Дело № 2-990/2015 20 июля 2015 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской ФедерацииВельский районный суд Архангельской области в составе:
в составе председательствующего Латфуллина И.Г.,
при секретаре Роговой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Вельске гражданское дело по заявлению Рогозина А. Н. о признании незаконным заключения межведомственной комиссии администрации муниципального образования «Вельское» от 24 апреля 2015 года №* и о признании жилого помещения непригодным для дальнейшего проживания,
у с т а н о в и л:
Рогозин А.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным заключения межведомственной комиссии администрации муниципального образования «Вельское» от 24 апреля 2015 года №* и о признании жилого помещения непригодным для дальнейшего проживания.
В обоснование указал, что он является ребенком-сиротой, оставшимся без попечения родителей. 24 апреля 2015 года было проведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: г. Вельск, ул. *, д.* межведомственной жилищной комиссией. В ходе обследования было установлено, что жилому дому требуется проведение капитального ремонта, о чем был составлен акт. В соответствии с заключением межведомственной комиссии жилой дом пригоден для проживания. Он с данным заключением не согласен. Считает, что жилой дом находиться в аварийном состоянии, имеется угроза обрушения единичных строительных конструкций и проводить капитальный ремонт не целесообразно. В состав комиссии входило 6 человек, однако обследование помещения проводили 4 человека. Кроме его в данном доме зарегистрированы, но не проживают Рогозина Е.Н. и Рогозин В.А.
В судебном заседании Рогозин А.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме и по тем же основаниям, дополнительно, указав, что признание жилого дома не пригодным для проживания ему необходимо, как ребенку-сироте, для получения денежных средств от администрации МО «Вельское» для производства капитального ремонта жилого дома, оставлявшаяся доля дома может принадлежать Рогозину В.А.
Заинтересованное лицо Рогозина Е.Н. заявленные требования поддержала, указав, что содержанием дома она не занималась, средства, полученные от найма жилья, хранятся на ее счете, она согласно проводить ремонт дома только за счет средств всех собственников.
Заинтересованное лицо Рогозин В.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, не направил в суд своего представителя..
Представитель администрации МО «Вельское» Подобаева Т.Г. заявление не признала, указав, что указанный жилой дом пригоден для проживания и в соответствии с заключением ООО «АльянсСтрой» дальнейшая эксплуатация здания допустима после проведения комплекса мероприятий по ремонтно-восстановительным работам несущих конструкций здания, а также требуется частичный ремонт или замена не несущих конструкций здания – окна, двери, отделка.
Представитель отдела опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» Юнусова Т.Ю. по заявленному требованию указала, что постановлением главы МО «Вельский район» от 19 сентября 2001 года №* за Рогозиным А.Н. и Рогозиной Е.Н., как за детьми, оставшимися без попечения родителей, было сохранено право на проживание в жилом помещении по адресу: Архангельская область, г. *, ул. *, д.*. В период нахождения заявителя и его сестры в государственном учреждении и под опекой, жилой дом сдавался в наем другим лицам и денежные средств от этого переводились на счет детей. В период проживания нанимателями производился текучий ремонт дома. На момент достижения совершеннолетия Рогозиным А.Н., а впоследствии его сестры Рогозиной Е.Н., указанный жилой дом был пригоден для проживания, препятствия к вселению и проживанию в жилом доме отсутствовали. Акт и заключение межведомственной комиссии МО «Вельское» по результатам обследования жилого дома составлен в соответствии с постановлением Правительства РФ №47. Участие органов опеки и попечительства в составе межведомственной комиссии не предусмотрено. В соответствии с законом не предусмотрено выделение денежных средств на ремонт, так как детям-сиротам принадлежит не весь жилой дом.
Выслушав, лиц участвующий в деле, исследовав письменные материалы, суд пришел к следующему.
В силу ст.ст.254,255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч.1 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
Согласно п.6 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Положениями подпункта 12 ст.12 ЖК РФ предусмотрено, что признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации непригодными для проживания относится к компетенции органов государственной власти РФ в области жилищных отношений.
Как следует из п.8,9 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся в числе прочих: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Положениями ч.4 ст.15 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации №47 от 28 января 2006 года (далее Положение), изданного во исполнение полномочий, предусмотренных ст.12,56 ЖК РФ, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее-комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (п.7).
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса.
Пунктом 42 Положения предусмотрено, что комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Пунктом 43 Положения предусмотрено, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Пунктом 44 Положения предусмотрена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение); составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Пунктом 47 Положения установлено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Содержащийся в п.47 Положения перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
Судом установлено, что постановлением главы МО «Вельский район» от 19 сентября 2001 года №790 за Рогозиным А.Н. и Рогозиным А.Н., как за детьми, оставшимися без попечения родителей, было сохранено право на проживание в жилом помещении по адресу: Архангельская область, г. Вельск, ул. Важская, д.47.
Жилой дом, расположенный по адресу: Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО «Вельское», г. Вельск, ул. Важская, д.47 не является муниципальной собственностью муниципального образования «Вельский муниципальный район», в реестре муниципальной собственности муниципального образования «Вельский муниципальный район» Архангельской области не числится.
Согласно технического паспорта данного жилого дома годом постройки дома является 1958 год, общая площадь жилого дома составляет 56,8 кв.м., жилая площадь жилого дома составляет 28,7 кв.м.
Согласно справки Вельского отделения ГУП Архангельской области «Бюро технической инвентаризации» и пояснения заявителя ранее собственником жилого дома, расположенного по адресу: Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО «Вельское», г. * ул. *, д* являлся его дед Рогозин А.Ф..
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним собственниками жилого дома, расположенного по адресу: Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО «Вельское», г. *, ул*, д.* являются: Рогозин А.Н., доля в праве 1/6, Рогозина Е.Н., доля в праве 1/6.
Оставшаяся доля жилого дома другими лицами, в том числе заинтересованным лицом Рогозиным В.А. не оформлена.
Таким образом, заявитель Рогозин А.Н. и заинтересованное лицо Рогозина Е.Н. являются сособственниками жилого дома, расположенного по адресу: Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО «Вельское», г*, ул. *, д.*.
Заявитель совместно с другими собственниками имеет права владения, пользование и распоряжение жилым домом.
В период нахождения заявителя и его сестры в государственном учреждении и под опекой, жилой дом, органом опеки и попечительства, с согласия собственников, сдавался в коммерческий наем другим лицам и денежные средств от этого переводились на счет детей.
В период проживания нанимателями за свой счет производился текучий ремонт дома.
На момент достижения совершеннолетия заявителя Рогозин А.Н. и заинтересованного лица Рогозиной Е.Н. указанный жилой дом был пригоден для проживания, препятствия к вселению и проживанию в жилом доме отсутствовали. Данный факт подтверждается актами обследования жилого помещения от 16.02.2011 г. и от 15.05.2014 г.
Частью 1 ст.21 Гражданского кодекса Российской Федерации способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
В настоящее время Рогозин А.Н. достиг возраста 22 лет, его сестра – 19 лет, Рогозины проживают в других жилых помещениях, свой жилой дом сдают в коммерческий найм, денежные средства от этого заявитель тратит на свои нужды.
Таким образом, данные собственники не принимали мер по содержанию и ремонту жилого дома, денежные средства от найма тратили на личные нужды, или хранили на лицевом счете.
Рогозин А.Н. обратился с заявлением в МО «Вельское» об обследовании спорного жилого дома.
24 апреля 2015 года межведомственной комиссией было произведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО «Вельское», г. * ул*, д* на предмет пригодности для проживания.
Согласно акта обследования помещения №* от 24 апреля 2015 года комиссией были установлены несоответствия установленным требованиям: фундамент дома бетонный (ленточный) имеет неравномерную осадку; наружные и внутренние капитальные стены-деформация стен; перекрытия-зазоры между досками наката; полы-имеют место просадки, уклоны, зыбкость; кровля- разрушение кровельного покрытия, трещины, сколы в шиферных листах; перекосы дверных проемов, частичное поражение гнилью дверных полотен; печи- трещины в кладке, частичное разрушение кладки; потеря эластичности изоляции системы электроснабжения в жилых помещениях. Комиссия посчитала, что в данном жилом доме требуется проведение комплексного капитального ремонта.
Согласно заключению межведомственной комиссии от 24 апреля 2015 года №* жилой дом, расположенный по адресу: Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО «Вельское», г.*, ул.*, д.* пригоден для проживания.
С данным заключением межведомственной комиссии не согласился Рогозин А.Н., при этом последний обратился в ООО «АльянсСтрой» для проведения технического обследования строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО «Вельское», г.*, ул.*, д.*.
Согласно заключению ООО «АльянсСтрой» о состоянии строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО «Вельское», г.*, ул.*, д.*: фундамент жилого дома в целом находится в недопустимом состоянии; несущие и ограждающие конструкции жилого дома не соответствуют требованиям действующей нормативно-технической документации; техническое состояние несущих и ограждающих конструкций жилого дома, в соответствии с положениями СП 13-102-2003, оценивается как недопустимое (категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций). Сильное повреждение конструкций. Наблюдаются деформации, повреждения и дефекты, свидетельствующие о снижении их несущей способности свыше 50%. Физический износ здания согласно ВСН 53-86р составляет 80%. На момент обследования, помещения расположенные в жилом доме, не соответствуют требованиям, которым должно отвечать жилое помещение.
* июля 2015 года ООО «АльянсСтрой» в связи с ошибкой в заключении «Техническое обследование строительных конструкций жилого дома по адресу: Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО «Вельское», ул.*, д.*» вынесло заключение, согласно которого: дальнейшая эксплуатация здания допустима после проведения комплекса мероприятий по ремонтно-восстановительным работам несущих конструкций здания, а также требуется частичный ремонт или замена не несущих конструкций здания (окна, двери, отделка и т.д.).
Межведомственной комиссией МО «Вельское» от * 2015 года №8/15 признано, что жилой дом, расположенный по адресу: Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО «Вельское», г. *, ул. *, д.*, пригоден для проживания. Заключение ООО «АльянсСтрой» не опровергает данный вывод. Кроме того данный вывод подтвержден проживанием в спорном доме новых нанимателей по договору с заявителем.
Доказательств обратного, в соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Рогозиным А.Н. не представлено.
В ходе судебного разбирательства Рогозин А.Н. признал факт о том, что жилому дому, расположенному по адресу: Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО «Вельское», ул. *, д.*, требуется ремонт, средства на который у него отсутствуют.
Ссылка Рогозина А.Н. на то, что в составе межведомственной комиссии при осмотре дома не участвовало 2 человека не состоятельна, так как в акте обследования помещения от 24 апреля 2015 года и в заключении о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания №* имеются подписи всех членов межведомственной комиссии. Кроме того, Положение о межведомственной комиссии МО «Вельское» по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного решением Совета депутатов МО «Вельское» от 10 декабря 2013 года не предусматривает обязательного участия всех членов комиссии при обследования жилого помещения.
Доказательств обратного, в соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Рогозиным А.Н. не представлено.
К компетенции межведомственной комиссии отнесен вопрос о признании жилого помещения пригодным либо непригодным для проживания и действующее законодательство не наделяет суд правом обязывать межведомственную комиссию принять решение о признании дома аварийным либо непригодным для проживания.
При таких обстоятельствах суд считает, что действия межведомственной комиссии МО «Вельское» совершены в рамках норм федерального законодательства, межведомственная комиссия действовала в пределах своей компетенции и полномочий, права и свободы заявителя ею не нарушены и не созданы препятствия к осуществлению заявителем его прав и свобод, в связи с чем, признать заключение межведомственной комиссии несоответствующими положениям названной нормы права оснований не имеется и не имеется оснований для возложения обязанности о признании жилого помещения непригодным для дальнейшего проживания и поэтому заявление является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 256,258,194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении заявления Рогозину А. Н. о признании незаконным заключения межведомственной комиссии администрации муниципального образования «Вельское» от 24 апреля 2015 года №* и о признании жилого помещения непригодным для дальнейшего проживания отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд.
Председательствующий: И.Г.Латфуллин