Дело №
26RS0№-78
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«03» февраля 2020 года город-курорт Кисловодск
Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Пожидаева В.П,
при секретаре судебного заседания Чипчиковой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования города – курорта Кисловодска о возложении обязанности проведения работ по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов
у с т а н о в и л:
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о возложении на орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования города - курорта Кисловодска обязанность в срок не менее шести месяцев после вступления решения суда в законную силу и работы по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по адресам: <адрес> (номер в реестре 197), <адрес> (номер в реестре 82), <адрес>4 (номер в реестре 313), <адрес> (номер в реестре 33), <адрес> (номер в реестре 226), <адрес> (номер в реестре 79), <адрес> (номер в реестре 15), <адрес>, перекресток <адрес> (номер в реестре 84), <адрес> (номер в реестре 113), <адрес> (номер в реестре 207), соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в санитарно-эпидемиологического благополучия населения по следующим основаниям.
Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с п. 5 плана работы на 2 полугодие 2019 проведена проверка исполнения законодательства об обращении с отходами производства и потребления в деятельности органов местного самоуправления и регионального оператора по обращению твердыми коммунальными отходами в регионе Кавказских Минеральных Вод.
Постановлением главы города - курорта Кисловодска от 15.03.2019 № утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города-курорта <адрес>, а соответственно созданы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов - контейнерные площадки по адресам:
<адрес> (номер в реестре 197),
<адрес> (номер в реестре 82),
<адрес>4 (номер в реестре 313),
<адрес> (номер в реестре 33),
<адрес> (номер в реестре 226),
<адрес> (номер в реестре 79),
<адрес> (номер в реестре 15),
<адрес>, перекресток <адрес> (номер в реестре 84),
<адрес> (номер в реестре 113),
<адрес> (номер в реестре 207).
В соответствии с ч. 4 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 81-кз «Об отдельных вопросах регулирования в области обращения с отходами производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов <адрес> в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, среди прочего, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Таким образом, содержание вышеназванных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям города - курорта Кисловодска.
Проверкой установлено, что в нарушение требований ст.ст. 8, 13.4, 24.7 Закона № 89-ФЗ, п.п. 3, 11, 12 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, вышеуказанные места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов -не соответствуют требованиям п. 8.2.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, п. 2.2.3 СанПиН -1-128-4690-88, а именно:
<адрес> (номер в реестре 197) - отсутствует бордюр, ограждение, зеленые насаждения, требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.
. Кисловодск, <адрес> (номер в реестре 82) - отсутствует бордюр, ограждение, зеленые насаждения,
<адрес>4 (номер в реестре 313) - отсутствует ограждение, зеленые насаждения,
<адрес> (номер в реестре 33) - отсутствует бордюр, ограждение, зеленые насаждения,
<адрес> (номер в реестре 226) - отсутствует ограждение, зеленые насаждения,
<адрес> (номер в реестре 79) - отсутствует ограждение, зеленые насаждения,
<адрес> (номер в реестре 15) - отсутствует ограждение, зеленые насаждения,
<адрес>, перекресток <адрес> (номер в реестре 84) - отсутствует ограждение, зеленые насаждения,
<адрес> (номер в реестре 113) - отсутствует ограждение,
<адрес> (номер в реестре 207) - отсутствует бордюр, ограждение, зеленые насаждения.
Администрацией города - курорта Кисловодска меры к обустройству названных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не приняты.
Свое требование прокурор мотивирует тем, что непринятие администрацией муниципального образования города - курорта Кисловодска мер к обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, создает угрозу ухудшения состояния окружающей среды в результате наступления чрезвычайных ситуаций природного характера вследствие загрязнения почв. В связи с изложенным, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Помощник Ставропольской межрайонного природоохранной прокуратуры ФИО2 заявленные требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации города – курорта Кисловодска ФИО3 исковые требования признал в части. Суду пояснил, что часть площадок находятся на территории многоквартирных домов по адресам: <адрес>, в пользовании третьих лиц, в связи, с чем за их надлежащим состоянием должны следить собственники многоквартирных домов или их управляющие компании. Просил суд отказать в удовлетворении искав указанной части.Выслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, суд пришел к убеждению о том, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее настоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу ж: логическим правонарушением.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если ?того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан ллбо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ, ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, к вопросам местного значения относятся участие в организации деятельности по накоплению и транспортировке твердых коммунальных отходов, а также вопросы использования и охраны земель.
Согласно абз. 21 ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правила определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра (пункт 1).
Пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2).
В силу статьи 8 поименованного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных районов на территориях сельских поселений и на межселенной территории, городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Кроме того, пункт 18 части 1 статьи 14, пункт 14 части 1 статьи 15, пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относят к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального, городского округа участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Предписания пункта 3 Правил о том, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, и что органы местного самоуправления создают эти места (площадки) путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, соответствуют приведенным выше законоположениям.
Постановлением главы города - курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города-курорта <адрес>, созданы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов - контейнерные площадки по адресам:
<адрес> (номер в реестре 197),
<адрес> (номер в реестре 82),
<адрес>4 (номер в реестре 313),
<адрес> (номер в реестре 33),
<адрес> (номер в реестре 226),
<адрес> (номер в реестре 79),
<адрес> (номер в реестре 15),
<адрес>, перекресток <адрес> (номер в реестре 84),
<адрес> (номер в реестре 113),
<адрес> (номер в реестре 207).
В соответствии с ч. 4 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 81-кз «Об отдельных вопросах регулирования в области обращения с отходами производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов <адрес> в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, среди прочего, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, :-когда такая обязанность лежит на других лицах.
Таким образом, содержание вышеназванных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям города - курорта Кисловодска.
Проверкой установлено, что в нарушение требований ст.ст. 8, 13.4, 24.7: Закона№-ФЗ, п.п. 3, 11, 12 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, вышеуказанные места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов -не соответствуют требованиям п. 8.2.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, п. 2.2.3 СанПиН -1-128-4690-88, а именно:
<адрес> (номер в реестре 82) - отсутствует бордюр, ограждение, зеленые насаждения,
<адрес>4 (номер в реестре 313) - отсутствует ограждение, зеленые насаждения,
<адрес> (номер в реестре 33) - отсутствует бордюр, ограждение, зеленые насаждения,
<адрес> (номер в реестре 226) - отсутствует ограждение, зеленые насаждения,
<адрес> (номер в реестре 79) - отсутствует ограждение, зеленые насаждения,
<адрес> (номер в реестре 15) - отсутствует ограждение, зеленые насаждения,
<адрес>, перекресток <адрес> (номер в реестре 84) - отсутствует ограждение, зеленые насаждения,
<адрес> (номер в реестре 113) - отсутствует ограждение,
<адрес> (номер в реестре 207) - отсутствует бордюр, ограждение, зеленые насаждения.
<адрес> (номер в реестре 197) - отсутствует бордюр, ограждение, зеленые насаждения
Данный факт объективно подтверждается актом выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9)
Таким образом, суд считает установленным, что администрацией города - курорта Кисловодска не предприняты должные меры к обустройству названных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии со ст.ст.12,42 Земельного кодекса Российской Федерации одной из целей охраны является предотвращение и ликвидация загрязнения земель и почв, а также иного негативного воздействия на земли и почвы.
В целях охраны земель собственники и землепользователи земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, а также по ликвидации последствий такого загрязнения, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
В силу чего доводы Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора о том, что непринятие администрацией муниципального образования города - курорта Кисловодска мер к обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, создает угрозу ухудшения состояния окружающей среды в результате наступления чрезвычайных ситуаций природного характера вследствие загрязнения почв нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Принимая во внимание вышеизложенного суд считает возможным удовлетворить заявленные требования истца в полном объеме.
В силу изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░:
<░░░░░> (░░░░░ ░ ░░░░░░░ 197),
<░░░░░> (░░░░░ ░ ░░░░░░░ 82),
<░░░░░>4 (░░░░░ ░ ░░░░░░░ 313),
<░░░░░> (░░░░░ ░ ░░░░░░░ 33),
<░░░░░> (░░░░░ ░ ░░░░░░░ 226),
<░░░░░> (░░░░░ ░ ░░░░░░░ 79),
<░░░░░> (░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15),
<░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░ ░ ░░░░░░░ 84),
<░░░░░> (░░░░░ ░ ░░░░░░░ 113),
<░░░░░> (░░░░░ ░ ░░░░░░░ 207) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░