Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-71/2016 ~ М-32/2016 от 15.01.2016

    Дело

                                                      РЕШЕНИЕ

                                       Именем Российской Федерации

    24 марта 2016года                                                                                          п.Экимчан

    Селемджинский районный суд Амурской области в составе председательствующего по делу судьи Иванкиной А.Г., при секретаре Прокопенко Н.А.    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному казенному Учреждению Амурской области Управлению социальной защиты населения по Селемджинскому району, Правительству Амурской области, Министерству финансов Амурской области, Министерству социальной защиты    населения Амурской области о возложении обязанности на Государственное казенное Учреждение Амурской области Управление социальной защиты населения по Селемджинскому району произвести выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>. за счет средств областного бюджета и взыскании судебных расходов.

                                                      УСТАНОВИЛ:

      Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному казенному Учреждению Амурской области Управлению социальной защиты населения по Селемджинскому району, Правительству Амурской области, Министерству финансов Амурской области, Министерству социальной защиты    населения Амурской области о возложении обязанности на Государственное казенное Учреждение Амурской области Управление социальной защиты населения по Селемджинскому района произвести выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>. за счет средств областного бюджета и взыскании судебных расходов, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Сбербанк России» предоставил ей ипотечный кредит по программе «Приобретение готового жилья» в сумме <данные изъяты> процентов годовых на приобретение объекта недвижимости, квартиры однокомнатной общей площадью 30,3 кв., в т.ч. жилой площадью 16,7 кв.м., расположенной по адресу: 675000, <адрес>, на срок 84 (восемьдесят четыре) месяца, считая с даты его фактического предоставления.

На основании данной программы она обратилась в Государственное казённое учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по Селемджинскому району по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, где Государственное казённое учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по Селемджинскому району по результатам рассмотрения предоставленных документов и сведений, содержащихся в них, решило: принять к компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно поданным заявлениям за период с августа 2013 г. по июнь 2014 г. имеется задолженность по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>), в связи с тем, что у Министерства социальной защиты населения в настоящее время нет средств на счёте.

Просит суд возложить обязанность на Государственное казённое учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по Селемджинскому району произвести ей выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> копеек) за счёт средств областного бюджета.

     В судебное заседание истец ФИО1, представитель ответчика ГКУ АО Управления социальной защиты населения по Селемджинскому району, а также привлеченные для участия по данному гражданскому делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца ФИО4 и ФИО2. не явились, которые о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом и просили суд рассмотреть дело в их отсутствие, в судебное заседание также не явились представители ответчиков Министерства финансов Амурской области, Министерства социальной защиты населения Амурской области и Правительства Амурской области, которые о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, поэтому, суд руководствуясь нормами ст.167 ч.4, ч.5 ГПК РФ находит возможным рассмотрение данного гражданского дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих по делу

      Согласно поступивших в письменном виде возражений, ответчик Государственное Казенное Учреждение Амурской области Управления    социальной защиты населения по Селемджинскому району не согласен    с заявленными исковыми требованиями истца ФИО1по следующим основаниям.

      Механизм предоставления социальных выплат, указанных в исковом заявлении, установлен Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение).

     Положение утверждено в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ , затем (в связи с признанием утратившим силу постановления Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ ) — в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», предусмотренной государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ .

     В соответствии с Порядком принятия решений о разработке государственных программ Амурской области, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», утвержденным постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ , подпрограмма государственной программы - это основная часть государственной программы, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на решение отдельных задач государственной программы, взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам.

     Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств Амурской области осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.

     В силу части 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ утверждается законом о бюджете по соответствующей каждой целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Субъекта Российской Федерации.

     Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержден закрытый перечень видов бюджетных ассигнований, а именно: оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного (муниципального) долга; исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

      В рамках бюджетных правоотношений любая выплата гражданам может быть осуществлена только в виде бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения.

      Статьей 74.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.

       Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств.

           Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации к публичным нормативным обязательствам отнесены публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации.

Согласно пунктам 4, 6 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) программ и не программных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп) видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами видов расходов являются группы «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»: подгруппа «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам»; подгруппа «Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат»; подгруппа «Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера»; подгруппа «Стипендии»; подгруппа «Премии и гранты»; подгруппа «Иные выплаты населению».

Согласно Законам Амурской области от 17.12.2012 № 123-03 «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» и от 16.12.2013 № 298-03 «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» расходы областного бюджета на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков не отнесены к подгруппе «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам».

Утвержденные постановлениями Правительства Амурской области государственные программы не содержат размер публичного обязательства (и порядок его индексации) перед физическим лицом, подлежащий исполнению в денежной форме.

Соответственно, указанные выше обязательства на социальное обеспечение населения возникли не в результате принятия публичных нормативных обязательств, и указанные обязательства подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год.

В соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2013 год, согласно приложения к Закону Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», объем бюджетных ассигнований на выплату компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» составил <данные изъяты> тыс. руб.

В соответствии с распределением бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам и не программным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, согласно приложению к Закону Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» на 2014 год расходы по основному мероприятию «Оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по Уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» составили <данные изъяты> тыс.

Бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренные законами Амурской области об областном бюджете в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, в размере <данные изъяты> тыс. рублей (2013 год) и <данные изъяты> тыс. рублей (2014 год) были выделены в полном объеме министерством социальной защиты населения Амурской области государственным казенным учреждениям Амурской области - управлениям социальной защиты Населения по городским округам и муниципальным районам области.

Пунктом 10 Положения установлено, что выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.

В связи с тем, что запланированные бюджетные обязательства области по реализации программных мероприятий «Компенсация части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» исполнены в 2013 - 2014 годах в полном объеме, правовые основания удовлетворения заявленных истцом требований отсутствуют.

В соответствии с пунктом 8" Положения, предоставление компенсации гражданам производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований Положения.

Считают, что в случае удовлетворения судом заявленных истцом требований, вынесенное судом решение будет затрагивать права иных граждан, которые обратились в ГКУ УСЗН раньше истца с заявлениями о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору.

В соответствии с Законом Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ З «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» в 2015 году на выплаты компенсаций части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, по заявлениям которых приняты решения о принятии расходов к компенсации, предусмотрено <данные изъяты> тыс. рублей, которые в установленном порядке (по очередности подачи заявления) распределены между гражданами - получателями указанной меры социальной поддержки.

          На основании выше изложенного, ГКУ УСЗН по Селемджинскому району просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

      Суд, выслушав мнение лиц, участвующих по делу, изучив материалы дела, приходит к следующему.

     В соответствии со ст.45, ст.46 Конституции Российской Федерации    от 12 декабря 1993 года, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

    Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

     Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

      Как следует из представленных материалов, механизм предоставления социальных выплат, указанных в исковом заявлении установлен Положением о предоставлении    социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным на строительство или приобретение жилья и компенсации расходов по уплате    процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ .

      Положение утверждено в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013годы» долгосрочной    целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015годы» утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ , которое    согласно Постановления    Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ было признано утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с утверждением Постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020годы».

       В соответствии с п.2 государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020годы», одним из ключевых направлений развития региона является повышение качества жизни населения. В рамках данного направления улучшение жилищной обеспеченности населения занимает одно из основных мест.

Характер социально-экономических преобразований в Российской Федерации, недостаточный объем жилищного строительства, нуждаемость граждан в улучшении жилищных условий, объективно высокая стоимость жилья по сравнению с доходами граждан обуславливают необходимость принятия мер для разрешения обозначенных проблем программно-целевым методом.

Реализация конституционного права граждан на жилище, обеспечение одной из основных потребностей человека - иметь жилье, достойные и доступные условия проживания для себя и своих близких - это одна из фундаментальных задач любого правового государства. Наличие собственного жилья является одной из базовых ценностей человеческого существования, основных его потребностей, обеспечивающей здоровье нации, формирование и сохранение семейных ценностей, стабилизацию и положительное развитие демографической ситуации; это источник уверенности людей в завтрашнем дне и залог стабильности в обществе.

Актуальность решения комплекса проблем в сфере развития жилищного строительства подчеркивается тем, что, несмотря на создание в Российской Федерации основ функционирования рынка жилой недвижимости, приобрести жилье с использованием рыночных механизмов на сегодняшний день способен ограниченный круг семей с уровнем доходов выше среднего. При этом каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии. Общая потребность населения России в жилье составляет 1570 млн. кв. м, и для ее удовлетворения необходимо увеличить жилищный фонд на 46%.

        В соответствии с п.4; Разделом 8 (паспорт подпрограммы); Разделом 8 п.3 государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы», утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, структура государственной программы состоит из десяти подпрограмм, предусматривающих комплекс взаимосвязанных мер, направленных на достижение цели государственной программы, а также на решение наиболее важных текущих и перспективных задач.

       Задачами подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» являются формирование    условий для снижения стоимости жилья, обеспечение    доступности    ипотечных жилищных кредитов для жителей области;

      С 1 января 2015 года завершается реализация мероприятий, связанных с предоставлением государственной поддержки гражданам, получившим кредиты (займы) на приобретение жилья. В связи с этим средства областного бюджета будут направляться гражданам, по заявлениям которых в установленном порядке до 1 января 2015 года были приняты соответствующие решения, в рамках следующих мероприятий:

     - выплата компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, по заявлениям которых приняты решения о принятии расходов к компенсации;

       В силу изложенного, вышеуказанной программой предусмотрено предоставление государственной поддержки    гражданам, получившим кредиты (займы) на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, по заявлениям которых приняты решения о принятии расходов к компенсации, по заявлениям которых приняты решения о предоставлении социальной выплаты в установленном порядке    до 01 января 2015года, к каковым относится истец ФИО1

      Также в ходе судебного разбирательства дела было установлено, что согласно    Постановления Амурской области № 26 от 25 января 2012года было утверждено Положение    о предоставлении социальных выплат    в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами    на строительство    или приобретение жилья и компенсации    расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков,    которое установило условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

Согласно п.9, 10 Положения    о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденного Постановление Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счета для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении.(в ред. постановления Правительства Амурской области от 19.11.2012 N 662)

      Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.

        В силу изложенного, согласно вышеуказанной государственной программе предоставление мер социальной поддержки гражданам, в данном случае     является расходным обязательством Амурской области.

        Выплаты компенсации производятся территориальными управлениями социальной защиты населения за счет средств областного бюджета.

       Также в ходе судебного разбирательства дела было установлено, что согласно

Постановления Правительства Амурской области № 784 от 29 декабря 2014года    в соответствии с государственной программой Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 446, ( Постановление Правительства Амурской области № 26 от 25 января 2012года и Постановление Правительства Амурской области № 20 от 23 января 2012года ) были признаны утратившими силу с 01 января 2015года.

       При этом Постановлением Правительства Амурской области № 784 от 29 декабря 2014года установлено, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлениями Правительства Амурской области, указанными в пункте 1 настоящего постановления, до 1 января 2015 года были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данными постановлениями порядке.

      Из исследованного в ходе судебного разбирательства дела Устава, Государственное Казенное Учреждение Амурской области Управление социальной защиты населения по Селемджинскому району является юридическим лицом, находится в ведомственном подчинении    Министерства социальной защиты населения по Амурской области, которое    осуществляет функции и полномочия его Учредителя. Собственником имущества Учреждения является Амурская область, от имени которой соответствующие полномочия осуществляет    Министерство имущественных отношений области.

       Учреждение создано для достижения целей по обеспечению    социальной поддержки и социального обслуживания граждан отдельных категорий предусмотренных    действующим законодательством Российской Федерации и Амурской области и осуществляет следующие виды деятельности:

- предоставление    социальных выплат и ежемесячных пособий установленных Федеральным и областным законодательством;

- реализация долгосрочных целевых программ в сфере социальной защиты населения Амурской области;

- формирование и ведение областного регистра граждан, имеющих право на получение социальной поддержки.

          Учреждение    может осуществлять в порядке, определенном Правительством    Амурской области, полномочия Отраслевого органа по исполнению публичных нормативных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме и публичных обязательств перед физическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащих исполнению в установленном соответствующим законом иным нормативным правовым актом размере или имеющих установленный указанным законом, актом порядок его определения.

     В ходе судебного разбирательства дела было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Открытым акционерным обществом «Сбербанк России» именуемым в дальнейшем «Кредитор» и « Созаёмщиками» ФИО1, ФИО4 и ФИО2

был заключен кредитный договор , согласно условий которого «Кредитор» предоставил «Заемщикам»    кредит в размере <данные изъяты>. под 14,75%годовых на приобретение объекта недвижимости –квартиры однокомнатной общей площадью 30,3 кв.м. расположенной по адресу: <адрес> на срок 84 месяца, считая с даты его фактического предоставления.

     При этом суд также принимает во внимание то, что стороной ответчика не оспаривается то обстоятельство, что истец ФИО1 имеет право на выплаты компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору

, заключенного между Открытым акционерным обществом «Сбербанк России» » именуемым в дальнейшем «Кредитор» и «Заемщиками» ФИО1, ФИО4 и ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

       В соответствии с п.6 Положения    о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденного Постановление Правительства Амурской области № 26 от 25 января 2012года,

гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.

К заявлению прилагаются:

1) копия документа, удостоверяющего личность гражданина;

2) копия кредитного договора;

3) копия графика платежей (если он предусмотрен условиями кредитного договора);

4) копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение или копия заключенного и зарегистрированного в соответствии с требованиями действующего законодательства договора участия в долевом строительстве жилья или копия сметы на строительство индивидуального жилого дома;

5) справка банка или иной кредитной организации, ипотечного агентства об отсутствии у заемщика просроченной задолженности по уплате процентов и основного долга по кредитному договору за каждый месяц;

6) копии документов, подтверждающие факт уплаты процентов и основного долга за каждый месяц;

Вместе с заявлением гражданином по собственной инициативе могут быть представлены в ГКУ УСЗН следующие документы:

а) справка органа местного самоуправления по месту регистрации гражданина, подтверждающая, что гражданин не являлся получателем мер социальной поддержки, указанных в пункте 3 настоящего Положения, предоставляемых органом местного самоуправления;

б) справка ГКУ УСЗН по месту жительства о предоставлении (не предоставлении) компенсации (при наличии у граждан одновременно регистрации по месту жительства и по месту пребывания).

Из исследованного в ходе судебного разбирательства дела личного дела

в отношении ФИО1 по компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, представленного суду ответчиком, установлено, что истец ФИО1 обратилась к ответчику и представила перечень необходимых документов, предусмотренных п.6 Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденного Постановление Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ.

       Также в личном деле истца ФИО1 имеются письменные заявления ФИО2 и ФИО4, адресованных в адрес ответчика ГКУ Управления социальной защиты населения по Селемджинскому району о том, что    они отказываются    получать компенсацию за счет средств областного бюджета части расходов по уплате процентов по кредиту, предоставленному ОАО «Сбербанк России» на покупку жилья по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ .

    Согласно Решению Государственного казенного Учреждения Амурской области Управления социальной защиты населения по Селемджинскому району    от ДД.ММ.ГГГГ , по результатам рассмотрения представленных документов истцу ФИО6 была предоставлена социальная выплата в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному на    приобретение жилья    по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ .

       В силу изложенного в ходе судебного разбирательства дела установлено и не оспаривается сторонами, что истец ФИО1 на момент подачи заявления соответствовала и в настоящее время соответствует условиям    действия долгосрочной целевой    программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015годы» утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ , которое    согласно Постановления    Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ было признано утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с утверждением Постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020годы».

     При этом согласно Постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлениями Правительства Амурской области, указанными в пункте 1 настоящего постановления, до ДД.ММ.ГГГГ были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данными постановлениями порядке.

     В силу изложенного, истец ФИО1 вправе рассчитывать на получение социальных выплат в виде компенсации расходов по оплате процентов по ипотечному кредиту предусмотренных в целях реализации вышеуказанной долгосрочной целевой    программы.

    Также в ходе судебного разбирательства дела было установлено и не оспаривается стороной ответчика, что в период с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ выплаты в счет компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ со стороны ответчика Государственного Казенного Учреждения Амурской области Управления социальной защиты населения    по Селемджинскому району не производились, в результате чего образовалась задолженность по вышеуказанным выплатам в    сумме

<данные изъяты>.

      Данное обстоятельство подтверждается представленной суду со стороны ответчика Государственного Казенного Учреждения Амурской области Управления социальной защиты населения по <адрес> справкой от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которой    ФИО1 являлась участником подпрограммы «Развитие    ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012-2013гг.» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой, ей в соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов» с ДД.ММ.ГГГГ по июня 2014года была назначена социальная выплата в виде компенсации расходов по уплате    процентов по ипотечным кредитам или займам    по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ОАО «Сбербанк России»

      По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность по социальной выплате в виде компенсации расходов по уплате процентов по      вышеуказанному кредитному договору составляет <данные изъяты>. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

      Имеющаяся задолженность по социальной выплате перед истицей в виде компенсации расходов по уплате процентов по вышеуказанному     кредитному договору также подтверждается представленными суду со стороны ответчика Государственного Казенного Учреждения Амурской области Управления социальной защиты населения по Селемджинскому району Распоряжениями, вынесенными ответчиком на основании    поступивших письменных заявлений от истца в адрес ответчика об имеющейся задолженности по предоставлению социальной выплаты    в виде компенсации расходов    по уплате процентов по    вышеуказанному кредитному договору, полученному на приобретение жилья на территории Амурской области за счет средств областного бюджета:

    - Распоряжением Государственного Казенного Учреждения    Амурской области Управления социальной защиты населения по Селемджинскому району от ДД.ММ.ГГГГ    о назначении    истцу ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ компенсации части расходов    по уплате процентов    по ипотечному кредиту, полученному на приобретение жилья за счет средств областного бюджета по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, в размере 54 374,46руб.

в соответствии    с Постановлением Правительства Амурской области

от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков,    на основании    представленных со стороны истца документов и письменного заявления    о предоставлении социальной выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по вышеуказанному кредитному договору;

    - Распоряжением Государственного Казенного Учреждения    Амурской области Управления социальной защиты населения по Селемджинскому району от

ДД.ММ.ГГГГ    о назначении    истцу ФИО1    с ДД.ММ.ГГГГ компенсации части расходов    по уплате процентов    по ипотечному кредиту, полученному на приобретение жилья за счет средств областного бюджета по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, в размере <данные изъяты>.

в соответствии    с Постановлением Правительства Амурской области

от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков,    на основании    представленных со стороны истца документов и письменного заявления    о предоставлении социальной выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по вышеуказанному кредитному договору;

    Исследованные в ходе судебного разбирательства дела письменные заявления с приложением документов истца ФИО1 направленные ею в адрес ответчика Государственного казенного Учреждения Амурской области Управления    социальной защиты населения о предоставлении социальной выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по вышеуказанному кредитному договору свидетельствуют о том, что истец ФИО1 в установленные законодательством сроки подтверждала свое намерение и право участвовать в подпрограммах, предоставляя необходимые документы (справки об отсутствии просроченной задолженности и пр.).

      В силу изложенного, сумма заявленных истцом исковых требований соответствует имеющейся задолженности    у ответчика перед истцом по компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному на приобретение жилья за счет средств областного бюджета по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ.

      Отсутствие выплаты денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета Амурской области.

      При этом суд приходит к выводу о том, что отсутствие достаточного финансирования не может являться препятствием к реализации предоставленного заявителю права.

       Доводы ответчика о том, что не имеется    правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований ввиду того, что    запланированные бюджетные    обязательства    области по реализации программных мероприятий по

« компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков»    исполнены в 2013 году и в 2014году в полном объеме и что предоставление отдельным категориям граждан компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору осуществляется не в силу принятых органами    государственной власти публичных нормативных обязательств, а является дополнительной социальной гарантией, предоставление которой осуществляется в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете в текущем году в рамках государственной программы являются несостоятельными.

       Предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти.

        Поскольку государство, включая истца в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым его право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по его социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.

        Согласно разъяснений    Определения    Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -О «По жалобе гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав    положениями статьи 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов « О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления    в Российской Федерации», Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7, часть 1), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), и относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан.

Из этого следует, что федеральный законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, в частности при выборе или изменении формы их предоставления - денежной или натуральной. Однако, внося изменения в содержание мер социальной защиты, в том числе направленные на ее сужение, он должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2, Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки.

      В силу изложенного не должны ущемляться права граждан, которые уже     являются

участниками данных программ.

     О нормативном характере подпрограммы свидетельствуют положения, определяющие условия участия граждан в долгосрочной целевой программе «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015годы» утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ , затем (в связи    с признанием утратившим силу    Постановления Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ ) - в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования    в Амурской области», предусмотренной    государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020годы», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ .

        Доводы ответчика ГКУ АО Управления социальной защиты населения    по Селемджинскому району о том, что бюджетные ассигнования для исполнения бюджетных обязательств в 2013году и в 2014году были выделены в полном объеме Министерством социальной защиты населения Амурской области    Государственным казенным Учреждениям Амурской области - Управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области, подтверждают частичное выполнение принятых на себя обязательств по компенсации части расходов по уплате    по ипотечным кредитам (займам) и право истца на получение указанной выплаты.

      В силу изложенного, отсутствие бюджетных ассигнований не может служить основанием для неисполнения обязательств государственного органа перед гражданином по погашению задолженности, образовавшейся в период действия указанной программы.

     Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно подтвержденной в ряде принятых судебных постановлениях, соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-0).

       По вышеуказанным основаниям, судом также не могут быть приняты во внимание доводы ответчика о том, что    в случае    удовлетворения заявленных исковых требований истца, вынесенное судом Решение будет затрагивать права иных граждан, которые обратились в Государственное казенное Учреждение Управление социальной защиты населения по Селемджинскому району раньше истца с заявлениями о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору.

     Кроме того, в соответствии с законом Амурской области «Об областном бюджете на 2016год» расходы по мероприятию «Оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, по заявлениям которых приняты решения о принятии расходов к компенсации составили <данные изъяты> тыс.руб.

     Согласно подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области «Обеспечение    доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2015гг.» на реализацию мероприятия «Оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области и расходы по уплате процентов по ипотечным кредитам гражданам, пострадавшим от действий( бездействия) застройщиков, по заявлениям которых приняты решения о принятии расходов к компенсации    предусмотрена сумма в размере <данные изъяты> тыс. руб.

     Таким образом суд находит заявленные исковые требования истца

ФИО1 подлежащими удовлетворению и с учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным суд считает необходимым возложить на Государственное казенное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по Селемджинскому району обязанность произвести истцу ФИО1 выплаты компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>., за счет средств областного бюджета.

       Суд также считает необходимым, уплаченную истцом государственную пошлину в сумме 300руб., взыскать с ответчика в ее пользу.

      В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

     В силу изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                       РЕШИЛ:

     Заявленные исковые требования ФИО1 к Государственному казенному Учреждению Амурской области Управлению социальной защиты населения по Селемджинскому району, Правительству Амурской области, Министерству финансов Амурской области, Министерству социальной защиты    населения Амурской области о возложении обязанности на Государственное казенное Учреждение Амурской области Управление социальной защиты населения по Селемджинскому района произвести выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> <данные изъяты>. за счет средств областного бюджета

- удовлетворить.

    Возложить обязанность на Государственное Казенное Учреждение Амурской области     Управление социальной защиты населения по Селемджинскому району осуществить выплаты в пользу ФИО1 компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>,66руб. за счет средств областного бюджета

    Взыскать с Государственного казенного Учреждения Амурской области Управления социальной защиты населения по Селемджинскому району    в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме 300руб. (триста)руб.

      На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Селемджинский районный суд    в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

     Председательствующий                                                                             А.Г.Иванкина

                                                                                        Мотивированное решение суда

                                                                                        изготовлено 28 марта 2016года

                                       Председательствующий                                            А.Г.Иванкина

2-71/2016 ~ М-32/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Тимофеева Елена Анатольевна
Ответчики
ГКУ АО УСЗН по Селемджинскому району
Другие
правительство Амурской области
Министерство социальной защиты населения
Тимофеева Светлана Анатольевна
Министерство финансов Амурской области
Суд
Селемджинский районный суд Амурской области
Дело на сайте суда
selemdginskiy--amr.sudrf.ru
15.01.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2016Передача материалов судье
19.01.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.01.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2016Судебное заседание
28.03.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее