№5-151/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с.Тоцкое 06 декабря 2019 года
Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Градова А.В.,
при секретаре Тихоновой А.В.,
с участием
лица привлекаемого к административной ответственности Соколова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Соколова А. М., <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
18 мая 2019 года около 14 часов 40 минут Соколов А.М., находясь по адресу: <адрес>, не имея специальной лицензии, наличие которой обязательно и предусмотрено частью 2 статьи 18 Федерального закона №171-ФЗ от 22.11.1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении (распитии) алкогольной продукции» осуществил розничную продажу 1 пластиковой бутылки объемом 0,5 литра со спиртосодержащей жидкостью с объемной долей этилового спирта 36% по цене 100 рублей.
В судебном заседании Соколов А.М. вину в совершении инкриминируемого ему правонарушения признал полностью и показал, что 18 мая 2019 года он находился дома и в обеденное время распивал спиртное. В это время к нему пришла ФИО1, которая попросила дать ей опохмелится. Он согласился и предложил ей купить имеющееся у него спиртное за 100 рублей, на что она согласилась. После ее ухода к нему пришел сотрудник полиции.
Исследовав материалы дела, заслушав Соколова А.М., суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ административным правонарушением признается розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по договору розничной купли-продажи), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В силу абз.10 п.2 ст.18 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее по тексту постановления – Федеральный закон №171-ФЗ) розничная продажа алкогольной продукции является одним из видов деятельности, на осуществление которой выдается лицензия.
Согласно ст.16 Федерального закона №171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Как следует из ст.2 Федерального закона №171-ФЗ спиртосодержащая продукция - пищевая или непищевая продукция, спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции. Спиртосодержащая пищевая продукция - пищевая продукция, в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 0,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.26 Федерального закона №171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются поставки, розничная продажа алкогольной продукции и (или) произведенной в домашних условиях продукции, содержащей этиловый спирт, физическими лицами, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно заключению эксперта экспертно-криминалистического центра УМВД России по Оренбургской области №Э/2-762 от 08 июля 2019 года жидкость представленная на экспертизу является спиртсодержащей жидкостью с объемной долей этилового спирта 36%.
В соответствии с протоколом об административном правонарушении 56 АА 365757 от 23 октября 2019 года действия Соколова А.М. квалифицированы должностным лицом по ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ.
Между тем должностным лицом не учтено, что согласно вышеуказанному заключению эксперта представленная жидкость является спиртосодержащей, при этом экспертом не указано, является ли данная жидкость алкогольной или спиртосодержащей пищевой продукцией.
В соответствии с приведенным в ст.2 Федерального закона №171-ФЗ понятием «спиртосодержащая продукция» к таковой относится как пищевая, так и непищевая продукция.
В то же время, обязательным условием для привлечения лица к административной ответственности по ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ является продажа им алкогольной продукции, которая согласно статье 2 Федерального закона №171-ФЗ является пищевой продукцией, или спиртосодержащей пищевой продукции.
Указание в заключении эксперта на то, что жидкость является спиртосодержащей, без определения, пищевая она или непищевая, является недостаточным для квалификации действий Соколова А.М. по ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ.
Кроме того, в силу ст. ст. 8, 11 Федерального закона № 171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий. Организации, осуществляющие производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и использующие в указанных целях основное технологическое оборудование, изготовленное как на территории Российской Федерации, так и за пределами ее территории, обязаны иметь на указанное оборудование сертификат соответствия и положительное заключение государственной экологической экспертизы, выданные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса.
Следовательно, незаконная продажа Соколовым А.М. 1 бутылки со спиртосодержащей жидкостью крепостью 36% гражданке ФИО1, имевшая место 18 мая 2019 года около 14 часов 30 минут по адресу: <адрес>, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.2 КоАП РФ.
С учетом вышеизложенного оснований полагать, что 18 мая 2019 года Соколов А.М. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ, не имеется.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Санкция ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ для лиц, совершивших административное правонарушение, предусмотренное этой нормой влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции, тогда как санкция ст.14.2 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
Таким образом, переквалификация действий Соколова А.М. с ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ на ст.14.2 КоАП РФ не повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В то же время составы административных правонарушений, предусмотренные ч.1 ст.14.17.1 и ст.14.2 КоАП РФ, имеют единый родовой объект посягательства.
Вина Соколова А.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.2 КоАП РФ полностью подтверждается его объяснениями, согласно которым он признал факт реализации спиртосодержащей продукции без специальной лицензии, а также рапортом ОД ОМВД РФ по Тоцкому району от 18 мая 2019 года, протоколом об административном правонарушении 56 АА 365757 от 23 октября 2019 года, протоколом осмотра помещения и территории от 18 мая 2019 года, объяснениями ФИО1, заключением эксперта №Э/2-762 от 18 июля 2019 года, которые будучи оценены судом по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности полностью подтверждают вину Соколова А.М. в незаконной продаже товаров, свободная реализация которых запрещена законодательством, и квалифицирует его действия по ст.14.2 КоАП РФ - незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса.
При определении меры наказания, суд учитывает личность правонарушителя. Соколов А.М. имеет постоянное место жительства, не работает, ранее не привлекался за совершение однородных административных правонарушений, является инвалидом 3 группы.
Обстоятельством, смягчающим наказание Соколова А.М. в соответствии со ст.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу является чистосердечное признание своей вины и раскаяние в содеянном.
Обстоятельств, отягчающих наказание Соколова А.М. в соответствии со ст.4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом не установлено.
По делу, в качестве вещественного доказательства приобщен, изъятая 18 мая 2019 года пластиковая бутылки со спиртосодержащей жидкостью, являющейся предметом совершения административного правонарушения, которые подлежат конфискации.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 25 Федерального закона РФ от 22.11.1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» конфискованная алкогольная продукция после вступления постановления в законную силу подлежит уничтожению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9 – 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 14.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1500 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ 0,5 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ 0,5 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░ 40101810200000010010, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░) ░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ 5649003130, ░░░ 045354001, ░░░ 18811640000016020140, ░░░░░ 53652449, ░░░ 564901001, ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ 18880456190003657578.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ 20.25 ░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ 32.2 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░