласно ст. 257 ГПК РФ заявление рассматривается судом в течение десяти дней с участием гражданина,.. . должностного лица,.. . муниципального служащего,.. . действия которых оспариваются.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего.. . органа местного самоуправления, должностного лица,.. . муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Кроме того, судебное рассмотрение должно быть осуществлено до планируемого дня проведения акции на основании Определения Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2009 г. N 1-84-О-П "По жалобе граждан ФИО1, ФИО2 и ФИО3 на нарушение их конституционных прав положением части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" п. 2.2. которого гласит: «судебное рассмотрение должно быть осуществлено на основании действующего процессуального законодательства в максимально короткий срок, как это предусмотрено для рассмотрения споров в сфере избирательных прав, т.е. до даты проведения планируемого публичного мероприятия. В противном случае судебная защита во многом теряла бы смысл, что недопустимо в силу статьи 46 Конституции Российской Федерации». Таким образом, заявление должно быть рассмотрено до ДД.ММ.ГГГГ г.
Просят суд:
признать, что действие главы администрации городского поселения — <адрес> БАИ, выразившееся направлении организатору отказа в проведении публичного мероприятия и в препятствовании в проведении публичного мероприятия незаконными и нарушающими их конституционное право на свободу мирных собраний согласно ст. 31 Конституции РФ, а также право на свободу собраний, гарантированную ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;
обязать Администрацию городского поселения - <адрес> обеспечить проведение акции по указанному ими ранее маршруту.
В судебном заседании заявитель РНИ поддержала требования, изложенные в заявлении, и просила суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении, в дополнение суду пояснила, что маршрут проведения заявленного публичного мероприятия в соответствии со схемой, приложенной к уведомлению, предполагал прохождение участников шествия от <адрес> до центральной площади <адрес> по пешеходным тротуарам, исключающим нахождение участников шествия на проезжей части, которые могли бы препятствовать движению транспортных средств на всем протяжении маршрута. Кроме того, прохождение участников шествия планировалось по пешеходным тротуарам, расположенным на противоположной стороне улицы <адрес> от здания <данные изъяты> с выходом по пешеходному переходу к <данные изъяты> и <данные изъяты>. После чего участники шествия по пешеходному переходу возвращаются на противоположную сторону улицы и по пешеходному тротуару проходят до центральной площади <адрес>, минуя тем самым прохождение по тротуару и проезжей части здания администрации <адрес>.
Заявитель ИЛА поддержала требования, изложенные в заявлении, и просила суд их удовлетворить, по основаниям, изложенным в заявлении и доводами, указанными в суде РНИ
В судебном заседании представитель главы администрации городского поселения – <адрес> муниципального района <адрес> ЛДВ просил в удовлетворении заявления РНИ и ИЛА отказать, так как считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отношении администрации от ДД.ММ.ГГГГ г., направленном в адрес заявителя РНИ, которое она получила ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства по делу, приходит к следующему:
РНИ, рождения ДД.ММ.ГГГГ года, место рождения: <адрес>, зарегистрирована по адресу: <адрес>, гражданка <адрес>, что подтверждается паспортом №, выдан <адрес>, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ года, код подразделения №.
ИЛА, рождения ДД.ММ.ГГГГ года, место рождения: <адрес>, зарегистрирована по адресу: <адрес>, гражданка <адрес>, что подтверждается паспортом №, выдан <адрес> <адрес>, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ года, код подразделения №.
В материалах дела имеется:
- уведомление о проведении публичного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которого инициативная группа общественности <адрес> <адрес>, руководствуясь ст.31 Конституции РФ, ст. Федерального закона от 19 июня 2004 г. №54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, пикетированиях», законом Воронежской области от 04.07.2006 г. №60-03 ст.7 «О порядке подачи уведомлений о проведении публичного мероприятия», уведомляет главу администрации городского поселения – <адрес>ёрск Буравлёва А.И. о том, что ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес> состоится публичное мероприятие - «Русский марш». Цель публичного мероприятия: привлечение общественного внимания к проблеме медно-никелевых разработок в <адрес> районе, объединение представителей славянских народов перед лицом общей экологической угрозы. Форма: шествие. Место проведения шествия «Русский марш» - <адрес> Схема проведения шествия прилагается. Дата:ДД.ММ.ГГГГ Начало: <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут. Окончание: <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут. Предполагаемое количество человек: <данные изъяты>. Организатор шествия: инициативная группа общественности <адрес>, РНИ, проживающая по адресу: <адрес>, уполномоченное лицо по проведению шествия: ИЛА, проживающая по адресу: <адрес>ёрск <адрес>. Дата подачи уведомления на шествие: ДД.ММ.ГГГГ. Во время шествия будет использовано звукоусиливающее устройство. Для оказания медицинской помощи будет использована медицинская аптечка. В случае необходимости будет вызвана бригада скорой помощи. Порядок во время шествия организатором гарантируется;
- схема проведения шествия, согласно которой место сбора - <адрес>. <данные изъяты> - начало мероприятия. Возложение цветов к Мемориалу павших воинов в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. Минута молчания. Остановка. Возложение цветов к Мемориалу Героев Советского Союза и Кавалера орденов славы. <данные изъяты> - окончание шествия. Центральная площадь <адрес>. С схеме приложен маршрут предложенного движения участников шествия, который обозначен красным по правой стороне проезжей части в направлении города улицы <адрес> от <адрес> до пересечения с <адрес>, с последующим переходом через проезжую часть на левую сторону движения, с двойным переходом туда и обратно проезжей части в районе <адрес> с выходом к мемориалу с последующим движением к центральной площади <адрес>;
- письмом администрации городского поселения – <адрес> муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ организатору публичного мероприятия РНИ сообщено, что администрацией городского поселения - <адрес> муниципального района <адрес> было рассмотрено уведомление от ДД.ММ.ГГГГг. РНИ и ИЛА о намерении провести ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин. до <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин. публичное мероприятие (шествие) с целью привлечения общественного внимания к проблеме медно-никелевых разработок в Новохоперском муниципальном районе <адрес>, а так же объединение представителей славянских народов перед лицом общей экологической угрозы.
Администрация городского поселения, <адрес>, <адрес> муниципального района <адрес> сообщает Вам, что в соответствии с ч.З ст. 12 Федерального закона №54-ФЗ от 19.06.2004г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон №54-ФЗ) орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия в случаях, если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с Федеральным законом №54-ФЗ или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
В соответствии с пп.2.2. ч.2 ст.8 Федерального закона № 54-ФЗ законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций.
Такие места определены Законом Воронежской области №160-03 от 17.12.2012г. «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий» (далее - Закон Воронежской области №160-03). Так же сообщаю, что в соответствии со ст.2 Закона местами, где запрещается проведение публичных мероприятий являются места, в которых проведение публичных мероприятий может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
На основании вышеизложенного и руководствуясь указанными Федеральными Законами, а так же иными нормативно-правовыми и подзаконными актами сообщаем Вам, об отказе в согласовании и проведении массового мероприятия (шествия) по указанным ниже основаниям.
Указанное в уведомлении о проведении массового мероприятия (шествия) противоречит пп.2.2. ч.2 ст.8 Федерального Закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 года «О собраниях, митингах, шествиях, и пикетировании» (далее ФЗ-54), а так же в соответствии с Законом Воронежской области №160-03 от 17.12.2012г. «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий» (далее - Закон Воронежской области №160-03).
Цели шествия содержат в себе формулировку которая является прямым призывом к межнациональной розни, что противоречит Федеральному законодательству, а так же Уголовному кодексу РФ. А именно, Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", а так же ч. 1 ст. 280 УК РФ.
Так же запланированное мероприятие создает помехи движению пешеходов, транспортных средств и угрозу ДТП, а так же создает иные препятствия указанные в постановлении, что в соответствии с законом о митингах, шествия и пикетированиях НЕДОПУСТИМО.
Так же в соответствии с Постановлением правительства Воронежской области № 730 от 22.08.2012 года, указанный маршрут проведения шествия не относится к полномочиям и ведению администрации городского поселения <адрес>, <адрес> муниципального района <адрес>.
Для проведения указанного мероприятия рекомендуем Вам устранить указанные нарушения законодательства и привести уведомление о проведении массового мероприятия (шествия) в соответствие с действующим законодательством.
А так же провести согласование с администрацией городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> по предложенным местам и проведениям массового мероприятия (шествия), в свою очередь администрация городского поселения <адрес> муниципального района рекомендует Вам избрать другой маршрут для проведения заявленного мероприятия с учетом требования законодательства;
- указанное письмо заявителем РНИ получено ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.31 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В соответствии со ст.11 "Конвенции о защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950 года (с изм. от 13.05.2004):
«1. Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.
2. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.»
Согласно Федерального закона РФ от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях":
« Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;…
7) уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка;
8) регламент проведения публичного мероприятия - документ, содержащий повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информацию об использовании транспортных средств;…
Статья 5. Организатор публичного мероприятия
1. Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия…
Статья 7. Уведомление о проведении публичного мероприятия
1. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 344-ФЗ)…
2. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
3. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:
1) цель публичного мероприятия;
2) форма публичного мероприятия;
3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;
(в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 344-ФЗ)
4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;
5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;
7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия...
Статья 8. Место проведения публичного мероприятия …
К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается относятся: … 3) территории, непосредственно прилегающие …к зданиям, занимаемым судами…
Статья 12. Обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления
1. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:
1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;
2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;…».
Исходя из обстоятельств дела, выслушав стороны, анализируя вышеуказанные нормы права, суд приходит к выводу, что заявление РНИ и ИЛА о признании незаконными действий главы администрации городского поселения – <адрес> муниципального района <адрес> БАИ удовлетворению не подлежит, поскольку действия главы администрации городского поселения – <адрес> муниципального района <адрес> БАИ, выразившееся в направлении организатору отказа в проведении публичного мероприятия и в препятствовании в проведении публичного мероприятия незаконными и нарушающими их конституционное право на свободу мирных собраний согласно ст. 31 Конституции РФ, а также право на свободу собраний, гарантированную ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод; обязать Администрацию городского поселения - <адрес> обеспечить проведение акции по указанному ими маршруту от ДД.ММ.ГГГГ не противоречит нормам действующего законодательства, в том числе Федерального закона РФ от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Кроме того, в нарушение требований закона заявителями в уведомлении о проведении публичного мероприятия не были указаны: формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, использование звукоусиливающих технических средства при проведении публичного мероприятия, проведение публичного мероприятия предполагалось на территории, непосредственно прилегающей к зданию <данные изъяты> (<данные изъяты>).
Оспариваемые заявителями РНИ и ИЛА действия главы администрации городского поселения – <адрес> муниципального района <адрес> БАИ, совершены в пределах его компетенции, права и свободы заявителей не нарушают.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении заявления РНИ и ИЛА о признании незаконными действий главы администрации городского поселения – <адрес> муниципального района <адрес> БАИ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда путем подачи апелляционной жалобы, представления в Новохоперский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня его вынесения.
Судья (подпись) Зимин
Копия верна: судья Зимин
секретарь Портянникова