Дело № 2-1336/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Центральный районный суд г. Волгограда в составе
председательствующего судьи Олейникова А.В.
при секретаре Закурдаевой Е.А.,
с участием прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда – Ершовой А.С., представителя ответчика администрации Волгограда – Антонова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 февраля 2013 года в гор. Волгограде гражданское дело по иску прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о понуждении устранения нарушений действующего законодательства о безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Краснооктябрьского района г. Волгограда в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Волгограда о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения.
Заявленные требования мотивирует тем, что прокуратурой Краснооктябрьского района г. Волгограда совместно с сотрудниками ОГИБДД ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения требований законодательства о дорожной деятельности на территории Краснооктябрьского района г. Волгограда, в ходе которой, выявлены нарушения допущенные администрацией Волгограда, а именно внутриквартальный проезд жилого дома №№... по ... имеет следующие повреждения: напротив торца дома выбоина шириной 1,2 м., дина 0,6 м., глубина 0,07 м., напротив торца дома со стороны подъезда выбоина шириной 2 м., длина 1,1 м., глубина 0,08 м., кроме того частично отсутствует асфальтобетонное покрытие в торце ..., что свидетельствует о нарушении требований п.п. 3.1.1., 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, а также п.п.6.34, 6.35 СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 13.07.1990 года №61.
Указывает, что непринятие администрацией Волгограда надлежащих мер в указанной сфере не только является нарушением законодательства о безопасности дорожного движения, но и влечёт повышение аварийности на дорогах, причинение имущественного ущерба автовладельцам, создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей Волгограда.
Просит обязать администрацию Волгограда устранить нарушения действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на участке внутриквартального проезда жилого ... согласно требованиям п.п. 3.1.1., 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, а также п.п.6.34, 6.35 СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 13.07.1990 года №61, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно осуществить ремонт выбоин, указанных в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ внутриквартального проезда жилого ....
Прокурор Краснооктябрьского района Волгограда Ершова А.С. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Волгограда Антонов А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что администрация Волгограда не имеет обязанности производить работы общего имущества многоквартирного дома, том числе внутридомовой территории. Обслуживание придомовой территории, ее ремонт осуществляется лицами, уполномоченными собственниками жилых помещений многоквартирного дома, управляющими компаниями. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Департамента городского хозяйства администрации Волгограда, представитель третьего лица УГИБДД УВД по Волгоградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений об уважительности неявки суду не представили.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
На основании ст. 13 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 6, ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований; мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения возложено на уполномоченные органы местного самоуправления и ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации».
Дорожная деятельность включает в себя проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание дорог (п. 6 ст. 3, п. 6 ст. 13, ст. 15 Закона). Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Краснооктябрьского района г. Волгограда проведена проверка соблюдения требований законодательства о дорожной деятельности на территории .... В ходе проверки выявлены недостатки дорожного покрытия во внутриквартальном проезде многоквартирного жилого ..., который имеет многочисленные выбоины, что свидетельствует о нарушении требований ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, п.п.6.34, 6.35 СНиП 2.07.01-89». Данное обстоятельство подтверждается актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 13.09.2012 года.
В соответствии со ст. 22 Устава города-героя Волгограда (принят Постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29.06.2005 N 20/362) (ред. от 11.07.2012), администрация Волгограда является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по организации дорожной деятельности, в том числе по содержанию и строительству автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа Волгоград.
В соответствии со ст. 24, ст. 39 Устава города-героя Волгограда, администрация Волгограда разрабатывает бюджет и организует его исполнение.
Департамент городского хозяйства администрации Волгограда, в соответствии с Положением о департаменте городского хозяйства администрации Волгограда, утверждённого решением Волгоградской городской Думы от 04.02.2009 г. № 15/446, является уполномоченным структурным отраслевым подразделением администрации Волгограда осуществляющий полномочия органов местного самоуправления Волгограда в сфере дорожной деятельности.
Таким образом, администрация Волгограда и Департамент городского хозяйства администрации Волгограда уполномочены организовывать работы по содержанию и строительству автомобильных дорог общего пользования.
В ст. 13 ФЗ от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отражены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог местного значения и осуществлении дорожной деятельности.
В соответствии с вышеуказанным Законом от 08.11.2007 г. №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относятся содержание дорог местного значения и утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Статьей 10 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено ведение единого государственного реестра автомобильных дорог, который представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения.
Доказательств того, что рассматриваемый внутриквартальный проезд включен в указанный реестр, материалы дела не содержат и прокурором не представлены.
Статья 11 указанного Федерального закона предусматривает, что планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
С учетом указанных выше норм права и представленных в дело совокупности доказательств следует вывод о том, что внутриквартальный проезд как объект права, относящийся к собственности городского округа отсутствует.
В частности, согласно представленной Комитетом земельных ресурсов администрации в материалы дела информации, земельный участок, занимаемый многоквартирным домом, а также внутриквартальным проездом дворовой территории указанного многоквартирного дома, не сформирован в соответствии с нормами земельного законодательства, не проведен его государственный кадастровый учет.
Согласно ст. 1 Закона Волгоградской области N 33-ОД от 06.04.2012 года "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области, осуществляется органом исполнительной власти Волгоградской области, определяемым Правительством Волгоградской области.
Исходя из постановления Главы Волгограда от 16.10.2008 г. «Об утверждении реестра автомобильных дорог Волгограда», дворовой проезд ... не имеется в перечне автомобильных дорог, не относится к дороге местного значенияг.Волгограда. Данные проезды предназначены как для движения граждан, так и транспортных средств и фактически находятся в жилой зоне, является внутриквартальным проездом.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006г №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», полномочиями по осуществлению ремонта внутриквартальных проездов и прилегающей территории к многоквартирным жилым домам наделяются собственники общего имущества многоквартирных домов или управляющие организации путем заключения договора о содержании ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и выполняющими работы в соответствии со ст. 164 ЖК РФ.
Статьей 36 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе внутридомового проезда.
В соответствии с п. 17 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда к одним из видов работ по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства является восстановление разрушенных проездов и их благоустройство.
Из положений приведенных норм следует, что организации, обслуживающие жилищный фонд, должны производить ремонт территории, находящейся в их ведении, прилегающей территории, в том числе внутри дворовых проездов.
Ремонт проездов (придомовой территории) у ..., к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений не относится, а внутридомовая территория домов не относится к дороге местного значения и соответственно не может содержаться органом местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда к администрации Волгограда об обязании устранить нарушения действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения путем удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о понуждении устранения нарушений действующего законодательства о безопасности дорожного движения - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца в апелляционном порядке.
Судья А.В. Олейников
Дело № 2-1336/2013 резолютивная часть
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Олейникова А.В.,
при секретаре Закурдаевой Е.А.,
с участием прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда – Ершовой А.С., представителя ответчика администрации Волгограда – Антонова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 февраля 2013 года в гор. Волгограде гражданское дело по иску прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о понуждении устранения нарушений действующего законодательства о безопасности дорожного движения,
руководствуясь ст. 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о понуждении устранения нарушений действующего законодательства о безопасности дорожного движения - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца в апелляционном порядке.
Судья А.В. Олейников
Составление мотивированного решения отложить на срок 5 дней, то есть до 19.02.2013 года.
Судья А.В. Олейников