Дело № 2-618/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Калач 25 августа 2016 г.
Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего Тронева Р.А.,
с участием помощника прокурора Калачеевского района Суздальцева Н.Н.,
представителя ответчика МКОУ «Заброденская СОШ» Шмигирилова Н.А.,
представителя ответчика отдела по образованию администрации Калачеевского
муниципального района Воронежской области Зайцевой Н.А.,
при секретаре Звир Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Калачеевского районного суда Воронежской области гражданское дело по иску прокурора Калачеевского района Воронежской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МКОУ «Заброденская СОШ» и отделу по образованию администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Калачеевского района Воронежской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит суд обязать МКОУ Заброденская СОШ, расположенное по адресу: <адрес> провести мероприятия по проверке и осмотру устройств молниезащиты здания учреждения; при недостаточности денежных средств у образовательного учреждения, необходимых на выполнение указанных мероприятий, возложить на отдел по образованию администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области обязанность по обеспечению соответствующего финансирования.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в здании МКОУ Заброденская СОШ (далее - учреждение), расположенном по адресу: <адрес>. Статьями 38, 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что детство находится под защитой государства, и что каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе, созданием безопасных и благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 124-ФЗ) установлено, что целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений. В силу п. 15 ч. 3, п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1, п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Согласно ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Данный Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Согласно ст. 48 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров, которое достигается исключением условий образования горючей среды и (или) исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания. Пунктом 4 части 1 статьи 50 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено устройство молниезащиты зданий, сооружений, строений и оборудования. В соответствии с приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 280 «Об утверждении Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций» для обеспечения постоянной надежности работы устройств молниезащиты ежегодно перед началом грозового сезона производится проверка и осмотр всех устройств молниезащиты. В ходе проверки установлено, что в текущем году перед началом грозового сезона проверка и осмотр устройств молниезащиты здания учреждения не проведена. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, а также неопределенного круга лиц. Нарушением перечисленных норм закона затрагиваются права неопределенного круга, как несовершеннолетних, так и иных лиц, посещающих образовательное учреждение. Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В судебном заседании помощник прокурора Калачеевского района Суздальцев Н.Н. заявленные требования поддержал по вышеизложенным основаниям, и просит суд их удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчиков МКОУ Заброденская СОШ Шмигирилов Н.А. и отдела по образованию администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области Зайцева Н.А. иск признали и не возражают против его удовлетворения, при этом суду пояснили, что для выполнения мероприятий по проверке и осмотру устройств молниезащиты здания учреждения требуется соответствующее финансирование, которое будет обеспечено в начале финансового года. Просят суд предоставить срок для устранения допущенных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ
Помощник прокурора района не возражал против того, чтобы решение суда было исполнено ответчиками в предложенный ими срок.
Выслушав стороны, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, а также неопределенного круга лиц.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ).
В соответствии преамбулой указанного Закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В силу ст. 20 Федерального закона № 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Согласно ст. 48 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров, которое достигается исключением условий образования горючей среды и (или) исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.
Пунктом 4 части 1 статьи 50 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено устройство молниезащиты зданий, сооружений, строений и оборудования.
В соответствии с приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 280 «Об утверждении Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций» для обеспечения постоянной надежности работы устройств молниезащиты ежегодно перед началом грозового сезона производится проверка и осмотр всех устройств молниезащиты.
В ходе прокурорской проверки в здании МКОУ Заброденская СОШ, расположенном по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, в частности, проверкой установлено, что в текущем году перед началом грозового сезона проверка и осмотр устройств молниезащиты здания учреждения не проведена, что подтверждается представленными суду доказательствами и не оспаривается ответчиками.
В соответствии с п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. 273-№ ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Совокупность представленных прокурором доказательств дает суду основания для удовлетворения его требований к МКОУ Заброденская СОШ в полном объеме, поскольку допущенные нарушения требований законодательства в образовательном учреждении могут угрожать жизни и здоровью детей, состав которых меняется в течение года, работникам учреждения, иным лицам, посещающих образовательное учреждение.
Согласно п. 1.5. Устава МКОУ Заброденская СОШ, учредителем школы является администрация Калачеевского муниципального района <адрес>. Отдельные функции и полномочия Учредителя осуществляются уполномоченным органом местного самоуправления – Отделом по образованию администрации Калачеевского муниципального района <адрес>, которому подведомственна и подконтрольна школа.
В соответствии с п.п. 3.1.55., 3.1.61. Положения об отделе по образованию администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области, утвержденного Приложением к постановлению администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ №, отдел по образованию администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области составляет и утверждает бюджетную роспись главного распорядителя бюджетных средств, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств получателям бюджетных средств, а также развивает материально-техническую базу в пределах выделенных средств.
Таким образом, суд полагает, что заявленные прокурором требования о возложении на отдел по образованию администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области обязанности по обеспечению соответствующего финансирования мероприятий по проверке и осмотру устройств молниезащиты здания образовательного учреждения, являются обоснованными и подлежат удовлетворению
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать МКОУ Заброденская СОШ, расположенное по адресу: <адрес>, в срок до 01 мая 2017 года провести мероприятия по проверке и осмотру устройств молниезащиты здания учреждения.
При недостаточности денежных средств у образовательного учреждения, необходимых для выполнения указанных мероприятий, возложить на отдел по образованию администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области обязанность по обеспечению соответствующего финансирования.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья Тронев Р.А.
Дело № 2-618/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Калач 25 августа 2016 г.
Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего Тронева Р.А.,
с участием помощника прокурора Калачеевского района Суздальцева Н.Н.,
представителя ответчика МКОУ «Заброденская СОШ» Шмигирилова Н.А.,
представителя ответчика отдела по образованию администрации Калачеевского
муниципального района Воронежской области Зайцевой Н.А.,
при секретаре Звир Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Калачеевского районного суда Воронежской области гражданское дело по иску прокурора Калачеевского района Воронежской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МКОУ «Заброденская СОШ» и отделу по образованию администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Калачеевского района Воронежской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит суд обязать МКОУ Заброденская СОШ, расположенное по адресу: <адрес> провести мероприятия по проверке и осмотру устройств молниезащиты здания учреждения; при недостаточности денежных средств у образовательного учреждения, необходимых на выполнение указанных мероприятий, возложить на отдел по образованию администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области обязанность по обеспечению соответствующего финансирования.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в здании МКОУ Заброденская СОШ (далее - учреждение), расположенном по адресу: <адрес>. Статьями 38, 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что детство находится под защитой государства, и что каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе, созданием безопасных и благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 124-ФЗ) установлено, что целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений. В силу п. 15 ч. 3, п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1, п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Согласно ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Данный Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Согласно ст. 48 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров, которое достигается исключением условий образования горючей среды и (или) исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания. Пунктом 4 части 1 статьи 50 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено устройство молниезащиты зданий, сооружений, строений и оборудования. В соответствии с приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 280 «Об утверждении Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций» для обеспечения постоянной надежности работы устройств молниезащиты ежегодно перед началом грозового сезона производится проверка и осмотр всех устройств молниезащиты. В ходе проверки установлено, что в текущем году перед началом грозового сезона проверка и осмотр устройств молниезащиты здания учреждения не проведена. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, а также неопределенного круга лиц. Нарушением перечисленных норм закона затрагиваются права неопределенного круга, как несовершеннолетних, так и иных лиц, посещающих образовательное учреждение. Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В судебном заседании помощник прокурора Калачеевского района Суздальцев Н.Н. заявленные требования поддержал по вышеизложенным основаниям, и просит суд их удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчиков МКОУ Заброденская СОШ Шмигирилов Н.А. и отдела по образованию администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области Зайцева Н.А. иск признали и не возражают против его удовлетворения, при этом суду пояснили, что для выполнения мероприятий по проверке и осмотру устройств молниезащиты здания учреждения требуется соответствующее финансирование, которое будет обеспечено в начале финансового года. Просят суд предоставить срок для устранения допущенных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ
Помощник прокурора района не возражал против того, чтобы решение суда было исполнено ответчиками в предложенный ими срок.
Выслушав стороны, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, а также неопределенного круга лиц.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ).
В соответствии преамбулой указанного Закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В силу ст. 20 Федерального закона № 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Согласно ст. 48 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров, которое достигается исключением условий образования горючей среды и (или) исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.
Пунктом 4 части 1 статьи 50 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено устройство молниезащиты зданий, сооружений, строений и оборудования.
В соответствии с приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 280 «Об утверждении Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций» для обеспечения постоянной надежности работы устройств молниезащиты ежегодно перед началом грозового сезона производится проверка и осмотр всех устройств молниезащиты.
В ходе прокурорской проверки в здании МКОУ Заброденская СОШ, расположенном по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, в частности, проверкой установлено, что в текущем году перед началом грозового сезона проверка и осмотр устройств молниезащиты здания учреждения не проведена, что подтверждается представленными суду доказательствами и не оспаривается ответчиками.
В соответствии с п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. 273-№ ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Совокупность представленных прокурором доказательств дает суду основания для удовлетворения его требований к МКОУ Заброденская СОШ в полном объеме, поскольку допущенные нарушения требований законодательства в образовательном учреждении могут угрожать жизни и здоровью детей, состав которых меняется в течение года, работникам учреждения, иным лицам, посещающих образовательное учреждение.
Согласно п. 1.5. Устава МКОУ Заброденская СОШ, учредителем школы является администрация Калачеевского муниципального района <адрес>. Отдельные функции и полномочия Учредителя осуществляются уполномоченным органом местного самоуправления – Отделом по образованию администрации Калачеевского муниципального района <адрес>, которому подведомственна и подконтрольна школа.
В соответствии с п.п. 3.1.55., 3.1.61. Положения об отделе по образованию администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области, утвержденного Приложением к постановлению администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ №, отдел по образованию администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области составляет и утверждает бюджетную роспись главного распорядителя бюджетных средств, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств получателям бюджетных средств, а также развивает материально-техническую базу в пределах выделенных средств.
Таким образом, суд полагает, что заявленные прокурором требования о возложении на отдел по образованию администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области обязанности по обеспечению соответствующего финансирования мероприятий по проверке и осмотру устройств молниезащиты здания образовательного учреждения, являются обоснованными и подлежат удовлетворению
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать МКОУ Заброденская СОШ, расположенное по адресу: <адрес>, в срок до 01 мая 2017 года провести мероприятия по проверке и осмотру устройств молниезащиты здания учреждения.
При недостаточности денежных средств у образовательного учреждения, необходимых для выполнения указанных мероприятий, возложить на отдел по образованию администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области обязанность по обеспечению соответствующего финансирования.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья Тронев Р.А.