УИД 37RS0019-01-2020-000378-07
Дело № 2-471/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2020 года г. Иваново
Советский районный суд гор. Иваново
в составе председательствующего судьи Артёменко Е.А.,
при секретаре Полосиной К.С.,
с участием истца Шандра В.И.,
представителя ответчика Перфильева Б.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново 13 августа 2020 года гражданское дело по иску Шандра Владимира Ивановича к Обществу с ограниченной ответственностью «Шереметевский квартал» о защите прав потребителя,
установил:
Шандра В.И. обратился в суд с иском к ООО «Шереметевский квартал», в котором просит признать незаконным выставление счетов-квитанций на оплату взносов на капитальный ремонт с лицевым счетом № не на фамилию Шандра Владимир Иванович управляющей организацией ООО «Шереметевский квартал» и банковскими реквизитами на расчетный счет получателя ООО «Единый расчетный счет»; признать незаконным выставление счетов-квитанций на оплату коммунальных услуг с лицевым счетом № на фамилию Шандра Владимир Иванович управляющей организацией ООО «Шереметевский квартал» в части перечисления денежных средств за коммунальные платежи на расчетный счет ООО «ЖЭУ № 2»; взыскать с ООО «Шереметьевский квартал» сумму превышения коммунальных услуг и штраф на сумму 1 515,69 руб. и сумму штрафа 757,84 руб.; взыскать с ООО «Шереметевский квартал» компенсацию морального вреда в сумме 11 000 руб.; обязать ООО «Шереметьевский квартал» в течение трех дней после вступления решения в законную силу открыть специальный счет в АО «Россельхозбанк» для истца и других собственников <адрес> для взносов в фонд капитального ремонта и принять меры в течении пяти дней для возврата денежных средств от ООО «Единый расчетный счет» на специальный счет управляющей организации. Требования мотивированы тем, что Шандра В.И. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. С 2015 года истцу стали приходить счета-квитанции по лицевому счету № с фамилией истца без имени и отчества от некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта» и расчетным счетом получателя с названием ОАО «Единый расчетный счет» с расчетным счетом в ПАО «МИиБ» город Москва. В первых числах месяца истец всегда оплачивает добросовестно коммунальные платежи и оплатил ошибочно часть указанных счетов. После этого истцу стали приходить счета-извещения с лицевым счетом № с фамилией не истца от ООО «ЖЭУ №2» со счетом третьего лица ОАО «Единый расчетный счет» - р/с № в ПАО «МИиБ» город Москва. Собственники дома, как и истец, не выбирали такую управляющую компанию, как и способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисления денежных средств на счета третьих лиц. Истец неоднократно звонил и писал письма ответчику (директору ООО «Шереметевский квартал») с просьбой выставлять счета с фамилией, именем и отчеством истца. 06 марта 2019 года истец получил ответ за подписью К.О.Л., о том, что будут внесены изменения в счет-квитанции за март 2019 года. В счет за коммунальные услуги были внесены уточнения, а в счет за капитальный ремонт – нет. До настоящего времени ни одного счета на оплату капитального ремонта на фамилию, имя и отчество истца он не получал с 2017 года. С мая 2018 года счета на коммунальные услуги стали поступать от ООО «Шереметьевский квартал», директором и единственным работником которого, является К.О.Л. Счета-квитанции № на оплату коммунальных услуг были выписаны не на фамилию истца. Счет-извещение № на оплату капитального ремонта поступали не на фамилию истца. Получателем денежных средств являлось ООО «Единый расчетный счет» р/с - № в ГПБ (АО) город Москва. С мая 2018 года ответчик внес за коммунальные услуги сумму денежных средств за установку ОДПУ 38.67 руб. и проценты за ОДПУ 11.93 руб., за восемь месяцев 2018 году, за двенадцать месяцев 2019 году и за два месяца 2020 году. Завышение коммунальных платежей на 29 февраля 2020 года составляет 852.74 руб. за установку и 160 руб. – проценты. Всего необоснованного начисления 1 012.74 руб., штраф в размере 50% - 506.37 руб. 15 января 2020 года и 08 февраля 2020 года истец со своей пенсионной карты оплатил 500 руб., в том числе 500 руб. взносы на капитальный ремонт по счету № за чужую фамилию. Деньги поступили не на счет указанный в квитанции, а на расчетный счет № в филиале Ивановский АО «Россельхозбанк». В феврале 2020 года поступил счет от ответчика за взносы на капитальный ремонт с повышенными процентами и повышенной общей суммой на чужую фамилию. Ответчик 22 месяца ненадлежащим образом выполняет свои услуги, оскорбляет истца и его фамилию. От ответчика в феврале 2020 года поступил счет № за январь за коммунальные услуги, где ответчик незаконно увеличил сумму платежей (ставку): текущий ремонт до 4,52 руб., содержание общего имущества до 10,9 руб., аварийное обслуживание – до 0,54 руб., уборка лестничной клетки – до 1,86 руб., Кроме того, ответчик добавил в коммунальные платежи госпошлину в сумме 460 руб. с реквизитами третьего лица. Ответчик обязан вернуть истцу денежные средства за повышение коммунальных услуг и тарифа 460 руб. и штраф в сумме 230 руб., 42,95 руб. и штраф 21,47 руб. ООО «Шереметевский квартал» незаконно управляет многоквартирным домом и лишил собственников права ыбора формирования капитального ремонта. Ответчик 22 месяца умышленно письменно оскорбляет истца, вынуждая платить на счета сторонних организаций, наносит моральный и физический вред в связи с чем обязан заплатить сумму денежной компенсации в размере 500 руб. за каждый месяц.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований Шандра В.И. о признании незаконным выставления счетов-квитанций на оплату коммунальных услуг с лицевым счетом № на фамилию Шандра Владимир Иванович управляющей организацией ООО «Шереметевский квартал» в части перечисления денежных средств за коммунальные платежи на расчетный счет ООО «ЖЭУ № 2» и возложении на ООО «Шереметьевский квартал» обязанности в течение трех дней после вступления решения в законную силу открыть специальный счет в АО «Россельхозбанк» для истца и других собственников <адрес> для взносов в фонд капитального ремонта и принять меры в течении пяти дней для возврата денежных средств от ООО «Единый расчетный счет» на специальный счет управляющей организации прекращено в связи с отказом истца от указанной части исковых требований.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просит суд признать незаконным выставление ООО «Шереметевский квартал» счетов-квитанций на оплату взносов на капитальный ремонт с лицевым счетом № не на фамилию Шандра В.И., взыскать с ООО «Шереметевский квартал» сумму превышения коммунальных услуг в пользу Шандра В.И. в размере 1 804,95 руб. и сумму штрафа в размере 989,15 руб., а также компенсацию морального вреда в размере 23 500 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 700 руб.
В судебном заседании истец Шандра В.И. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ООО «Шереметевский квартал» Перфильев Б.Е., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения иска, полагая действия управляющей организации законными и обоснованными.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Шандра В.И. на основании договора об обмене квартир от ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>.
Указанная квартира расположена в многоквартирном жилом доме, находящемся под управлением ООО «Шереметевский квартал» (ранее – ООО «ЖЭУ № 2») с 1 января 2014 года на основании договора управления многоквартирным домом, утвержденного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме от 20 декабря 2013 года.
Доводы истца о том, что собственники дома не выбирали такую управляющую организацию, подлежат отклонению, поскольку опровергается представленным протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 20 декабря 2013 года, а также сообщением Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области от 6 августа 2020 года.
1 февраля 2015 года между ОАО «Единый Расчетный Центр» и ООО «Шереметевский квартал» (ранее – ООО «ЖЭУ № 2») был заключен договор по осуществлению деятельности по приему платежей физических лиц и ведению операций по расчетам за оказанные услуги, по условиям которого ОАО «Единый Расчетный Центр» от своего имени за счет плательщика осуществляет прием от плательщика денежных средств, направленных на исполнение обязательств перед ООО «Шереметевский квартал» по оплате товаров (работ, услуг), в том числе по внесению платы за помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. ОАО «Единый Расчетный Центр» от своего имени за счет ООО «Шереметевский квартал» осуществляет следующие виды деятельности: ведение базы лицевых счетов, начисление, бухгалтерскую обработку, расщепление собранных платежей за содержание и ремонт помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги по тарифам, утвержденным в порядке установленном действующем законодательством Российской Федерации; техническое, информационное и консультативное взаимодействие с ответчиком на базе программно-технологических комплексов, изготовление счетов-извещений.
Из содержания договора следует, что обязанность по предоставлению данных, необходимых для начислений платы за жилищные услуги, лежит ООО «Шереметевский квартал» (п. 2.3.1 договора).
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 1 апреля 2016 года прекращено формирование фонда капитального ремонта многоквартирного дома на счете регионального оператора, принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, выбран владелец данного счета (управляющая организация), выбрана кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет (ОАО «Россельхозбанк»), утвержден размер ежемесячного взноса на проведение капитального ремонта в размере минимального взноса, предусмотренного постановлением Правительства Ивановской области, управляющая организация уполномочена на оказание услуг по представлению платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет.
3 ноября 2016 года между ООО «Шереметевский квартал» и АО «Россельхозбанк» заключен договор специального банковского счета для формирования фонда капительного ремонта №. По информации, предоставленной банком, по состоянию на 5 августа 2020 года остаток денежных средств на специальном банковском счете, открытом для формирования фонда капитального ремонта вышеуказанного многоквартирного дома, составляет 3 153 450,68 руб.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее также – Правила), плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно на основании платежных документов.
Указанные Правила определяют, какая информация должна содержаться в платежных документах.
В соответствии с пунктом 69 Правил в платежном документе указываются: а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя); б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет; в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах); г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; г(1)) размер повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 42 настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента; д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с: пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями; предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами; иными основаниями, установленными в настоящих Правилах; з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды; и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме); к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил; к(1)) штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также при непосредственном управлении многоквартирным домом решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются); л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Из представленных материалов следует, что с мая 2018 года истцу стали приходить счета-извещения по лицевым счетам № на оплату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги и № на оплату взносов за капитальный ремонт, в которых фамилия истца была указана неверно «Шандрер», вместо правильного «Шандра».
В феврале 2019 года Шандра В.И. обратился в ООО «Шереметевский квартал» с заявлением, в котором просил внести изменения в лицевой счет в части правильного указания его фамилии (л.д. 6).
Письмом от 6 марта 2019 года ООО «Шереметевский квартал» уведомило истца о том, что в счет-квитанции будут внесены изменения (л.д. 7).
Однако, ответчиком были внесены изменения только в счет-квитанции по лицевому счету № на оплату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, в счет-извещениях по лицевому счету № на оплату взносов за капитальный ремонт фамилия истца исправлена не была, что не оспаривалось представителем ответчика в ходе рассмотрения дела, и на момент рассмотрения спора в счетах-извещениях на оплату взносов на капитальный ремонт фамилия истца указывается неверно «Шандрер», вместо правильного «Шандра».
На основании пункта 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что в платежном документе исполнитель жилищных услуг обязан указывать сведения о собственнике (собственниках) помещения (фамилию, имя и отчество физического лица), в то время как ООО «Шереметевский квартал» осуществляет оказание услуг при отсутствии установленной информации, что свидетельствует о нарушении прав истца как потребителя.
В связи с изложенным, требования истца о признании незаконным выставления ООО «Шереметевский квартал» счетов-квитанций на оплату взносов на капитальный ремонт с лицевым счетом № не на фамилию Шандра В.И., являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Доказательств того, что ООО «Шереметевский квартал» принимались все зависящие от него меры по надлежащему указанию в платежном документе информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, принимая во внимание установленный судом факт нарушения прав истца как потребителя услуг, суд полагает обоснованным требование Шандра В.И. о взыскании с ООО «Шереметевский квартал» компенсации морального вреда.
Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Учитывая вышеизложенные нормы права, установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о причинении истцу нравственных страданий, требования разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с ООО «Шереметевский квартал» в пользу Шандра В.И. компенсацию морального вреда в размере 800 руб., а в удовлетворении остальной части требований о взыскании компенсации морального вреда истцу следует отказать, поскольку заявленный истцом размер компенсации морального вреда не соответствует характеру причиненных ему нравственных страданий.
Согласно представленной истцом счет-квитанции по лицевому счету № на оплату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги за январь 2020 года ставка за содержание общего имущества составила 10,9 руб., текущий ремонт – 4,52 руб., аварийное обслуживание – 0,54 руб., что выше ставки, из расчета которой производилось начисление соответствующей платы за декабрь 2019 года.
За период с февраля 2020 года по июль 2020 года истцу выставлены счета-квитанции с аналогичными ставками.
Согласно частью 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее – Правила № 491), расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
На основании части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно пункту 31 Правил при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Решением внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу от 21 ноября 2019 года, проведенном в форме очно-заочного голосования, был, в частности, утвержден размер платы за работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома на 2020 год, согласно которому ставка за содержание общего имущества составила 10,9 руб., текущий ремонт – 4,52 руб., аварийное обслуживание – 0,54 руб.
Доводы истца об увеличении платы за уборку лестничной клетки подлежат отклонению, поскольку соответствующая плата истцу не начисляется (производится перерасчет).
Ссылки истца на то, что представленные истцом протоколы общих собраний являются недопустимыми доказательствами следует отклонить, поскольку положения жилищного законодательства связывают возможность увеличения платы с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, представленные истцом бюллетени для голосования также подтверждают тот факт, что собственниками помещений в вышеуказанном многоквартирном доме инициировалось собрание для решения вопроса об увеличении платы за содержание жилого помещения.
С учетом изложенного, доводы Шандра В.И. о необоснованном повышении ответчиком платы за содержание жилого помещения подлежат отклонению, а его требования о взыскании излишне начисленной платы за содержание жилого помещения за период с января 2020 года по июль 2020 года в сумме 300,65 руб. – оставлению без удовлетворения.
Из представленной истцом счет-квитанции по лицевому счету № на оплату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги за январь 2020 года следует, что в нее включена оплата государственной пошлины в сумме 460,61 руб.
Из пояснений представителя ответчика следует, что указанная сумма была включена в счет-квитанцию на основании судебного приказа, которым с истца в пользу ООО «Шереметевский квартал» взыскана задолженность по капитальному ремонту.
Судом установлено, что судебным приказом мирового судьи судебного участка № 3 Советского судебного района г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ с Шандра В.И. и его дочери в солидарном порядке в пользу ООО «Шереметевский квартал» взыскана задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 ноября 2016 года по 31 августа 2019 года в сумме 21 740,37 руб., пени за период с 10 декабря 2016 года по 10 августа 2019 года в сумме 3 634,17 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 460,61 руб., а всего 25 835,15 руб.
На основании указанного судебного приказа судебным приставом-исполнителем Советского РОСП г. Иваново в отношении Шандра В.И. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП.
13 июля 2020 года Шандра В.И. поданы возражения на вышеуказанный судебный приказ, которые получены мировым судьей 21 июля 2020 года.
Как установлено судом, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, определяют, какая информация должна содержаться в платежных документах.
Согласно подпункту «з» пункта 69 Правил в платежном документе должны быть указаны, в том числе, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.
В нарушение вышеуказанных положений ООО «Шереметевский квартал» в направленном Шандра В.И. платежном документе по лицевому счету № на оплату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги за январь 2020 года указал недостоверную информацию о действительном размере платы за предоставленную коммунальную услугу, включив в состав платы государственную пошлину, взысканную судебным приказом.
Исходя из вышеприведенных положений законодательства в платежном документе, предъявляемом потребителю, не могут быть предъявлены к оплате иные услуги, кроме коммунальных услуг и услуг по содержанию жилья.
Таким образом, включение обществом в платежный документ взысканных судебным актом расходов по уплате государственной пошлины нельзя признать правомерным, поскольку действующим законодательством установлен специальный порядок для принудительного взыскания данных платежей.
Однако, учитывая то, что обоснованность удержания ООО «Шереметевский квартал» с Шандра В.И. денежной суммы в размере 460,61 руб. подтверждена вступившим в законную силу судебным актом, оснований для взыскания ее с ответчика в пользу истца в настоящее время не имеется. В случае отмены судебного приказа Шандра В.И. вправе в соответствии со ст. 443-445 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в суд с заявлением о повороте исполнения судебного приказа.
Вместе с тем, принимая во внимание то, что указание ответчиком в платежном документе недостоверных сведений об услуге и ее стоимости нарушает права истца как потребителя на получение достоверной информации, с ООО «Шереметевский квартал» в пользу Шандра В.И. подлежит взысканию компенсация морального вреда в сумме 200 руб., размер которой суд полагает соответствующим обстоятельствам нарушения прав истца.
Кроме того, в счет-квитанции по лицевому счету № на оплату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги в раздел платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества ООО «Шереметевский квартал» включена оплата за установку общедомового прибора учета и проценты за его установку в общей сумме 45,93 руб., которые начисляются истцу с мая 2018 года.
В подтверждение обоснованности начисления соответствующей платы ООО «Шереметевский квартал» представлен акт ввода с 1 февраля 2017 года в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, а также акты о приемке выполненных работ по монтажу и пусконаладке АО «ИвГТЭ» узлов учета тепловой энергии в вышеуказанном многоквартирном жилом доме (два ввода) на сумму 292 702,23 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.
Согласно пункту 7 статьи 9 Закона об энергосбережении государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В силу ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении до 01 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 данной статьи) в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
В соответствии с пунктом 38 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 01 января 2013 года не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Из заключенного с ООО «Шереметевский квартал» договора управления многоквартирным домом не следует, что расходы на установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) учтены в составе платы за содержание жилого помещения.
Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
При несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Граждане – собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении.
В то же время, из статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 16 Правил № 491 следует, что для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 6, подпункту «ж» пункта 10, подпункту «к» пункта 11, подпункту «а» пункта 28 Правил № 491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении.
Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Управляющая компания в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей компанией услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 Жилищного кодекса, пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, пункты 24, 26 Правил № 491).
Таким образом, управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим лицом по возмещению расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета.
Однако, в вопросе возмещения расходов на установку общедомового прибора учета управляющая организация действует исключительно как лицо, опосредующее отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме и лишено возможности получать денежные средства на эти цели законным путем иначе, чем от указанных собственников. Управляющая организация наделена полномочиями по получению платежей от собственников, в том числе по расчетам последних с ресурсоснабжающими организациями в части возмещения расходов, понесенных на установку приборов учета. Момент возникновения обязанности собственников по возмещению поименованных расходов, понесенных ресурсоснабжающей организацией определен непосредственно моментом установления приборов учета в многоквартирном доме.
Являясь ресурсоснабжающей организацией и исполняя установленную ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении обязанность в части оснащения многоквартирного жилого дома коллективными приборами учета, АО «ИвГТЭ» произвело монтаж и ввод (допуск) в эксплуатацию приборов учета (узлов учета) тепловой энергии в вышеуказанном многоквартирном жилом доме.
Узлы учета тепловой энергии допущены в эксплуатацию 1 февраля 2017 года, что подтверждается соответствующим актом.
Стоимость работ по установке приборов учета (узлов учета) тепловой энергии составила 292 702,23 руб., которая в настоящее время удерживается управляющей организацией с собственником помещений в многоквартирном доме.
На момент рассмотрения настоящего дела пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомовых приборов учета не истек. Доказательств принятия собственниками помещений решения оплачивать расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, указанным в Законе об энергосбережении, не представлено.
Поскольку в установленные сроки ни собственники помещений в вышеуказанном многоквартирном жилом доме, ни управляющая организация не исполнили обязанность по оборудованию указанного дома общедомовыми приборами учета тепловой энергии, указанная обязанность исполнена АО «ИвГТЭ».
Доводы истца о том, что стоимость приобретения, установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета подлежит возмещению за счет средств капитального ремонта, подлежат отклонению.
Частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации определен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ.
В силу ч. 2 указанной статьи нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, может быть дополнен услугами и (или) работами по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона Ивановской области от 27 июня 2013 года № 51-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Ивановской области» перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного постановлением Правительства Ивановской области, включает в себя: 1) ремонт или замену внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) утепление и ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома; 7) разработку и проведение экспертизы сметной документации, разработку и проведение экспертизы проектной документации в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности; 8) осуществление строительного контроля;9) ремонт системы противопожарной защиты многоквартирного дома, вентиляции, газодымоудаления.
Из изложенного следует, что на территории Ивановской области установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) не входит в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.
В силу ч. 1 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, расходование средств со специального счета - счета средств капитального ремонта многоквартирного дома возможно в случае соблюдения установленного порядка, а также в случае принятия общим собранием собственников многоквартирного дома решения о проведении капитального ремонта.
Вместе с тем собственниками вышеуказанного многоквартирного жилого дома решение об установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) за счет средств фонда капитального ремонта многоквартирного дома не принималось. Доказательств обратного сторонами в суд не представлено.
Судом установлено, что установка приборов учета осуществлена в принудительном порядке ресурсоснабжающей организацией за счет собственных средств с целью исполнения требований действующего законодательства.
Таким образом, расходы на установку прибора учета в данной ситуации не подлежат возмещению за счет средств капитального ремонта многоквартирного дома.
С учетом изложенного, суд не может согласиться с доводами истца о том, что ООО «Шереметевский квартал» необоснованно включает в плату за услуги по содержанию и ремонту общего имущества плату за установку общедомового прибора учета и проценты за его установку и выставляет их к оплате в счет-квитанциях.
Обоснованность начисления суммы в размере 45,93 руб. подтверждена соответствующим расчетом ответчика, оснований не согласиться с которым у суда не имеется.
Таким образом, в удовлетворении требований Шандра В.И. о взыскании с ООО «Шереметевский квартал» денежной суммы в размере 1 217,72 руб., заключающейся по мнению истца в излишней оплате жилищных услуг, следует отказать.
Доводы истца о незаконности действий ООО «Шереметевский квартал» по обращению к мировому судье за выдачей судебного приказа в отношении истца и его дочери подлежат отклонению, поскольку такое обращение является реализацией права управляющей организации на обращение в суд о взыскании с собственника и члена его семьи задолженности по оплате за капитальный ремонт.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Согласно п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
Таким образом, сумма штрафа составит 500 руб. ((800+200)/50%=500 руб.), которая подлежит взысканию с ООО «Шереметевский квартал» в пользу истца.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При обращении в суд Шандра В.И. по чек-ордеру от 10 марта 2020 года оплатил государственную пошлину в сумме 700 руб.
Принимая во внимание тот факт, что истцы по искам о защите прав потребителей освобождаются от оплаты государственной пошлины, оснований для возложения указанных расходов на ответчика не имеется, что не препятствует Шандра В.И. обратиться в суд с заявлением о возврате оплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Шандра Владимира Ивановича к Обществу с ограниченной ответственностью «Шереметевский квартал» о защите прав потребителя удовлетворить частично.
Признать незаконным указание в счетах-извещениях Общества с ограниченной ответственностью «Шереметевский квартал» на оплату взносов на капитальный ремонт по лицевому счету № не фамилии «Шандра Владимир Иванович».
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Шереметевский квартал» в пользу Шандра Владимира Ивановича компенсацию морального вреда в сумме 1 000 руб., штраф в размере 500 руб.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Решение суда в окончательной форме принято 20 августа 2020 года