РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«10» августа 2020 года с. Красный Яр
Красноярский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Ключниковой И.А.,
зам. прокурора Красноярского района Букреева В.Е.,
при секретаре Горождиной Т.А.,
с участием административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии ФИО4,
представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Самарской области ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1332/2020 по административному исковому заявлению ФИО2 к Территориальной избирательной комиссии о признании решения № от 08.08.2020 территориальной избирательной комиссии Красноярского района Самарской области об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Собрания представителей городского поселения Мирный муниципального района Красноярский Самарской области недействительным, обязании Территориальную избирательную комиссию зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Собрания представителей городского поселения Мирный муниципального района Красноярский Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Красноярский районный суд Самарской области с настоящим административным исковым заявлением. Свои требования истец мотивирует тем, что согласно Конституции РФ он выдвинул свою кандидатуру на выборы в депутаты Собрания представителей городского поселения Мирный муниципального района Красноярский Самарской области.
Предоставил все необходимые документы ДД.ММ.ГГГГ для самовыдвижения.
После сдачи подписных листов ДД.ММ.ГГГГ. была назначена комиссия проверки.
ДД.ММ.ГГГГ Комиссия проверила подписные листы и обнаружила нарушение, а именно эксперт признал подписи действительными, а комиссия указала основанием для отказа (код нарушения 33, Сведения о лице, осуществляющим сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме), тем самым отказав ему в регистрации по п.8 ч.12 ст.37 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД.
Действительно он не указал свои паспортные данные в строке «Подписной лист удостоверяю», т.к. они являются явно очевидными, и имеются в первичных документах. Подписи истец собирал собственноручно.
Форма подписного листа по форме (приложение 9 ст.37 Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума) является общей, если сбор подписей ведет доверенное лицо кандидата, то внизу листа указывается его паспортные данные и заверяется его подписью. Далее листы заверяет сам депутат.
Считает, что данное нарушение не влияет на порядок регистрации, нарушение является малозначительным.
На основании изложенного и с учетом уточнения требований административный истец просит признать решение территориальной избирательной комиссии Красноярского района Самарской области об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Собрания представителей городского поселения Мирный муниципального района Красноярский Самарской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ № недействительным и обязать территориальную избирательную комиссию Красноярского района Самарской области зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Собрания представителей городского поселения Мирный муниципального района Красноярский Самарской области.
Административный истец в судебном заседании административные исковые требования с учетом уточнения поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Красноярского района Самарской области ФИО4 в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом уточнения не признала в полном объеме и просила в удовлетворении требований истцу отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Самарской области ФИО5 в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения не признала в полном объеме, просила в удовлетворении исковых требованиях отказать в полном объеме.
Зам.прокурора Самарской области ФИО6 в судебном заседании дал заключение об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку нарушение прав истца не доказано.
Суд, выслушав стороны по делу, изучив письменный отзыв ответчика, материалы дела, полагает, что исковые требования с учетом уточнения удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ст.239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии со ст.244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушения закона, допущенное государственным или муниципальным органом, избирательной комиссии, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав истца. Требования истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» необходимым условием регистрации кандидата является поддержка выдвижения кандидата избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, либо подтверждается числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов.
Согласно пункта 6 указанной статьи Закона Самарской области подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов по одномандатным избирательным округам изготавливаются и оформляются в соответствии с приложением 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В силу пункта 8 статьи 37 Федерального закона форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования определена приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в окружную комиссию представлены документы для регистрации, которые перечислены в подтверждении получения документов для регистрации кандидата, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидата, в количестве 1 папки, 3 листов, 11 подписей избирателей, что следует из протокола об итогах сбора подписей, представленного вместе с подписными листами.
ДД.ММ.ГГГГ Рабочая группа по приему и проверке документов с участием кандидата ФИО2 провела проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку кандидата, и установила следующее.
Кандидатом ФИО2 было представлено 11 подписей на 3 листах в 1 папке. В соответствии с частью 8 статьи 37 Закона Самарской области проверялись все подписи избирателей, представленные кандидатом.
Согласно итоговому протоколу, составленному по результатам проверки подписных листов кандидата ФИО2, 11 подписей избирателей, содержащихся в представленных им подписных листах, признаны недостоверными (недействительными) по следующим основаниям:
папка №: все подписи в листах №, №, № (11 подписей) - сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме (подпункт «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона). Во всех подписных листах кандидата ФИО2 не указаны следующие сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием даты его выдачи, наименования или кода выдавшего его органа, подпись лица, осуществлявшего сбор подписей, и дата ее внесения (пункт 12 статьи 37 Федерального закона).
Таким образом, достоверными признано 0 подписей избирателей, что в соответствии с частью 5 статьи 36 Закона Самарской области и решением территориальной избирательной комиссии Красноярского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О количестве подписей избирателей, которое необходимо для регистрации кандидатов на выборах депутатов Собраний представителей городского поселения Волжский, городского поселения Мирный, городского поселения Новосемейкино, сельского поселения Большая Раковка, сельского поселения Большая Каменка, сельского поселения Коммунарский, сельского поселения Красный Яр, сельского поселения Новый Буян, сельского поселения Светлое Поле, сельского поселения Старая Бинарадка, сельского поселения Хилково, сельского поселения Хорошенькое, сельского поселения Шилан муниципального района Красноярский Самарской области» недостаточно для регистрации кандидата.
Копия итогового протокола вручена ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 20 минут.
Согласно п.12 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.
В силу подпункт «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.
В соответствии с пунктом 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
ДД.ММ.ГГГГ территориальной избирательной комиссией Красноярского района Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № по выборам депутатов Собрания представителей городского поселения Мирный муниципального района Красноярский Самарской области четвертого созыва вынесено решение № об отказе в регистрации кандидата в депутаты Собрания представителей городского поселения Мирный муниципального района Красноярский Самарской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № ФИО2.
Учитывая изложенное, суд считает, что решение № от ДД.ММ.ГГГГ территориальной избирательной комиссией Красноярского района Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № по выборам депутатов Собрания представителей городского поселения Мирный муниципального района Красноярский Самарской области четвертого созыва вынесено законно и обоснованно и оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.62, 64, 175-180, 239-244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление с учетом уточнения ФИО2 к Территориальной избирательной комиссии о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ территориальной избирательной комиссии Красноярского района Самарской области об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Собрания представителей городского поселения Мирный муниципального района Красноярский Самарской области недействительным, обязании Территориальную избирательную комиссию зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Собрания представителей городского поселения Мирный муниципального района Красноярский Самарской области – оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено в день его оглашения ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ключникова И.А.