Дело № 575/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 25 апреля 2014 года
Смоленский районный суд Смоленской области
В составе:
судьи Ульяненковой О.В.
при секретаре Шевкуновой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Смоленского района Смоленской области об оспаривании и признании недействующим решения Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от __..__..__ № №
установил:
Прокурор Смоленского района Смоленской области обратился в суд с заявлением, в котором просит признать недействующим решения Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от __..__..__ № «О размере разового платежа за техническое обслуживание газораспределительной системы второй части <адрес> <адрес> газифицированной в __..__..__.», как не соответствующее федеральному законодательству, по тем основаниям, что оспариваемым решением утвержден разовый платеж за техническое обслуживание при подключении к газораспределительной системе ФИО3 сельского поселения согласно Приложению. В указанном приложении в виде таблицы указана сумма размера разового платежа за техническое обслуживание газораспределительной системы второй части <адрес> в размере <данные изъяты> рублей. Решение, по мнению прокурора, подлежит отмене по следующим основаниям. Совет депутатов Михновского сельского поселения не полномочен принимать такие решения. Вопросы местного значения поселения приведены в ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В целях решения данных вопросов органы местного самоуправления поселений наделены полномочиями, перечисленными в ч.1 ст. 17. Приведенными нормами органы местного самоуправления не наделены полномочиями устанавливать платежи за техническое обслуживание газораспределительной системы. В соответствии с п.4.1 ч.1 ст.17 вышеуказанного Закона органы местного самоуправления обладают полномочиями по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам ( тарифам) для потребителей. Пунктом 4.1 ч.1 статья 17 была дополнена в связи с принятием Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса» от 30.12.2004г. № 210 -ФЗ, устанавливающего основы регулирования тарифов организации коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам(тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса. С внесением изменений в указанный закон Федеральными законами от 25.12.2008г. № 281-ФЗ, от 27.07.2010 № 191-ФЗ,от 07.12.2011 № 417 –ФЗ, от 30.12.2012г. № 289-ФЗ в области правового регулирования указанного закона осталось лишь установление основ регулирования тарифов организации коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию(захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса. В настоящее время в редакции указанного закона органы местного самоуправления обладают полномочиями по установлению надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов (п.7 ч.2 ст. 5 ФЗ от 30.12.2004г. № 210-ФЗ). Положения п.7 ч.2 ст.5 ФЗ от 30.12.2004г. № 210-ФЗ предусматривающие полномочия органов местного самоуправления по установлению тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, утратили силу со вступлением в силу ФЗ от 26.12.2005г. № 184-ФЗ. Таким образом по мнению прокурора, рассматривать п.4.1 ч.1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ как норму, предоставляющую органу местного самоуправления право устанавливать тарифы при подключении к газопроводу не имеется оснований. Статьей 23.2 Федерального закона от 31.03.1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» предусмотрено, что размер платы за технологическое присоединении и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Орган местного самоуправления согласно закона «О газоснабжении в Российской Федерации» полномочиями по регулированию тарифов не наделен. Плата за техническое обслуживание газораспределительной системы, в том числе при подключении, не отнесена действующим законодательством к платежам, подлежащим государственному регулированию. Обязанность осуществлять техническое обслуживание за счет собственных средств лежит на собственнике газопровода в силу ст. 210 ГК РФ. По мнению прокурора, установленная органом местного самоуправления плата не относится к компенсации денежных средств ранее собранных с населения в счет софинансирования строительства газопровода и к плате для проведения реконструкции сетей газоснабжения. Согласно ч.10 ст. 48 ГрК РФ порядок определения платы за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технологического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технологического обеспечения. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 1314, утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, вступившие в силу 01.03.2014г., с указанной даты признаны утратившими силу Правила № 83. Однако и Правилами № 83, действовавшими на момент принятия оспариваемого Решения, и Правилами № 1314, не предусмотрено взимание платы за техническое обслуживание при подключении. Правилами № 83 предусмотрено, что если для подключения строящихся объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается. Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения которого определяется в соответствии с законодательством РФ (п.15 Правил № 83). Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007г. № 360 утверждены Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, где в п.14,15 определен порядок определения размера платы за подключение. Плата за работы по присоединению внутриплощадочных и внутридомовых сетей построенного объекта капитального строительства к точке подключения к сетям инженерно-технологического обеспечения в состав платы за подключение не включается. Указанные работы могут осуществляться на основании отдельного договора, заключаемого заказчиком и исполнителем. Таким образом плата за подключение и плата за технологическое присоединение это разные понятия. Плата за подключение взимается при выдаче технических условий ( если планируются мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети), плата за технологическое присоединение взимается после выдаче технических условий и заключения договора о подключении. Правила № 1413 не разделяют понятия подключение и технологическое присоединение, не предусматривают взимание платы за подключение при выдачи технических условий, указывают, что плата за подключение (технологическое присоединение), предусматривается договором о подключении (п.83 Правил № 1413). Размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, установленном Правительством РФ, и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (п.96 Правил №1314). Таким образом, взимание какой-либо платы до получения технических условий, до заключения договора с исполнителем на подключение ни Правилами №83,ни Правилами №1413 не предусмотрено. Вышеуказанными правилами предусмотрено, что плата за подключение (технологическое присоединение) взимается организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение. В рассматриваемом случае фактически плата взимается МУЭП «Михновское». При наличии квитанции об уплате Администрация Михновского сельского поселения, как собственник сети газоснабжения, дает согласие ОАО «Газпром газораспределение Смоленск» на выдачу технических условий гражданину, внесшему плату. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 45, 251 ГК РФ прокурором заявлены вышеуказанные требования.
Представитель прокурора Смоленского района помощник прокурора Ратобыльская Т.И. заявление поддержала по основаниям указанными в нем.
Представитель Совета Депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области Егорова Е.А., действующая по доверенности со специальными полномочиями, возражала против удовлетворения заявления по тем основаниям, что процедура принятия оспариваемого решения соблюдена: решение опубликовано в средстве массовой информации газете «Сельская правда» __..__..__, данное решение соответствует действующему законодательству. Газопровод в <адрес> является собственность Михновского сельского поселения, действующем законодательством не запрещено собственнику взимать плату. Между Администрацией Михновского сельского поселения и ОАО «Газпром газораспределение Смоленск» заключен договор на обслуживание данного газопровода. В связи с чем Администрация несет расходы по содержанию газопроводов. В целях компенсации данных расходов Советом депутатов было принято оспариваемое решение, утвердившее разовый платеж за техническое обслуживание при подключении к газораспределительной системе Михновского сельского поселения. В настоящее время значительно выросло число жителей, обратившихся за подключением к газораспределительной сети, мощности не хватает, в связи с чем существующий газопровод требует реконструкции, необходимо строительство новых газопроводов к местам новой застройки.
Представитель заинтересованного лица Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике Царегородцева С.Р., действующая по доверенности, поддержала заявление прокурора по следующим основаниям. В действующем законодательстве не имеется понятия «плата за техническое обслуживание при подключении к газораспределительной системе». Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 1314, утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, вступившие в силу 01.03.2014г., с указанной даты признаны утратившими силу Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технологического обеспечения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83. Данные Правила регулируют установление платы за подключение (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения. Данная плата устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ, в частности Администрацией Смоленской области, последней делегированы полномочия по установлению данной платы Департаменту Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике. Данную плату вправе брать собственник газопровода, только после установления ее размера Департаментом.
Представитель заинтересованного лица ОАО «Газпром газораспределение Смоленск» Коршикова Т.В.,действующая по доверенности со специальными полномочиями, оставила рассмотрения заявленных требований на усмотрение суда, указав на отсутствие заинтересованности.
Представитель МУЭП «Михновское» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Выслушав участников процесса,специалиста, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.
Из материалов дела усматривается, что решением Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от __..__..__ № «О размере разового платежа за техническое обслуживание газораспределительной системы второй части <адрес>, газифицированной в __..__..__.» утвержден разовый платеж за техническое обслуживание при подключении к газораспределительной системе Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области согласно Приложению. По данному приложению установлен разовый платеж по населенному пункту Кореневщина <данные изъяты> руб.( л.д.5-6).
Информация о вынесении данного решения была опубликована в газете "Сельская правда" за __..__..__ (л.д.7).
Из текста вышеуказанного решения усматривается, что органом местного самоуправления установлен размер платы за техническое обслуживание при подключении к газораспределительной системе. В обосновании законности оспариваемого нормативного акта представитель Совета депутатов ссылается на то, что сельское поселения является собственником газопроводов, установленная плата при подключении компенсирует расходы поселения по содержанию газопровода, компенсирует понесенные при его строительстве затраты.
Как установлено в судебном заседании Михновское сельское поселение является собственником газопровода вторая часть <адрес> (л.д.25).Согласно договору данный объект газораспределения передан на техническое обслуживание ОАО «Газпром газораспределение Смоленск», Администрация Михновского сельского поселения несет расходы по техническому обслуживанию газопровода (л.д.35-38).
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения. Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Статьей 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, в числе прочих, отнесены: организация в границах поселения электро- и газоснабжения населения.
В соответствии с п.4.1 ч.1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.
В соответствии с п.10 ст. 48 ГрК РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (действующие на момент возникновения отношений).
Согласно пункту 2 Правил сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе электротеплогазоводоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 17 Правил плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации.
Статьей 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" установлены полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок. Согласно данной нормы органы местного самоуправления тарифно-регулирущими полномочиями в области газоснабжения не наделены.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
В соответствии с вышеуказанным законом деятельность в области газоснабжения относится к регулируемым государством видам деятельности; федеральные органы исполнительной власти устанавливают принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке.
В силу статьи 2 Закона N 69-ФЗ газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.
Статье 5 Закона о газоснабжении установлено, что для собственников Единой системы газоснабжения, организаций-собственников региональных систем газоснабжения, организаций-собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 23.2 государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Соответственно реализация данной функции возлагается названным Федеральным законом на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, орган местного самоуправления полномочиями по регулированию тарифов в области газоснабжения не наделен.
Порядок определения размера платы за подключение объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, в зависимости от включения либо нет мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности названных сетей в утверждаемую в установленном порядке организацией коммунального комплекса инвестиционную программу, регламентирован пунктом 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила N 360).
Согласно данному порядку, если в указанную программу названные мероприятия включены и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства, размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение (подпункт 1 пункта 14 Правил). Если такая программа отсутствует, размер платы за подключение, указываемый в договоре о подключении, определяется соглашением сторон исходя из расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения такого объекта на границе земельного участка (подпункт 2 пункта 14 Правил). Если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения указанных мероприятий, плата за подключение не взимается (подпункт 3 пункта 14 Правил).
Таким образом, для взимания платы за подключения необходимо установить в совокупности следующие обстоятельства : наличие утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации коммунального комплекса (исполнителя) по финансированию строительства и модернизации этой системы; включение в эту инвестиционную программу мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства заявителя (заказчика); установление тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемого (реконструируемого) объекта капитального строительства.
Доказательств наличия вышеуказанных обстоятельств органом, принявшим нормативный правовой акт не представлено.
Кроме того законодательством Российской Федерации собственникам сетей инженерно-технического обеспечения газораспределительных сетей не предоставлено права самостоятельно устанавливать плату (тариф) за подключение. Не основано на законе принятие в одностороннем порядке решения о взимании платы при подключении потребителей к газопроводу как компенсации понесенных при его строительстве затрат.
Возложение на иных лиц расходов по содержанию газопровода противоречит нормам ст. 210 ГК РФ, согласно которой, на собственнике лежит обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности суд приходит к выводу о том, что нельзя признать соответствующим действующему законодательству, в частности п.4.1 ч.1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", ст. 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", решение Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от __..__..__ № «О размере разового платежа за техническое обслуживание газораспределительной системы второй части <адрес> газифицированной в __..__..__.», данное решение подлежит признанию недействующим со дня вступления решения в законную силу, учитывая гарантированное каждому право на судебную защиту (статья 46 Конституции Российской Федерации) и право на обжалование данного решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199,253 ГПК РФ суд
решил:
Заявление прокурора Смоленского района Смоленской области о признании недействующим решения Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от __..__..__ № «О размере разового платежа за техническое обслуживание газораспределительной системы второй части <адрес>, газифицированной в __..__..__.» - удовлетворить.
Решение Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от __..__..__ № «О размере разового платежа за техническое обслуживание газораспределительной системы второй части <адрес>, газифицированной в __..__..__.» признать недействующим со дня вступления решения в законную силу как не соответствующее федеральному законодательству.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области в течении месяца со дня вынесения решения в окончательной редакции.
Судья Смоленского районного
суда Смоленской области Ульяненкова О.