Дело № 2-1067/2011
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
15 декабря 2011 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
В составе председательствующего судьи Фатюшиной Т.А.
при секретаре Бритько М.Н.,
с участием представителя истца Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> Юшина А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика СПК «А....» Драчева С.А., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> к сельскохозяйственному производственному кооперативу «А....» о признании бездействия незаконным и обязании исполнения предписания, суд
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по <данные изъяты> обратилось в суд с данным иском.Требования мотивированы тем, что СПК «А....» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного внеочередным общим собранием акционеров ЗАО «А....» ДД.ММ.ГГГГ, протокол №. В соответствии с Уставом СПК «А....» является коммерческой организацией, целью деятельности которой является извлечение прибыли. СПК «А....» осуществляет деятельность по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции. ДД.ММ.ГГГГ главным государственным санитарным врачом по городам <данные изъяты> вынесены постановления по делу об административном правонарушении №, № в соответствии с которыми главный энергетик СПК «А....» привлечен к административной ответственности по ст. 6.5, ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ. В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ на водозаборных сооружениях МТФ д. Б. СПК «А....» выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства, с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, ДД.ММ.ГГГГ специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> выдано предписание об устранении выявленных нарушений № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ Ответственность за выполнение данного предписания была возложена на ответчика. В соответствии с указанным предписанием, ответчику предписывалось устранить выявленные нарушения. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении СПК «А....» проведена внеплановая выездная проверка, предметом которой являлась проверка исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ В ходе проведения проверки, обнаружено невыполнение в установленный срок п.п. 1,3,4 указанного предписания, а именно: п. 1 не выполнен, скважина не оборудована аппаратурой для проведения систематического контроля соответствия фактического дебита, что является нарушением требований ст. 11. Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.2.1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; п. 3 не выполнен, проект зон санитарной охраны источников водоснабжения - водозаборной скважины МТФ д. Б. СПК «А....» не разработан, что является нарушением ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.3, 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; п. 4 не выполнен, территория первого пояса ЗСО не спланирована для отвода поверхностного стока за её пределы, не выполнены ограждение и дорожки к сооружениям, что является нарушением требований п.1. ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены. Несоблюдение СПК «А....» требований санитарного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания. Отсутствие на водозаборных сооружениях аппаратуры для проведения систематического контроля соответствия фактического дебита приводит к невозможности осуществления производственного контроля за соответствием фактических расходов воды, коэффициентов неравномерности водопотребления, а также фактических характеристик оборудования, сооружений и устройств параметрам, предусмотренным в проекте. Отсутствие проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения свидетельствует о невозможности точно определить размер и протяженность зон санитарной охраны источников водоснабжения, а значит невозможно дать режим зон санитарной охраны. Несоблюдение режима зон шой охраны приводит к микробному и химическому загрязнению в зонах санитарной охраны, и, как следствие, к загрязнению воды водоносного горизонта (подземных вод), являющейся источником питьевой воды. Отсутствие организации первого пояса зон санитарной охраны подземного источника водоснабжения, отсутствие ограждения, отсутствие панировки для отвода поверхностных стоков за его пределы, не обеспечивает защиту места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения (повреждение водозаборных сооружений приводит к остановке работы скважины, и, как следствие, к прекращению снабжения населения доброкачественной питьевой водой, а это в свою очередь приводит к повышенному риску возникновения отравлений и острых кишечных заболеваний среди населения, в случае употребления недоброкачественной воды. Повреждение места водозабора понижает степень защиты водоносного горизонта (подземных вод), и делает его более уязвимым для проникновения различного рода загрязнений. Загрязнение мест водозабора приводит к проникновению в водоносный горизонт (подземные воды) химического и микробного загрязнения, и делает данный источник непригодным и опасным для использования в питьевых целях). Таким образом, понуждение к исполнению предписания и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья. Ссылаясь на ст. ст. 12, 150 ГК РФ, ст. 24, пп.1 ч.2 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. №52-ФЗ, просят признать незаконным бездействие СПК «А....», выраженное в неисполнении предписания № от ДД.ММ.ГГГГ; обязать СПК «А....» исполнить предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: на водозаборных сооружениях МТФ д. Б. СПК «А....» оборудовать скважину аппаратурой для проведения систематического контроля соответствия фактического дебита; разработать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения; спланировать территорию первого пояса ЗСО для отвода поверхностного стока за её пределы, выполнить ограждение, дорожки к сооружениям в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> ФИО4 настаивает на удовлетворении заявленных исковых требований, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика СПК «А....» Драчев С.А. возражает против удовлетворения требований Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты>. Дополнительно пояснил, что скважину оборудовали аппаратурой для проведения систематического контроля. Проект зон санитарной охраны источников воснабжения - водозаборной скважины МТФ д. Б. СПК «А....» разрабатывается ООО «Т.....». Территория первого пояса ЗСО спланирован для отвода поверхностного стока за её приделы. Ограждения и дорожки к сооружениям выполнены частично в связи с наступлением зимы.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.
В силу ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. К факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Судом установлено, что сельскохозяйственный производственный кооператив «А....» является сельскохозяйственным кооперативом, созданным в виде сельскохозяйственной артели. Кооператив создан для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции. Кооператив является коммерческой организацией, целью деятельности которой является извлечение прибыли.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> проведена проверка соблюдения СПК «А....» законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории водозаборных сооружений МТФ д. <адрес>.
По результатам проверки главный энергетик СПК «А....» М. постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № привлечен к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа. Ответчику выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предписано СПК «А....» устранить выявленные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10). В исследуемом предписании указано на необходимость устранить нарушения: 1) ст. 11. Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ, п. 3.2.1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части оборудования скважины аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита; 2) нарушения ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» в части ведения производственного контроля за качеством воды на объекте МТФ д. Б.; 3) нарушения ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.3, 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части наличия у СПК «А....» проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения; 4) нарушения п. 1. ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ, п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части планирования территории первого пояса ЗСО для отвода поверхностного стока за её пределы, ограждения, наличия дорожек к сооружениям; 5) нарушения ст. 11. Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ, п. п. 1.5, 2.2.1.1, 3.2.3.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части отсутствия на территории ЗСО объектов, могущих вызвать загрязнение водоносных горизонтов.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> проведена проверка исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленного протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов № от ДД.ММ.ГГГГ нарушения, указанные в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени в полном объеме не устранены (л.д. 16-19). На водозаборных сооружениях МТФ д. Б. СПК «А....» не оборудована скважина аппаратурой для проведения систематического контроля соответствия фактического дебита; не разработан проект зон санитарной охраны источников водоснабжения; не спланирована территория первого пояса ЗСО для отвода поверхностного стока за её пределы, не выполнены ограждение, дорожки к сооружениям.
Согласно ч. 3 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Неисполнение требований санитарного законодательства может привести к возникновению массовых инфекционных и массовых неинфекционных (отравлений) заболеваний у населения и работников СПК «А....».
В нарушение требований вышеприведенных норм и правил выявленные нарушения санитарного законодательства СПК «А....» не устранены.
Учитывая, что допущенные ответчиком нарушения создают реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, угрозу жизни и здоровью лиц, работающих на предприятии, а также населения, бездействие СПК «А....» в части неисполнения требований вышеуказанного предписания специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> - незаконно.
При таких обстоятельствах заявление Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие сельскохозяйственного производственного кооператива «А....», выразившееся в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным.
Обязать сельскохозяйственный производственный кооператив «А....» на водозаборной скважине МТФ д. <адрес> оборудовать скважину аппаратурой для проведения систематического контроля соответствия фактического дебита; разработать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения; спланировать территорию первого пояса ЗСО для отвода поверхностного стока за её пределы, выполнить ограждение, дорожки к сооружениям в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд в 10-дневный срок.
Председательствующий: Фатюшина Т.А.