Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 02 февраля 2021 года
дело № 2-12/2021
УИД 72RS0021-01-2019-002712-59
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Губской Н.В.
при секретаре Пугиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, Департаменту лесного комплекса Тюменской области, Федеральному агентству лесного хозяйства, МТУ Росимущества в Тюменской области, кадастровому инженеру ФИО2 о признании недействительными результатов межевания земельного участка, установлении границ земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, Департаменту лесного комплекса Тюменской области, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании недействительными результатов межевания земельного участка, установлении границ земельного участка. Требования мотивированы тем, что государственным актом № от ДД.ММ.ГГГГ запись № исполнительным комитетом Тюменского районного (городского) совета народных депутатов СНТ «Архитектор» на праве бессрочного и бесплатного пользования землей предоставлено 6,3 га для коллективных садов. Дополнительно выделен земельный участок из ГЛФ Андреевское лесничество, площадью 2 га, по решению исполнительного комитета Тюменского районного совета народных депутатов Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении земельных участков под коллективные сады» СТ «Архитектор», для разрешенного использования и формирования территории для садоводства и огородничества. Указывает, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята в члены СНТ «Архитектор» с выделением земельного участка, площадью 2111 кв.м., по адресу: <адрес> Согласно протоколу заседания правления СНТ «Архитектор» от ДД.ММ.ГГГГ произведено изменение названий улиц и нумерация домов. Номер участка истца изменен на № по <адрес> на то, что земельный участок по адресу: <адрес> сформирован в границах территории СНТ «Архитектор», что подтверждается проектным планом от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка СНТ «Архитектор», утвержденным Департаментом имущественных отношений Тюменской области. В 2007 году истец провела работы по межеванию земельного участка. Отмечает, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Тюменского муниципального района ФИО1 выдано постановление № о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 464 кв.м., возложена обязанность по постановке земельного участка на кадастровый учет. Обращает внимание на то, что площадь земельного участка, указанная в данном постановлении, не соответствует площади земельного участка, предоставленного истцу в 2000 году. Также указывает, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Тюменской области отказано в постановке земельного участка на кадастровый учет по причине не соответствия системы координат по межевому плану № от ДД.ММ.ГГГГ. Истец отмечает, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент лесного комплекса Тюменской области о внесении изменений в п. 1 постановления о площади земельного участка. Из ответа Департамента лесного комплекса Тюменской области следует, что проведенные землеустроительные работы по установлению границ земельного участка СНТ «Архитектор» выполнены на основании контракта от ДД.ММ.ГГГГ№ заключенного между Департаментом имущественных отношений Тюменской области и ГУП ТО «Архитектурно-градостроительный центр», утвержден проект территориального землеустройства СНТ «Архитектор», в связи с этим невозможно внести изменения в постановление. Кроме того, указано, что при сопоставлении данных граница земельного участка пересекает земли лесного фонда. Также указывает, что ДД.ММ.ГГГГ истцом получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета, государственной регистрации права, поскольку согласно заключению кадастрового инженера земельный участок имеет наложение на земли лесного фонда. Таким образом, истец просит признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером № в точках пересечения координат земельного участка согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленному кадастровым инженером ФИО5, установить границу между земельным участком с кадастровым номером № по фактическому расположению земельного участка по адресу: <адрес> координат земельного участка, указанных в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленном кадастровым инженером ФИО5.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Росреестра по Тюменской области, администрация Тюменского муниципального района.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ТСН «Архитектор», СНТ «Архитектор-2», СНТСН «Архитектор», ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчика привлечена кадастровый инженер ФИО2
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, дело рассмотрено в её отсутствие с участием представителя.
Представитель истца Кузнецова Е.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 218-219 том 2), в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Просила границы спорного земельного участка установить согласно координатам, определенным проведенной по делу судебной экспертизы.
Ответчик кадастровый инженер ФИО2, её представитель Гончарова Л.О., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 244 том 2), в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражали, ссылались на доводы, изложенные в письменномотзыве на исковое заявление (л.д. 101-103 том 2). Ответчик суду пояснила, что межеваниелесного участка проводилось картометрическим методом, на местность выезд не осуществлялся, учитывались только те участки, сведения о границах которых имелись в ЕГРН.
Представитель третьих лиц СНТСН «Архитектор», СНТ «Архитектор-2» Рыбина С.П., действующая на основании выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 245 том 2), в судебном заседании просила принять решение на усмотрение суда, отмечала, что ранее судом было отказано истцу в удовлетворении требований о признании права собственности на земельный участок.
Представитель третьего лица ФГБУ «Рослесинфорг» Горшкалева И.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №-с (л.д. 242-243 том 2), в судебном заседании не возражала относительно заявленных исковых требований.
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской областив судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд возражения на исковое заявление, в которых просил отказать в иске, рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 190-191 том 1).
Представитель ответчика Департамента лесного комплекса Тюменской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не известил, направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил отказать в иске (л.д. 165-168 том 1).
Представитель ответчика Федерального агентства лесного хозяйства Рослесхоз в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил отказать в иске, рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 16-21 том 2).
Представитель третьего лица администрации Тюменского муниципального района в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил отказать в иске, рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 193-194 том 1).
Представитель ответчика МТУ Росимущества в Тюменской области, третье лицо ФИО10, представители третьих лиц ТСН «Архитектор», ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области, Управления Росреестра по Тюменской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.
Судом в соответствии со ст. 167 ГПК РФ вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь требованиями закона, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Садоводческий кооператив «Архитектор» был зарегистрирован в Государственном реестре предприятий и поставлен на налоговый учет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Как видно из материалов дела, Садоводческому кооперативу «Архитектор» на основании Государственного акта № от ДД.ММ.ГГГГ Тюменским райисполкомом был предоставлен участок, площадью 6,3 га, для садоводства и огородничества (л.д. 20-23 том 1).
Администрацией Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ было вынесено распоряжение №-р Об изъятии земельного участка из земель гослесфонда и передаче его садоводческому обществу «Архитектор», согласно которому постановлено: просить Правительство РФ разрешить изъять земельный участок площадью 8,1 га из лесов первой группы Тюменского лесхоза Андреевского лесничества и передать его в постоянное пользование садоводческому обществу «Архитектор» под размещение коллективных садов.
Распоряжением Правительства РФ №-р от ДД.ММ.ГГГГ разрешен перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства: в Тюменской области – 8,1 га.
Постановлением администрации Андреевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № СНТ «Архитектор» в бессрочное (постоянное) пользование предоставлен земельный участок, площадью 103 га. из земель Гос. лес. Фонда (л.д. 84 том 2).
Согласно выписке из решения общего собрания членов СНТ «Архитектор» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 передан в собственность земельный участокпо <адрес>, находящийся в её пользовании, бесплатно (л.д. 32 том 1).
Материалами дела подтверждается, что постановлением администрации МО п. Андреевский от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден проект территориального землеустройства СНТ «Архитектор», расположенного на территории Тюменского района Андреевского МО (л.д. 75-76 том 2).
Согласно выписке из протокола заседания Правления СНТ «Архитектор» от ДД.ММ.ГГГГ участок, используемый ФИО1 по <адрес>, изменен на <адрес> (л.д. 33 том 1).
Как следует из заключения председателя правления СНТ «Архитектор» № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 является членом СНТ «Архитектор», пользуется земельным участком № по <адрес>, площадью 2111 кв.м., что также подтверждается членской книжкой садовода № от ДД.ММ.ГГГГ, списком членов СНТ «Архитектор» (л.д. 35, 36 том 1; л.д. 1-3 том 3).
Выпиской из решения общего собрания членов СНТ «Архитектор» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО1 передан в собственность земельный участок, находящийся в её пользовании, бесплатно по <адрес>, площадью 2111 м2 (л.д. 34 том 1).
Из материалов дела усматривается, что постановлением администрации Тюменского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для садоводства и огородничества, ФИО1 в собственность бесплатно для садоводства и огородничества в Тюменской области Тюменском районе предоставлен земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 464 кв.м., на неё возложена обязанность обеспечить за свой счет проведение кадастровых работ, поставить земельный участок на государственный кадастровый учет, использовать земельный участок в соответствии с требованиями ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 48 том 1).
Решением Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № постановление администрации Тюменского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № отменено по заявлению ФИО1 (л.д. 49 том 1).
Исходя из обстоятельств дела, после отмены постановления администрации Тюменского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 продолжила пользоваться земельным участком по адресу: <адрес>.
Решением Тюменского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № ФИО1 отказано в удовлетворении требований о признании права собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 1285 кв.м., по координатам согласно экспертизе, включении границ участка в границы СНТ «Архитектор», ТСН «Архитектор» и внесении в Государственный кадастр недвижимости сведений о границах участка по адресу: <адрес> в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером ФИО5 (л.д. 198-203 том 1).
Так, вышеуказанным решением от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО1 является членом СНТ «Архитектор» с 2000 года, оплачивает членские взносы, в её пользовании находится садовый участок №, распложенный по адресу: <адрес>, сведения о зарегистрированных правах на который в ЕГРН отсутствуют (л.д. 60 том 1).
С целью определения местоположения границ и площади земельного участка истец обратилась к кадастровому инженеру ФИО5 По результатам проведения кадастровых работ кадастровым инженером ДД.ММ.ГГГГ подготовлен межевой план, определены координаты границ участка по адресу: <адрес> по фактическому использованию, площадь участка составила 2072 кв.м. При проведении кадастровых работ установлено, что фактически закрепленные на местности границы испрашиваемого земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером №, который относится к категории земель: земли лесного фонда (л.д. 38-40 том 1).
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № с адресным описанием: <адрес> относится к категории земель: земли лесного фонда, имеет разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, площадь 10606284+/-57029 кв.м. Указанный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Границы участка установлены в соответствии с действующим законодательством и внесены в ЕГРН, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 61-157 том 1).
Решением Тюменского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что земельный участок по адресу: <адрес>, в отношении которого истец заявляла требования о признании права собственности, полностью расположен в границах участка с кадастровым номером №, который отнесен к категории земель: земли лесного фонда, имеет разрешенное использование для ведения лесного хозяйства, сведения о координатах границ которого внесены в ЕГРН, не изменены, не оспорены в установленном законом порядке, право собственности на участок зарегистрировано за Российской Федерацией.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Так, с целью установления юридически значимых обстоятельств, необходимых для правильного разрешения настоящего гражданского дела, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено ООО «Тюменская землеустроительная компания» (л.д. 132-136 том 2).
Согласно заключению экспертовООО «Тюменская землеустроительная компания» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 147-190 том 2), проведенного и составленного на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ, фактическая граница земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, имеет следующие координаты характерных поворотных точек:
Номер точки | Координаты | |
X | У | |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Площадь земельного участка по фактическим границам составляет 2 097 кв.м. В пределах границ данного земельного участка расположены нежилые строения (теплицы, сараи, навес, вольер для собак), а также жилой дом.
Граница земельного участка, сформированная в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, выполненномкадастровым инженером ФИО5, не совпадает с фактической границей земельного участка, установленной при проведении землеустроительной экспертизы в части северной и восточной границы земельного участка.
Согласно плану организации и застройки СНТ «Архитектор», согласованному главой Администрации Ембаевского МО ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 81, том 2), земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, имеет форму многоугольника.Местоположение земельного участка по данному плану возможно установить относительно смежных землепользований: северная граница: улица;восточная граница: земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>; юго-западная граница: улица. Аналогичная конфигурация и смежные землепользования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, были установлены в ходе проведения землеустроительной экспертизы.
В частности, в ЕГРН внесены сведения о границе земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Земельный участок с кадастровым номером № является смежным повосточной границе с земельный участком, расположенном по адресу: <адрес>.Такая же конфигурация земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (ранее 115), обозначена в Плане установления границ (л.д. 37 том 1), выполненном Тюменским районным отделением ФГУП «Ростехинвентаризация» по результатам установления границ земельного участка на местности в 2007 году.
Решением Исполнительного комитета Тюменского районного совета народных депутатов Тюменской области № от ДД.ММ.ГГГГ в пользу СТ «Архитектор» был изъят земельный участок площадью 1 га у сельскохозяйственных предприятий, малоценных лесов государственного лесного фонда и других землепользователей (л.д.24-26, том 1).
Государственным актом на право пользование землей № от ДД.ММ.ГГГГ Садоводческому обществу «Архитектор» для коллективного садоводства в постоянное бессрочное пользование был предоставлен земельный участок площадью 6,3 га (л.д.20-23, том 1).
Решением исполнительного комитета Тюменского районного Совета народных депутатов Тюменской области № от ДД.ММ.ГГГГ у АО «Сибнефтьавтоматика» изъят земельный участок площадью 6,3 га из земель Главного управления архитектуры и градостроительства облисполкома и предоставлен под существующий коллективный сад СТ «Архитектор» (л.д. 19, том 1).
Согласно Постановлению администрации Андреевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области № от ДД.ММ.ГГГГ СНТ «Архитектор» был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование из земель государственного лесного фонда земельный участок площадью 103 га (л.д. 84, том 2).
Между тем, экспертам в рамках проведения по делу землеустроительной экспертизы определить входит ли земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в состав вышеуказанных земельных участков, не представилось возможным по причине отсутствия картографического материала, являющегося приложением ко всем вышеизложенным документам и позволяющего с достоверностью установить местоположение основного и дополнительных земельных участков, предоставленных СНТ «Архитектор», а также ввиду того, что границы земельных участков с кадастровыми номерами № и № не были установлены в соответствии с действующим законодательством.
Так из экспертного заключения следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером №. Земельный участок имел следующие уникальные характеристики: категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для садоводства и огородничества, местоположение - <адрес> декларативная площадь - 1030000 кв.м. Граница земельного участка не была установлена в соответствии с действующим законодательством РФ.ДД.ММ.ГГГГ земельный участок был снят с государственного кадастрового учета. ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером № Характеристики земельного участка - категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения гражданами садоводства и огородничества, площадь - 63 000 кв.м, адрес: <адрес>. Граница земельного участка не установлена в соответствии с действующим законодательством РФ.На момент подготовки настоящего экспертного заключения площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет 14 368 кв.м, т.к. из вышеуказанного земельного участка путем раздела образуются земельные участки, входящие в состав СНТ «Архитектор».Поскольку границы земельных участков с кадастровыми номерами № и № не были установлены в соответствии с действующим законодательством, определить входит ли земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в состав вышеуказанных земельных участков также не представляется возможным.
В то же время, как следует из выводов, указанных в заключении эксперта, согласно плану организации и застройки СНТ «Архитектор», согласованному главой администрации Ембаевского МО ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 81, том 2), земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, является частью СНТ «Архитектор».По проектному плану земельного участка СНТ «Архитектор» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27-28, том 1) земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, также является частью СНТ «Архитектор», однако, имеет конфигурацию, отличную от конфигурации, установленной по результатам настоящей экспертизы.
При наложении фактической границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на актуальные данные ЕГРН, экспертами выявлено пересечение с границей земельного участка с кадастровым номером №. Площадь наложения составляет 1057 кв.м.
Имеющиеся в материалах дела документы подтверждают существование на местности границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, до момента внесения в ЕГРН сведений о местоположении границы земельного участка с кадастровым номером №.
Таким образом, по мнению экспертов, при внесении сведений о границе земельного участка с кадастровымномером № существующие на местности границы земельного участка,расположенного по адресу: <адрес>, должны были быть учтены.Поскольку установление границы земельного участка с кадастровым номером № производилось картометрическим методом, существующая на местности граница земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, не была учтена при формировании земельного участка с кадастровым номером №.Часть земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, была включена в состав земельного участка с кадастровым номером №.
Как следует из заключения судебной экспертизы, при проведении кадастровых работ по образованию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, согласно его фактическим границам органом кадастрового учета будет выявлено пересечение с границей земельного участка с кадастровым номером №, сведения о которой содержатся в ЕГРН, что будет являться в силу пункта 20 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.Способом устранения наложения фактической границы земельного участка по адресу: <адрес>, на границу земельного участка с кадастровым номером №, сведения о которой содержатся в ЕГРН, можно считать исключение ее части из границы земельного участка с кадастровым номером № в следующих координатах:
№ | № | |
№ | № | |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
В силу ч. 3 ст. 86 ГПК РФ суд оценивает заключение экспертизы по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса. В силу ч.1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд принимает вышеуказанное экспертное заключение, считает его соответствующим требованиями относимости, допустимости и достоверности, установленным ст. 67 ГПК РФ, поскольку оно проведено и составлено в соответствии с нормами действующего законодательства, научно обосновано, эксперт, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, кроме того оно подтверждается и согласуется с иными, добытыми по делу доказательствами и не оспаривается сторонами.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории земель: земли лесного фонда, имеет разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, расположен по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, площадь участка 10643610+/-57093 кв.м. Указанный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером № Сведения о местоположении границ и площади земельного участка внесены в ЕГРН на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО2, в рамках государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между Департаментом лесного комплекса и ГБУ ТО «Тюменская авиабаза», с целью исправления реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка, что подтверждается выпиской из ЕГРН, объяснениями кадастрового инженера.
Согласно ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу п.2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственность Российской Федерации (федеральной собственности) осуществляет Российская Федерация.
На основании п. 3 ст. 214 и п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственника в отношении федеральной собственности осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Таким образом, в силу прямого указания закона лесные участки из земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана городского округа, предусматривающего включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25ГрК РФ).
Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласно пунктам 5, 6 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 178, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, для рассмотрения и представления заключения в части вопросов, входящих в компетенцию этого уполномоченного отраслевого органа.
Пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений - предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение аукционов.
Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом. В соответствии с пунктом 5.8 указанного Положения Росимущество осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. На основании п. 4 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, утвержденного приказом Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ №, Территориальное управления Росимущества в Тюменской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Положения о Департаменте лесного комплекса Тюменской области» Департамент лесного комплекса Тюменской области осуществляет разработку лесных планов Тюменской области, организацию проведения на землях лесного фонда лесоустройства в части проектирования лесных участков, ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Тюменской области, распоряжение землями лесного фонда, а также рассмотрения в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, а также обеспечение выбора участка земель лесного фонда и формирование необходимой документации для перевода земель лесного фонда в земли иных (других) категорий.
Согласно письму Министерства Экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О полномочиях по принятию решений о согласовании местоположения границ лесных участков в составе земель лесного фонда» полномочия собственника в части согласования местоположения границ лесных участков в составе земель лесного фонда статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации не переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъекта Российской Федерации, следовательно согласование местоположения границ лесных участков в составе земель лесного фонда должно осуществляться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального имущества, то есть Росимуществом.
Из объяснений сторон в судебном заседании и представленных документов судом установлено, что Департаментом лесного комплекса Тюменской области границы участка с кадастровым номером № при постановке его на кадастровый учет с истцом не согласованы, при этом установлено наложение границ земельного участка лесного фонда на фактически закрепленные на местности границы земельного участка, используемого истцом, в том числе на расположенные на нем строения.
В силу ч.1 ст.39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 ст. 39 данного Федерального закона, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
Согласно ч.3 ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ проводится с собственниками смежных земельных участков.
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации недвижимости»единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (ч.3 ст. 1 названного Закона).
Согласно ч. 1 ст. 43 выше названного Закона государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Как предусмотрено частью первой ст. 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", (далее - Закон о регистрации недвижимости) документы, представляемые для осуществления государственного кадастрового учета, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно части третьей ст. 22 Закона о регистрации недвижимости в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В соответствии с положениями пункта 1 ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В силу п. 1 ч. 6 ст. 39 Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 28.02.2018) «О кадастровой деятельности»согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если, земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Согласно ст. 40 Закона о кадастре результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.
Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
В соответствии с пунктом 25 части 1 ст. 26 Закона о регистрации недвижимости осуществление учета изменений земельного участка приостанавливается, если при установлении границ земельного участка нарушен установленный федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ установленными в порядке разрешения земельного спора или признания при выполнении комплексных кадастровых работ местоположения границ земельного участка спорным.
На основании пункта 10 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Таким образом, поскольку при осуществлении действий по исправлению реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № и внесении сведений о местоположении границ данного участка в ЕГРН,не было учтено наличие в его установленных границах земельного участка, используемого истцом, что привело к включению границ земельного участка истца в границы земельного участка лесного фонда, суд находит не соответствующими требованиям нормативно-правовых актов, регулирующих порядок проведения межевания, и нарушающими права правообладателя земельного участка по адресу: <адрес>, указанные действия по межеванию земельного участка и, следовательно, результаты межевания земельного участка с кадастровым номером №, в части включения в его границы земельного участка истца, подлежат признанию судом недействительными, требования истца в данной части удовлетворению.
Согласно ч.ч. 3,4 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года, в том числе предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка.
В силу ч. 5 ст. 14 названного Закона положения части 4 настоящей статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок после 8 августа 2008 года.
Согласно ч. 7 ст. 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об охране окружающей среды» земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.
В силу ч. 15 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 28.02.2018) «О государственной регистрации недвижимости», если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ лесничества, лесопарка органом регистрации прав выявлено пересечение их с границами земельных участков, сведения о местоположении которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением земельных участков, пересечение границ которых с границами лесничеств, лесопарков допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ таких лесничества, лесопарка, в том числе изменения в сведения об их местоположении, в соответствии с описанием местоположения границ указанных земельных участков, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.
Орган регистрации прав вносит в реестр границ указанные в части 15 настоящей статьи сведения о местоположении границ лесничества, лесопарка таким образом, чтобы границы лесничества, лесопарка не пересекали границы земельного или лесного участка, а земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда, не были включены в границы лесничества, лесопарка, расположенных на землях лесного фонда.
Согласно ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», для уточнения границ земельного участка.
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном лесном участке осуществляется на основании межевого плана, в котором указывается кадастровый номер, условный номер или учетный номер лесного участка в соответствии со сведениями государственного лесного реестра (при их наличии).
Не допускается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных лесных участках, если их границы имеют пересечения с границами иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также с границами лесничеств, лесопарков, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Принимая во внимание, что внесение в ЕГРН сведений об исправлении реестровой ошибки в координатах местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, категории земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: лесной участок, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации,нарушает права истца только в части включения в границы участка используемого истцом участка, исключению из ЕГРН подлежат только границы земельного участка истца в части пересечения границ участков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 55, 56, 67, 68, 71, 167, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Установить местоположение границ земельного участка, площадью 2 097 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в координатах границ:
Номер точки | Координаты | |
X | У | |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером №, категории земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, в части включения в его границы границ земельного участка, площадью 2 097 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение составлено10 февраля 2021 года.
Судья (подпись) Губская Н.В.
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна.
Судья Губская Н.В.