Дело № 2-410/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Яшкинский районный суд Кемеровской области
в составе: председательствующего Хатянович В.В.
при секретаре Соболевой Е.Е.,
с участием:
- представителя истца – помощника прокурора Яшкинского района Кемеровской
области Медведевой М.П.,
- представителя ответчика – главы Шахтерского сельского поселения Яшкинского
района Кемеровской области Запысова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт Яшкино
09 октября 2018 года
гражданское дело по иску прокурора Яшкинского района Кемеровской области в
интересах неопределенного круга лиц к администрации Шахтерского сельского поселения Яшкинского района Кемеровской области о понуждении к исполнению законодательства о погребении и похоронном деле,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Яшкинского района Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Шахтерского сельского поселения Яшкинского района Кемеровской области о понуждении к исполнению законодательства о погребении и похоронном деле, указывая следующее.
Прокуратурой Яшкинского района проведена проверка исполнения требований законодательства о погребении и похоронном деле администрацией Шахтерского сельского поселения. По результатам проверки установлено, что администрацией Шахтерского сельского поселения не в полной мере соблюдаются требования законодательства о погребении и похоронном деле, земельного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также законодательства в сфере охраны окружающей среды.
Так, в соответствии с подпунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения. Кроме того, Законом Кемеровской области от 17.11.2014 № 109-03 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями» за сельскими поселениями так же закреплены вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Проверкой установлено, что на территории Шахтерского сельского поселения расположены два места погребения (кладбища): в п. Шахтер и с. Мохово, при этом, земельные участки под местами погребения (кладбищами) не постановлены на государственный кадастровый учет, сведения о границах и размерах земельных участков под местами захоронений отсутствуют, что в свою очередь, приводит к невозможности определения границ и размеров санитарно-защитных зон для кладбищ.
В нарушение положений ст.ст. 11, 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 17 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», п.п. 2.1, 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, а также п.п. 2.7, 2.8 СанПиН 2.1.2882-11 границы санитарно-защитных зон мест погребения (кладбищ), расположенных в п. Шахтер и с. Мохово, а равно проекты самих кладбищ не разработаны и не утверждены. В нарушение ст.ст.11, 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 17 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» п.п. 6.2, 6.4, 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 на кладбищах, расположенных в п. Шахтер и с. Мохово, не оборудована система водоснабжения, не оборудована система хозяйственно-питьевого водоснабжения, не оборудованы туалеты, отсутствуют урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, имеющие твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование),
В нарушение требований закона администрацией Шахтерского сельского поселения не принимаются должные меры к проведению в отношении данных земельных участков землеустроительные и кадастровые работы, что, в свою очередь, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местами погребения в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения. Отсутствие установленных границ земельных участков, занятых местами погребения (кладбищами), не проведение их межевания, отсутствие государственного кадастрового учета и регистрации в установленном законом порядке, приводит к обезличиванию территорий кладбищ, нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Просит, с учетом уточнения исковых требований в судебном заседании:
Обязать администрацию Шахтерского сельского поселения (адрес: ул. Новая, 1 пос. Шахтер Яшкинского района Кемеровской области):
1. Провести межевание земельных участков, занятых общественными кладбищами в п. Шахтер и с. Мохово, поставить данные земельные участки на государственный кадастровый учет в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
2. Обратиться в проектную организацию для разработки проектов действующих кладбищ в п. Шахтер и с. Мохово, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
3. До ДД.ММ.ГГГГ на действующих кладбищах в п. Шахтер и с. Мохово:
3.1. Оборудовать туалеты выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
3.2. Установить урны для сбора мусора.
3.3. Оборудовать площадки для мусоросборников с твердым покрытием (асфальтирование, бетонирование).
В судебное заседание не явились представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориального отдела в г.Тайге и Яшкинском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области и администрации Яшкинского муниципального района, которые были извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 44, 46), в письменных заявлениях просили дело по существу рассмотреть в их отсутствии (л.д. 49, 50).
В силу ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориального отдела в г.Тайге и Яшкинском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области и администрации Яшкинского муниципального района.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Яшкинского района Кемеровской области Медведева М.П. поддержала исковые требования.
Представитель ответчика – глава администрации Шахтерского сельского поселения Запысов А.А. в судебном заседании исковые требования прокурора признал в полном объеме, добровольно, без принуждения, ему разъяснены и понятны последствия признания иска, о чем им также представлено адресованное суду заявление в письменной форме, приобщенное к материалам дела (л.д. 51).
В соответствии с подпунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Законом Кемеровской области от 17.11.2014 № 109-03 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями» за сельскими поселениями так же закреплены вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В силу частей 1, 4 статьи 16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что объектами земельных отношений являются земельные участки.
Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом «О землеустройстве», в котором под землеустройством понимается проведение мероприятии по изучению состояния земель, планированию и организации мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).
В силу части 4, части 4.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности», кадастровой деятельностью является выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.
Согласно статье 37 Федерального закона «О кадастровой деятельности» результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 данного федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Таким образом, в силу положений Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О кадастровой деятельности», Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», в отношении земельных участков осуществляется кадастровый учет, куда вносятся сведения о характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок), кадастровом номере и дате его присвоения, описание местоположения границ объекта недвижимости, его площадь, категория земель, к которой отнесен земельный участок, а также вид разрешенного использования.
В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, при этом, согласно части 1 статье 17 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
В силу п.2.5 СанПиН 2.1.2882-11 кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.
В соответствии с п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74, в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
Согласно п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
В соответствии с 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 сельские кладбища отнесены к объектам IV класса опасности с установлением санитарно-защитной зоны 50 метров.
В силу п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа, систему дренажа, обваловку территории, характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом, площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища, разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища), канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.
Учитывая изложенное, у суда нет оснований не принять признание иска ответчиком – администрацией Шахтерского сельского поселения в лице главы поселения Запысова А.А., так как данное процессуальное действие не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, против чего в судебном заседании не возражал представитель истца – помощник прокурора Яшкинского района Медведева М.П.
Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Ч. 4 ст. 198 ГПК РФ предусмотрено, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В соответствии с подпунктами 9 и 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации стороны от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 103, 194 – 198, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Принять признание иска ответчиком – администрацией Шахтерского сельского поселения Яшкинского района Кемеровской области в лице главы поселения Запысова А.А.
Обязать администрацию Шахтерского сельского поселения Яшкинского района Кемеровской области (адрес: ул. Новая, 1 пос. Шахтер Яшкинского района Кемеровской области, ИНН 4246006218, ОГРН 1064246000280, дата государственной регистрации в ЕГРЮЛ 12.01.2006 года):
1. Провести межевание земельных участков, занятых общественными кладбищами в п. Шахтер и с. Мохово Яшкинского района Кемеровской области, поставить данные земельные участки на государственный кадастровый учет в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
2. Обратиться в проектную организацию для разработки проектов действующих кладбищ в п. Шахтер и с. Мохово Яшкинского района Кемеровской области, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
3. До ДД.ММ.ГГГГ на действующих кладбищах в п. Шахтер и с. Мохово Яшкинского района Кемеровской области:
3.1. Оборудовать туалеты выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
3.2. Установить урны для сбора мусора.
3.3. Оборудовать площадки для мусоросборников с твердым покрытием (асфальтирование, бетонирование).
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Яшкинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: В.В. Хатянович
Решение изготовлено в окончательной форме: 14.10.2018 г.
Судья: В.В. Хатянович