Гр. дело № 2-111-2013 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июля 2013 года с. Сергокала
Сергокалинский районный суд РД в составе:
председательствующего судьи Магомедова Ю.А.,
с участием заместителя прокурора Сергокалинского района Гамидова И.М.,
главы администрации муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> ФИО3,
при секретаре Магомедовой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с. Сергокала гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> (далее - администрация МО СП «<адрес>») о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления,
установил:
Заместитель прокурора Сергокалинского района обратился в Сергокалинский районный суд в защиту интересов неопределённого круга лиц к Администрации муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. Свой иск истец мотивировал тем, что прокуратурой Сергокалинского района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в части обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее Федеральный закон № 8-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае если орган местного самоуправления не имеет возможности размешать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Статья 13 Федерального закона № 8-ФЗ предусматривает перечни необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления размещаемой в сети «Интернет».
Согласно ч. 7 и 8 ст. 14 Федерального закона № 8-ФЗ перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети «Интернет», сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.
В ходе проверки было установлено, что администрацией муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> не принято должных мер для исполнения указанного Федерального закона, нормативные правовые акты, регламентирующие перечни информации для опубликования в сети «Интернет» не разработаны и не утверждены. Имеется созданный официальный сайт c адресом электронной почты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», однако информация о деятельности МО СП в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не размещается.
На официальных сайтах Президента Республики Дагестан и администрации муниципального района «<адрес>» <адрес> размещена лишь информация о количестве поселений, представлены сведения о главе сельского поселения (ФИО, телефон), что не соответствует требованиям и объему, закрепленным в ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Отсутствие официального сайта администрации муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> с размещением информации о деятельности органов местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц, которые не имели возможности ознакомиться с указанной информацией, что может способствовать коррупционным проявлениям.
Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Учитывая, что категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. Предметом спора являются личные неимущественные права граждан.
В соответствии со ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, возникшие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям об оспаривании бездействия должностных лиц.
На основании изложенного Гамидов И.М. просит признать незаконным бездействие и обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «<адрес>» разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий перечни информации о своей деятельности, публикуемые на Интернет – сайте, создать официальный Интернет – сайт муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес>, а в случае отсутствия возможности, разместить на сайте администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> информацию о деятельности органов местного самоуправления МО СП «<адрес>» <адрес>.
В ходе судебного разбирательства истец – заместитель прокурора Сергокалинского района Гамидов И.М. поддержал свои исковые требования и просил суд их удовлетворить.
Ответчик по делу – глава администрации сельского поселения «<адрес>» <адрес> ФИО3 в судебном заседании требования заместителя прокурора признал обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения сторон, считает исковые требования заместителя прокурора Сергокалинского района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 п. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Коллектив учреждения и состав учащихся периодически меняется как с началом каждого учебного года, так и в течение года, преподавателей, других работников школы, иных лиц, посещающих школу, например, родителей учеников, должностных лиц, в связи, с чем исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее Федеральный закон № 8-ФЗ) основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона № 8-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае если орган местного самоуправления не имеет возможности размешать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.Статья 13 Федерального закона № 8-ФЗ предусматривает перечни необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления размещаемой в сети «Интернет».
Согласно ч. 7 и 8 ст. 14 Федерального закона № 8-ФЗ перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети «Интернет», сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.
В ходе проверки проведенной прокуратурой было установлено, что администрацией муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> не принято должных мер для исполнения указанного Федерального закона, нормативные правовые акты, регламентирующие перечни информации для опубликования в сети «Интернет» не разработаны и не утверждены. Имеется созданный официальный сайт c адресом электронной почты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», однако информация о деятельности МО СП в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не размещается.
На официальных сайтах Президента Республики Дагестан и администрации муниципального района «<адрес>» <адрес> размещена лишь информация о количестве поселений, представлены сведения о главе сельского поселения (ФИО, телефон), что не соответствует требованиям и объему, закрепленным в ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно ч.2 ст. 5 Устава МО СП «<адрес>» местное самоуправление в сельском поселении осуществляется на основе принципов: соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности, гласности.
Отсутствие официального сайта администрации муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> с размещением информации о деятельности органов местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц, которые не имели возможности ознакомиться с указанной информацией, что может способствовать коррупционным проявлениям.
Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Учитывая, что категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. Предметом спора являются личные неимущественные права граждан.
В соответствии со ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, возникшие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям об оспаривании бездействия должностных лиц.
Таким образом, исходя из характера правоотношений и субъектного состава участников, возникший спор подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.
Согласно ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение обязать соответствующий орган государственной власти, органа местного самоуправления, должностное лицо, государственного и муниципального служащего, решения и действия которого оспариваются, устранить в полном объёме допущенные нарушения прав и законных интересов граждан.
Согласно ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Оснований для непринятия признания иска заместителя прокурора Сергокалинского района ответчиками в судебном заседании судом не установлено.
При таких обстоятельствах исковые требования заместителя прокурора Сергокалинского района следует удовлетворить.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в этом решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Принимая во внимание то обстоятельство, что разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий перечни информации о своей деятельности, публикуемые на Интернет – сайте, создать официальный Интернет – сайт муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес>, а в случае отсутствия возможности, разместить на сайте администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> информацию о деятельности органов местного самоуправления МО СП «<адрес>» <адрес> необходимо определенное время, и то, что истец просит обязать выполнить вышеперечисленное в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд считает возможным и необходимым обязать ответчика устранить нарушения требований законодательства – разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий перечни информации о своей деятельности, публикуемые на Интернет – сайте, создать официальный Интернет – сайт муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес>, а в случае отсутствия возможности, разместить на сайте администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> информацию о деятельности органов местного самоуправления МО СП «<адрес>» <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление заместителя прокурора Сергокалинского района РД в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> по исполнению требований Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» по размещению информации в сети Интернет.
Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес>, в пределах их полномочий, предусмотренных Уставом, разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий перечни информации о своей деятельности, публикуемые на Интернет – сайте, в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес>, в пределах их полномочий, предусмотренных Уставом, создать официальный Интернет – сайт муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес>, а в случае отсутствия возможности, разместить на сайте администрации муниципального района «<адрес>» <адрес> информацию о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес>, предусмотренную ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> государственную пошлину в доход государства в сумме <суммы>) рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение 1 месяца со дня вынесения через Сергокалинский районный суд Республики Дагестан.
Решение составлено и отпечатано в совещательной комнате, первый экземпляр подписан судьей и приобщен к материалам дела.
Судья Ю.А. Магомедов