Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2013 года. Федеральный суд Волжского района Самарской области в составе:
председательствующего судьи Бурцева М.П.
при секретаре Рыковой Е.В.,
с участием представителя заявителя Петряшина С.В.,
представителя заинтересованного лица- ФКУ ИК-26 ГФСИН России по Самарской области Житинской Ю.Р.,
рассмотрев гражданское дело № по заявлению Куликова С.И. о признании действий должностных лиц ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Самарской области незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Куликов С.И. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ был уволен из ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Самарской области на основании п.3 ст.58 (по ограниченному состоянию здоровья) «Положения о службе в органах внутренних дел РФ», утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с заболеванием, полученным в период прохождения службы. Данный случай является страховым. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с письменным заявлением в ФКУ ИК-26 с приложением документов о направлении заявления о страховой выплате в страховую организацию, на что получил ответ о том, что приложенные документы не являются основанием для направления их в страховую организацию. В заявлении он также просил предоставить наименование и адрес страховой организации, с которой заключен контракт на обязательное страхование работников, для самостоятельного направления в нее пакета документов для осуществления страховой выплаты. Данное требование также было проигнорировано. Заявитель считает, что должностные лица ФКУ ИК-26 незаконно и необоснованно уклонились от вышеуказанных действий, в нарушение ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (далее- Закона о страховании) от 28.03.1998 № 52-ФЗ и Инструкции «О проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (далее- Инструкции), утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В связи с этим Куликов С.И. просит признать действия должностных лиц ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Самарской области по не предоставлению ему документов и информации, необходимых для обращения за страховой выплатой в страховую компанию, незаконными и необоснованными, и обязать ФКУ ИК-26 предоставить информацию о страховой организации: наименование, ИНН, ОГРН и адрес местонахождения, а также предоставить следующие документы: справку за подписью начальника учреждения об обстоятельствах наступления страхового случая, сведениях о заявителе как о застрахованном лице и размере оклада месячного содержания; копию выписки из приказа об исключении заявителя из списков личного состава; копию государственного контракта (договора) страхования, заключенного между учреждением и страховой организацией, либо направить имеющиеся у него документы в страховую организацию, с обязательным уведомлением заявителя в письменном виде.
В судебном заседании представитель заявителя Петряшин С.В. заявление поддержал, просил удовлетворить, при этом просил исключить из перечня требований предоставление информации о страховой организации: наименование, ИНН, ОГРН и адрес местонахождения, поскольку в письме от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК-26 предоставило данную информацию Куликову С.И.
Представитель заинтересованного лица- ФКУ ИК-26 ГФСИН России по Самарской области Житинская Ю.Р. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку в ответе от ДД.ММ.ГГГГ № на заявление от ДД.ММ.ГГГГ начальник ФКУ ИК-26 руководствовался положениями ст.17.4 Инструкции.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что заявление Куликова С.И. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших обращению в суд, возложена на органы и лиц, совершившие оспариваемые действия (бездействия).
Куликов С.И. на основании приказа начальника ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № ис был уволен из уголовно-исполнительной системы по ограниченному состоянию здоровья.
ДД.ММ.ГГГГ Куликов С.И. обратился с заявлением к начальнику ФКУ ИК-26, в котором просил: в течение 5 рабочих дней направить его документы, приложенные к заявлению (заявление об осуществлении страховой выплаты, копию приказа об увольнении, копию свидетельства о болезни №, копию справки из учебного учреждения детей), в страховую организацию, с которой ФКУ ИК-26 заключило договор обязательного страхования сотрудников, для осуществления страховой выплаты; сообщить в письменном виде об обстоятельствах, препятствующих направлению заявления о страховой выплате в страховую организацию; в случае отказа в удовлетворении требования дать письменный ответ и сообщить наименование и адрес страховщика страховой организации.
В своем ответе ДД.ММ.ГГГГ № (ошибочно указана дата ДД.ММ.ГГГГ) начальник ФКУ ИК-26 разъяснил Куликову С.И. положения ст.17.4 Инструкции, а также указал, что копии свидетельства о болезни и приказа об увольнении не являются основанием для направления документов в страховую компанию для осуществления страховой выплаты, предусмотренной Инструкцией. При увольнении со службы с Куликовым С.И. была проведена беседа, что при установлении инвалидности он имеет право на оформление документов для выплаты страховых сумм. Обращений в учреждение до настоящего времени с его стороны не было. При получении справки, подтверждающей факт установления Куликову С.И. инвалидности, выданной МСЭК до ДД.ММ.ГГГГ, он имеет право оформить документы для направления в страховую компанию, для чего необходимо обратиться в отдел кадров учреждения.
Суд считает, что вышеуказанный ответ начальника ФКУ ИК-26 является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с государственным страхованием сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, регулируются ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (далее- Законом о страховании) от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ и Инструкцией «О проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (далее- Инструкцией), утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии со ст.4 Закона о страховании страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования являются установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Согласно п. 4 перечня документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы сотрудникам уголовно-исполнительной системы, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в случае установления застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов, оформляются: копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности застрахованному лицу, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы; копия свидетельства о болезни застрахованного лица или заключение (справка) военно-врачебной комиссии либо другие военно-медицинские (медицинские) документы, подтверждающие нарушение здоровья.
Согласно ст.17.4 Инструкции в случае установления застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы необходимо предоставить следующие документы:
а) заявление застрахованного лица о выплате страховой суммы (приложение N 4);
б) справку за подписью начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы об обстоятельствах наступления страхового случая, сведениях о застрахованном лице и размере оклада месячного денежного содержания застрахованного лица (приложение N 5);
в) копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности застрахованному лицу, выданной МСЭК;
г) копию свидетельства о болезни застрахованного лица или справку ВВК либо другие медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма;
д) копию выписки из приказа учреждения или органа уголовно-исполнительной системы об исключении застрахованного лица из списков личного состава;
е) заявление об отказе застрахованного лица от получения страховых сумм по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья, право на которые он имеет в соответствии с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае установления ему инвалидности (приложение N 3). Страховщик, получивший такое заявление, направляет его копии страховым организациям, осуществляющим страхование жизни и здоровья указанных лиц по этим законам и нормативным правовым актам.
Приложением № к данной Инструкции предусмотрено заполнение справки за подписью начальника учреждения об обстоятельствах страхового случая, сведениях о застрахованном лице и размере оклада месячного денежного содержания застрахованного лица. В данной справке указывается, когда установлена инвалидность, получено тяжелое или легкое увечье (ранение, травма, контузия).
Из материалов дела видно, что Куликовым С.И. к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ были приложены лишь копия свидетельства о болезни и копия приказа об увольнении. Заявителем не была приложена справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная МСЭК. В свою очередь, справка МСЭК является основанием для выдачи справки за подписью начальника учреждения или органа УИС об обстоятельствах наступления страхового случая, сведений о застрахованном лице и размере оклада месячного денежного содержания, и выдать данную справку без сведений, указанных в справке МСЭК, не представляется возможным.
При указанных выше обстоятельствах начальник ФКУ ИК-26 обоснованно отказал Куликову С.И. в предоставлении справки, предусмотренной Приложением №.
Требования заявителя обязать предоставить ему копию выписки из приказа об исключении его из списков личного состава и копию государственного контракта страхования также не могут быть удовлетворены, поскольку им предоставлялась копия приказа об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ, и в ответе от ДД.ММ.ГГГГ заявителю не указывалось о необходимости предоставления копии выписки из приказа об исключении его из списков личного состава. Как пояснил в судебном заседании представитель заинтересованного лица, ФКУ ИК-26 не заключало государственного контракта (договора) страхования со страховой организацией, в связи с чем представить данный документ заявителю не представилось возможным.
Руководствуясь ст.ст.194, 197-199, 258 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Заявление Куликова С.И. о признании действий должностных лиц ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Самарской области незаконными, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд в течение 1 месяца.
Мотивированное решение составлено 06 марта 2013 года.
Судья - М.П. Бурцев