УИД 63RS0№-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2022 года <адрес>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Зинкина В.А.,
при секретаре судебного заседания Зацепиловой А.С.,
с участием представителя истца Зыбановой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ (2-3193/2021) по исковому заявлению Александрова С. А. к администрации городского округа Самара, Управлению Росреестра по <адрес> об установлении местоположения границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Александров С.А. обратился в Красноглинский районный суд <адрес> с указанным исковым заявлением по тем основаниям, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:01:0338008:1, расположенного по адресу: <адрес>, 19 км, 23 квартал, участок №, местоположение границ которого не установлено в соответствии с требованиями земельного законодательства.
По заказу истца проведены кадастровые работы в отношении земельного участка, установлено местоположение его границ, однако во внесудебном порядке не представляется возможным осуществить кадастровый учет в связи с несоответствием площади участка правоустанавливающим документам.
Истец не согласен с указанным отказом, поскольку земельный участок имеет конфигурацию и границы, соответствующие плану 1995 года, границы участка сформированы на местности, закреплены объектами искусственного происхождения (забор и строение) и существуют в неизменном виде более 15 лет.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0338008:1, расположенного по адресу: <адрес>, 19 км, 23 квартал участок №, площадью 754 кв.м., всоответствии с межевым планом, подготовленным кадастровым инженером Зыбановой С.В. <дата>, в следующих координатах:
№ точки |
Координаты | |
X |
Y | |
н1 |
399033,88 |
1384154,94 |
н2 |
399026,40 |
1384154,82 |
1 |
399026,73 |
1384149,71 |
8 |
399026,29 |
1384149,12 |
7 |
399002,80 |
1384148,09 |
6 |
399002,38 |
1384173,96 |
5 |
399034,77 |
1384174,26 |
4 |
399034,73 |
1384170,07 |
3 |
399033,59 |
1384169,19 |
н1 |
399033,88 |
1384154,94 |
Представитель истца – Зыбанова С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, дополнив, что земельный участок существует на местности в неизменном виде более 15 лет, однако при изготовлении плана границ земельного участка от <дата> и при постановке участка на кадастровый учет ошибочно не была учтена площадь участка под расположенным на земельном участке строением, что привело к учету ошибочной площади земельного участка и является препятствием для уточнения местоположения границ во внесудебном порядке.
Представители ответчиков администрации г.о. Самара, Управления Росреестра по <адрес>, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, ФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес>» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, суд в соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
Выслушав в судебном заседании представителя истца, свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, обозрев материалы гражданского дела №, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно ч. 1 ст. 42 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее - уточнение границ земельного участка).
В соответствии с положениями ч. 10 ст. 22 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Пунктом 32 статьи 26 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ определены пределы осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, которая не должна превышать площадь, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании договора купли-продажи от <дата>, удостоверенного нотариусом Сафоновой О.В. по реестру №, договора купли-продажи от 14.10.2003г., Александров С. А. является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:01:0338008:1, расположенного по адресу: <адрес>, 19 км, 23 квартал участок №, площадью 642 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Согласно сведениям ЕГРН граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, площадь ориентировочная, сведения об участке подлежат уточнению при межевании.
Для установления местоположения границ указанного земельного участка истец обратился кадастровому инженеру Зыбановой С.В., которой <дата> подготовлен межевой план, из которого следует, что фактическая площадь земельного участка составляет 754 кв.м. Произведено согласование местоположения границ со смежными землепользователями, что подтверждается соответствующим актом и публикацией в средстве массовой информации.
Истец обратился в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о проведении кадастрового учета в отношении земельного участка, однако уведомлением от <дата> № КУВД-001/2021-19944005/1 истцу отказано, поскольку не представлены документы, подтверждающие или устанавливающие право на земельный участок площадью 754 кв.м., а также не представлены документы, подтверждающие обоснованность увеличения площади участка.
Вместе с тем, из заключения кадастрового инженера следует, что местоположение границ земельного участка и его площадь определены с учетом фактического землепользования и местоположения смежных границ геодезическим методом. В результате уточнения площадь земельного участка изменилась и составила 754,00 кв.м. Уточнение наложения границы и площади земельного участка правообладателем проводятся впервые. Границами земельного участка являются границы, закрепленные на местности с использованием объектов искусственного происхождения, такими как заборы, установленные землепользователем указанного земельного участка, а также заборами смежных землепользователей. Конфигурация земельного участка по плану 1995 года и по плану БТИ 2005 года, идентична. Согласно п. 32 ст. 26 ФЗ №-фз «О государственной регистрации недвижимости» в результате осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, в том числе на основании карты-плана территории, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (содержались в Едином государственном реестре недвижимости до уточнения границ земельного участка, если при таком уточнении была допущена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона), на величину более предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством. Площадь данного участка увеличивается на 112 кв.м., что не превышает величину минимального размера по данному использованию, в пользовании участок с 1995 года, графический материал от 1995 г. подтверждает данное обстоятельство. Съемка производилась по забору, существующему на местности более 15 лет. Длины линий общего участка из плана от 1995 года не отличаются от фактических. Согласование границ производилось публикацией в газете «Самарская газета» от 16.03.20021 года сравнительном анализе исходных данных, использованных при подготовке межевого плана, а также графических материалов и результатов геодезических измерений, установлено, что площадь земельного участка изменилась, с учетом строения, но соответствует конфигурации отраженной в исходных документах, а именно в плане 1995 года, изловленного БТИ и схематичного (генерального) плана из технического паспорта БТИ 2005 года. Местоположение и конфигурация границ земельного участка не изменились, определены с учетом местоположения и смежных земельных участков, существующих на местности, границы которых закреплены на местности объектами искусственного происхождения, с учетом естественных границ земельного участка. Границы земельного участка согласованы со смежными землепользователями в установленном законом порядке.
В ходе судебного разбирательства также обозревались материалы гражданского дела №. Вступившим в законную силу решением Красноглинского районного суда <адрес> от <дата> по иску Александрова С.А. к администрации <адрес> о признании права собственности установлено, что на спорном земельном участке имеется строение площадью застройки 153 кв.м. В силу ст. 61 ГПК РФ данное решение имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля КривопаловМ.Е. пояснил, что с 1979 г. является собственником земельного участка, расположенного напротив участка Александрова С.А. Примерно в 2003 г. истец приобрел земельный участок №, на котором имелось строение. Границы земельного участка Александрова С.А. на местности выражены ограждением и строением, которые существует в неизменном виде более 15 лет, конфликтов, споров по границам участка с соседними землепользователями не возникало. Участок имеет прямоугольную форму.
Судом принимаются в качестве доказательств заключение кадастрового инженера, являющимся незаинтересованным лицом по настоящему спору, и показания свидетеля по событиям, очевидцем которых он являлся, в связи с чем оснований сомневаться в правдивости показаний не возникло. Указанные доказательства в совокупности подтверждаются представленными письменными документами.
При сравнении фактических границ земельного участка АлександроваС.А., определенных в межевом плане от <дата> и планом, выполненном МП БТИ от <дата>, установлено, что границы и конфигурация спорного земельного участка сохранены в неизменном виде. При этом установлено, что в плане от <дата> площадь строения, собственником которого является истец, не учтена при подсчете общей площади земельного участка и площадь земельного участка определена в размере 641,70 кв.м., что не соответствует фактическому землепользованию и не учитывает расположенное на участке строение.
Таким образом, суд находит установленным факт расположения исторически сложившихся более 15 лет указанных выше границ земельного участка истца в соответствии с межевым планом, составленном кадастровым инженером Зыбановой С.В., площадь которого составляет 754 кв.м.
Согласно сведениям Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования самарской области от <дата> № МИХ-04-01/30485 испрашиваемый земельный участок находится вне береговой полосы, вне водоохраной зоны водных объектов, к землям лесного фонда не относится.
Из выписки из ИСОГД, предоставленной Департаментом градостроительства г.о. Самара по состоянию на <дата>, испрашиваемый земельный участок находится в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5) по Карте правового зонирования в соответствии с Решением Думы г.о. Самара от <дата> № «О внесении изменений в Постановление Самарской городской Думы от <дата> № «Об утверждении Правил.
Согласно сведениям ИСОГД земельный участок частично расположен в границах красных линий, однако из заключения кадастрового инженера и показаний допрошенного в ходе судебного заседания свидетеля следует, что земельный участок обозначен объектами искусственного происхождения, не занимает территорию общего пользования, границы участка сформированы на местности более 25 лет назад, в связи с чем судом не установлено обстоятельств, препятствующих установлению местоположения границ в соответствии с представленным межевым планом.
На основании изложенного, оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что отсутствуют документы, позволяющие внести соответствующие изменения в сведения ЕГРН о спорном участке во внесудебном порядке в соответствии с требованиями ч. 10 ст. 22 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ, при этом установлено, что границы участка установлены по объекту искусственного происхождения – забору и строению, существующим на местности более 15 лет в неизменном виде, нарушения прав третьих лиц не установлены, в связи с чем суд находит заявленные требования об установлении местоположения границ земельного участка обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПКРФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Александрова С. А. - удовлетворить.
Установить местоположение границ и площадь земельного участка скадастровым номером 63:01:0338008:1, площадью 754 кв.м., всоответствии с межевым планом, подготовленным кадастровым инженером ЗыбановойС.В. <дата>:
№ точки |
Координаты | |
X |
Y | |
н1 |
399033,88 |
1384154,94 |
н2 |
399026,40 |
1384154,82 |
1 |
399026,73 |
1384149,71 |
8 |
399026,29 |
1384149,12 |
7 |
399002,80 |
1384148,09 |
6 |
399002,38 |
1384173,96 |
5 |
399034,77 |
1384174,26 |
4 |
399034,73 |
1384170,07 |
3 |
399033,59 |
1384169,19 |
н1 |
399033,88 |
1384154,94 |
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено <дата>.
Судья: В.А. Зинкин