Решение по делу № 33а-17693/2019 от 26.06.2019

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-17693/2019

Судья: Черкасова Л.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург 29 июля 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего

Стаховой Т.М.

судей

Бутковой Н.А., Головкиной Л.А.

при секретаре

Зимиревой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1833/2019 с апелляционной жалобой представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Санкт-Петербургу на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 8 апреля 2019 года по административному иску Борисова А. В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Санкт-Петербургу о признании незаконным решение об отказе в предоставлении информации.

Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Санкт-Петербургу – Пыжьяновой М.С., представителя административного истца – Борисова Н.В., Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Борисов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Санкт-Петербургу (далее – МИФНС России № 2 по Санкт-Петербургу) об отказе в предоставлении сведений о должнике, обязав административного ответчика предоставить истцу в кратчайшие сроки сведения о движении денежных средств и их остатках по расчетным счетам должника, а так же в дальнейшем немедленно представлять всем гражданам сведения, предусмотренные Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон «Об исполнительном производстве»), в том числе о количестве и движении денежных средств на счетах должников по исполнительным производствам.

В обоснование административного иска указал, что Пушкинским районным судом Санкт-Петербурга ему выдан исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника ООО «Строительная компания «Дальпитерстрой».

19 октября 2018 года Борисов А.В. в лице своего представителя – Борисова Н.В., действующего на основании доверенности, обратился в МИФНС России № 2 по Санкт-Петербургу с заявлением о предоставлении налоговым органом сведений о должнике, а именно: о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, а также иной информации, которой располагает налоговая служба и которая в соответствии с законом может быть предоставлена взыскателю за период 2017-2018 годов.

В ответ на указанное обращение Борисову А.В. предоставлены сведения об открытых банковских счетах ООО «Строительная компания «Дальпитерстрой», наименованиях и месте нахождения банков, в которых находятся данные счета, однако письмом от 15 ноября 2018 года № 03-09-04/25295 отказано в предоставлении информации о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте на расчетных счетах.

Не согласившись с данным отказом в предоставлении информации, представитель истца 22 ноября 2018 года обратился в Управление ФНС по Санкт-Петербургу, которое в письме от 10 декабря 2018 года № 07-09/769870 подтвердило законность действий Инспекции.

Полагая, что действия налогового органа нарушают положения ст. 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве», устанавливающей обязанность налогового органа предоставлять такие сведения, и что налоговый орган вправе и обязан запросить у банков сведения о движении денежных средств и их остатках на расчетных счетах должника, чтобы предоставить данные сведения по обращению взыскателя, Борисов А.В. обратился с настоящим административным иском в суд.

Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 8 апреля 2019 года административный иск удовлетворен, решение МФНС России № 2 по Санкт-Петербургу, изложенное в письме от 15 ноября 2018 года № 03-09-04/25295 об отказе в предоставлении информации, признано незаконным. На административного ответчика возложена обязанность предоставить Борисову А.В. сведения о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте по расчетным счетам ООО «Строительная компания «Дальпитерстрой». Также с МИФНС России № 2 по Санкт-Петербургу в пользу Борисова А.В. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В апелляционной жалобе пр6едставитель административного ответчика просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения административного дела.

В суде апелляционной инстанции представитель МИФНС России № 2 по Санкт-Петербургу на удовлетворении апелляционной жалобы настаивала.

Представитель административного истца – Борисов Н.В., полагая решение суда законным и обоснованным, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Административный истец Борисов А.В. в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, доказательств уважительности причин неявки не представил и не ходатайствовал об отложении судебного разбирательства.

В соответствии с ч. 6 ст. 226, ч.1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в ответ на поданное представителем Борисова А.В. 18 октября 2018 года заявление (вх. № 49641) о предоставлении сведений о должнике, налоговым органом в рамках предоставленных полномочий 26 октября 2018 года представителю истца выдан ответ по форме 9 «Сведения об открытых банковских счетах юл/фл», подготовленный по данным информационного ресурса за подписью исполняющего обязанности начальника инспекции.

В дополнение налоговый орган направил представителю заявителя письмо № 03-09-04/25295 от 15 ноября 2018 года, содержащее мотивированный отказ в предоставлении сведений о движении денежных средств в рублях и иностранной валюте.

Инспекция указала, что налоговые органы обладают информацией о наименовании и местонахождении банков, а также номерах счетов открытых налогоплательщику в силу исполнения банками установленной п. 1 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности по представлению такой информации в налоговые органы. При этом обладателем информации о количестве и движении денежных средств на счетах налогоплательщика является банк. Основания для истребования налоговым органом информации о количестве и движении денежных средств на счетах налогоплательщика установлены п. 2 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации, перечень которых является закрытым и не содержит указание на возможность подобного истребования на основании поступившего запроса взыскателя.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у налогового органа установленной ст. 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве» обязанности для предоставления взыскателю истребуемых сведений о счетах должника, а также наличии обязанности запросить у банков сведения о движении денежных средств и их остатках на расчетных счетах должника, чтобы представить данные сведения по обращению взыскателя, в связи с чем, удовлетворил требования административного иска.

Судебная коллегия полагает выводы суда основанными на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.

Согласно части 8 статьи 69 названного Федерального закона при отсутствии сведений о наличии у должника имущества судебный пристав-исполнитель вправе запросить эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности.

Этой же нормой предусмотрено, что взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.

В силу части 9 статьи 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве» у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены следующие сведения об имущественном положении должника: о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте; об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.

Налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации представляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса (статья 15, часть 10 статьи 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

ФНС России в соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506 осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), а также обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РОФ по денежным обязательствам.

Налоговые органы не являются держателями информации об операциях на счетах налогоплательщика. В соответствии с положениями ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия налоговых органов по истребованию выписок по счетам налогоплательщиков закреплены:

1) пунктами 2 и 4 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации - при осуществлении функций контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах;

2) пунктом 8 статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» - при осуществлении функции контроля в отношении организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся банковскими платежными агентами (субагентами);

3) пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» - при осуществлении функции контроля по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов;

4) пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» - при осуществлении функции контроля за соблюдением законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, а также за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Из изложенного следует, что по запросу взыскателя по исполнительному листу (с неистекшим сроком предъявления к исполнению), налоговый орган обязан предоставить информацию о номерах счетов должника, открытых в банках.

В свою очередь, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц отнесено к банковским операциям (пункт 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Таким образом, предусмотренная пунктом 2 части 9 статьи 69 возможность истребования у банков и иных кредитных организаций сведения о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте по счетам должника, отнесена к полномочиям судебного пристава-исполнителя, реализуемым в соответствии с частью 8 названной статьи с разрешения старшего судебного пристава или его заместителя, данного в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного старшим судебным приставом или его заместителем усиленной квалифицированной электронной подписью.

Аналогичные разъяснения содержатся письме ФНС России от 11 июня 2009 года № МН-226/469@ (с учетом изменений, внесенных письмом от 26 марта 2010 года № МН-22-6/221@), в соответствии с которыми, при обращении в налоговые органы взыскателя с запросом о получении информации о счетах должника с одновременным предъявлением подлинника или заверенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии исполнительного листа с не истекшим сроком предъявления к исполнению взыскателю в течение семи дней со дня получения указанного запроса представляется информация о наименовании, основном государственном регистрационном номере ОГРН) и месте нахождения банка, в котором открыты счет должника, а также о номерах этих счетов.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для предоставления Борисову А.В. сведений о движении денежных средств в рублях и иностранной валюте по счетам ООО «Строительная компания «Дальпитерстрой», у МИФНС России № 2 по Санкт-Петербургу не возникло, в связи с чем административному истцу законно и обоснованно письмом № 03-09-04/25295 от 15 ноября 2018 года отказано в предоставлении указанных сведений.

С учетом изложенного, решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 8 апреля 2019 года подлежит отмене как постановленное при неправильном применении норм материального права, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь п. 2 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 8 апреля 2019 года отменить.

В удовлетворении административного иска отказать.

Председательствующий:

Судьи:

33а-17693/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Борисов Александр Васильевич
Ответчики
МИФНС №2 по Санкет-Петербургу
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Судья
Стахова Татьяна Михайловна
Дело на странице суда
sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru
29.07.2019Судебное заседание
17.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2019Передано в экспедицию
29.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее