РЕШЕНИЕ
17 мая 2016 года город Оха Сахалинской области
Судья Охинского городского суда Шишкин О.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу исполняющего обязанности генерального директора общества с ограниченной ответственностью «РН-Сахалинморнефтегаз» (далее - ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», Общество) ФИО4 на постановление начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Охинскому району Макарова В.В. от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении данного юридического лица к административной ответственности по статье 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением исполняющего обязанности Охинского городского прокурора Шрамко Ю.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое направлено на рассмотрение в отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Охинскому району.
Обжалуемым постановлением юридическое лицо ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» привлечено к административной ответственности по статье 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере <данные изъяты>.
В своей жалобе ФИО4 указывает, что должностным лицом, рассмотревшим дело, был нарушен порядок привлечения Общества к административной ответственности, поскольку законный представитель юридического лица не был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Указывает, что в действиях Общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения в связи с отсутствием его вины, поскольку нефтесодержащая жидкость в водный объект не попала в связи со своевременным устранением последствий инцидента, а река Гиляко-Абунан не имеет статуса водного объекта рыбохозяйственного значения. Полагает осмотр места происшествия произведенным с нарушением требований ч. 1 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Отмечает, что состав вмененного Обществу административного правонарушения характеризуется только умышленной формой вины, что свидетельствует о неправильной квалификации деяния Общества. Считает необоснованным назначение Обществу максимального штрафа, предусмотренного санкцией вмененной статьи, поскольку в оспариваемом постановлении не указано каких-либо отягчающих ответственность обстоятельств. Просит отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено это постановление.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Охинскому району Макарова В.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, а также прокурора Бутенко Е.О., полагавшего об отсутствии оснований для отмены либо изменения обжалуемого постановления, прихожу к следующему.
Из постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ на напорном нефтепроводе УПНВ «Оха» - УПНВ «Эхаби» ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» произошла разгерметизация и выход нефтесодержащей жидкости в 3,9 км от УПНВ «Эхаби» ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», в результате чего произошло загрязнение близлежащей территории площадью 3600 м2. Кроме того, 3 и ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано попадание нефтесодержащей жидкости в водные объекты, впадающие в нерестовую реку Гиляко-Абунан, при анализе проб воды из которой зафиксировано превышение концентрации нефтепродуктов.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе: заключением по разливу нефти на р. Гиляко-Абунан от ДД.ММ.ГГГГ, рыбохозяйственной характеристикой реки Гиляко-Абунан от ДД.ММ.ГГГГ, актами проверки от 2. 3. ДД.ММ.ГГГГ, проведенной помощником Охинского городского прокурора Шапкиной А.С., актом № обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами № и № результатов анализа природных и сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ, заключением № к названным протоколам, протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицами, объяснением ФИО7, актом технического расследования инцидента от ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из содержания постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» вменяется нарушение требований ст. 34, ч.ч. 1, 2 ст. 39, ч.ч. 1. 2 ст. 46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.ст. 22, 28 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире", ч.ч. 1, 3ст. 50.1 Федерального законаот 20 декабря 2004 года 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", п. 21 Постановления Правительства РФ от 13 августа 1996 года 997 "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи".
Действия ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» квалифицированы по статье 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает административную ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
Положения данной статьи направлены на охрану животного мира с помощью специальных средств защиты среды обитания и путей миграции животных, предотвращение самовольного воздействия на сложившиеся популяции животных. Сфера действия этой статьи охватывает разнообразную деятельность производственного характера (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, энергетика), оказывающую влияние на среду обитания животных.
Объективная сторона данного состава выражается в действии или бездействии, повлекших нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
Предметом административного правонарушения в настоящем случае является среда обитания и пути миграции животных, представляющие собой природную среду, в которой объекты животного мира и водные биологические ресурсы обитают в состоянии естественной свободы (ст. 1 Федерального закона "О животном мире"), включающую условия их размножения, нагула, отдыха, выращивания молодняка и иных элементов жизненного цикла, пути миграции, места их постоянной концентрации, в том числе, в период размножения и зимовки.
В то же время, перечисленными в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении нормами законодательства устанавливаются общие требования по охране водных объектов и окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Между тем, ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» деятельность по обращению с отходами производства и потребления, оказывающую влияние на среду обитания животных, при указанных в постановлении о возбуждении дела обстоятельствах не осуществляло.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из содержания приведенной нормы следует, что административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Однако в материалах дела не содержится доказательств совершения ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» конкретных противоправных и виновных действий либо бездействия, нарушающих требования норм законодательства Российской Федерации, указанных в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении.
Кроме того, названное постановление не содержит сведений о месте, времени совершения и событии административного правонарушения, что в силу ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является его существенным недостатком.
Нет таких сведений и в обжалуемом постановлении, фактически полностью повторяющем по своему содержанию постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в обоих постановлениях лишь констатируется факт разлива нефтепродуктов и факт наступления в связи с этим последствий в виде загрязнения окружающей среды.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» состава вмененного административного правонарушения. В этой связи доводы жалобы о нарушении при производстве по делу норм процессуального права не рассматриваются.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 8.33 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░