К делу №2-1050/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тихорецк 25 декабря 2020г.
Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Ногиной Н.В.,
при секретаре судебного заседания Пряхиной Л.В.,
с участием истца Емцева Ю.А.,
представителя третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Военного комиссариата г. Тихорецка и Тихорецкого района Краснодарского края, ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» Середа Л.Д.,
действующей на основании доверенностей от 28.08.2020г., №45-юр от 01.06.2020г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емцева Юрия Александровича к Министерству обороны РФ о признании права на получение единовременного пособия, предусмотренного требованиями действующего законодательства, о взыскании единовременного пособия,
УСТАНОВИЛ:
Истец Емцев Ю.А. просит суд признать за ним право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 3 статьи 21 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»; взыскать с Министерства обороны Российской Федерации, как с главного распорядителя бюджетных средств Российской Федерации, единовременное пособие в размере 300000 рублей.
В судебном заседании Емцев Ю.А. исковые требования поддержал и пояснил, что он осуществлял службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, в том числе, и в рамках контрактов, в периоды времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г„ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г„ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В последний период времени в должности старшего радиотелефониста отделения связи взвода управления минометной батареи мотострелкового батальона № мотострелкового полка № мотострелковой дивизии 8 общевойсковой армии. 06.01.2009г. в ходе выполнения боевой задачи в н.п. Хатуни Чеченской Республики истец получил увечье (военную травму) и с указанной даты был вынужден на постоянной основе проходить соответствующее лечение в медицинских учреждениях и самостоятельно. Однако, улучшения его состояния здоровья не наступило. Весной 2017г. он был вынужден обратиться с соответствующим рапортом в адрес командира в/ч № которым просил выдать ему направление для прохождение военно-врачебной комиссии. ФГКУ «1602 ВКГ» МО РФ истец был освидетельствован и признан ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья. 07.06.2018г. истец был уволен в запас по состоянию здоровья в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе. В сентябре 2018 г. Бюро №13 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю» истцу была установлена вторая группа инвалидности и было получено соответствующее удостоверение ИБ № 094549 от 19.09.2018 г. о праве на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны. С 30.11.2009 г. он также пользуется льготами, установленными пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах». Из изложенных выше обстоятельств усматривается, что он принимал участие в мероприятиях по борьбе с терроризмом, получил увечье (военную травму), повлекшее за собой наступление инвалидности, следовательно, он имеет право на получение единовременного пособия в размере 300000 рублей за счет средств федерального бюджета, предусмотренного требованиями части 3 статьи 21 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». В связи с этим 30.01.2020г. он обратился по месту своего пребывания и жительства с соответствующим заявлением в адрес Военного комиссариата г. Тихорецка и Тихорецкого района Краснодарского края. Однако, должностными лицами указанного выше учреждения по настоящее время ему не выплачено указанное выше единовременное денежное пособие. Военная травма и инвалидность им получены при следующих обстоятельствах: он осуществлял службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, в том числе и в рамках контрактов, в периоды времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по 07.06.2018г. Истолкование Федерального закона РФ представителем ответчика, часть 6 статьи 21 Федерального закона "О противодействии терроризму" и часть 15 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2). 39 (части 1 и 2). 55 (часть 3) и 59 (части 1 и 2) в той мере, в какой они рассматриваются как исключающие возможность предоставления одному и тому же лицу из числа военнослужащих, получившему военную травму при участии в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, являющемуся инвалидом и признанному не годным к прохождению военной службы, единовременных пособий как в соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона "О противодействии терроризму", так и на основании пункта 1 части 12 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". О н не получал единовременного пособия как в соответствии с требованием частью 3 статьи 21 Федерального закона "О противодействии терроризму", так и на основании пункта 1 части 12 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", что является не надлежащим возмещением вреда, причиненного здоровью истца, и его социальной защите которая приводит к необоснованному ограничению права истца на социальное обеспечение.
В судебное заседание представитель ответчика – Министерства обороны РФ - не явился, был своевременно и надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, предоставил возражение на исковое заявление, из которого следует, что согласно исковому заявлению истца, в период прохождения военной службы в войсковой части 91706, истец участвовал в контртеррористических операциях на территории Чеченской Республики 06.01.2009г. в ходе выполнения боевой задачи и в н.п. Хатуни Чеченской Республики, в результате подрыва фугаса ударился головой о башню бронетранспортёра и получил закрытую черепно-мозговую травму и сотрясение головного мозга, 15.06.2017г. прошел военно-врачебную комиссию в филиале №2 ФГКУ «1602 Военно-клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, 07.06.2018г. был уволен с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья, 24.09.2018г. присвоена 2 группа инвалидности (бессрочно), что подтверждается выпиской из акта освидетельствования гражданина серии МСЭ-2017 №1351021. Представитель Министерства обороны Российской Федерации считает, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Страховое возмещение, как и единовременное пособие, выплачивается военнослужащему исключительно по обстоятельствам причинения вреда здоровью именно при получении военнослужащим вреда здоровью в период участия в контртеррористических операциях или участия в боевых действиях и иных случаях, в том числе, в случае получения инвалидности. Военнослужащему выплачивается страховое возмещение, как и единовременное пособие, которое и является идентичной выплатой, которая выплачивается военнослужащему в связи с причинением вреда здоровью в период контртеррористической операции или получения инвалидности по ФЗ «О противодействии терроризму». Таким образом, согласно ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» и ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлены совпадающие основания для выплаты однородных по своей сути (имеющие целью возмещение вреда здоровью в случае гибели военнослужащего, причинения военнослужащему увечья (ранения, травмы, контузии) единовременных пособий. Права на повторное получение единовременной выплаты по ФЗ «О противодействии терроризму» у истца не имеется. При этом, как предусмотрено п. 6 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму», при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат, выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя. В связи с этим военнослужащим и членам их семей, имеющим право на получение единовременного пособия как на основании Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и на основании Федеральной закона «О противодействии терроризму», выплачивается по их выбору одно единовременное пособие. Таким образом, в случае получения истцом страхового возмещения и(или) единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью за событие, произошедшее 06.01.2009г., в том числе, в связи с получением инвалидности 2 группы в результате полученного ранения, военнослужащим было реализовано право на получение соответствующего возмещения, которое им и было получено. Выплаты, которые осуществляются по линии Министерства обороны Российской Федерации в рамках получения вреда здоровью военнослужащими в период участия в контртеррористических операциях выплачиваются на основании обращений военнослужащих на основании применения Федерального закона Российской Федерации, в рамках которого военнослужащий получит больший размер возмещения. Если же военнослужащий не получал страховое в смещение по факту получения ранения и инвалидности 2 группы в результате полученного боевого ранения и не получал единовременного пособия на основании Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2006 г. №35-Ф3 «О противодействии терроризму», то только в данном случае истец имеет право на получение денежных средств по одному из указанных норм законодательства по выбору с соблюдением досудебного урегулирования, путем первичного обращения в военный комиссариат с заявлением о получении или страхового возмещения в размере 50 окладов или единовременного пособия в размере 300 000 рублей. В целях полного и всестороннего рассмотрения дела по существу и проверки доводов истца по факту наличия или отсутствия получения каких-либо выплат, в результате получения ранения по линии Министерства обороны Российской Федерации, представителем Министерства обороны Российской Федерации в установленном законом порядке были истребованы сведения из всех страховых компаний, осуществлявших на тот период времени и осуществляющих после указанного истцом события соответствующие выплаты на основании законодательства Российской Федерации. В рамках полученных ответов устанавлено, что ПАО СК «РОСГОССТРАХ» 15.04.2009 г. рассмотрел вопрос о выплате страхового возмещения в результате получения 07.01.2009 г. легкого увечья. Страховой компанией по линии Министерства обороны Российской Федерации 18.11.2009 г. были перечислены соответствующие компенсационные выплаты платежным поручением №17583 в размере 5 окладов месячного денежного содержания в размере 19 865 рублей. Кроме того, согласно полученным документам, прямо установлено получение травмы «легкое увечье». Имеется заявление, подписанное Емцевым Ю.А. об отказе от получения страховых сумм, право на которые заявитель имеет в соответствии и иными федеральными законам и нормативными правовыми актам Российской Федерации. АО «СОГАЗ» в октябре 2018 года рассмотрел вопрос о выплате страхового возмещения и единовременного пособия в отношении Емцева Ю.А. 18.10.2018г. страховой компанией АО «СОГАЗ» по линии Министерства обороны Российской Федерации произведена выплата страхового возмещения по случаю установления 19.09.2018г. инвалидности 2 группы до истечения одного года после увольнения с военной службы вследствие заболевания в размере 1 281 056 рублей 16 копеек. Кроме того, осуществляется рассмотрение вопроса по выплате единовременного пособия, документы в страховую компанию поступили только 06.07.2020г. При этом представленные документы не отвечали требованиям Приказа Министра обороны Российской Федерации от 06.05.2012 г. №1100 «О порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 г. №306 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», в адрес Емцева Ю.А. был направлен ответ о необходимости предоставления документов, на основании которых страховая компания сможет принять соответствующее решение о выплате единовременного пособия. В связи с изложенным, по спорному вопросу Министерством обороны Российской Федерации в установленном законом порядке, на основании соответствующих федеральных законов была организована работа по осуществлению выплаты страхового возмещения и единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью в период прохождения Емцевым Ю.А. военной службы и получения травмы в январе 2009 года, в том числе, рассмотрение вопроса выплаты страхового возмещения и единовременного пособия при увольнении с военной службы и получения инвалидности 2 группы. Таким образом, истец получил все соответствующие и установленные законом компенсационные выплаты. Установлено получение истцом в январе 2009г. легкого ранения, а не тяжелого вреда здоровью с получением 2 группы инвалидности, как указывает истец. Следовательно, заявленные в данном исковом заявлении требования и доводы о применении Федерального закона от 06.03.2006г, №35-Ф3 «О противодействии терроризму» являются незаконными и необоснованными. Статья 25 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривает, что военнослужащие могут привлекаться к исполнению специальных обязанностей, наделяясь при этом дополнительными правами (на применение оружия, специальных средств, физической силы, предъявлении требований, обязательных для исполнения, подчинении строго определенным лицам и другими правами) которые определяются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Однако, привлечение военнослужащего к участию в боевых действиях в данном случае производится только на основании издаваемых уполномоченным командованием особых (боевых) приказов (распоряжений) для выполнения боевых задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, военнослужащие фактически привлекаются к участию в боевых действиях. В отсутствие же данных приказов, которые являются единственным правовым основанием для приобретения особого статуса военнослужащего, как непосредственного участника боевых действий, военнослужащими исполняются только общие и должностные обязанности военнослужащих, определенными Уставом внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации, а также Положением о порядке прохождения военной службы, несмотря на то, что воинская часть (подразделение), в которой военнослужащий проходит службу, дислоцируется на постоянной, либо временной основе в зоне чрезвычайного положения или вооруженного конфликта. В соответствии с указанным Постановлением факты выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтах и контртеррористических операциях, выполнения правительственных боевых заданий устанавливаются на основании соответствующих приказов специально уполномоченных органов, в которых определяется конкретный состав лиц и периоды (время) непосредственного участия этих лиц в выполнении данных приказов. Данные приказы являются единственным правовым основанием для приобретения особого статуса военнослужащего как непосредственного участника боевых действий и только на основании издаваемых уполномоченным командованием особых (боевых) приказов (распоряжений) для выполнения боевых задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, военнослужащие фактически привлекаются к участию в боевых действиях. При этом законодательством строго определен), что для лиц, выполнявших задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, единственным доказательством являются - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции, (данное требование установлено Приказами Министра обороны Российской Федерации от 02.11.2009 г. №1177, в последующем от 11,08.2012 г. № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации» и от 29.09.2017 г. №595 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации», которые разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003г. №763 «Об удостоверении ветерана боевых действий»; Федеральным законом от 12 января 1995г. N5-ФЗ "О ветеранах"; утверждается определением Верховного Суда РФ от 8 июня 2015 года № 1 -КГ 15-2 и з д.) Представленные документы о том, что истец является ветераном боевых действий не доказывает факт получения боевого ранения с установлением группы инвалидности именно в контртеррористической операции в январе 2009 года (указанная истцом дата получения ранения). Не представлены документы и доказательства, что истец участвовал именно в контртеррористических операциях, поскольку согласно представленным документам усматривается, что легкое ранение было получено в период выполнения боевой задачи на территории Чеченской Республикиы Российской Федерации, представителем Министерства обороны Российской Федерации в установленном законом порядке были истребованы сведения из архивов Министерства обороны Российской Федерации и оперативной группы от Вооружённых Сил Российской Федерации Объединённой группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона. По сведениям филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (Южный военный округ г. Ростов-на-Дону) от 08,07.2020 г. №1/3843, филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (г. Пугачёв) от 07.08.2020 г. №20/ок/2670 отсутствуют сведения о привлечении истца к контртеррористическим операциям в спорный период. Согласно полученным ответам из регионального оперативного штаба (Руководителя оперативной группы от Вооружённых Сил Российской Федерации ОГВ(С) по КТО от 31.07.2020 г. №12/479 и руководителя контртеррористической операции (Оперативный штаб в Чеченской Республике УФСБ России по Чеченской Республике от 25.08.2020 г. №72/38/4-2769) отсутствуют сведения о привлечении истца именно в контртеррористических операциях в спорный период. Истцом не представлены соответствующие приказы о том, что Емцев Ю.А. участвовал именно в контртеррористических операциях в период получения боевого ранения с 06.01.2009 г., не представил медицинские документы, изданные в январе 2009 года, а так же документы, на с сновании которых установлена группа инвалидности в результате получения боевого ранения в 2009 году. Таким образом, истец вообще не представил документы, на основании которых у него возникает право для получения единовременного пособия по Федеральному закону «О противодействии терроризму». Истец указывает, что получил травму 06 января 2009 года, а в обоснование свих доводов представляет документы, которые датированы: выписка из акта освидетельствования гражданина, признание инвалидом серия МСЭ-2017 №1351021 от 24 сентября 2018 года; свидетельство о болезни №5/507 от 15 июня 2017 года, согласно которому установлена категория граждан «В» - ограниченно годен к военной службе, выписка из приказа по личному составу от 07 июня 2018г. №50, выписка из приказа от 27 июня 2018 г. №127. При этом документы, изданные в 2017-2018 году, в том числе установление группы инвалидности в 2018 году, никакого отношения к событиям 06.01.2009 года не имеют. Таким образом, истец в силу закона для подтверждения своих требований и доводов вообще не представил ни одного первичного медицинского документа. изданного соответствующими медицинскими учреждениями в январе 2009 года, а так же установленную инвалидность в течение года после получения боевого ранения, повлекшего инвалидность - до января 2010 года. В обоснование своих доводов, истец приложил копию справки инвалидности изданную спустя 9 лет от указанных истцом событий, после увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части. Истцом предоставлялись документы ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарском у краю», которые полностью не могут быть положены в обоснование каких-либо доводов и доказательств в счёт удовлетворения требований истца. При этом все документы были изданы спустя 8 лет (2017 г.) и 9 лет (2018 г.) после указанного истцом события января 2009 года, в представленных истцом документах отсутствуют какие-либо сведения и доказательства о получении боевого ранения в период непосредственного участия истца в контртеррористической операции, истцом не представлены установленные законом медицинские документы, согласно которым указывается период, время и место получения боевого ранения в период выполнения контртеррористических операций, составленные соответствующими медицинскими учреждениями Министерства обороны Российской Федерации в 2009 году (первичные медицинские документы). В обоснование своих доводов истец не представил единственные и основополагающие доказательства, а, именно, первичные медицинские документы, изданные соответствующими медицинскими органами после получения боевого ранения в период выполнения контртеррористической операции, изготовленные в период с января 2009 года, в том числе, документы по установлению истцу группы инвалидности в результате полученного боевого ранения по январь 2010 года. Все указанные жалобы истцом при освидетельствовании указывают на ухудшение здоровья, не связанные с участием в контртеррористических операциях, а в связи с жизнедеятельностью и возрастом истца, что подтверждается диагнозом медицинского освидетельствования, поскольку как указывает истец ранение было получено в 2009 году, при этом освидетельствование было проведено в 2017 году, спустя 8 лет после указанного истцом события. В медицинском документе так же указывается: гипертоническая болезнь первой стадии; алиментарное ожирение второй степени; неправильно консолидированный перелом основной фаланги, посттравматическая разгибательная контрактура прексимального межфалангового сустава четвертого пальца правой кисти без нарушения охвата кисти; распространённый остеохондроз второй степени шейного, грудного, поясничного отделов позвоночника без нарушения функции; смешанный астигматизм правого глаза; сложный близорукий астигматизм левого глаза; искривление перегородки юса с умеренно выраженным затруднением носового дыхания; хронический гипертрофический ринит. Кроме того, имеется не удалённая металлоконструкция правой голени после операции 2006 года; открытая репозиция, металлоостеосинтеза большеберцовой кости винтом, дистального межберцового синдесмоза болтом-стяжкой по поводу закрытого перелома правой большеберцовой кости, разрыва дистального межберцового синдесмоза полученных в 2006 году, а так же посттравматический артроз правого голеностопного сустава без нарушения функции и иные общие заболевания. Именно на основании указанных выше имеющихся заболеваний военно-врачебной комиссий была установлена категория «В» - ограниченно годный к военной службе в 2017 году. При этом каких-либо сведений об установлении 2 группы инвалидности медицинское заключение не имеет. Из полученных сведений по документам поданным в 2009 году для получения возмещения вреда здоровью прямо устанавливается, что Емцев Ю.А. получил легкий вред здоровью, в связи с чем был рассмотрен вопрос о выплате соответствующего возмещения. При получении легкого вреда здоровью в январе 2009 года истцу не была присвоена 2 группа инвалидности, в связи с чем, истец не представил доказательства о наличии права на получение возмещения, предусмотренного частью 3 статьи 21 Федерального закона от 06.03.2006 г. №35-Ф3 "О противодействии терроризму", согласно которой выплата 300 000 рублей осуществляется в случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности. Доводы истца о наличии судебного решения по гражданскому делу №2-5324/2019 являются несостоятельными, поскольку на территории Российской Федерации не применяется прецедентное право.
В судебном заседании представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Военного комиссариата г. Тихорецка и Тихорецкого района Краснодарского края, ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» Середа Л.Д. возражала в удовлетворении исковых требований, и пояснила, что ПАО СК «РОСГОССТРАХ» 15.04.2009г. рассмотрел вопрос о выплате страхового возмещения в результате получения 07.01.2009 г. легкого увечья. После работы с полученными документами (истребования дополнительных документов) страховой компанией по линии Министерства обороны Российской Федерации - 18.11.2009 г. были перечислены соответствующие компенсационные выплаты платежным поручением №17583 в размере 5 окладов месячного денежного содержания в размере 19 865 рублей. АО «СОГАЗ» в октябре 2018 года рассмотрел вопрос о выплате страхового возмещения и единовременного пособия в отношении Емцева Ю.А. 18.10.2018г. страховой компанией АО «СОГАЗ» по линии Министерства обороны Российской Федерации произведена выплата страхового возмещения по случаю установления 19.09.2018 г. инвалидности 2 группы до истечения одного года после увольнения с военной службы вследствие заболевания, полученного в период военной службы в размере 1 281 056 рублей 16 копеек. Истец получил все соответствующие и установленные законом компенсационные выплаты. Заявленные в данном исковом заявлении требования и доводы о применении Федерального закона от 06.03.2006г. №35-Ф3 «О противодействии терроризму» являются незаконными и необоснованными.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что иск является необоснованным и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ст. 18) военнослужащим, либо членам их семей предоставлено право по возмещению вреда на случаи повреждения военнослужащими здоровья или их гибели (смерти), наступившей при исполнении обязанностей военной службы, которое реализуется путем выплаты страховых сумм и единовременных пособий, установленных ст. 18 ФЗ «О статусе военнослужащих» и ФЗ от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».
Порядок осуществления указанных выплат предусмотрен Приказом Минобороны Российской Федерации от 10.10.1998г. №455 «Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы». В случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, на членов семьи погибшего и лиц, находившихся на его иждивении, а так же в отношении всех военнослужащих получивших вред здоровью распространяется положение ст. 21 Федерального закона от 6 марта 2006г. №35-Ф3 «О противодействии терроризму». Согласно вышеуказанной статье, в случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, не повлекшее за собой наступления инвалидности, выплачивается единовременное пособие в размере ста тысяч рублей. В случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей, и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» и статьей 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлены совпадающие основания для выплаты однородных по своей сути (имеющие целью возмещение вреда здоровью в случае гибели военнослужащего, причинения военнослужащему увечья (ранения, травмы, контузии) страховых и единовременных пособий.
П. 6 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» предусмотрено, что при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольким оснований для указанных единовременных выплат, выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.
В связи с этим военнослужащим и членам их семей, имеющим право на получение единовременного пособия как на основании Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и на основании Федерального закона «О противодействии терроризму», выплачивается по их выбору одно единовременное пособие.
Порядок обращения за получением выплат определен Правилами возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2008 г. № 105 «О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом».
Согласно указанным Правилам для получения единовременного пособия, установленного ст. 21 Закона, в случае получения увечья это лицо представляет в федеральный орган исполнительной власти (военный комиссариат по месту регистрации), в котором он проходил службу, необходимые документы, указанные в Правилах.
По смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е"), военная служба и аналогичная ей служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что - в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты "в", "м") Конституции Российской Федерации - влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение (ежемесячное денежное довольствие) и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.
Федеральным законом от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ст. 18), военнослужащим либо членам их семей предоставлено право по возмещению вреда на случаи повреждения военнослужащими здоровья или их гибели (смерти), наступившей при исполнении обязанностей военной службы, которое реализуется путем Компенсационных выплат, что является неотъемлемой обязанностью государства, установленной главенствующим Законом Российской Федерации. Реализуя данную конституционную обязанность государства, федеральный законодатель установил для военнослужащих и приравненным к ним лицам, обязательное государственное страхование жизни и здоровья, которое является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, который может быть причинен жизни или здоровью этих лиц при прохождении ими службы.
Страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим и приравненным к ним лицам в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998г. N52-ФЗ "Об осязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, могут быть установлены им на основании других законов входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред.
Данные обстоятельства подтверждаются постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 26.12.2002г. №17-П и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20.10.2010г. №18-П, в которых указано, что одной из форм исполнения государством обязанности возместить вред, который может быть причинен жизни или здоровью военнослужащих при прохождении ими военной службы, является обязательное государственное личное страхование за счет средств федерального бюджета, установленное законом в целях защиты их социальных интересов и интересов государства (пункт 1 статьи 969 ГК Российской Федерации, пункт 1 статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Таким образом, посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату соответствующих страховых сумм при наступлении страховых случаев, военнослужащим обеспечиваются гарантируемые Конституцией Российской Федерации, ее статьями 7 (часть 2), 37 (части 1 и 3) и 41 (часть 1), право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, и право на охрану здоровья.
Федеральным законом Российской Федерации от 28.03.1998 г. №52-ФЗ, действующим на момент события, в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов выплачивается инвалиду II группы в размере 50 окладов, в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) - 10 окладов, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) - 5 окладов.
Размер страховой суммы определялся в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица исходя из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (штатной должностью) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (специальным званием), составляющих оклад месячного денежного содержания (далее - оклад) военнослужащего или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица.
Федеральным законом от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим предоставлено право на возмещение вреда в случаях повреждения здоровья при исполнении ими обязанностей военной службы, которое реализуется путем выплаты им страховых сумм.
Государство Российской Федерации, согласно установленным нормам закона, возмещает военнослужащему вред, путем страховых выплат, предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 г. №52-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент наступления страхового случая) «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» размер страховой суммы определяется в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица исходя из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (штатной должностью) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (специальным званием), составляющих оклад месячного денежного содержания военнослужащего или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица, а так же на момент совершения события на основании (до 01.01.2012г.) все виды единовременных выплат в отношении военнослужащих Российской Федерации были установлены и регулировались Федеральным законом от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Таким образом, помимо единовременных пособий, на которые ссылается истец, военнослужащим и членам их семей, законодательством предусмотрена выплата страховых сумм. При этом единовременные пособия выплачиваются дополнительно к страховым суммам по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих.
В судебном заседании установлено, что истец осуществлял службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, в том числе и в рамках контрактов, в периоды времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г„ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г„ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В последний период времени истец находился в должности старшего радиотелефониста отделения связи взвода управления минометной батареи мотострелкового батальона № мотострелкового полка № мотострелковой дивизии № общевойсковой армии. 06.01.2009г. в ходе выполнения боевой задачи в н.<адрес> <адрес> получил увечье (военную травму) и с указанной даты проходил соответствующее лечение в медицинских учреждениях и самостоятельно.
Весной 2017г. истец обратился с соответствующим рапортом в адрес командира в/ч 91706, и получил направление для прохождения военно-врачебной комиссии, что подтверждается направлением за №1250 от 10.05.2017г.
15.06.2017г. военно-врачебной комиссией филиала №2 (на 170 коек, г. Новочеркасск) ФГКУ «1602 ВКГ» МО РФ истец был освидетельствован и в порядке требований статьи 25 пункта б графы II расписания болезней и Требований к состоянию здоровья отдельных категорий граждан, был признан ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья. 07.06.2018г. приказом командира 150 мотострелковой дивизии (по личному составу) за № 50 истец был уволен в запас по состоянию здоровья, а именно: в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (подпункт «в» пункта 1 статьи 51 Федерального закона). Приказом командира войсковой части 91706 (по строевой части) № 127 от 27.06.2018 г. с 29.07.2018 г. истец также был исключен из списков личного состава данной войсковой части.
В сентябре 2018 г. Бюро №13 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю» истцу была установлена вторая группа инвалидности (бессрочно), что усматривается из содержания выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серия МСЭ-2017 № 1351021 от 24.09.2018 г.
В сентябре 2018 г. получено соответствующее удостоверение, а именно: удостоверение Серия ИБ № 094549 от 19.09.2018 г. о праве на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны. С 30.11.2009 г. он также пользуется льготами, установленными пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».
ПАО СК «РОСГОССТРАХ» 15.04.2009г. рассмотрел вопрос о выплате страхового возмещения в результате получения 07.01.2009 г. легкого увечья.
После работы с полученными документами (истребования дополнительных документов) страховой компанией по линии Министерства обороны Российской Федерации - 18.11.2009 г. были перечислены соответствующие компенсационные выплаты платежным поручением №17583 в размере 5 окладов месячного денежного содержания - 19 865 рублей.
АО «СОГАЗ» в октябре 2018 года рассмотрел вопрос о выплате страхового возмещения и единовременного пособия в отношении Емцева Ю.А.
18.10.2018г. страховой компанией АО «СОГАЗ» по линии Министерства обороны Российской Федерации истцу произведена выплата страхового возмещения по случаю установления 19.09.2018 г. инвалидности 2 группы до истечения одного года после увольнения с военной службы вследствие заболевания, полученного в период военной службы, что подтверждается платёжным поручением от 18.10.2018г. №65187 в размере 1 281 056 рублей 16 копеек.
Таким образом, суд полагает, что истец получил все соответствующие и установленные законом компенсационные выплаты. Более того, устанавливается получение в январе 2009 г. легкого ранения, а не причинение тяжелого вреда здоровью с получением 2 группы инвалидности.
В соответствии со ст. 24 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, каждый военнослужащий, назначенный на воинскую должность, имеет должностные обязанности, которые представляют его полномочия, а также объем выполняемых им в соответствии с занимаемой воинской должностью задач. Должностные обязанности исполняются только в интересах военной службы; содержание и порядок их исполнения определяются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными НПА РФ, а также соответствующими приказами командиров (начальников).
Статья 25 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривает, что военнослужащие могут привлекаться к исполнению специальных обязанностей, наделяясь при этом дополнительными правами (на применение оружия, специальных средств, физической силы, предъявлении требований, обязательных для исполнения, подчинении строго определенным лицам и другими правами) которые определяются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерация. Однако, привлечение военнослужащего к участию в боевых действиях в данном случае, производится только на основании издаваемых уполномоченным командованием особых (боевых) приказов (распоряжений) для выполнения боевых задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, военнослужащие фактически привлекаются к участию в боевых действиях.
В отсутствие же данных приказов, которые являются единственным правовым основанием для приобретения особого статуса военнослужащего, как непосредственного участника боевых действий, военнослужащими исполняются только общие и должностные обязанности военнослужащих, определенными Уставом внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации, а также Положением о порядке прохождения военной службы, не смотря на то, что воинская часть (подразделение), в которой военнослужащий проходит службу, дислоцируется на постоянной, либо временной основе в зоне чрезвычайного положения или вооруженного конфликта.
В соответствии с указанным Постановлением факты выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтах и контртеррористических операциях, выполнения правительственных боевых заданий устанавливаются на основании соответствующих приказов специально уполномоченных органов, в которых определяется конкретный состав лиц и периоды (врекя) непосредственного участия этих лиц в выполнении данных приказов.
Данные приказы являются единственным правовым основанием для приобретения особого статуса военнослужащего, как непосредственного участника боевых действий, и только на основании издаваемых уполномоченным командованием особых (боевых) приказов (распоряжений) для выполнения боевых задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, военнослужащие фактически привлекаются к участию в боевых действиях.
Для лиц, выполнявших задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона доказательством являются - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции, данное требование установлено Приказами Министра обороны Российской Федерации от 02.11.2009 г. №1177, в последующем от 11,08.2012 г. № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации» и от 29.09.2017 г. №595 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации», изданных в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003г. №763 «Об удостоверении ветерана боевых действий»; Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах»; утверждается определением Верховного Суда РФ от 8 июня 2015 года № 1 -КГ 15-2 и з д.)
При изложенных выше обстоятельствах суд полагает, что представленные документы о том, что истец является ветераном боевых действий, не доказывает факт получения боевого ранения с установлением группы инвалидности именно в контртеррористической операции в январе 2009 года.
Истцом не представлены документы и доказательства того, что он участвовал именно в контртеррористических операциях, поскольку согласно представленным документам усматривается, что ранение было получено в период выполнения боевой задачи на территории Чеченской Республики.
Согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" разграничиваются понятия: участие в боевых действах, выполнение задач в период участия в контртеррористических операциях, а так же выполнение задач в условиях вооруженного конфликта, выполнение специальных задач на территории вооруженного конфликта, выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне границ, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территориях.
Для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, выполнявших задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия издаются выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающие даты или периоды выполнения заявителем указанных задач.
Для лиц, выполнявших задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, издаются выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия заявителя в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба до 02.08.2006г., а после 02.08.2006 г. все приказы утверждаются руководителем контртеррористической операции.
Из ответов филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (Южный военный округ г. Ростов-на-Дону) от 08,07.2020 г. №1/3843, филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (г. Пугачёв) от 07.08.2020 г. №20/ок/2670 следует, что отсутствуют сведения о привлечении истца к контртеррористическим операциям в спорный период.
Из ответов регионального оперативного штаба (Руководителя оперативной группы от Вооружённых Сил Российской Федерации ОГВ(С) по КТО от 31.07.2020 г. №12/479 и руководителя контртеррористической операции (Оперативный штаб в Чеченской Республике УФСБ России по Чеченской Республике от 25.08.2020 г. №72/38/4-2769) следует, что отсутствуют сведения о привлечении истца именно в контртеррористических операциях в спорный период.
Истцом не представлены приказы о том, что он участвовал в контртеррористических операциях в период получения боевого ранения с 06.01.2009 г., не представлено медицинских документов, изданных в январе 2009 года, а также документов, на основании которых установлена группа инвалидности в результате получения боевого ранения в 2009 году.
Истец Емцев Ю.А. указывает, что получил травму 06 января 2009 года, в обоснование свих доводов представляет документы, которые датированы: выписка из акта освидетельствования гражданина, признание инвалидом серия МСЭ-2017 №1351021 от 24 сентября 2018 года; свидетельство о болезни №5/507 от 15 июня 2017 года, согласно которому установлена категория граждан «В» - ограниченно годен к военной службе, выписка из приказа по личному составу от 07 июня 2018 г. №50, выписка из приказа от 27 июня 2018 г. №127.
Таким образом, суд полагает, что истцом для подтверждения своих требований и доводов не представлено первичных медицинских документов, изданных соответствующими медицинскими учреждениями в январе 2009 года, а также установленную инвалидность в течение года, после получения боевого ранения, повлекшего инвалидность - до января 2010 года (в силу требований закона медицинские документы действуют в течение года и военнослужащий может получить медицинские документы в течении года с момента получения увечья или ухудшения здоровья).
Истцом предоставлены документы ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарском у краю».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013г. №565 «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе», которым утверждено соответствующее положение о военно-врачебной экспертизе, в соответствии с которым военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации - в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучении: (службы) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы (далее - причинная связь увечий, заболеваний), решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
Разделом IX «Определение причинной связи увечий, заболеваний военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников, граждан, проходивших военную службу и приравненную службу, военные сборы, и прокурорских работников строго устанавливается, что ВВК осуществляет освидетельствование военнослужащих, сотрудников, граждан, призванных на военные сборы и именно ВВК определяет причинную связь полученных ими увечий, заболеваний, за исключением случаев, когда указанные граждане, получившие увечья, заболевания, находятся под следствием или когда уголовное дело в отношении таких граждан передано в суд.
Военно-врачебная комиссия заочно (по документам) определяет причинную связь увечий, заболеваний граждан, проходивших (преходящих) военную службу (приравненную службу), военные сборы, в случае если:
а) в период прохождения военной службы (приравненной службы), военных сборов гражданин был освидетельствован военно-врачебной комиссией или находился на лечении, либо гражданин был уволен с военной службы (приравненной службы) по состоянию здоровья;
б) у гражданина имеются явные последствия телесных повреждений, полученных в период участия в боевых действиях;
в) увечье, заболевание получено гражданином в период прохождения военной службы (приравненной службы), военных сборов либо увечье, заболевание выявлено после увольнения гражданина с военной службы (приравненной службы), окончания военных сборов при условии, что получение увечья, начало заболевания, в том числе приведшего к смерти, можно отнести к периоду военной службы (приравненной службы), военных сборов.
Характер и давность имеющихся телесных повреждений устанавливаются судебно-медицинским экспертом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
ВВК наделена правом устанавливать / выносить соответствующие заключения, предусмотренные ст. 94 Перечня утвержденного Постановлением Правительства, которым установлены случаи о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками: а) "военная травма"; б) "заболевание получено в период военной службы"; в) "общее заболевание".
Статьей 97 Перечня установлено, что свидетельские показания не являются основанием для установления факта перенесения гражданином, проходившим военную службу (приравненную службу), службу в органах и организациях прокуратуры, военные сборы, заболевания или контузии.
Свидетельские показания об обстоятельствах получения гражданином ранения, травмы могут быть приняты только военно-врачебной комиссией во внимание и исключительно при наличии явных последствий телесных повреждений, полученных в период боевых действий, и при условии, что показания даны 2 и более свидетелями, проходившими военную службу (приравненную службу), службу в органах и организациях прокуратуры, военные сборы вместе с освидетельствуемым в период получения им телесных повреждений, Факт прохождения свидетелями военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, военных сборов вместе с освидетельствуемым должен быть подтвержден командиром воинской части (руководителем органа, организации), в которой освидетельствуемый проходил военную службу (приравненную службу), службу в органах и организациях прокуратуры, военные сборы, или начальником отдела военного комиссариата по месту жительства свидетелей и только при наличии рассмотрения других документов, отражающих обстоятельства получения увечья, заболевания.
Гражданин должен представить только соответствующие документы, изданные военно-врачебной комиссией Министерства обороны Российской Федерации, на основании которых медицинские эксперты могут устанавливать соответствующие правовые факты по вопросу получения и наличия заболевания гражданина в период прохождения военной службы, причинно-следственную связь получения и наличия заболевания в период прохождения военной службы, именно военно-врачебная комиссия с учётом первичных медицинских документов, в которых отражаются все сведения о получении травмы / ранения / контузии и т.д. (увечья) - «Первичная медицинская карточка военнослужащего установленного образца» уполномочена выносить соответствующие медицинские заключения в отношении граждан, проходящих военную службу в Вооружённых Силах Российской Федерации и получивших вред здоровью.
Суд полагает, что представленный документ и заключение ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» не наделяют какими-либо правами на получение единовременных пособий, компенсационных выплат и страховых возмещений в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации.
Таким образом, в обоснование своих доводов истец не представил единственные и основополагающие доказательства, а именно первичные медицинские документы, изданные соответствующими медицинскими органами после получения боевого ранения в период выполнения контртеррористической операции, изготовленные в период с января 2009 года, в том числе документы по установлению истцу группы инвалидности в результате полученного боевого ранения по январь 2010 года.
Суд полагает, что указанные жалобы истцом при освидетельствовании указывают на ухудшение здоровья не связанные с участием в контртеррористических операциях, а в связи с жизнедеятельностью и возрастом истца, что подтверждается диагнозом медицинского освидетельствования, поскольку как указывает истец ранение было получено в 2009 году, при этом освидетельствование было проведено в 2017 году, спустя 8 лет после указанного истцом события.
На основании указанных выше имеющихся заболеваний военноврачебной комиссий была установлена категория «В» - ограниченно годный к военной службе в 2017 году. При этом каких-либо сведений об установлении 2 группы инвалидности медицинское заключение не имеет.
Из полученных сведений по документам, поданным в 2009 году для получения возмещения вреда здоровью прямо устанавливается, что Емцев Ю.А. получил легкий вред здоровью, в связи с чем, был рассмотрен вопрос о выплате соответствующего возмещения.
Кроме того, при получении легкого вреда здоровью в январе 2009 года истцу не была присвоена 2 группа инвалидности, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что истец не представил доказательства о наличии права на получение возмещения, предусмотренного частью 3 статьи 21 Федерального закона от 06.03.2006 г. №35-Ф3 "О противодействии терроризму", согласно которой выплата 300 000 рублей осуществляется в случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности.
На основании вышеизложенного суд считает в удовлетворении иска Емцева Юрия Александровича к Министерству обороны РФ о признании права на получение единовременного пособия, предусмотренного требованиями действующего законодательства, о взыскании единовременного пособия, отказать в полном объеме, применив срок исковой давности.
На основании изложенного, руководствуясь, статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Емцева Юрия Александровича к Министерству обороны РФ о признании права на получение единовременного пособия, предусмотренного требованиями действующего законодательства, о взыскании единовременного пособия отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Тихорецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Тихорецкого
районного суда Н.В. Ногина