Дело № 2-1885/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 марта 2022 года
Нижегородский районный суд г.Нижнего Новгорода,
в составе председательствующего судьи Лебедева Д.Н.
при помощнике судьи Тереховой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту прав, свобод и загонных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации в лице уполномоченного органа Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, к Товариществу собственников недвижимости «Чистые ключи» о возмещении ущерба, причиненного землям государственного лесного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор, в защиту прав, свобод и загонных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации в лице уполномоченного органа Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, обратился в суд с иском к Товариществу собственников недвижимости «Чистые ключи» о возмещении ущерба, причиненного землям государственного лесного фонда, указывая, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при осуществлении водоотведения на территории ТСН «Чистые ключи» в Дальнеконстантиновском муниципальном районе Нижегородской области. Природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, аналитической лаборатории проведено обследование территории ТСН «Чистые ключи», по результатам которого установлено, что в границах поселка расположены подземные приемники-накопители, предназначенные для приема сточных вод от жилых домов. Согласно сведениям представителя ТСН «Чистые ключи», жидкие бытовые отходы из вышеуказанных накопителей вывозятся на основании договора, посредством ассенизаторских машин. Вместе с тем, установлено, что примерно в 100 метрах западнее границы ТСН «Чистые ключи» на территорию земель государственного лесного фонда выведена труба подземного коллектора, через которую осуществляется сброс сточных вод на рельеф местности, а именно в квартале 121 выделе 11 Дальнеконстантиновского участкового лесничества Дальнеконстантиновского районного лесничества. В ходе проверки, специализированной аккредитованной лабораторией ООО «Зиверт-Н» произведен отбор 2 проб сточной воды (из накопителей на территории ТСН «Чистые ключи», а также из-под трубы коллектора, расположенной на территории государственного лесного фонда), отбор проб почвы в овраге, расположенном в квартале 121 выделе 11 Дальнеконстантиновского участкового лесничества Дальнеконстантиновского районного лесничества. По результатам проведенных исследований установлено, что сбрасываемые воды являются неочищенными хозяйственно-бытовыми сточными водами. При этом, согласно протоколу химического анализа вод от ДД.ММ.ГГГГ № вода в приемнике-накопителе и вода, сбрасываемая в овраг относятся к канализационным хозяйственно-бытовым сточным водам и содержат идентичные загрязняющие вещества. Согласно протоколу химического анализа почвы от ДД.ММ.ГГГГ № превышение загрязняющих веществ на загрязненном участке государственного лесного фонда в сравнении с фоновой пробой почвы составило: аммоний обменный в 39 раз, азот-нитритный в 13 раз, фосфат-ион в 3 раза, АПАВы в 19 раз, нитрат-ион в 3 раза, хлорид-ион в 23 раза, сульфат-ион в 4 раза, нефтепродукты в 13 раз. Указанные вещества являются идентичными обнаруженным в пробах сточных вод. Площадь земель лесного фонда, загрязненная сточными водами, составила 100 м2. Должностными лицам Дальнеконстантиновского районного лесничества Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области произведен расчет размера вреда, причиненного землям государственного лесного фонда вследствие сброса сточных вод на рельеф местности в квартале 121 выдела 11 Дальнеконстантиновского участкового лесничества Дальнеконстантиновского районного лесничества, который составил 578 600 руб.
На основании изложенного, просят суд взыскать с ответчика в бюджет Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области сумму ущерба, причиненного землям государственного лесного фонда, в размере 578 600 руб.
В судебном заседании помощник прокурор С.Е.А., представитель Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области М.Ю.С. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ТСН «Чистые ключи»- А.А.В. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно ст.1 Закона №7-ФЗ компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле
В силу ст.3 Закона №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст.12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Статьей 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного г другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.
В силу п.14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Согласно ст.100 Лесного кодекса Российской Федерации размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ст.78 Закона № 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
В силу ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Как установлено судом, Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при осуществлении водоотведения на территории ТСН «Чистые ключи» в Дальнеконстантиновском муниципальном районе Нижегородской области.
Природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, аналитической лаборатории проведено обследование территории ТСН «Чистые ключи», по результатам которого установлено, что в границах поселка расположены подземные приемники-накопители, предназначенные для приема сточных вод от жилых домов.
Установлено, что примерно в 100 метрах западнее границы ТСН «Чистые ключи» на территорию земель государственного лесного фонда выведена труба подземного коллектора, через которую осуществляется сброс сточных вод на рельеф местности, а именно в квартале 121 выделе 11 Дальнеконстантиновского участкового лесничества Дальнеконстантиновского районного лесничества.
В ходе проверки, специализированной аккредитованной лабораторией ООО «<данные изъяты>» произведен отбор 2 проб сточной воды (из накопителей на территории ТСН «Чистые ключи», а также из-под трубы коллектора, расположенной на территории государственного лесного фонда), отбор проб почвы в овраге, расположенном в квартале 121 выделе 11 Дальнеконстантиновского участкового лесничества Дальнеконстантиновского районного лесничества.
По результатам проведенных исследований установлено, что сбрасываемые воды являются неочищенными хозяйственно-бытовыми сточными водами. При этом, согласно протоколу химического анализа вод от ДД.ММ.ГГГГ № вода в приемнике-накопителе и вода, сбрасываемая в овраг относятся к канализационным хозяйственно-бытовым сточным водам и содержат идентичные загрязняющие вещества.
Согласно протоколу химического анализа почвы от ДД.ММ.ГГГГ № превышение загрязняющих веществ на загрязненном участке государственного лесного фонда в сравнении с фоновой пробой почвы составило: аммоний обменный в 39 раз, азот-нитритный в 13 раз, фосфат-ион в 3 раза, АПАВы в 19 раз, нитрат-ион в 3 раза, хлорид-ион в 23 раза, сульфат-ион в 4 раза, нефтепродукты в 13 раз. Указанные вещества являются идентичными обнаруженным в пробах сточных вод.
Площадь земель лесного фонда, загрязненная сточными водами, составила 100 м2.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Стороной ответчика каких-либо доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, не представлено.
Согласно представленного расчета размера вреда, причиненного землям государственного лесного фонда вследствие сброса сточных вод на рельеф местности в квартале 121 выдела 11 Дальнеконстантиновского участкового лесничества Дальнеконстантиновского районного лесничества, размер возмещения вреда составляет 578 625 руб.
Стороной ответчика в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлено допустимых доказательств иного размера возмещения вреда, в связи с чем при разрешении заявленных исковых требований суд принимает в качестве доказательств размера возмещения вреда представленный расчет, согласно которого размер возмещения вреда составляет 578 625 руб.
Согласно ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, если иное не установлено.
Исходя из вышеизложенного, исковые требования о взыскании с ответчика в бюджет Дельнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области суммы ущерба в размере 578 600 руб., являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Указание стороной истца на возложение в соответствии со ст.78 Закона №7-ФЗ на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет средств ответчика в соответствии с проектом восстановительных работ, не может быть принято в о внимание, поскольку проект восстановительных работ ответчиком суду не представлен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту прав, свобод и загонных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации в лице уполномоченного органа Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, к Товариществу собственников недвижимости «Чистые ключи» о возмещении ущерба, причиненного землям государственного лесного фонда, удовлетворить.
Взыскать с Товарищества собственников недвижимости «Чистые ключи» в бюджет Дельнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области сумму ущерба в размере 578 600 руб.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода.
Судья Д.Н.Лебедев
Решение суда в окончательной форме изготовлено 05.03.2022 года.