Дело № 12-20\2016 г.
Р Е Ш Е Н И Е
р.п.Сосновское 16 августа 2016 г.
Сосновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Немчиновой Т.П., с участием лица, привлеченного к административной ответственности, и.о.директора МУП «Бытсервис» КИСЕЛЕВА Е.В., его представителя по доверенности Ильиной О.М., специалиста Выксунского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сахаровой А.В., при секретаре Мялкиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу
КИСЕЛЕВА Е.В., <***> г.рождения,
уроженца <данные изъяты>,
зарегистрированного в ...
..., работающего и.о.директора МУП «Бытсервис», имеющего
на иждивении двоих несовершеннолетних детей,
ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ,
У с т а н о в и л :
Постановлением № 91 от 27 мая 2016 г., вынесенным начальником Выксунского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды – старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Абдуллаевой Л.И., и.о.директора МУП «Бытсервис» Киселев Е.В. привлечен к административной ответственности по ч.4 ст.18.3 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 3000 руб.
Киселев Е.В. признан виновным в том, что допустил нарушение п.15 «Правил охраны подземных водных объектов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 г. № 94, а именно, водозаборные скважины не оборудованы приборами учета объема добычи подземных вод. В результате указанных нарушений Киселев Е.В., как руководитель МУП «Бытсервис» признан виновным по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 3000 руб.
Киселев Е.В. обратился в суд с жалобой на данное постановление, считая его незаконным и необоснованным по следующим причинам. В обжалуемом постановлении указано, что для водоснабжения холодной водой предприятия и по обеспечению холодной водой населения р.п.Сосновское, с.Рожок, с.Николаевка, с.Давыдково, с.Крутые, д.Рыльково Сосновского района МУП «Бытсервис» имеет на праве хозяйственного ведения 11 артезианских скважин, а также водопроводы, насосные станции, водозаборные башни. На предприятии по всем скважинам ведется журнал учета водопотребления косвенным методом. Все водозаборные скважины оборудованы счетчиками учета воды. Установленные ранее приборы учета объема подачи воды на скважинах, вышли из строя из-за высокого содержания жесткости. Киселев Е.В. с данным нарушением не согласен, т.к. подземные источники оборудованы измерительными приборами по учету расхода электроэнергии. Учет добычи воды осуществляется по расходу электроэнергии. Данный учет ведется по форме № ПОД-11 – форма первичной учетной документации по использованию вод. Данная форма утверждена Минводхозом СССР 30.11.1982 г. Учет добычи воды по данной форме № ПОД 11 не отменен. Просит отменить постановление о привлечении к административной ответственности.
Лицо, привлеченное к административной ответственности, Киселев Е.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержал и показал, что МУП «Бытсервис» обслуживает предприятия и жилищный фонд на территории Сосновского района, оказывая услуги по водоснабжению, водоотведению и другим видам коммунальных услуг. На балансе организации имеются артезианские скважины, с помощью которых население снабжается водой. Из-за высокого содержания жесткости в воде установленные на них счетчики воды вышли из строя. Устанавливать счетчики заново нецелесообразно, потому что счетчика хватает на неделю и требуется замена. Таких денег предприятие не имеет. Между тем, все водозаборные скважины оборудованы измерительными приборами по учету расхода электроэнергии. Учет добычи воды осуществляется по расходу электроэнергии. Данный учет ведется по форме № ПОД-11. В журнал учета один раз в месяц записывается количество потребленной электроэнергии, затем по существующей формуле рассчитывается количество потребленной воды и ее объем указывается в журнале. В настоящее время начата работа по лицензированию предприятия, в рамках которой будет проводиться работа по уменьшению жесткости воды, после чего будут поставлены счетчики учета объема подачи воды. В настоящее время счетчики предприятием приобретены и находятся на складе.
Представитель Киселева Е.В. по доверенности Ильина О.М. доводы жалобы поддержала и дала аналогичные показания.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, специалист С.. жалобу признала необоснованной и показала, что использование счетчиков по учету расхода электроэнергии для определения объема подачи воды возможно только временно, до установки средств измерения, при этом необходимо согласование с органами по регулированию использования и охране вод. Такого согласования у МУП «Бытсервис» не имеется. Точных сведений о том, что установленные на артезианских скважинах счетчики измерения объема подачи воды вышли из строя из-за высокой жесткости воды, у нее не имеется. Считает постановление законным и обоснованным.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Абдуллаева Л.И. в суд не явилась. О времени, месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В письменном заявлении просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. В отзыве на жалобу Киселева Е.В. указала, что в соответствии с Правилами охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением правительства РФ от 11.02.2016 г. № 94, охрана подземных водных объектов осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов и включает в себя, в том числе, наблюдение за уровенным режимом подземных вод и определение объемов добычи (извлечения) подземных вод из подземных водных объектов в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией и (или) техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых. Охрана подземных водных объектов осуществляется, в том числе, при разработке меторождений полезных ископаемых, в том числе, питьевых, технических, минеральных, лечебных, теплоэнергетических и промышленных подземных вод (п.3 Прасил). С целью наблюдения за состоянием подземных вод и своевременного принятия специальных мер по их охране на водозаборных подземных вод эксплуатационные и резервные скважины должны быть оборудованы приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровней подземных вод. В случае ухудшения качества добываемых подземных вод, выражающегося в превышении показателей минерализации, жесткости пользователь недр обязан в течение одних суток уведомить об этом соответствующий территориальный орган Росприроднадзора. В соответствии с п.1 правил запрещается добыча подземных вод устройствами (скважинами и каптажами), не оборудованными измерительными устройствами (счетчиками-расходометрами). Таким образом, Правилами предусмотрен учет добычи подземных вод только посредством использования измерительных приборов, косвенный способ учета добываемой воды не предусмотрен. Таким образом, водозаборные скважины не оборудованы исправными приборами учета объема добычи подземных вод, что является нарушением п.15 Правил, следовательно, в действиях Киселева Е.В. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.
Выслушав явившихся в суд лиц, рассмотрев материалы дела, суд находит, что жалоба Киселева Е.В. подлежит удовлетворению, а постановление № 91 от 27.05.2016 г. должно быть отменено.
В соответствии со ст.30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно п.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо, не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Часть 4 ст.8.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса. Суд полагает, что в действиях и.о.директора МУП «Бытсервис» Киселева Е.В. не установлено наличие данного состава административного правонарушения.
В судебном заседании установлено, что 11 мая 2016 г. состоялась плановая выездная проверка Выксунским межрайонным отделом регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды МУП «Бытсервис». В ходе проверки, среди прочего, было установлено, что артезианские скважины, эксплуатацию которых осуществляет МУП «Бытсервис», оборудованы неисправными счетчиками воды. В результате этого проверяющим должностным лицом был сделан вывод о том, что учет добычи воды из подземных источников в МУП «Бытсервис» не ведется, что может привести к их истощению.
Между тем, суд полагает, что данный вывод сделан преждевременно. Согласно п.15 «Правил охраны подземных водных объектов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2016 г. № 94, запрещается добыча подземных вод и размещение в недрах сточных вод, попутных (пластовых) вод, радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I - V классов опасности устройствами (скважинами и каптажами), не оборудованными измерительными устройствами (счетчиками, расходомерами), которыми должны быть оборудованы все выпуски, в том числе аварийные.
В соответствии с п.2.3.2. «Инструкции водного надзора. Первичный учет использования вод. Общие положения. ИВН 33-5.4.01-86», утвержденных Минводхозом СССР, следует, что для измерения расходов воды в напорных трубопроводах применяются различные средства измерений. Их характеристики и область применения приводятся в пособии по методам и средствам измерения для учета использования вод закрытых потоков, которое прилагается к настоящей ИВН. Согласно п.2.5. Инструкции, в организациях и учреждениях, осуществляющих водопользование и не имеющих соответствующих средств измерения, расходы воды по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод, в порядке исключения (временно, до установки средств измерения), могут определяться расчетно по объему выпускаемой продукции, нормам водопотребления и отведения сточных вод на единицу продукции, характеристикам работающих насосов, расходу электроэнергии или другим неинструментальным методам.
Из материалов дела следует, что в период плановой выездной проверки должностными лицами МУП «Бытсервис» был предоставлен в распоряжение проверяющего журнал по форме ПОД -12 (ссылка в жалобе на ПОД -11 является ошибочной) учета расхода воды по расходу электроэнергии. Правомерность использования данного журнала подтверждается приложением № 1 к приведенной выше Инструкции, в котором, среди прочих, имеется ссылка на журнал ПОД-12 (номер формы), который имеет наименование - Журнал учета водопотребления (водоотведения) косвенными методами. Таким образом, возможность учета расхода воды косвенным методом предусмотрена действующим законодательством и не запрещена. В судебном заседании и.о.директора Киселев Е.В. подтвердил, что в данный журнал ежемесячно вносятся сведения по учету электроэнергии по всем работающим скважинам, затем путем применения формулы рассчитывается количество потребленной за месяц воды и данные заносятся в журнал. Следовательно, учет объема расхода воды на предприятии ведется.
В обоснование правомерности ведения журнала учета расхода воды по расходу электроэнергии и.о.директора МУП «Бытсервис» Киселев Е.В. указал, что установленные счетчики измерения расхода воды, действительно, быстро вышли из строя в связи с высокой жесткостью воды. Их замена в настоящее время нецелесообразна по той же причине. Для того, чтобы счетчики выполняли свою функцию надлежащим образом, необходимо проводить мероприятия по уменьшению жесткости воды, которые требуют больших финансовых затрат. Тем не менее, проведение данных работ запланировано в связи с подготовкой пакета документов на получение лицензии МУП «Бытсервис». Сведения об этом у проверяющих лиц Минэкологии Нижегородской области имеются. Счетчики измерения расхода воды приобретены МУП «Бытсервис» и находятся на складе. Вышеперечисленные обстоятельства, по мнению суда, подтверждают, что использование косвенных методов учета расхода воды МУП «Бытсервис» по расходу электроэнергии носят исключительный и временный характер. Доказательств того, что использованный данным предприятием косвенный метод измерения объема расхода воды может привести к истощению вод, что является обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого правонарушения, должностным лицом в суд не представлено.
При рассмотрении дела по жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности судья исходит из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности – презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Вина в совершении административного правонарушения устанавливается должностными лицами, органами, судьями, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах суд полагает, что в действиях Киселева Е.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.8.13 КоАП РФ, в связи с чем постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению.
Руководствуясь ч.1 п.3 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Жалобу и.о.директора МУП «Бытсервис» Киселева Е.В. удовлетворить.
Отменить постановление № 91 от 27 мая 2016 г., вынесенное начальником Выксунского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды – старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Абдуллаевой Л.И., о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ и.о.директора МУП «Бытсервис» Киселева Е.В.
Прекратить производство по данному делу в связи с отсутствием в действиях Киселева Е.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.8.13 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, и должностным лицом, вынесшим постановление, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии данного решения.
Судья: Т.П.Немчинова