Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1068/2018 ~ М-720/2018 от 01.03.2018

Решение в окончательной форме изготовлено 10 мая 2018 года

(с учетом праздничного дня)

Дело № 2-1068/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 мая 2018 года                      город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи                 Засыпкиной В.А.,

при секретаре                         Мартыненко В.Г.,

с участием: представителя истца             Осокина Д.М.,

представителя ответчика                 Марьинского И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу «Мурманский морской торговый порт» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

Мурманский транспортный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу «Мурманский морской торговый порт» (далее - ПАО «ММТП») о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

В обоснование заявленных требований указано, что мурманской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении операций по перевалке сыпучих грузов на причалах в морском порту Мурманск. В ходе которой установлено, что ПАО «Мурманский морской торговый порт» является арендатором причалов №№2, 4-7, 9-11 (первый грузовой район) в морском порту Мурманск, на которых производится перевалка пылящих грузов. Вместе с тем, в нарушение требований действующего законодательства, при осуществлении технологического процесса по выгрузке на причалах №№ 2, 4-7, 9-11 (первый грузовой район) в морском порту Мурманск пылящих грузов ответчик не осуществляет мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов, не предусматривает способы подавления пыли в процессе ее образования. Кроме того, при осуществлении на причалах №№ 2, 4-7, 9-11 (первый грузовой район) в морском порту Мурманск технологического процесса по перегрузке пылящих грузов с морских судов, ПАО «Мурманский морской торговый порт» не выполняет предусмотренные Санитарными правилами условия: не применяет унифицированные специальные обеспыливающие технические средства, защитные устройства. Таким образом, ПАО «ММТП» осуществляет перевалку пылящих грузов на причалах №№ 2, 4-7, 9-11 (первый грузовой район) в морском порту Мурманск, нарушая конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

Просил обязать публичное акционерное общество «Мурманский морской торговый порт» при осуществлении технологического процесса по выгрузке на причалах №№ 2, 4-7, 9-11 (первый грузовой район) в морском порту Мурманск пылящих грузов применять устройства для локализации пыли, а также унифицированные специальные обеспыливающие технические средства, защитные устройства в соответствии с требованиями статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пунктов 4.1, 4.7 Гигиенических требований к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.05.2003 № 100, пунктов 2.2.5 и 2.2.6 Санитарных правил морских и речных портов СССР, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 02.06.1989 № 4962-89, в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.

16 апреля 2018 года истец уточнил исковые требования и просил обязать ПАО «Мурманский морской торговый порт» при осуществлении технологического процесса по выгрузке на причалах № 2, 4-7,9-11 (первый грузовой район) в морском порту Мурманск пылящих грузов применять специальные устройства для подавления пыли в процессе ее образования с применением воды, а именно дополнительно оборудовать первый грузовой район туманообразующими пушками в количестве не менее 4 (четырех) таких устройств, а также применять иные защитные устройства, соответствующие используемой ПАО «Мурманский морской торговый порт» технологии перевалки грузов, для соблюдения требований ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.п. 4.1 Гигиенических требований к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.05.2003 №100, п. 2.2.5, п. 2.2.6 «Санитарных правил для морских и речных портов СССР, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 02.06.1989 №4962-89. Установить срок исполнения решения суда один год шесть месяцев с даты вступления решения в законную силу.

В судебном заседании представитель истца помощник Мурманского транспортного прокурора Осокин Д.М. на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал по доводам и основаниям, изложенным в иске. Не возражал против установления срока исполнения решения суда до 30 сентября 2020 года.

В судебном заседании представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. Пояснил, что ПАО «ММТП» принимает максимальные меры к соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды и постоянно принимает меры к усовершенствованию и улучшению защиты от пыли. Указал, что ПАО «ММТП» готов принять меры к усовершенствованию защиты от пыли в первом грузовом районе и исполнить требования Мурманского транспортного прокурора, но просил установить срок исполнения решения суда до 30 сентября 2020 года, с учетом климатических условий и невозможностью проведения работ в зимний период.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее представил ходатайство, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие (том 1 л.д. 41).

Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Права, предоставленные прокурору частью первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, должны использоваться для защиты прав и свобод граждан, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, а ситуации, требующие предъявления прокурором исков в суд, должны носить характер серьезных нарушений, иметь важное общественное значение и быть связанными с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса.

Как следует из искового заявления, заявление прокурором подано в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации с целью реализации мер по обеспечению охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении операций по перевалке пылящих грузов на причалах №№ 2,4-7,9-11 (первого грузового района) в морском порту Мурманск.

Право граждан на благоприятную окружающую среду гарантировано Конституцией Российской Федерации (статья 42).

В статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Как следует из положения статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

На основании пункта 2 статьи 39 указанного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Как следует из положения пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.

Согласно статье 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Пунктом 4.1 Санитарных правил 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», утвержденных Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.05.2003 № 100, установлено, что технологические процессы, характеризующиеся применением, образованием и выделением пыли, должны быть механизированы и автоматизированы; обеспечивать беспыльную транспортировку материалов; предусматривать способы подавления пыли в процессе ее образования с применением воды (увлажнение, мокрый помол, гидрозолоулавливание, мокрое обогащение) или других средств (аспирация, пенообразование, электрозаряд); обеспечивать применение сырья и материалов в непылящих формах (гранулы, брикеты и т.п.). Управление процессом следует организовать с помощью дистанционных систем.

В соответствии с пунктом 2.2.5 Санитарных правил для морских и речных портов СССР, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 02.06.1989 № 4962-89, при проектировании и эксплуатации портов необходимо предусматривать устройства, которые полностью или максимально исключают выделение пыли (паров) и газов в атмосферу. При этом должны предусматриваться: комплексная механизация, автоматизация и дистанционное управление перегрузочными процессами, а также автоматическая сигнализация о ходе отдельных работ и операций, связанных с возможностью выделения вредностей; применение унифицированных специальных обеспыливающих технических средств, защитных устройств, санитарно-технических установок, высокоэффективных средств очистки выбросов, создание санитарно-защитных зон; применение устройств и приборов для измерения и постоянной регистрации количества поступающих в атмосферу и акваторию вредных веществ и устройств для регулирования величин выбросов за счет изменения степени очистки и технологического режима перегрузочного процесса; автоблокировка перегрузочного оборудования с очистными аспирационными и другими санитарно-техническими устройствами.

Согласно пункту 2.2.6 указанных Санитарных правил при перегрузке навалочных и насыпных грузов грейферными кранами (установками циклического действия) должны соблюдаться следующие условия: обеспечение плавности перегрузочного цикла; недопущение переполнения грейфера грузом; наличие на грейферах, ковшах и др. емкостях, в которых осуществляется перемещение груза, соответствующих уплотнений, предотвращающих высыпание груза; ограничение в пределах 1,5 - 2,5 м высоты падения груза в местах его высыпания из грейферов; использование специальных пылеподавляющих насадок на бункеры, в которые высыпается груз.

Судом установлено, что 15 декабря 2017 года мурманской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении операций по перевалке сыпучих грузов в ПАО «Мурманский морской торговый порт». По результатам проведения указанной проверки составлен акт, из которого следует, что ПАО «ММТП» при осуществлении технологического процесса по выгрузке на причалах №№ 2, 4-7, 9-11 (первый грузовой район) в морском порту Мурманск пылящих грузов не осуществляет мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов, не предусматривает способы подавления пыли в процессе её образования. При осуществлении на причалах №№ 2, 4-7, 9-11 (первый грузовой район) в морском порту Мурманск технологического процесса по перегрузке пылящих грузов с морских судов, ПАО «ММТП» не выполняет предусмотренные Санитарными правилами условия: не применяет унифицированные специальные обеспыливающие технические средства, защитные устройства (том 1 л.д. 25-26).

Из указанного акта следует, что в проведении проверки принимал участие представитель ПАО «ММТП», от которого каких-либо замечаний либо возражений по выявленным в ходе проверки нарушениям законодательства в области охраны окружающей среды не представил. Доказательств того, что результаты проверки были обжалованы, представителем ответчика не представлено.

Также судом установлено, что ПАО «Мурманский морской торговый порт» на основании договора аренды от 31.12.2009 является арендатором причалов №№ 2, 4-7, 9-11 первого грузового района в морском порту Мурманск, где производится перевалка пылящих грузов (том 2 л.д. 76-93).

Согласно пояснениям представителя ответчика и материалам дела на первом грузовом районе в морском порту Мурманск установлены четыре системы пылеподавления (том 2 л.д. 94-106).

Вместе с тем, в ходе проведения мурманской транспортной прокуратурой проверки установлено, что принятых в первом грузовом районе в морском порту Мурманск ПАО «ММТП» мер для соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды недостаточно.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно статье 55 указанного Федерального закона органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что выявленные в ходе проведения прокурорской проверки нарушения ПАО «ММТП» требований действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, создают угрозу для окружающей среды, экологии и природопользования.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что необходимость применения ответчиком специальных устройств для подавления пыли, а также иных защитных устройств предусмотрена нормами, закрепленными в действующем законодательстве, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая объем работ, который необходимо выполнить ответчику, а также временные затраты для устранения выявленных нарушений, принимая во внимание климатические особенности, в целях реального исполнения судебного акта суд устанавливает срок исполнения решения суда – до 30 сентября 2020 года, полагая, что данный срок является разумным и достаточным. Возражений относительно указанного срока исполнения решения суда представителем истца не заявлено.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в бюджет муниципального образования город Мурманск подлежит взысканию государственная пошлина, которая в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 4 (░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░. 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 04.05.1999 № 96-░░ «░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░.░. 4.1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 26.05.2003 №100, ░. 2.2.5, ░. 2.2.6 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ 02.06.1989 №4962-89.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░                                    ░.░. ░░░░░░░░░

2-1068/2018 ~ М-720/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мурманский транспортный прокурор
Ответчики
ПАО "Мурманский морской торговый порт"
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области
Суд
Ленинский районный суд г. Мурманска
Судья
Засыпкина Вера Анатольевна
Дело на сайте суда
len--mrm.sudrf.ru
01.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.03.2018Передача материалов судье
02.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2018Судебное заседание
16.04.2018Судебное заседание
04.05.2018Судебное заседание
10.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2018Дело оформлено
28.03.2019Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее