Дело № 2-2845/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 августа 2013 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Кигана С.В.,
при секретаре Никитиной М.В.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского административного округа города Мурманска Вершининой М.В.,
представителя ответчика Бобыкина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского административного округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Центргазстрой» об устранении нарушений законодательства об охране труда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского административного округа города Мурманска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к закрытому акционерному обществу «Центргазстрой» (далее – ЗАО «Центргазстрой») об устранении нарушений законодательства об охране труда. В обоснование требований указал, что при проведении проверки в деятельности ЗАО «Центргазстрой» выявлены нарушения требований законодательства о труде, выразившиеся в отсутствии аттестации рабочих мест по условиям труда. По мнению прокурора, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчиком до настоящего времени не обеспечено право работников на безопасные условия труда. Просит признать бездействие ответчика по аттестации рабочих мест организации незаконным, обязать ответчика в срок до 31 января 2014 года провести аттестацию рабочих мест по должностям: 1) Административное отделение имущественно-хозяйственный отдел: водитель (количество штатных единиц - 4); водитель 1 класса (количество штатных единиц 4); водитель-экспедитор (количество штатных единиц - 4); машинист экскаватора (количество штатных единиц 4); электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда (количество штатных единиц 1,5); энергетик (количество штатных единиц 0,5); сторож (количество штатных единиц - 3); уборщик производственных помещений (количество штатных единиц – 1; 2) Производственное отделение: кладовщик склада отдела обеспечения и логистики (количество штатных единиц - 1); машинист башенного крана отдела обеспечения и логистики (количество штатных единиц -41); стропальщик-грузчик отдела обеспечения и логистики (количество штатных единиц - 4), мастер производства отдела производства (количество штатных единиц – 1), монтажник СТС и О 3 разряда отдела производства (количество штатных единиц – 4); слесарь по сборке металлоконструкций отдела производства (количество штатных единиц - 6); слесарь по ИУ и Д 4 разряда отдела производства (количество штатных единиц - 2); токарь 4 разряда отдела производства (количество штатных единиц - 2); электрогазосварщик 5 разряда отдела производства (количество штатных единиц - 4); электрогазосварщик 4 разряда отдела производства (количество штатных единиц - 4); мастер строительно-монтажных работ основного участка строительно-монтажного отдела (количество штатных единиц - 1); мастер строительно-монтажных работ строительно-монтажного отдела (количество штатных единиц - 5); мастер общестроительных работ строительно-монтажного отдела (количество штатных единиц - 1); монтажник СТС и О 4 разряда строительно-монтажного отдела (количество штатных единиц - 6), монтажник СТС и О 3 разряда строительно-монтажного отдела (количество штатных единиц - 6), сварщик полимерных трубопроводов строительно-монтажного отдела (количество штатных единиц - 4); электрогазосварщик 5 разряда строительно-монтажного отдела (количество штатных единиц - 15); электрогазосварщик 4 разряда строительно-монтажного отдела (количество штатных единиц - 10).
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского административного округа города Мурманска Вершинина М.В. заявленные требования уточнила в части наименования должностей, подлежащих аттестации по условиям труда, просила обязать ответчика провести аттестацию рабочих мест по должностям: 1) Административное отделение имущественно-хозяйственный отдел: водитель-экспедитор (количество штатных единиц - 12); машинист экскаватора (количество штатных единиц 4), электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда (количество штатных единиц 1,5); энергетик (количество штатных единиц - 0,5); сторож (количество штатных единиц - 3); уборщица (количество штатных единиц - 1); 2) Производственное отделение: кладовщик склада отдела обеспечения и логистики (количество штатных единиц -3); машинист башенного крана отдела обеспечения и логистики (количество штатных единиц - 1); стропальщик-грузчик отдела обеспечения и логистики (количество штатных единиц - 4); мастер производства отдела производства (количество штатных единиц -3), монтажник СТС и О 3 разряда отдела производства (количество штатных единиц - 12); монтажник СТС и О 4 разряда отдела производства (количество штатных единиц - 14), токарь 4 разряда отдела производства (количество штатных единиц - 2); мастер строительно-монтажных работ строительно-монтажного отдела (количество штатных единиц - 7); электрогазосварщик 5 разряда строительно-монтажного отдела (количество штатных единиц – 20); электрогазосварщик 4 разряда строительно-монтажного отдела (количество штатных единиц - 15).
Представитель ответчика Бобыкин С.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленный иск с учетом его уточнений подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено право работника на получение полной достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.
Статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет основные права и обязанности работодателя, в том числе обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии со статьёй 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Пунктом 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 342н (в ред. от 12.12.2012) предусмотрено, что он устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация), оформлению и использованию результатов аттестации
Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В силу п. 4 Порядка аттестации подлежат рабочие места работодателя…, на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает: работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами; эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств; работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда; использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента; хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.
Аттестация вновь организованных рабочих мест в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий должна быть проведена после достижения показателей и характеристик, предусмотренных указанными проектами, но не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест.
Аттестации не подлежат рабочие места, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.
Согласно пп. а п. 8 Порядка на рабочих местах, указанных в пункте 4 Порядка, где по результатам предыдущей аттестации установлены вредные и (или) опасные условия труда, а также на рабочих местах с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), аттестация проводится не реже одного раза в пять лет.
Судом установлено, что ЗАО «Центргазстрой» является юридическим лицом, состоит на учете в ИНФС России по г. Мурманску с 11 мая 1999 года, место нахождения общества: ***.
Из содержания штатного расписания ЗАО «Центргазстрой» на период с 01 июля 2013 года по 30 сентября 2013 года следует, что в штате организации числятся 165 единиц по 67 должностям, из которых аттестации в силу п. 4 Порядка подлежат: 1) Административное отделение имущественно-хозяйственный отдел: водитель-экспедитор (количество штатных единиц - 12); машинист экскаватора (количество штатных единиц 4), электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда (количество штатных единиц 1,5); энергетик (количество штатных единиц - 0,5); сторож (количество штатных единиц - 3); уборщица (количество штатных единиц - 1); 2) Производственное отделение: кладовщик склада отдела обеспечения и логистики (количество штатных единиц -3); машинист башенного крана отдела обеспечения и логистики (количество штатных единиц - 1); стропальщик-грузчик отдела обеспечения и логистики (количество штатных единиц - 4); мастер производства отдела производства (количество штатных единиц -3), монтажник СТС и О 3 разряда отдела производства (количество штатных единиц - 12); монтажник СТС и О 4 разряда отдела производства (количество штатных единиц - 14), токарь 4 разряда отдела производства (количество штатных единиц - 2); мастер строительно-монтажных работ строительно-монтажного отдела (количество штатных единиц - 7); электрогазосварщик 5 разряда строительно-монтажного отдела (количество штатных единиц - 20; электрогазосварщик 4 разряда строительно-монтажного отдела (количество штатных единиц - 15).
Представленные в материалы дела штатные расписания на 01 января 2012 года, период с 01 января 2013 года по 30 июня 2013 года свидетельствуют о том, что аналогичные должности имелись в организации до утверждения действующего на момент рассмотрения дела штатного расписания, в связи с чем они не являются вновь организованными.
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось ответчиком в судебном заседании, что в установленные действующим законодательством сроки аттестация рабочих мест ЗАО «Центргазстрой» проведена не была. Доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в нарушение действующего законодательства со стороны ответчика имело место бездействие, выразившееся в непроведении аттестации рабочих мест по должностям, указанным в п. 4 Порядка, ответчик, будучи работодателем, ненадлежащим образом исполнял возложенные на него законом обязанности, не обеспечив проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в установленные сроки, не обеспечил право работников ЗАО «Центргазстрой» на безопасные условия труда, а также право на получение информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.
Соблюдение трудового законодательства является обязательным для всех работодателей на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в частности в целях: разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях; контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; оценки профессионального риска; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты… (пункт 3 Порядка).
Таким образом, заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьёй 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание необходимость выполнения ряда мероприятий, предусмотренных Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в целях реального исполнения судебного акта, суд считает указанный истцом срок выполнения мероприятий – до 31 января 2014 года, разумным и достаточным. Представителем ответчика возражений относительно срока проведения аттестации рабочих мест не представлено.
В соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, исходя из требований статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации - в размере *** рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского административного округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Центргазстрой» об устранении нарушений законодательства об охране труда - удовлетворить.
Признать бездействие закрытого акционерного общества «Центргазстрой» по аттестации рабочих мест незаконным.
Обязать закрытое акционерное общество «Центргазстрой» в срок до 31 января 2014 года провести аттестацию рабочих мест по условиям труда по должностям:
- Административное отделение имущественно-хозяйственный отдел: водитель-экспедитор (количество штатных единиц - 12); машинист экскаватора (количество штатных единиц 4), электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда (количество штатных единиц 1,5); энергетик (количество штатных единиц - 0,5); сторож (количество штатных единиц - 3); уборщица (количество штатных единиц - 1);
- Производственное отделение: кладовщик склада отдела обеспечения и логистики (количество штатных единиц -3); машинист башенного крана отдела обеспечения и логистики (количество штатных единиц - 1); стропальщик-грузчик отдела обеспечения и логистики (количество штатных единиц - 4); мастер производства отдела производства (количество штатных единиц -3), монтажник СТС и О 3 разряда отдела производства (количество штатных единиц - 12); монтажник СТС и О 4 разряда отдела производства (количество штатных единиц - 14), токарь 4 разряда отдела производства (количество штатных единиц - 2); мастер строительно-монтажных работ строительно-монтажного отдела (количество штатных единиц - 7); электрогазосварщик 5 разряда строительно-монтажного отдела (количество штатных единиц – 20); электрогазосварщик 4 разряда строительно-монтажного отдела (количество штатных единиц - 15).
Взыскать с закрытого акционерного общества «Центргазстрой» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Мурманск в сумме *** рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия.
Судья подпись С.В. Киган