Дело № 2-2702/2015 Копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Павлово 08 сентября 2015 года
Судья Павловского городского суда Нижегородской области Жилкин А.В.,
при секретаре Карповой А.П.,
с участием заявителя Постникова М.Ю., представителей заявителя жалобы – Есиповского В.А., Тютиной О.А., представителей Территориальной избирательной комиссии Павловского района Нижегородской области, Участковой избирательной комиссии Павловского муниципального района № 1454 Савельевой С.Н. и Царева Н.Ю., прокурора Павловской городской прокуратуры Цикуриной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению кандидата в депутаты городской думы г. Павлово третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 9 Постникова И.Ю. о признании незаконными действий Территориальной избирательной комиссии Павловского муниципального района Нижегородской области, Участковой избирательной комиссии Павловского муниципального района Нижегородской области № 1454 и указанной участковой избирательной комиссии, бездействия Председателя территориальной избирательной комиссии Павловского муниципального района Нижегородской области Романова С.А., Председателя Участковой избирательной комиссии Павловского муниципального района Нижегородской области № 1454 Поповой А.М., выразившиеся в не оповещении кандидата в депутаты о проведении получения и передаче бюллетеней изготовленных полиграфической организаций,
У С Т А Н О В И Л:
Кандидат в депутаты городской Думы г. Павлово Павловского района Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 9 Постников М.Ю. обратился в суд с указанным заявлением.
В обоснование заявленных требований Постников М.Ю. указал, что 02 сентября 2015 года территориальная избирательная комиссия совместно с участковыми комиссиями начала проведение досрочных выборов в депутаты городской думы г. Павлово третьего созыва.
В соответствии с пунктом 11 ст. 63 № 67-ФЗ избирательная комиссия, осуществившая закупку бюллетеней, обязана не позднее, чем за два дня до получения ею бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи бюллетеней членам этой комиссии, уничтожения бюллетеней. Любой член данной комиссии, любой кандидат, фамилия которого внесена в бюллетень вправе подписать акты, указанные в настоящем пункте.
В соответствии с пунктом 12 ст. 63 № 67-ФЗ избирательная комиссия, осуществившая закупку бюллетеней, после передачи ей бюллетеней полиграфической организацией передает их по акту непосредственно нижестоящим комиссиям в срок, установленный организующей выборы комиссией, на основании своего решения о распределении бюллетеней. Непосредственно нижестоящие комиссии передают бюллетени в таком же порядке нижестоящим комиссиям, включая участковые комиссии. О передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии составляется в двух экземплярах акт, в котором указываются дата и время его составления, а также число передаваемых бюллетеней.
В соответствии с пунктом 13 ст. 63 № 67-ФЗ передача бюллетеней участковым комиссиям осуществляется не позднее, чем за один день до дня голосования (в том числе досрочного голосования). При передаче бюллетеней участковым комиссиям производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами комиссии, осуществляющей передачу бюллетеней, о чем составляется акт.
В соответствии с пунктом 14 ст. 63 № 67-ФЗ при передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии, их выбраковке и уничтожении вправе присутствовать члены этих комиссий, кандидаты, указанные в пункте 11 настоящей статьи, или их представители. Оповещение перечисленных лиц о месте и времени передачи бюллетеней осуществляется соответствующей комиссией, которая также обязана предоставить возможность каждому указанному в пункте 11 настоящей статьи кандидату или не менее чем одному его представителю присутствовать при передаче бюллетеней. При этом любое из перечисленных лиц вправе подписать акты, составляемые при передаче бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении (если таковые производятся).
Учитывая начавшиеся выборы, заявитель считает, что мероприятия по получению бюллетеней из полиграфической организации их распределение и передача по участковым избирательным комиссиям произведены.
Однако, в нарушение указанных норм действующего законодательства, заявитель, являясь кандидатом в депутаты, внесенным в избирательный бюллетень, не был оповещен о проведении данных мероприятий и тем самым считает, что его избирательные права по контролю за данными процессами избирательной компании были нарушены.
В соответствии со статьей 75 № 67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан могут быть обжалованы в суд.
Аналогичное право закреплено в ст. 259 ГПК РФ, а именно избиратели, кандидаты и их доверенные лица, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
На основании изложенного Постников М.Ю. просит суд: Признать незаконными действия территориальной избирательной комиссии Павловского муниципального района и указанной участковой избирательной комиссии в проведении получения и передаче бюллетеней изготовленных полиграфической организацией без оповещения заявителя, как кандидата в депутаты. Признать незаконными бездействие Председателя территориальной избирательной комиссии Павловского муниципального района и председателя указанной участковой избирательной комиссии выразившееся в не организации оповещения заявителя, как кандидата в депутаты, о проведении получения и передаче бюллетеней изготовленных полиграфической организацией.
В ходе судебного заседания от Постникова М.Ю. поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором он просит признать незаконным бездействие территориальной избирательной комиссии по не оповещению заявителя о дате времени и месте передачи бюллетеней от полиграфической организации к ТИК и из ТИК в УИК. Обязать ТИК и УИК произвести перерасчет бюллетеней, находящихся в УИК и в ТИК без нарушения тайны голосования, без вскрытия конвертов по проголосовавшим бюллетеням в свободное от досрочного голосования время.
В судебном заседании заявитель Постников М.Ю., и его представители – Есиповский В.А., Тютина О.А. поддержали заявленные требования с учетом уточнений, дав пояснения аналогичные изложенным в заявлении.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Павловского муниципального района Нижегородской области и Участковой избирательной комиссии Павловского муниципального района Нижегородской области № 1454 – Савельева С.Н., действующая на основании доверенностей, представила в суд письменный отзыв с возражениями на заявление кандидата в депутаты Постникова М.Ю., пояснив суду, что с заявлением Постникова М.Ю., комиссии ТИК и УИК не согласны, по следующим основаниям.
В соответствии с постановлением избирательной комиссии Нижегородской области от 03.11.2006 года № 802 «О возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования города Павлова на территориальную избирательную комиссию Павловского района» полномочия избирательной комиссии г. Павлово возложены на территориальную избирательную комиссию Павловского района.
Решением территориальной избирательной комиссии от 07.07.2015 года № 2 «О совмещении полномочий избирательных комиссий Павловского района» были совмещены полномочия избирательной комиссии муниципального образования г. Павлово с полномочиями окружных избирательных комиссий, по выборам депутатов городской Думы город Павлово Павловского района Нижегородской области третьего созыва, избирательных округов № 1-20.
Пункт 13 ст. 62 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 года № 108-3 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области" (аналогичная норма содержится в п. «и» ст. 63 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") предусматривает что, изготовленные полиграфической организацией бюллетени передаются членам комиссии с правом решающего голоса, осуществившей закупку бюллетеней, по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых бюллетеней. После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем контракту, работники полиграфической организации уничтожают лишние бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт. Комиссия, осуществившая закупку бюллетеней, обязана не позднее, чем за два дня до получения ею бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи бюллетеней членам этой комиссии, уничтожения бюллетеней. Любой член данной комиссии, любой кандидат, фамилия которого внесена в бюллетень (за исключением кандидатов, фамилии которых указаны в составе списка кандидатов), либо представитель такого кандидата, представитель любого избирательного объединения, наименование которого указано в бюллетене, вправе подписать акты, указанные в настоящей части.
Данная норма закона не предусматривает обязанности комиссии оповещать кандидатов о передаче полиграфической организацией изготовленных бюллетеней членам комиссии с правом решающего голоса.
В соответствии с процедурой ТИК 13.08.2015 года за № 260 было принято решение «Об утверждении Порядка изготовления и доставки избирательных бюллетеней», 24.08.2015 года № 371 было принято решение о месте и времени передачи бюллетеней от полиграфической организации (ООО «Техмаш»).
Бюллетени были переданы по акту от 28.08.2015 года членам комиссии с правом решающего голоса (принимал и расписывался в акте Председатель ТИК – Романов С.А.), в присутствии членов ТИК с правом решающего голоса Маяновой С.Б., кандидатов в депутаты: Кусакина О.М. ("Партия Великое Отечество"), Жарков В.Г. (ЛДПР), Шишин В.А. ("Единая Россия"). Приемка-передача от ООО «Техмаш» проходила по адресу: г. Павлово, ул. Кирова, д. 40 в 15 часов 30 минут по московскому времени 28 августа 2015 года.
Учитывая, то закон не предусматривает обязанности комиссии оповещать кандидатов о передаче полиграфической организацией изготовленных бюллетеней, кандидаты сами уточняли в ТИК время и место передачи и соответственно присутствовали.
В соответствии с п. п. 14, 16 ст. 62 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 года № 108-3 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области" (п. 12, 14 ст. 63 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), комиссия, осуществившая закупку бюллетеней, после передачи ей бюллетеней полиграфической организацией передает их по акту непосредственно нижестоящим комиссиям в срок, установленный организующей выборы комиссией на основании своего решения о распределении бюллетеней. Непосредственно нижестоящие комиссии передают бюллетени в таком же порядке нижестоящим комиссиям, включая участковые комиссии. О передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии составляется в двух экземплярах акт, в котором указываются дата и время его составления, а также число передаваемых бюллетеней.
При передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии, их выбраковке и уничтожении вправе присутствовать члены этих комиссий, кандидаты, указанные в части 13 настоящей статьи, или их представители, а также представители избирательных объединений, указанных в части 13 настоящей статьи. Оповещение перечисленных лиц о месте и времени передачи бюллетеней осуществляется соответствующей комиссией, которая также обязана предоставить возможность каждому указанному в части 13 настоящей статьи кандидату или не менее чем одному его представителю, не менее чем одному представителю каждого указанного в части 13 настоящей статьи избирательного объединения присутствовать при передаче бюллетеней. При этом любое из перечисленных лиц вправе подписать акты, составляемые при передаче бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении (если таковые производятся)».
Таким образом, вышеуказанные нормы закона предусматривают оповещение кандидатов при передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии.
ТИК от 07.07.2015 года было принято решение «Об утверждении Календарного плана мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов представительных органов Павловского муниципального района Нижегородской области, назначенных на 13 сентября 2015 года».
В календарном плане в позиции 35 предусмотрена передача избирательных бюллетеней в УИК не позднее, чем за один день до дня голосования (в т.ч. с учетом досрочного голосования – не позднее, чем за один день до начала досрочного голосования). Таким образом, выдача бюллетеней на досрочное голосование была проведена 01.09.2015 года в 16 часов до 20 часов по московскому времени (время работы ТИК).
Календарный план размещен на сайте в сети «Интернет» и на стенде ТИК и находится в свободном доступе. Комиссия считает, что таким образом уведомила всех зарегистрированных кандидатов в депутаты (по состоянию на 01.09.2015 года зарегистрировано 178 кандидатов по округам). При передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии по избирательному округу № 9 г. Павлово никто из кандидатов не присутствовал. Присутствовали и выдавали бюллетени члены ТИК с правом решающего голоса, выдвинутые от партий: Калинина Ю.Н. (ЛДПР), Чвялева М.А. (КПРФ), Пикина Л.В. (собрание избирателей).
На основании изложенного Комиссия считает, что избирательные права кандидата в депутаты городской Думы муниципального образования города Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области по избирательному округу № 9 Постникова Игоря Юрьевича не нарушены.
В соответствии с ч. 2 ст. 261 ГПК РФ просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Павловского района Нижегородской области и Участковой избирательной комиссии Павловского муниципального района Нижегородской области № 1454, действующий на основании доверенностей Царев Н.Ю. возражал против удовлетворения заявленного требования, поддержав пояснения Савельевой С.Н.
Прокурор Павловской городской прокуратуры Цикурина К.А., в своем заключении, данном суду, пояснила суду, что в ходе рассмотрения дела каких либо нарушений избирательных прав кандидата в депутаты городской Думы муниципального образования города Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области по избирательному округу № 9 Постникова И.Ю. со стороны лиц, чьи действия обжалуются, не установлено. Действующим законодательством не указано, каким образом кандидаты в депутаты должны оповещаться о месте и времени передачи бюллетеней для голосования. Таким образом, принимая во внимание, факт того, что календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов представительных органов Павловского муниципального района Нижегородской области, в п. 35 которого указан срок передачи избирательных бюллетеней из ТИК и УИК, находится в свободном доступе в сети «Интернет», а также календарный план вывешен в помещении территориальной и участковых избирательных комиссий, каждый кандидат в депутаты может с ним ознакомиться. Таким образом, считает, что ТИК Павловского муниципального района Нижегородской области выполнило свою обязанность по оповещению кандидатов в депутаты о месте и времени передачи бюллетеней. Поэтому оснований для удовлетворения заявления Постникова И.Ю. не имеется.
Заинтересованные лица, чьи действия обжалуются председатель Территориальной избирательной комиссии Павловского муниципального района Нижегородской области Романов С.А., председатель участковой избирательной комиссии Павловского муниципального района № 1454 Попова А.М. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причина неявки не известна, заявлений и ходатайств о невозможности явки в судебное заседание и отложении рассмотрения дела в суд не поступало.
В соответствии с частью 1 ст. 260.1 ГПК суд находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных лиц, чьи действия обжалуются Романова С.А., Поповой А.М.
Суд, выслушав, заявителя жалобы кандидата в депутаты Постникова И.Ю., его представителей Есиповского В.А., Тютину О.А., представителей Территориальной и Участковой избирательных комиссий Павловского муниципального района Нижегородской области Савельеву С.Н., Царева Н.Ю., заключение Павловского городского прокурора Матвеевой А.В., исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.
В части 1 статьи 259 ГПК РФ, указано, что … кандидаты и их доверенные лица, … считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 260 ГПК РФ, заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме.
Согласно части 1 статьи 261 ГПК РФ, суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) … избирательной комиссии, … должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.Согласно пункту 1 статьи 63 Федерального закона 67-ФЗ для участия в голосовании на выборах, референдуме избиратель, участник референдума получает бюллетень.
Статья 63 Федерального Закона РФ № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года, «Об Основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту Закон), регламентирует приемку-передачу изготовленных бюллетеней от полиграфической организации в вышестоящую избирательную комиссию, а также от вышестоящей избирательной комиссии в нижестоящие избирательные комиссии.
В части 11 статьи 63 названного выше Закона указано, что изготовленные полиграфической организацией бюллетени передаются членам комиссии с правом решающего голоса, осуществившей закупку бюллетеней, по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых бюллетеней. После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем контракту, работники полиграфической организации уничтожают лишние бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт. Комиссия, осуществившая закупку бюллетеней, обязана не позднее чем за два дня до получения ею бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи бюллетеней членам этой комиссии, уничтожения бюллетеней. Любой член данной комиссии, любой кандидат, фамилия которого внесена в бюллетень (за исключением кандидатов, фамилии которых указаны в составе списка кандидатов), либо представитель такого кандидата, представитель любого избирательного объединения, наименование которого указано в избирательном бюллетене, инициативной группы по проведению референдума, любой иной группы участников референдума вправе подписать акты, указанные в настоящем пункте.
В части 12 статьи 63 указанного выше Закона говориться, что комиссия, осуществившая закупку бюллетеней, после передачи ей бюллетеней полиграфической организацией передает их по акту непосредственно нижестоящим комиссиям в срок, установленный организующей выборы, референдум комиссией, на основании своего решения о распределении бюллетеней. Непосредственно нижестоящие комиссии передают бюллетени в таком же порядке нижестоящим комиссиям, включая участковые комиссии. О передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии составляется в двух экземплярах акт, в котором указываются дата и время его составления, а также число передаваемых бюллетеней.
В части 13 статьи 63 указанного выше Закона, установлено, что передача бюллетеней участковым комиссиям осуществляется не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе досрочного голосования). По каждому избирательному участку, участку референдума количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 % (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, участников референдума, зарегистрированных на данном избирательном участке, участке референдума, и составлять менее 70 процентов от числа избирателей, участников референдума, включенных в списки избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума на день передачи бюллетеней. При передаче бюллетеней участковым комиссиям производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами комиссии, осуществляющей передачу бюллетеней, о чем составляется акт.
Согласно части 14 статьи 63 указанного выше Закона, при передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии, их выбраковке и уничтожении вправе присутствовать члены этих комиссий, кандидаты, указанные в пункте 11 настоящей статьи, или их представители, а также представители избирательных объединений, указанных в пункте 11 настоящей статьи, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Оповещение перечисленных лиц о месте и времени передачи бюллетеней осуществляется соответствующей комиссией, которая также обязана предоставить возможность каждому указанному в пункте 11 настоящей статьи кандидату или не менее чем одному его представителю, не менее чем одному представителю каждого указанного в пункте 11 настоящей статьи избирательного объединения, не менее чем одному представителю инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума присутствовать при передаче бюллетеней. При этом любое из перечисленных лиц вправе подписать акты, составляемые при передаче бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении (если таковые производятся).
В части 15 статьи 63 Закона, установлено, что ответственность за передачу и сохранность бюллетеней несут председатели комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение бюллетеней.
В ходе судебного заседания было установлено, что Постановлением избирательной комиссии Нижегородской области от 03.11.2006 года № 802 «О возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования г. Павлово на территориальную избирательную комиссию Павловского района» полномочия избирательной комиссии г. Павлово возложены на территориальную избирательную комиссию Павловского района.
Решением территориальной избирательной комиссии от 07.07.2015 года № 2 «О совмещении полномочий избирательных комиссий Павловского района» были совмещены полномочия избирательной комиссии муниципального образования г. Павлово с полномочиями окружных избирательных комиссий, по выборам депутатов городской Думы город Павлово Павловского района Нижегородской области третьего созыва, избирательных округов № 1-20.
Решением Городской думы г. Павлово Нижегородской области № 19 от 22.06.2015 года «О назначении выборов депутатов городской Думы г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области» в соответствии с пунктами 1,3,7 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктами 1, 2, 5 статьи 6 Закона Нижегородской области от 6 сентября 2007 года № 108-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области», ст. 8 Устава города Павлове Павловского муниципального района Нижегородской области, Городской Думой г. Павлово были назначены выборы депутатов городской Думы г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области на 13 сентября 2015 года.
Судом установлено, что Постников И.Ю. был зарегистрирован, в качестве кандидата в депутаты Городской Думы г. Павлово третьего созыва по одномандатному округу № 9, что подтверждается копией удостоверения № 2.
В связи с этим Постников М.Ю., в соответствии с частью 1 статьи 259 ГПК РФ, имеет право на обращение в суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) избирательных комиссии, допущенных в ходе проведения выборов назначенных на 13 сентября 2015 года.
Также суд принимает во внимание, что оспариваемые действия по приемке-передаче бюллетеней были совершены Территориальной и Участковой избирательными комиссиями Павловского муниципального района Нижегородской области 01 сентября 2015 года, выборы назначены на 13 сентября 2015 года, заявление об оспаривании действий было подано заявителем в суд 03 сентября 2015 года, поэтому сроки установленные частью 1 статьи 260 ГПК РФ для подачи заявления касающегося оспаривания действий избирательных комиссий и их должностных лиц, заявителем пропущены не были.
В обоснование заявленных требований Постников М.Ю. указал, что считает, нарушенными свои права действиями ТИК и УИК, а также должных лиц, их председателей, поскольку, являясь кандидатом в депутаты, внесенным в избирательный бюллетень, он не был оповещен о проведении мероприятий по передаче бюллетеней из полиграфической организации в ТИК Павловского муниципального района, и далее из ТИК в УИК № 1454 Павловского муниципального района, тем самым не мог осуществлять контроль за данным процессом.
Представитель заинтересованных лиц, чьи действия обжалуются Савельева С.Н., Царев Н.Ю. в ходе судебного заседания не согласились с доводами заявителя Посникова И.Ю., предоставив в суд, доказательства выполнения Территориальной комиссией требований по оповещению кандидатов в депутаты о месте и времени передачи бюллетеней.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Представители заинтересованных лиц, чьи действия обжалуются Савельева С.Н., Царев Н.Ю. в ходе судебного заседания не согласились с доводами заявителя, предоставив в суд, доказательства выполнения Территориальной комиссией требований по оповещению кандидатов в депутаты о месте и времени передачи бюллетеней.
Как следует из материалов дела в соответствии требованиями действующего законодательства о выборах, Территориальной избирательной комиссией Павловского муниципального района Нижегородской области 13.08.2015 года было принято Решение за № 260 «Об утверждении Порядка изготовления и доставки избирательных бюллетеней».
24.08.2015 года № 371 Территориальной избирательной комиссией Павловского муниципального района Нижегородской области было принято Решение о месте и времени передачи бюллетеней от полиграфической организации (ООО «Техмаш»). Бюллетени были переданы по акту от 28.08.2015 года членам комиссии с правом решающего голоса, принимал и расписывался в акте Председатель ТИК Романов С.А., в присутствии членов ТИК с правом решающего голоса Маяновой С.Б., и кандидатов в депутаты: Кусакина О.М., (член Партии Великое Отечество), Жаркова В.Г., (члена ЛДПР), Шишина В.А. (члена партии Единая Россия).
Приемка-передача проходила по адресу: г. Павлово ул. Кирова, 40 от ООО «Техмаш» в 15 часов 30 минут по московскому времени 28 августа 2015 года.
Из смысла части 11 статьи 63 Закона № 67-ФЗ «Об основных избирательных гарантиях прав граждан» следует, что положения данной нормы Закона не предусматривают обязанность Комиссии, осуществившей закупку бюллетеней, извещать, либо оповещать заинтересованных лиц, названных в указанной статье, о месте и времени получения бюллетеней от полиграфической организации. В данной статье прямо предусмотрена только обязанность Комиссии не позднее, чем за два дня до получения бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи бюллетеней членам этой комиссии, уничтожения бюллетеней. Далее установлено право любого члена данной комиссии, любого кандидата, фамилия которого внесена в бюллетень (за исключением кандидатов, фамилии которых указаны в составе списка кандидатов), подписать акт о передаче бюллетеней.
Как следует из материалов дела, и указано выше свою обязанность в части принятия решения о месте и времени передачи бюллетеней ТИК Павловского муниципального района Нижегородской области выполнила, приняв 24.08.2015 года, соответствующее решение.
Таким образом, по мнению суда, заинтересованные присутствовать при получении Комиссией от полиграфической организации изготовленных бюллетеней, кандидаты в депутаты не были лишены возможности ознакомиться с принятым ТИК решением, тем самым узнать о месте и времени передачи бюллетеней, реализовав свое право подписи соответствующего акта передачи.
Пункт 14 статьи 63 Федерального закона 67-ФЗ предусматривает право кандидатов, фамилии которых внесены в избирательный бюллетень (за исключением кандидатов, фамилии которых указаны в составе списка кандидатов), представителей этих кандидатов, представителей избирательных объединений, наименования которых указаны в избирательном бюллетене, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума присутствовать при передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии, их выбраковке и уничтожении, а также подписывать акты, составляемые при передаче бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении (если таковые производятся).
Данный пункт обязывает также соответствующие комиссии оповестить указанных лиц о месте и времени передачи бюллетеней, и предоставить возможность каждому кандидату или не менее чем одному его представителю, не менее чем одному представителю избирательного объединения, не менее чем одному представителю инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума присутствовать при передаче бюллетеней.
В обоснование заявленных требований, заявители указывали, что ТИК при передаче изготовленных бюллетеней в УИК, в нарушение требований указанной статьи, передавая изготовленные бюллетени, не известила об этом кандидата в депутаты Постникова М.Ю.
Вместе с тем, как следует из пояснений представителя ТИК данных в судебном заседании, в Комиссии работают кандидаты от всех партий, которым заблаговременно было известно как о заседаниях избирательной комиссии, так и о том, когда с типографии будут забирать бюллетени, и когда эти бюллетени будут передаваться в УИКи.
В законе не говориться о способе, которым должно происходить оповещения заинтересованных лиц о передаче бюллетеней. Таким образом, данный способ оповещения избирается соответствующим ТИК, и он должен обеспечивать надлежащее уведомление.
Судом установлено, что ТИК от 07.07.2015 года за № 1 было принято решение «Об утверждении Календарного плана мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов представительных органов МО Павловского муниципального района Нижегородской области, назначенных на 13 сентября 2015 года».
В Календарном плане в позиции 35 предусмотрена передача избирательных бюллетеней в УИК не позднее, чем за один день до дня голосования (в т.ч. с учетом досрочного голосования – не позднее чем за один день до начала досрочного голосования).
Как следует из материалов дела, выдача бюллетеней на досрочное голосование была проведена 01.09.2015 года в 16 часов до 20 часов по московскому времени (время работы ТИК). Календарный план размещен на сайте в сети «Интернет», а также на стенде ТИК и находится в свободном доступе. Таким образом, по мнению суда, ТИК уведомил всех зарегистрированных кандидатов в депутаты (по состоянию на 01.09.2015 года зарегистрировано 178 кандидатов по округам) о дате и месте передачи бюллетеней.
Как следует из материалов дела при передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии по избирательному округу № 9 МО г. Павлово никто из кандидатов не присутствовал. Присутствовали и выдавали бюллетени члены ТИК с правом решающего голоса, выдвинутые от партий: Калинина Ю.Н. (ЛДПР), Чвялева М.А. (КПРФ), Пикина Л.В. (собрание избирателей).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ТИК Павловского муниципального района была предоставлена заявителю Постникову М.Ю. возможность реализовать право кандидата и его представителей на присутствие при передаче бюллетеней, их выбраковке и уничтожении.
Таким образом, довод заявителя о том, что ТИК не обеспечила условия для осуществления права присутствия кандидата, его доверенного лица при получении бюллетеней и тем самым нарушила принцип гласности в деятельности избирательных комиссий, закрепленный в указанном Законе, не нашел своего подтверждения.
К тому же, Постниковым М.Ю., не представлено доказательств наступления, каких-либо негативных последствий в связи с невозможностью заявителя присутствовать при передаче, и чем были нарушены его права, при том сторона заявителя высказала лишь предположения о возможных негативных последствиях.
В связи с изложенным, суд считает, что избирательные права кандидата в депутаты городской Думы муниципального образования города Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области по избирательному округу № 9 Постникова М.Ю. нарушены не были, в связи с чем в удовлетворении заявленных им требований следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199, 259-261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 9 ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1454 ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░ ░░░ ░ ░░░ № 1454, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1454 ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░ № 1454 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ № 1454 ░ ░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08 ░░░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░