Дело № 2-208/2021
УИД: 28RS0019-01-2021-000278-63
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2021 года пгт. Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кулагиной И.В.,
при секретаре Силантьевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела "Амурский" филиала "Восточный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации к Юшковой Оксане Владимировне, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, о признании утратившими право пользования жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л:
Территориальный отдел "Амурский" филиала "Восточный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) МО РФ обратился с данным иском в суд, мотивируя свои требования тем, что ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ филиал «Восточный» МО РФ наделено полномочиями по заселению и освобождению жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации находящего в Восточном военном округе. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В соответствии с ч.3 ст. 104 ЖК РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. Жилой <адрес> находится на балансе Министерства обороны Российской Федерации. В ходе проверки правомерности использования жилого фонда Министерства обороны Российской Федерации, установлено, что Юшкова О.В. и члены её семьи зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>, но фактически в нем не проживают. Из сообщений войсковых частей № от ДД.ММ.ГГГГ, №, от ДД.ММ.ГГГГ №, Юшкова О.В. в трудовых отношениях с войсковыми частями, не состоит. Согласно приказу заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Наличие зарегистрированных в квартире лиц, утративших право на проживание в жилом помещении, создает препятствие в распоряжении жилым фондом и реализации права собственника в полном объеме. ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, ДД.ММ.ГГГГ за исх. №. ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, Юшковой О.В. направлены уведомления о предоставлении документов в соответствии с Приказом заместителя Министра обороны РФ № 277 от 13.03.2020 года, для решения вопроса о предоставлении другого жилого помещения. До настоящего времени Юшкова О.В. в отдел не пребывает. Согласно сопроводительного письма главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Юшкова О.В. зарегистрирована по вышеуказанному адресу. В силу ч. 2 ст. 1 ЖК РФ реализация права на обеспечение жилым помещением носит заявительный характер, при этом лицо по своему усмотрению и в своих интересах осуществляет принадлежащие ему жилищные права, в том числе распоряжается ими. Принимая во внимание изложенное, учитывая, что Юшкова О.В. фактически в жилом помещении не проживает, жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу, документов, подтверждающих отношение Юшковой О.В. к Министерству обороны РФ, а также свидетельствующих о наличии у неё права на обеспечение служебным жилым помещением не представлено, Юшкова О.В. утратила право пользования спорным жилым помещением. На основании вышеизложенного, просят признать Юшкову Оксану Владимировну, ФИО2 утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
В судебное заседание представитель истца, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, на исковых требованиях настаивают в полном объеме.
Ответчик Юшкова О.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, уведомленная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в своем письменном заявлении просит о рассмотрении дела без ее участия, доверила представлять свои интересы в суде адвокату Крошка М.С.
Представитель ответчика Юшковой О.В. – адвокат Крошка М.С., возражал против удовлетворения иска и суду показал, что спорное жилое помещение было предоставлено в ДД.ММ.ГГГГ году матери Юшковой О.В., которая работала в столовой войсковой части, а ответчик Юшкова О.В. была вселена в указанное жилое помещение вместе с матерью, до настоящего времени в нем зарегистрирована, однако не проживает, так как оно является аварийным и не пригодно для проживания. Постановлением главы <адрес> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № Юшкова О.В. и ее дочь ФИО2 признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Представитель третьего лица – ФГКУ Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений МО РФ, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на исковое заявление просят о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, поддерживают позицию истца, считают ее законной и обоснованной, просят исковые требования удовлетворить полном объеме.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя ответчика, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст.40 Конституции Российской Федерации. При этом, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В связи с этим, основания и порядок выселения граждан из жилого помещения должны определяться Федеральным законом и только на их основании суд может лишить гражданина права на жилище.
Как следует из обстоятельств дела, ответчики занимают служебное жилое помещение по адресу: <адрес>. Истец, ссылаясь на то, что ответчики фактически в спорном жилом помещении не проживают, жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу, документов, подтверждающих отношение Юшковой О.В. к Министерству обороны РФ, а также свидетельствующих о наличии у нее права на обеспечение служебным жилым помещением не представлено, обратился в суд с настоящим иском.
Спорное жилое помещение принадлежит на праве собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и в настоящее время находится в оперативном управлении ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
Как установлено судом, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, имеет статус служебного.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилого фонда, относятся служебные жилые помещения.
В силу ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 99 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст.100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса.
Члены семьи нанимателя служебного жилого помещения в соответствии с частью 5 статьи 100 и частями 2 - 4 статьи 31 ЖК РФ имеют равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между ними.
Из норм материального права, регулирующих данные правоотношения, следует, что права членов семьи лица, получившего служебное жилое помещение производны от права самого лица, которое получило служебное жилое помещение.
В соответствии с ч.1 ст.101 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.
Судом установлено, что ответчик Юшкова О.В. и ее несовершеннолетняя дочь ФИО2 на момент рассмотрения спора зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается адресными справками, предоставленными ОВМ ОМВД России по <адрес>, поквартирной карточкой, карточкой регистрации, однако фактически в нем не проживают, как следует из акта сверки фактического проживания от ДД.ММ.ГГГГ, квартира в разрушенном состоянии.
В соответствии с имеющимися в материалах дела Уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений, информация о наличии в собственности Юшковой О.В. и ФИО2 объектов недвижимости отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ "Востокрегионжилье" (2 отдел) были направлены письменные предупреждения в адрес ответчика о необходимости предоставления, для решения вопроса предоставления другого жилого помещения, документов, в том числе подтверждающих основания вселения в занимаемое жилое помещение и подтверждающих наличие или прекращение трудовых отношений с организациями, подведомственными Министерству обороны РФ или о прохождении, увольнении с военной службы.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 ЖК РФ и частью 2 настоящей статьи.
Как следует из записи в поквартирной карточке и карточке регистрации, ответчик Юшкова О.В. была зарегистрирована в жилом помещении по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года. Вселена была в указанное жилое помещение совместно со своей матерью, как член ее семьи.
Часть 2 статьи 103 ЖК РФ определяет перечень лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, к которым относятся:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
Как установлено в судебном заседании спорное жилое помещение является служебным жилым помещением и не относится к жилищному фонду социального использования.
Частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Данному конституционному положению корреспондирует п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса РФ, согласно которому при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно части первой статьи 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ст. 288 ГК РФ, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Данные положения гражданского законодательства закреплены также в ст. 30 ЖК РФ.
Право распоряжаться жилым помещением - одно из важнейших правомочий собственника.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - статья 13 Вводного закона) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, ст. 13 Вводного закона дополняет определенный ч. 2 ст.103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставляемых им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (ч.1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по ее применению следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете).
В жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ответчик Юшкова О.В. была вселена в ДД.ММ.ГГГГ году, зарегистрирована в ДД.ММ.ГГГГ году, то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (с 1 марта 2005 года). Таким образом, жилищные правоотношения между ней и Министерством обороны РФ возникли в 1994 году и длятся по настоящее время, в связи с чем, в данной ситуации применимы нормы ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Постановлением главы <адрес> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № Юшкова О.В. и ее дочь ФИО2 признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, следовательно, не могут быть выселены из спорного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения, в связи с чем, суд полагает, что требования истца в отношении Юшковой О.В. и ее несовершеннолетней дочери ФИО2 не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принял решение по заявленным истцом требованиям.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Территориального отдела "Амурский" филиала "Восточный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации о признании Юшковой Оксаны Владимировны и ФИО2 утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Серышевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 690090, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу через Серышевский районный суд.
Председательствующий И.В. Кулагина
Решение в окончательной форме принято 19 мая 2021 года.