Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1926/2014 ~ М-1941/2014 от 18.11.2014

ДЕЛО №2- 1926(1)/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 декабря 2014 года                                                  г.Вольск

Вольский районный суд Саратовской области, в составе:

председательствующего судьи Карпинской А.В.,

с участием прокурора Плюснина Р.В.,

при секретаре Волкове М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по исковому заявлению прокурора ЗАТО Шиханы <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации ЗАТО Шиханы <адрес> об организации ремонта дорог

установил:

Прокурор ЗАТО Шиханы в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации ЗАТО Шиханы <адрес>, в которых просит обязать ответчика организовать ремонт дороги по <адрес>, Рыбакова, объездной дороги ЗАТО Шиханы <адрес> в соответствии с установленными нормами и правилами, мотивируя свои требования тем, что в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно статье 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

На основании ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должно превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой ЗАТО Шиханы установлено, что в нарушение ГОСТ Р 50597-93 на участках дорог по <адрес>, объездной дороги <адрес> имеются недостатки в содержании дорог: на перекрестке «объездной дороги» и <адрес> имеется выбоина в дорожном покрытии длиной 1 м 10 см., шириной 43 см., глубиной 8 см. 9 мм.; выбоина в дорожном покрытии длиной 87 см., шириной 64 см., глубиной 5 см. 4 мм; на объездной дороги ЗАТО Шиханы в районе бетонной опоры ЛЭП имеется выбоина в дорожном покрытии длиной 1 м. 29 см., шириной 1 м., глубиной 6 см.; на объездной дороги ЗАТО Шиханы в районе бетонной опоры ЛЭП имеется выбоина в дорожном покрытии длиной 1 м. 73 см., шириной 1 м. 3 см., глубиной 5 см. 5 мм.; в районе <адрес> имеется выбоина в дорожном покрытии длиной 2 м. 18 см., шириной 74 см., глубиной 6 см. 5 мм.; выбоина длиной 1 м. 81 см., шириной 93 см., глубиной 5 см. 7 мм.; выбоина длиной 1 м. 7 см., шириной 1 м. 3 см., глубиной 7 см.; в районе <адрес> отсутствует дорожное покрытие длиной 9 м. 70 см., шириной во всю проезжую часть 3 м. 50 см.

В связи с выявленными нарушениями затруднено движение транспортных средств, создаются помехи движению транспортных средств, возникает угроза участникам дорожного движения. Указанные дороги являются собственностью городского округа ЗАТО Шиханы и являются муниципальной дорогой общего значения. Следовательно, обязанность по ее содержанию и обеспечению соответствия дороги в процессе эксплуатации установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на администрацию ЗАТО Шиханы.

В судебном заседании прокурор ЗАТО Шиханы заявленные требования поддержал, дал объяснения, аналогичные изложенным выше.

Представители ответчика - Администрации ЗАТО Шиханы - Егорова Н.А. и Заика В.Е., действующие на основании доверенностей исковые требования не признали и суду пояснили, что администрация ЗАТО Шиханы не оспаривает, что указанные в исковом заявлении дороги являются дорогами общего пользования местного значения городского округа и что ответственность за их ремонт лежит на ней, та есть администрации. Однако для реализации любого полномочия органа местного самоуправления необходимы финансовые средства в соответствующем объеме. В юридической литературе полномочия, не подкрепленные финансовыми средствами, называются «необеспеченные мандаты». Одним из таких необеспеченных мандатов органов местного самоуправления являются полномочия по ремонту и содержанию дорог общего пользования местного значения. Это наглядно видно на примере ЗАТО Шиханы. ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации ЗАТО Шиханы за на основании статьи 179.3. Бюджетного кодекса Российской Федерации была утверждена муниципальная программа «Проведение ремонта автомобильных дорог общего пользования городского округа ЗАТО Шиханы» на 2014 год. Общий объём финансовых средств в программе заложен на сумму 2.262.00 тыс. рублей. Запланировано отремонтировать 3.770 кв.м. проезжей части автомобильных дорог общего пользования. В течение 2014 года в связи с изменением законодательства данная муниципальная программа отменена постановлением администрации ЗАТО Шиханы за от ДД.ММ.ГГГГ. Взамен была разработана и ДД.ММ.ГГГГ за утверждена ведомственная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в ЗАТО Шиханы на 2014 год». На ремонт автомобильных дорог по данной программе предусмотрено выделение 249000. рублей. Данная сумма финансовых средств была заложена на основании следующих причин (или факторов).

С 1 января 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в статью 179.4 Бюджетного Кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 244-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с ними: муниципальный дорожный фонд создается решением представительного органа муниципального образования (за исключением решения о местном бюджете); дорожный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов. Объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда утверждается решением о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета муниципального образования, установленных решением представительного органа муниципального образования, от: акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в местный бюджет; иных поступлений в местный бюджет, утвержденных решением представительного органа муниципального образования,

предусматривающим создание муниципального дорожного фонда.

Дорожный фонд в ЗАТО Шиханы функционирует в соответствии с решением Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О создании муниципального дорожного фонда закрытого административно-территориального образования Шиханы <адрес>», принятого с учетом Распоряжения комитета дорожного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О рекомендациях по созданию муниципальных дорожных фондов».

Размер дорожного фонда на 2014 год утвержден в соответствии с перечисленными документами в сумме 429,3 тыс. рублей. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в фонд поступило финансовых средств в сумме 313,2 тыс. руб. Расходы на проведение ямочного ремонта автомобильных дорог составили 249,0 тыс. рублей, на проведение ремонта дворовых территорий многоквартирных домов - 99,0 тыс. рублей. Всего было израсходовано 348 тыс. рублей, что на 34,8 тыс. больше, чем поступило в дорожный фонд средств. Оплата исполненных контрактов произведена в порядке покрытиявременных кассовых разрывов за счет остатка средств, не имеющих целевого назначения, на едином счете местного бюджета ЗАТО Шиханы.

На основании имеющихся финансовых средств, предусмотренных в дорожном фонде на данный вид работ, муниципальным казенным учреждением «Управление городского хозяйства ЗАТО Шиханы <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в ЗАТО Шиханы. Имеющихся финансовых средств хватило на ремонт 100 кв. метров дорог, при том, что в октябре 2013 года планировалось в 2014 году отремонтировать 3770 кв. метров.

Таким образом, администрация ЗАТО Шиханы предприняла все возможные, в рамках действующего законодательства, меры для исполнения полномочий, определенных Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и регулируемых перечисленными в исковом заявлении законодательными актами. Претензий у прокурора ЗАТО Шиханы к утвержденным главой администрации муниципальным программам по ремонту автомобильных дорог в ЗАТО Шиханы, к решению Собрания депутатов ЗАТО Шиханы от ДД.ММ.ГГГГ «О местном бюджете ЗАТО Шиханы на 2014 год», где прописан объем финансовых средств муниципального дорожного фонда, к решению Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. «О создании муниципального дорожного фонда закрытого административно-территориального образования Шиханы <адрес>», к муниципальному контракту на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в ЗАТО Шиханы от ДД.ММ.ГГГГ, не было. Нецелевого использования дорожного фонда администрацией ЗАТО Шиханы либо МКУ «Управление городского хозяйства ЗАТО Шиханы» прокуратурой не выявлено, претензий по данному поводу нам также предъявлено не было.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения прокурора, представителей ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10 февраля 1995 года основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 4 статьи 6 указанного выше Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (статья 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения, частные автомобильные дороги. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения населенного пункта поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления (пункт 9 статьи 5).

К собственности поселения в силу пункта 8 статьи 6 вышеназванного Федерального закона относятсяавтомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно свидетельствам о регистрации права собственности от 30 апреля и ДД.ММ.ГГГГ объездная дорога, дороги по <адрес> являются муниципальной собственностью ЗАТО Шиханы.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относитсядорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Указанный стандарт устанавливает требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению.

Автомобильные дороги, проходящие по <адрес>, являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения и собственностью муниципального образования ЗАТО Шиханы <адрес>.

На участках дорог по указанным улицам имеются дефекты дорожного полотна в виде многочисленных выбоин, отсутствия дорожного полотна, превышающие требования ГОСТ- 50597-93, для данной категории дорог, о чем свидетельствует имеющиеся в материалах дела акты проверки состояния автомобильных дорог. Указанные недостатки дорог затрудняет дорожное движение.

Указанные акты проверки состояния никем не оспорены. Ответчик не представил суду никаких доказательств, свидетельствующих о том, что в настоящее время данные участки автомобильных дорог соответствует требованиям ГОСТ- 50597-93, для данной категории дорог.

Представители ответчика указывают, что ответчик принимает меры для ремонта дорог, ссылаясь на наличие муниципальной программы «Проведение ремонта автомобильных дорог общего пользования городского округа ЗАТО Шиханы» на 2014 год (отмененный в июле 2014 года в связи с изменением действующего законодательства), ведомственной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в ЗАТО Шиханы на 2014 год» и заключенный муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ. Однако суд данный довод не принимает во внимание, поскольку дефекты дорог, заявленные в исковом заявлении до настоящего времени не устранены.

Также не может служить основанием к отказу в иске отсутствие у муниципалитета денежных средств на содержание дорог, поскольку это обстоятельство не снимает с ответчика обязанности по содержанию принадлежащего ему имущества в рамках предоставленных полномочий. Суд обращает внимание, что действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления по обеспечению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения с финансовыми возможностями и ресурсами.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования прокурора ЗАТО Шиханы законны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

решил:

Обязать администрацию ЗАТО Шиханы организовать ремонт дорог по <адрес> в соответствии с установленными нормами и правилами.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Вольский районный суд.

Судья         Карпинская А.В.

2-1926/2014 ~ М-1941/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокур ЗАТО Шиханы Саратовской области
Ответчики
Администрация ЗАТО Шиханы Саратовской области
Суд
Вольский районный суд Саратовской области
Судья
Карпинская Александра Валерьевна
Дело на сайте суда
volsky--sar.sudrf.ru
18.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.11.2014Передача материалов судье
20.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.12.2014Судебное заседание
16.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2015Дело оформлено
15.07.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее