Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-52/2021 (2-2277/2020;) ~ М-2154/2020 от 11.09.2020

6

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара                09 февраля 2021 г.

Волжский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Андреевой Е.А.,

при секретаре Овчаренко М.Е.,

с участием истца Гаврилова И.Н.,

представителя ответчика - Ардашевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гаврилова И. Н. к ООО «ЭкоСтройРесурс» о признании задолженности необоснованной,

УСТАНОВИЛ:

Гаврилов И.Н. обратился в суд с иском к ООО «ЭкоСтройРесурс», указав, что проживает в п. Дубовый Г. В. <адрес>. В данном населенном пункте отсутствуют мусорные контейнеры и площадки для их установки. По итогам конкурса, проведенного в ДД.ММ.ГГГГ г. обязательства по организации и контролю вывоза отходов возложены на единого регионального оператора - ООО «ЭкоСтройРесурс».

Информации о способе сбора отходов и графике их вывоза истец от ответчика не получал. Со слов жителей поселка, сбор мусора осуществляется при помощи самосвала, который каждый понедельник, приблизительно в 9.00 утра проезжает по поселку и принимает из рук в руки мешки с мусором. Указанный способ вывоза мусора для истца не приемлем. Считает, что ответчик услуги по сбору твердых бытовых отходов ему не оказывал, тары по их сбору не предоставил, следовательно, незаконно выставляет счета на их оплату.     ДД.ММ.ГГГГ он направил ответчику уведомление об отказе в оплате неоказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО). В ответе от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЭкоСтройРесурс» разъяснил, что не наделен полномочиями определения форм сбора ТКО, рекомендовал рассмотреть вопрос об организации с ТКО в населенном пункте Дубовый Г. с участием органа местного самоуправления сельского поселения. В ДД.ММ.ГГГГ г. в п. Дубовый Г. появилось 9 мусорных контейнеров, затем их количество убавилось до 4, в июне мусорные контейнеры исчезли. Истец регулярно получает от ООО «ЭкоСтройРесурс» уведомления о просроченной задолженности и платежные документы на фактически неоказанные услуги.

На основании изложенного, истец, уточнив свои требования, просил признать необоснованной его задолженность перед ООО «ЭкоСтройРесурс» в размере <данные изъяты> руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г., а также все вероятные последующие финансовые претензии в его адрес от ООО «ЭкоСтройРесурс».

Истец Гаврилов И.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика - Ардашева Е.А. в судебном заседании против заявленных требований возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 года № 155, под потребителем понимается гражданин, использующий, заказывающий или имеющий намерение заказать исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, услуги по вывозу бытовых отходов. Под исполнителем понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору. Твердыми и жидкими бытовыми отходами являются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт помещений и др.).

В силу п.п. 6, 17 указанных Правил исполнитель, являющийся коммерческой организацией, не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по вывозу бытовых отходов при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги. Исполнитель не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Если исполнитель уклоняется от заключения договора, потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Потребитель в случаях нарушения исполнителем условий договора вправе по своему выбору поручить оказание услуг третьим лицам или выполнить их своими силами, потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов, потребовать уменьшения цены за оказание услуг, расторгнуть договор об оказании услуг.

В соответствии с п. 7 Правил заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия.

В соответствии с абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года     № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации и захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

На основании п.4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Согласно ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В силу ст. 13.3 указанного Федерального закона в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.

Территориальная схема Самарской области утверждена приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 г. № 228.

Постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020 г. № 471 утвержден Порядок накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области, в котором места сбора ТКО определяются согласно утвержденной территориальной схеме обращения с отходами на территории Самарской области. Согласно п. 11 данного постановления складирование ТКО, за исключением крупногабаритных ТКО, осуществляется потребителями в местах (на площадках) накопления ТКО следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные Региональным оператором (децентрализованный способ); г) в стационарных и мобильных пунктах, в том числе с использованием автоматических устройств для приема отдельных видов ТКО, указанных в разделах V и VI настоящего Порядка.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 определено, что «контейнер» - мусоросборник, предназначенный для складирования ТКО, за исключением крупногабаритных отходов; «контейнерная площадка» - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Пунктами 2.1., 2.2, 2.4 действовавших до 01.01.2021 г. СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» предусмотрено, что на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций - не менее 25 м. Для определения количества мусоросборников (контейнеров и бункеров), устанавливаемых на контейнерных площадках для накопления ТКО, хозяйствующим субъектам необходимо исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, и нормативов накопления ТКО. Количество мусоросборников на контейнерных площадках должно быть не более 10 контейнеров для накопления ТКО, в том числе для раздельного накопления ТКО, и 2 бункеров для накопления КГО. Накопление КГО должно осуществляться в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках складирования КГО, имеющих водонепроницаемое покрытие и ограждение с трех сторон высотой не менее 1 м.

Таким образом, место накопления ТКО - это непосредственно контейнерная площадка, которая соответствует требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и включена в территориальную схему обращения с отходами.

Судом установлено, что Гаврилов И.Н. проживает по адресу: <адрес>

ООО «Экостройресурс» выставляет Гаврилову И.Н. платежные документы за услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами. Согласно полученному истцом досудебному уведомлению, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у истца имеется непогашенная задолженность по оплате данных услуг.

По мнению истца, ответчиком услуга по вывозу ТКО не оказывалась надлежащим образом.

Согласно справке Администрации г.<адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г., на территории п. Дубовый Г. В. <адрес> площадка для установки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов отсутствует.

Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО предусмотрен постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра».

На основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица. Места накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ создание и обустройство мест (площадок) накопления ТКО осуществляется в соответствии постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

В силу п. 15.2 Постановления Правительства Самарской области от 07.07.2020 г. № 471 включение уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области мест (площадок) накопления ТКО для раздельного накопления ТКО в Территориальную схему в соответствии с Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130, осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в два года. Согласно п. «в» п. 11 Постановления Правительства Самарской области от 07.07.2020 г. № 471 Складирование ТКО с использованием децентрализованного способа, указанного в подпункте «в» пункта 11 настоящего Порядка, осуществляется потребителями при отсутствии контейнеров и (или) бункера на соответствующей территории.

В целях развития территориальной схемы в обязанности органов местного самоуправления к вопросам местного значения отнесено участие в организации сбора, в том числе раздельного, ТКО, а также создание мест накопления в соответствии с санитарными нормами и правилами и ведение их реестра.

По информации Администрации г.<адрес> муниципального района <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ вывозом ТКО на территории городского поселения Петра-Дубрава занимается ООО «ЭкоСтройРесурс». Для перевозки ТКО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЭкоСтройРесурс» заключило договор с ООО «Петр-Дубравский ПЖРТ» на перевозку ТКО, с ДД.ММ.ГГГГ - с ООО «Волжский энергосервис».

Площадок для установки мусорных контейнеров в п. Дубовый Г. не предусмотрено, вывоз ТКО осуществляется методом помешочного сбора. Жалоб от жителей п. Дубовый Г. по вывозу ТКО не поступало.

В настоящее время в п. Дубовый Г. В. <адрес> определен децентрализованный способ накопления ТКО, вывоз которого осуществляется в соответствии с графиком и требованиями действующего законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, при этом само накопление ТКО производится лично каждым потребителем у себя дома. Вывоз ТКО осуществляется один раз в неделю - в понедельник, при этом потребители услуги выносят собранные ими ТКО на заранее согласованные места забора по графику, который утвержден совместно с региональным оператором, перевозчиком ТКО и органом местного самоуправления.

Требования к периодичности вывоза ТКО были установлены п.2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88, которые распространяют свое действие лишь в отношении мест накопления ТКО, включенных в территориальную схему, разделом 4.1 территориальной схемы Самарской области установлена периодичность вывоза ТКО при «поведерном», децентрализованном сборе, которая составляет 1 раз в неделю или реже.

Также следует учесть, что ответчик - региональный оператор не может нести ответственность за бездействие органов местного самоуправления по организации контейнерных площадок, соответствующих требованиям действующего законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и включенных в территориальную схему.

Порядок фиксации нарушения региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами закреплен разделом VI Формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

До настоящего времени истцом не представлено доказательств, подтверждающих ненадлежащее оказание Региональным оператором услуг по обращению с ТКО.

Доводы истца о непредставлении региональным оператором тары для складирования мусора судом отклоняются, поскольку согласно Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 г. № 484, допускается приобретение пакетов и других емкостей непосредственно региональными операторами, данные расходы определяются в размере, не превышающем 1 % необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования. Однако в тарифе на услугу регионального оператора на 2019 г., на 2020 г. не учтены расходы на приобретение пакетов и других емкостей для накопления ТКО.

Также действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу ТКО в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления на предусмотренном соответствующими требованиями расстоянии от жилого помещения контейнерных площадок, включенных в территориальную схему.

Учитывая общедоступность к маршруту следования специализированной техники организации -перевозчика для сбора отходов, истец не был лишен возможности получения услуги по обращению с ТКО.

Таким образом, следует признать, что ответчиком истцу оказана услуга по вывозу ТКО, соответственно, выставление документов на её оплату правомерно.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования Гаврилова И.Н. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение одного месяца после изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15.02.2021 г.

Судья                       /подпись/                                                         Е.А. Андреева

2-52/2021 (2-2277/2020;) ~ М-2154/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гаврилов И.Н.
Ответчики
ООО "ЭкоСтройРесурс"
Суд
Волжский районный суд Самарской области
Судья
Андреева Е. А.
Дело на странице суда
volzhsky--sam.sudrf.ru
11.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.09.2020Передача материалов судье
17.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.10.2020Предварительное судебное заседание
11.11.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
07.12.2020Предварительное судебное заседание
14.01.2021Судебное заседание
09.02.2021Судебное заседание
15.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее