63RS0038-01-2022-008249-86
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июня 2023 г. г. Самара
Кировский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Мячиной Л.Н.,
с участием представителей административного истца Фроловой Г.В., представителей административных ответчиков Кондратьевой О.М., Иохвидсон О.Б., представителя 3 лица Пауль Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Ломакиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-641/2023 по административному исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области к Отделу ЗАГС Кировского района городского округа Самара управления ЗАГС Самарской области, Управлению ЗАГС Самарской области об аннулировании сведений в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области обратилось первоначально с вышеуказанным иском в соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства, мотивируя свои требования тем, что Российская Федерация является акционером АО «Омсктрансстрой» и владеет 25,5% акций указанного общества. Согласно данных ИАС ЕСУГИ права акционера АО «Омсктрансстрой» делегированы ТУ Росимущества в Омской области, которое действует на основании и строго в рамках Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, утвержденного Приказом Росимущества от 29.09.2009 г. №278. В соответствии с п. 4.2.2 по поручению Агентства территориальный орган осуществляет от имени Российской Федерации права участника (акционера) хозяйственных обществ (акционерных обществ), доли (акции) в уставном (складочном) капитале или паи в имуществе которых находятся в федеральной собственности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Помимо этого, Территориальный орган самостоятельно осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа (п.4.1.1 Положения). Российская Федерация в лице Территориального управления является акционером АО «Омсктрансстрой» и владеет 25,5 % акций указанного Общества. В настоящее время в отношении бывшего генерального директора и члена совета директоров АО «Омсктрансстрой» (ранее именовавшегося ОАО «Омсктрансстрой») С.В.И. Куйбышевским районным судом г. Омска рассматривается уголовное дело № по обвинению его в совершении преступлений, предусмотренных ч.4 ст. 159 УК РФ – 4 эпизода, ч.4 ст. 160 УК РФ – 18 эпизодов, совершенных в отношении АО «Омсктрансстрой». *** на основании постановления о приостановлении производства по уголовному делу и объявлении подсудимого в розыск Куйбышевского районного суда г. Омска С.В.И., скрывшийся от суда, был объявлен в федеральный розыск, и до настоящего времени его местонахождение установлено не было. На основании заочного приговора Куйбышевского районного суда г. Омска от *** по данному уголовному делу С.В.И. признан виновным в совершении указанных преступлений и приговорен к наказанию. На основании апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Омского областного суда от *** приговор в этой части оставлен без изменения. Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от *** вышеуказанное апелляционное определение отменено, уголовное дело передано в судебную коллегию по уголовным делам Омского областного суда на новое апелляционное рассмотрение иным составом суда. На основании апелляционного определения Омского областного суда от *** обвинительный приговор Куйбышевского районного суда г. Омска от *** в отношении С.В.И. отмене, уголовное дело в отношении С.В.И. направлено в тот же суд на новое судебное разбирательство со стадии подготовки к судебному заседанию. В настоящее время уголовное дело № в отношении С.В.И. рассматривается Куйбышевским районным судом г. Омска. *** во время рассмотрения кассационных жалоб С.В.И. (подана его защитником по уголовному делу и представителем по гражданским делам Т.А.Н.) и С.Т.Г. (супруги С.В.И.) Арбитражным судом Западно-Сибирского округа на решение Арбитражного суда Омской области от *** и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от *** по делу №А6-3813/2018 по иску АО «Омсктрансстрой» к С.В.И. о взыскании убытков на сумму <данные изъяты> руб., от С.Т.Г., которая является третьим лицом по данному делу, поступило ходатайство о приобщении к материалам дела свидетельства о смерти С.В.И. К данному ходатайству приложена копия свидетельства о смерти С.В.И., из которого следует, что С.В.И. умер *** в <адрес>, о чем *** сделана актовая запись и *** выдано свидетельство о смерти. При этом на основании заявления Ш.О.Г. (сестры С.Т.Г., на чье имя С.В.И. переоформлялись часть объектов недвижимости АО «Омсктрансстрой» с целью выведения их в пользу последнего, что подтверждается материалами уголовного дела) отделом ЗАГС Кировского района городского округа Самара управления ЗАГС Самарской области сведения о смерти С.В.И. включены в Единой государственный реестр записей актов гражданского состояния согласно справке № от *** Вместе с тем, по заявлению С.Т.Г. ее брак с С.В.И. расторгнут на основании решения мирового судьи судебного участка № Шигонского судебного района Самарской области от ***, о чем ей выдано свидетельство о расторжении брака от *** №II-ЕР №, которое она представила *** в рамках гражданского дела по иску АО «Омсктрансстрой» к С.В.И., С.Т.Г. о признании соглашения о разделе имущества недействительным, находящегося в производстве Куйбышевского районного суда г. Омска (дело №). В настоящее время в производстве арбитражных судов Омской и Самарской областей, а также судов общей юрисдикции находится большое количество гражданских дел, связанных с попытками С.В.И. создать доказательства своей невиновности по уголовному делу (А46-2927/2020 по заявлению С.В.И. о взыскании с АО «Омсктрансстрой» долга более <данные изъяты> рублей по договору подряда, А55-30845/2020 по иску ИП С.Т.Г. к АО «Омсктрансстрой» о взыскании стоимости утраченного оборудования в размере более <данные изъяты> рублей, А46-22039/2020 по заявлению С.И.В. (дочери) и Ш.А.П. (племянника) о признании сделки АО «Омсктрансстрой» недействительной, А46-19349/2020 по заявлению С.И.В. о признании недействительным годового общего собрания акционеров АО «Омсктрансстрой», А46-3813/2018 по заявлению АО «Омсктрансстрой» о взыскании ущерба с генерального директора С.В.И., А55-34363/2020 по иску АО «Омсктрансстрой» об истребовании ИП С.Т.Г. имущества Общества, 2-3186/2020 (Центральный районный суд г. Омска) по иску С.И.В. к С.В.И. о взыскании по договору займа – подан с целью подтверждения платежеспособности С.В.И.). На сегодняшний день вступившем в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от *** по делу №А46-2927/2020 по иску С.В.И. к АО «Омсктрансстрой» о взыскании денежных средств по договору подряда № на ремонтно-восстановительные работы от *** и по иску АО «Омсктрансстрой» о признании данного договора недействительным установлено, что договор подряда между С.В.И. как генеральным директором Общества и С.В.И. физическим лицом как подрядчиком является незаключенным. Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Омска от *** по делу № по иску С.И.В. к С.В.И. о взыскании по договору займа в удовлетворении требований истца отказано в полном объеме. Кроме того, ИП С.Т.Г. в 2019 г. обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом), на основании которого возбуждено производство по делу о банкротстве №А46-23230/2019 в связи с наличием у АО «Омсктрансстрой» задолженности по исполнительному производству перед указанным лицом. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от *** определение Арбитражного суда Омской области о введении в отношении Общества процедуры наблюдения отменено, во введении наблюдения в отношении АО «Омсктрансстрой» по заявлению ИП С.Т.Г. отказано, производство по делу о несостоятельности (банкротстве) АО «Омсктрансстрой» прекращено на основании абзаца 4 пункта 3 статьи 48 Закона о банкротстве. При этом суд апелляционной инстанции указал, что при вынесении приговора и взыскании в пользу должника существенной денежной суммы ИП С.Т.Г., имевшая реальную возможность удовлетворения требований в рамках исполнительного производства (по результатам торгов или принятия имущества должника) намерено уклонилась от подобного исполнения, инициируя дело о несостоятельность (банкротстве) должника, при этом не преследуя реального намерения получить удовлетворение требований, а преследуя иные противоправные цели. Согласно указанного выше постановления суд установил признаки злоупотребления правом в действиях ИП С.Т.Г. при подаче заявления о банкротстве. Изложенное свидетельствует о том, что с учетом внешнеполитической ситуации оснований доверять действительности свидетельства о смерти С.В.И., выданного в Украине в период проведения «специальной операции», с учетом уголовного преследования С.В.И., наличия значительной задолженности последнего перед АО «Омсктрансстрой», не имеется. Вызывает сомнение и происхождение указанного документа и обстоятельства, при которых он оказался у С.Т.Г. и ее сестры Ш.О.Г. Доказательств пересечения границы РФ с момента объявления С.В.И. в розыск, как и смерти С.В.И. не имеется. Территориальное управление обратилось в отдел ЗАГС Кировского района городского округа Самара управления ЗАГС Самарской области по поводу исключения сведений о свидетельстве о смерти С.В.И. из Единого государственного реестра ЗАГС, на что получило письмо в виде ответа на запрос, что свидетельствует об отказе ответчика от урегулирования настоящего спора в досудебном порядке. С учетом изложенного, ТУ Росимущества в Омской области просит суд обязать Отдел ЗАГС Кировского района городского округа Самара управления ЗАГС Самарской области аннулировать сведения о свидетельстве о смерти С.В.И. I-ИД № от ***, выданного Ирпенским городским отделом государственной регистрации актов гражданского состояния Центрального межрегионального управления Министерства юстиции (<адрес>), включенный в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния за № от ***.
В последующем представитель ТУ Росимущества в Омской области обратился с дополнением к исковому заявлению, в котором оставив без изменения заявленные требования указала на то, что внесение сведений о свидетельстве о смерти С.В.И. является удостоверением данного документа как акта гражданского состояния. Арбитражный суд Западно-Сибирского округа *** вынес определение по делу №А46-3813/2022 о прекращении производства по кассационной жалобе С.В.И., сославшись на подтверждение факта смерти последнего свидетельством о смерти и справкой, выданной отделом ЗАГС Кировского района городского округа Самара управления ЗАГС Самарской области справкой № от *** Помимо этого, в рамках данного дела Арбитражным судом Омской области и Восьмым арбитражным судом вынесены определения от *** и *** о прекращении производства по заявлению о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам в связи со смертью С.В.И., поскольку С.Т.Г. пропустила 10-месячный срок для подачи заявления в суд. При этом суды исчисляют данный срок с ***, т.е. с даты внесения сведений о свидетельстве отделом ЗАГС Кировского района городского округа Самара управления ЗАГС Самарской области в ЕГР ЗАГС. В материалы дела № по иску АО «Омсктрансстрой» к С.В.И., С.Т.Г. о признании соглашения о разделе имущества недействительным, находящегося в производстве Куйбышевского районного суда г. Омска, от представителя С.Т.Г. – Т.А.Н. поступила копия ответа ГУ – ОПФР по Омской области от *** №С-17132-10812 на обращение С.Т.Г., из которого следует, что в связи с поступлением документов о смерти С.В.И. *** г.р. (являющимся предметом рассмотрения по настоящему делу), выплата пенсии С.В.И. прекращена. При этом ОПФР в связи с тем, что пенсия начислялась и выплачивалась до ***, однако, банк не произвел возврат излишне выплаченной пенсии, т.к. на счету осталось <данные изъяты> руб., просил С.Т.Г. осуществить возврат излишне начисленной пенсии. Пенсия С.В.И. снималась вплоть до *** со счета, что подтверждается с учетом бракоразводного процесса с С.Т.Г. и фактического проживания единственной дочери С.В.И. – С.И.В. в Великобритании в совокупности с иными обстоятельствами, что С.В.И. *** года рождения самостоятельно снимал пенсию, что исключает факт его смерти. Из свидетельства о смерти С.В.И., выданного *** Ирпенским городским отделом государственной регистрации актов гражданского состояния Центрального межрегионального управления Министерства юстиции (<адрес>), не следует, что оно выдано в отношении гражданина РФ, указание на гражданство умершего отсутствует, как и иные сведения, которые позволяют идентифицировать личность умершего (дата и место рождения). Также в нарушение пункта 3 Постановления Правительства РФ от *** № и ч.4 ст. 13.1 ФЗ от *** №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» свидетельство о смерти С.В.И. поступило спустя более чем 2 месяца после его выдачи. Таким образом, у Отдела ЗАГС Кировского района городского округа Самара управления ЗАГС Самарской области отсутствовали основания для внесения сведений о свидетельстве о смерти, выданного в отношении некого С.В.И.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества в Омской области, действующая на основании доверенности Ф.Г.В. заявленные требования поддержала и конкретизировала в судебном заседании, что обращаясь с данным заявлением ТУ Росимущества в Омской области фактически оспаривает действия Отдела ЗАГС городского округа Самара управления ЗАГС Самарской области, т.к. полагает, что у Отдела ЗАГС отсутствовали основания для внесения сведений о свидетельстве о смерти С.В.И., т.к. не было предоставлено достоверных сведений о смерти именно С.В.И., *** года рождения, на момент предоставления данного документа в Отдел ЗАГС Кировского района городского округа Самара управления ЗАГС Самарской области брак между С.Т.Г. и С.В.И. был расторгнут и Отдел ЗАГС не имел законных оснований для приема указанного заявления от С.Т.Г., не проверив законность обращения с данным заявлением.
С учетом позиции представителя ТУ Росимущества в Омской области, учитывая, что фактически оспариваются действия должностного лица Отдела ЗАГС городского округа Самара управления ЗАГС Самарской области на основании определения от *** производство по гражданскому делу по иску ТУ Росимущества в Омской области к Отделу ЗАГС Кировского района городского округа Самара управления ЗАГС Самарской области, Управлению ЗАГС Самарской области об аннулировании сведений в ЕГР ЗАГС прекращено и дело рассматривалось по существу в порядке административного производства.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление ЗАГС Самарской области и в качестве заинтересованного лица привлечены С.Т.Г. и С.И.В., нотариус нотариального округа город Самара Самарской области Т.М.В.
Представитель административного ответчика Отдела ЗАГС Кировского района городского округа Самара управления ЗАГС Самарской области, действующая на основании доверенности К.О.М. исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель административного ответчика Управления ЗАГС Самарской области, действующая на основании доверенности И.О.Б. исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, пояснения дала в соответствии с доводами, изложенными в возражениях на исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица АО «Омсктрансстрой», действующая на основании доверенности П.Е.Н. исковые требования ТУ Росимущества в Омской области поддержала, просила требования удовлетворить.
Заинтересованные лица С.Т.Г., С.И.В. и ее представитель Т.А.Н. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Нотариус нотариального округа город Самара Самарской области Т.М.В. просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему:
В соответствие ст.46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.1,2 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
Административным истцом требования предъявлены к Отделу ЗАГС Кировского района городского округа Самара управления ЗАГС Самарской области – структурному подразделению управления ЗАГС Самарской области, которое в соответствии с п.1.5 Положения об управлении записи актов гражданского состояния Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от *** №, не имеет статус юридического лица.
Таким образом, учитывая данные обстоятельства, Отдел ЗАГС Кировского района городского округа Самара управления ЗАГС Самарской области в данном случае является ненадлежащим ответчиком, а учитывая, что представитель административного истца настаивал на рассмотрении исковых требований и указывал на то, что Отдел ЗАГС Кировского района городского округа Самара управления ЗАГС Самарской области своими действиями нарушил права и законные интересы административного истца, суд полагает, что в данной части требования удовлетворению не подлежат, т.к. фактически предъявлены к ненадлежащему ответчику.
Учитывая, что Управление ЗАГС Самарской области является регистрирующим органом, именно Управление ЗАГС привлечено судом в качестве соответчика по делу.
Федеральный закон от 15.11.1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» определяет органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния; порядок государственной регистрации актов гражданского состояния; порядок формирования книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг);порядок исправления, изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния; порядок и сроки хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг);порядок выдачи повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния; порядок ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния. (статья 1 ФЗ от 15.11.1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ от 15.11.1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.
Согласно пункту 1 статьи 4 ФЗ от 15.11.1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы записи актов гражданского состояния).Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 13.1 ФЗ от 15.11.1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» единый государственный реестр записей актов гражданского состояния представляет собой систематизированный свод документированных сведений в электронной форме, получаемых в результате государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения органами записи актов гражданского состояния иных юридически значимых действий в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния также включаются сведения о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации. Ведение Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, составление записей актов гражданского состояния и формирование сведений о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, осуществляются на русском языке.
Каждая запись акта гражданского состояния, составленная в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, сведения о каждом документе, выданном компетентным органом иностранного государства в удостоверение акта гражданского состояния, совершенного вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующего иностранного государства в отношении гражданина Российской Федерации, при включении в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния идентифицируются неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером.
Порядок включения в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния сведений о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, а также состав указанных сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2018 г. №738 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния. (далее Правила ведения ЕГР ЗАГС).
Согласно пункту 8 Правил ведения ЕГР ЗАГС Единый государственный реестр состоит из 2 разделов: раздел первый - реестр записей актов гражданского состояния; раздел второй - реестр сведений о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации (далее - документы иностранных государств).
В соответствии с пунктом 12 Правил ведения ЕГР ЗАГС в раздел второй Единого государственного реестра включается информация по каждому документу иностранного государства в порядке и составе, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 статьи 13.1 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».
Согласно пункта 16 Правил ведения ЕГР ЗАГС в Едином государственном реестре обеспечиваются взаимосвязь и проверка на непротиворечивость или соответствие информации, включаемой в записи актов гражданского состояния или в сведения о документах иностранных государств (далее - сведения актов гражданского состояния), иным сведениям Единого государственного реестра в части, касающейся:
лица, в отношении которого осуществляется государственная регистрация акта гражданского состояния или сведения о котором указываются в сведениях акта гражданского состояния;
номеров сведений актов гражданского состояния, информация о которых указывается при государственной регистрации акта гражданского состояния, включении сведений о документе иностранного государства в Единый государственный реестр, при внесении исправлений, изменений, отметок в сведения актов гражданского состояния, аннулировании или восстановлении сведений актов гражданского состояния.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2018 г. №1193 утверждены Правила направления гражданином Российской Федерации, в отношении которого компетентным органом иностранного государства по законам соответствующего иностранного государства совершена регистрация акта гражданского состояния, а также в случае, если такая регистрация совершена в отношении его несовершеннолетнего ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации, либо в отношении не достигшего 18 лет или ограниченного в дееспособности гражданина Российской Федерации, законным представителем которого гражданин Российской Федерации является, сведений о факте такой регистрации в орган записи актов гражданского состояния Российской Федерации или консульское учреждение Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и включения сведений о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния. (далее Правила №1193).
В соответствии с пунктом 2 Правил №1193 включение сведений о документах иностранного государства в ЕГР ЗАГС не является признанием действительным в Российской Федерации документа иностранного государства.
В соответствии со статьей 13 ФЗ от 15.11.1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
Установлено в ходе рассмотрения указанного административного дела, что *** Ирпенским городским отделом государственной регистрации актов гражданского состояния Центрального межрегионального управления Министерства юстиции (<адрес>) выдано свидетельство смерти серии I-ИД №, согласно которого С.В.И. умер *** в возрасте 68 лет, о чем *** произведена соответствующая актовая запись за №. Место смерти согласно указанного свидетельства «<адрес>».
*** в Отдел ЗАГС Кировского района городского округа Самара управления ЗАГС Самарской области обратилась Ш.О.Г. с уведомлением о регистрации смерти и выдаче вышеуказанного свидетельства о смерти в отношении С.В.И..
К указанному уведомлению заявителем были приложены копия доверенности, которой С.Т.Г. уполномочивает Ш.О.Г. представлять ее интересы, копия свидетельства о смерти с его переводом с украинского языка на русский язык, который удостоверен нотариусом нотариального округа город Самара, копия паспорта Ш.О.Г., копия паспорта С.Т.Г.
В соответствии с пунктом 5 Правил №1193 к уведомлению о регистрации гражданином Российской Федерации прилагаются копии документов:
документа компетентного органа иностранного государства с приложением перевода указанного документа на русский язык;
документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации;
документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (в случае наличия у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства).
Верность копии документа иностранного государства должна быть нотариально засвидетельствована в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, за исключением случая, если гражданин Российской Федерации представляет ее при личном обращении в орган записи актов гражданского состояния или консульское учреждение и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии документ иностранного государства в подлиннике. В этом случае при личном приеме гражданина Российской Федерации работник органа записи актов гражданского состояния или консульского учреждения обязан установить идентичность копии и подлинника документа иностранного государства, проставить на копии документа иностранного государства отметку о соответствии копии и подлинника документа иностранного государства и вернуть подлинник документа иностранного государства гражданину Российской Федерации.
Верность перевода документа иностранного государства на русский язык или подлинность подписи переводчика должны быть нотариально засвидетельствованы в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.
Для документов, выданных на территории Украины, международным договором, отменяющим требования легализации (апостилирования) документов о регистрации актов гражданского состояния является Конвенция о правовой помощи, правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная государствами- членами Содружества Независимых Государств *** в г. Минске. Российская Федерация и Украина являются участниками данной конвенции.
Таким образом, свидетельство о смерти С.В.И., предоставленное Ш.О.Г. с нотариально заверенным переводом для Отдела ЗАГС Кировского района городского округа Самара управления ЗАГС Самарской области при подаче данного уведомления являлось достаточным документов для подтверждения факта смерти С.В.И..
Доводы представителя административного истца о том, что при приеме данных документов должностным лицом должен был быть проверен факт смерти С.В.И. путем затребования у заявителя документов, подтверждающих данный факт (справки о смерти, медицинского заключения и другое) не основан на нормах, действующего законодательства. В соответствии с Правилами №1193 у должностного лица отсутствовали данные полномочия, а перечень документов, утвержден Правилами №1193.
Довод представителя административного истца о том, что обращаясь с данным уведомлением, у С.Т.Г. в лице представителя Ш.О.Г. отсутствовали полномочия по предоставлению данных документов, поскольку брак между С.Т.Г. и С.В.И. на момент обращения с уведомлением о регистрации смерти и выдаче вышеуказанного свидетельства о смерти в отношении С.В.И., был расторгнут также не основан на нормах ФЗ от 15.11.1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» и Правил №1193.
Согласно копии свидетельства о расторжении брака от *** брак между С.Т.Г. и С.В.И. прекращен *** на основании решения мирового судьи судебного участка №162 Шигонского судебного района Самарской области от ***, а сведения о регистрации акта о расторжении брака внесены Отделом ЗАГС Красноглинского района городского округа Самара управления ЗАГС Самарской области *** актовая запись №, о чем и было выдано соответствующее свидетельство о расторжении брака.
Таким образом, до внесения сведений в ЕГР ЗАГС о расторжении брака Отдел ЗАГС Кировского района городского округа Самара управления ЗАГС Самарской области не имел возможности проверить достоверность сведений о расторжении брака.
Доводы административного истца о том, что Арбитражным судом Омской области, Восьмым арбитражным апелляционным судом и Арбитражным судом Западно-Сибирского округа на основании справки № от ***, выданной отделом ЗАГС в подтверждение включения сведений об иностранном документе в ЕГР ЗАГС, также не свидетельствуют о незаконности действий административного ответчика.
Как следует из Определения Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от ***, определения Восьмого арбитражного апелляционного суда от ***, определения Арбитражного суда Омской области от ***, судами в качестве основания для принятия решения о прекращении соответствующих производств по делу принята во внимание кроме вышеуказанной справки также нотариальная копия свидетельства о смерти С.В.И. с нотариальным переводом с украинского языка.
Справка № от *** не содержит сведений о фамилии, имени, отчестве умершего. Согласно сведений отраженных в данной справке Отдел ЗАГС Кировского района городского округа Самара управления ЗАГС Самарской области уведомляет Ш.О.Г., что сведения о свидетельстве о смерти I-ИД № от *** выданного Ирпенским городским отделом государственной регистрации актов гражданского состояния Центрального межрегионального управления Министерства юстиции (<адрес>) включены в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния № от ***.
Кроме того, один из доводов административного истца о том, что действия Отдела ЗАГС Кировского района городского округа Самара управления ЗАГС Самарской области являются незаконными является тот факт, что сведения об иностранном документе внесены с нарушением месячного срока, установленного Правилами №1193.
Вместе с тем, согласно разъяснений Министерства финансов Российской Федерации от *** № указанный в пункте 3 Правил №1193 месячный срок носит рекомендательный характер, целью установления данного срока является оптимизация сбора сведений о документах иностранного государства для обеспечения наполнения ЕГР ЗАГС актуальными сведениями.
Довод административного истца о том, что на основании справки № от *** прекращена выплата пенсии С.В.И. также не соответствует действительности, поскольку установлено в судебном заседании, что выплата пенсии С.В.И. прекращена с ***, что подтверждается письмом ГУ-Отделения Пенсионного фонда РФ по Омской области от *** Указанное обстоятельство также не свидетельствует о незаконности действий административного ответчика.
Кроме того, предоставление информации об иностранном документе – свидетельстве о смерти С.В.И. каким-либо органам, организациям и должностным лицам не предусмотрено ФЗ от 15.11.1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», Правилами №1193 и Правилами о ведении ЕГР ЗАГС. Данная справка № от *** адресована лицу, обратившемуся с уведомлением о регистрации иностранного документа – Ш.О.Г.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца. Все действия Управления ЗАГС Самарской области в лице Отдела ЗАГС Кировского района городского округа Самара управление ЗАГС Самарской области проведены в четком соответствии нормам ФЗ от 15.11.1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», Правил ведения ЕГР ЗАГС и Правил №1193.
Административный истец, при наличии достаточных на то оснований, вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании факта смерти С.В.И. и признании недействительным (аннулировании) свидетельства о смерти С.В.И. серии I-ИД № от *** При наличии указанного решения суда органы ЗАГС в соответствии с пунктом 27 Правил №1193 вправе внести сведения об аннулировании записи в ЕГР ЗАГС.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области к Отделу ЗАГС Кировского района городского округа Самара управления ЗАГС Самарской области, Управлению ЗАГС Самарской области об аннулировании сведений в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 08.06.2023 г.
Судья - Л.Н. Мячина