Дело № 2-1713/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 мая 2016 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
Председательствующего судьи И.И.Толмачевой,
При секретаре Горбуновой А.А., с участием помощника прокурора <адрес> Иванцевой Ю.В., представителя ответчика Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Автовокзал» Манакова Я.Ю., представителя ответчика общества с ограниченной отвественностью «АВ-Север» Гилевой М.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Пермскому краевому государственному унитарному предприятию «Автовокзал», обществу с ограниченной ответственностью «АВ-Север» о возложении обязанности обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Пермскому краевому государственному унитарному предприятию «Автовокзал», ООО «АВ-Север» о возложении обязанности в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – автовокзала, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения аукционов между Пермским краевым государственным унитарным предприятием «Автовокзал» и ООО «АВ - Север» был заключен договор аренды здания автовокзала, расположенного по адресу: <адрес>, для осуществления деятельности автостанции и кассовых пунктов по обслуживанию пассажиров и перевозчиков, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом общего пользования населения.
ПКГУП «Автовокзал» провело категорирование объектов транспортной инфраструктуры, по результатам которого автовокзалу присвоена четвертая категория.
Прокурором <адрес> установлено, что в нарушении норм законодательства проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – автовокзала в <адрес> ООО «АВ - Север» до настоящего времени не обеспечено.
Не обеспечение проведения в установленные сроки оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – автостанции не позволяет произвести надлежащее планирование и реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности данного объекта, обеспечить его устойчивое и безопасное функционирование, защиту интересов личности и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
На основании изложенного, истец просил возложить на Пермское краевое государственное унитарное предприятие «Автовокзал», общество с ограниченной ответственностью «АВ-Север» обязанность в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - автовокзала, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> исковые требования поддержал.
Представитель Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Автовокзал» исковые требования не признал, представил возражения, пояснил, что требования прокурора должны быть удовлетворены.
Представитель ответчика ООО «АВ-Север» в судебном заседании с иском не согласилась. Указала, что обществу передано в аренду только здание автовокзала, земельный участок принадлежит ПКГУП «Автовокзал». В случае необходимости предоставления уполномоченной на проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры организации документов, связанных с подтверждением факта владения земельным участком, данные документы не смогут быть представлены, поскольку у ООО «АВ-Север» они отсутствуют. Кроме того, считает, что обеспечивать проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры автовокзала в <адрес> должно ПКГУП «Автовокзал» как субъект транспортной инфраструктуры, включенный в Реестр категорирования объектов транспортной инфраструктуры.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Министерство транспорта и связи Пермского края извещено, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, общества с ограниченной ответственностью «Автовокзалы Прикамья» Гилева М.Д. с иском не согласилась.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отношения, связанные с обеспечением транспортной безопасности, урегулированы положениями Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Закон о транспортной безопасности).
Указанным законом предусмотрено, что все объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат категорированию – отнесению их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий (п.2 ст. 1).
В соответствии с требованиями ч.1 ст.2 Закона о транспортной безопасности целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В соответствии с положениями ст. 1 Закона о транспортной безопасности акт незаконного вмешательства - это противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Пунктом 12 ст.1 Закона о транспортной безопасности определен транспортный комплекс как совокупность объектов и субъектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств (далее ТС).
Объекты транспортной инфраструктуры (далее ОТИ) – это технологические комплексы, которые включают в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Согласно ч.1 ст.4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Положениями ст.8 Закона о транспортной безопасности требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 №42 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (далее Требования).
В соответствии с положениями пунктов 3, 4 Требований по обеспечению транспортной безопасности, требования применяются в отношении ОТИ, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации; требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ.
Согласно пунктам 5.7., 5.8. указанных Требований (раздел I «Дорожное хозяйство») субъект транспортной инфраструктуры обязан:обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ; разработать иутвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.
Ст. 5 Закона о транспортной безопасности предусмотрено, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.
Приказом Минтранса РФ от 12 апреля 2010 года № 87 утвержден Порядок о проведении оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее Порядок).
В соответствии с положениями ч.1 ст.9 Закона о транспортной безопасности на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден Приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 г. № 34.
В соответствии со ст. 12 Закона о транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны: выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О транспортной безопасности».
Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 указанного закона субъекты транспортной инфраструктуры это юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Как установлено в судебном заседании, здание автовокзала, расположенное по адресу: <адрес>, находится в хозяйственном ведении Пермского КГУП «Автовокзал», передано по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «АВ-Север» (арендатор) (л.д. 41-74). Земельный участок по указанному адресу на основании договора аренды принадлежит Пермского КГУП «Автовокзал» (л.д. 119-127).
Приказом Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ. № «О внесении изменений в перечень объектов транспортной инфраструктуры Пермского края, являющийся приложением к приказу ФДА от 04.07.2011г. № «О присвоении категорий объектам транспортной инфраструктуры» ПКГУП «Автовокзал» включен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в качестве субъекта транспортной инфраструктуры (л.д. 195).
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства и, исходя из положений действующего законодательства, указанного выше, автовокзал, расположенный по адресу: <адрес>, является объектом транспортной инфраструктуры, а ПКГУП «Автовокзал» субъектом транспортной инфраструктуры.
В данном случае автовокзал представляет собой технологический комплекс, включающий в себя как здание автостанции, так и технологические и иные проезды, проходы, специальные сооружения, расположенные на земельном участке, отведенном под нужды и пользование ПКГУП «Автовокзал».
Однако обязанность по обеспечению проведения оценки уязвимости объекта должен нести субъект транспортной инфраструктуры в силу прямого предписания ч.1 ст.4 Закона о транспортной безопасности.
Иного Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и иными федеральными законами не установлено.
Субъектом транспортной инфраструктуры относительно автовокзала в <адрес> является ПКГУП «Автовокзал».
Судом установлено, что пунктом 5.7 "Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", утвержденных Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 42 предусмотрено, что обеспечение проведения оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждения в установленном порядке результатов такой оценки входит в обязанности субъекта транспортной инфраструктуры и осуществляется им в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объекта в реестр категорированных объектов.
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры возлагается, в частности, на субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности населения Российской Федерации.
Ответчиком ПКГУП «Автовокзал» не предоставлено доказательств невозможности исполнить обязанность, установленную Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Принимая во внимание, что общество с ограниченной ответственностью «АВ-Север» не зарегистрировано в качестве субъекта транспортной инфраструктуры, на него не может быть возложена заявленная обязанность.
Таким образом, с учетом представленных доказательств, суд считает возможным удовлетворить требования прокурора <адрес> частично.
Поскольку истец был освобожден от уплаты госпошлины, в соответствии с п.п. 1, 3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса с ПКГУП «Автовокзал» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере -СУММА-, учитывая, что иск прокурором был подан в интересах физических лиц-потребителей услуг перевозки.
Суд разрешил дело на основе представленных в дело доказательств, в рамках заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Пермскому краевому государственному унитарному предприятию «Автовокзал», обществу с ограниченной ответственностью «АВ-Север» удовлетворить частично.
Обязать Пермское краевое государственное унитарное предприятие «Автовокзал» в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – автовокзала, расположенного по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований Прокурора <адрес> отказать.
Взыскать с Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Автовокзал» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере -СУММА-.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: И.И.Толмачева
Решение в полном объеме изготовлено 31.05.2016г.