Дело 2-1449/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Алнаши УР 17 ноября 2014 г.
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Гвоздиковой А.С.,
при секретаре Олюниной Т.В.,
с участием старшего помощника прокурора Алнашского района УР Дмитриева А.И.,
законного представителя ООО «Решительный» Ганькова В. Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Алнашского района УР в интересах неопределенного круга лиц к обществ с ограниченной ответственностью «Решительный» о признании бездействия незаконным и понуждении провести специальную оценку условий труда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Алнашского района УР обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, требуя признать незаконным бездействия ООО «Решительный» и понуждении провести специальную оценку условия труда, мотивируя следующими доводами.
Прокуратурой района была проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда в ООО «Решительный» Алнашского района, в ходе которой выявлено, что согласно штатному расписанию в ООО «Решительный» имеются должности руководителей, специалистов, рабочих, в отношении которых не проведена специальная оценка условий труда, что создает угрозу повышенного производственного травматизма, а также не позволяет установить обоснованность предоставления или непредставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.
В судебном заседании старший помощник прокурора Алнашского района УР Дмитриев А.И. исковые требования поддержал в полном объеме по мотивам и основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ООО «Решительный» Ганьков В. Л. обстоятельства, на которых основаны исковые требования, не оспаривал, исковые требования прокурора признал.
Выслушав стороны, исследовав представленные суду материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что ООО «решительный» является действующим производственным кооперативом, к основным видам деятельности которого относятся растениеводство в сочетании с животноводством (л.д.№***).
В штате СПК имеются должности: директора, главного агронома-диспетчера, главного зоотехника-ветеринара, главного инженера-энергетика, главного экономиста, главного бухгалтера, старшего ветеринарного врача, заведующего РММ, кладовщика-заправщика ГСМ, заместителя директора по производству, заместителя директора по финансам, секретаря, инспектора отдела кадров, зоотехника-селекционера, ветфельдшера, экономиста по труду, бухгалтера по животноводству, бухгалтера по растениеводству, бухгалтера по зарплате, кассира, учетчика по племделу-бухгалтера, агронома-семеновода, учетчика, инженера по ОТ, ППБ, инженера-эколога, бригадира комплексной бригады-заведующего МТФ, заведующего центральным складом, электромонтера, кладовщика, оператора по искусственному осеменению, оператора машинного доения, тракториста-машиниста, водителя, животноводов, свиноводов, уборщицы, мельника, пожарно-сторожевой службы, сторожа, конюха, слесаря-ремонтника, работника кормоцеха, оператора МТФ, разнорабочих (л.д.№***).
При этом по состоянию на момент рассмотрения настоящего дела специальная оценка условий труда не проведена.
Указанные обстоятельства установлены из письменных материалов дела, подтверждены представителем ответчика в ходе судебного заседания.
Между тем, как указано в статье 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу ст.21 Трудового кодекса РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.
При этом согласно абзацу 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ) обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда обязан работодатель.
Федеральный закон №426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О специальной оценке условий труда» регулирует отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ №426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также -вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В силу ч. 3 ст. 3 ФЗ №426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.
Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ №426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте; расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; подготовки статистической отчетности об условиях труда; решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями; определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления; принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников; оценки уровней профессиональных рисков (ст. 7 ФЗ №426-ФЗ).
Таким образом, не проведение СПК колхоз «Прогресс» специальной оценки условий труда создает угрозу повышенного производственного травматизма, не обеспечивает охрану труда работников, профилактику несчастных случаев и профессиональных заболеваний, ставит под угрозу жизнь и здоровье работников, а потому требования прокурора законны и обоснованны.
Согласно ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением; суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Учитывая установленные фактически обстоятельства дела, суд считает, что признание иска ответчиком при таких обстоятельствах не противоречит закону, не нарушает законные права и интересы других лиц, а потому в соответствии со ст. 39 ГПК РФ суд считает возможным принять признание иска ответчиком.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в размере, установленном п. 6 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ для исковых заявлений неимущественного характера.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Алнашского района УР в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Решительный» о признании бездействия незаконным и понуждении провести специальную оценку условий труда удовлетворить.
Признать бездействие ООО «Решительный» Алнашского района УР по не проведению специальной оценки условий труда незаконным.
Обязать ООО «Решительный» Алнашского района УР провести специальную оценку условий труда в течение шести месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
Взыскать с ООО «Решительный» Алнашского района УР государственную пошлину в доход МО «Алнашский район» в размере 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения с подачей жалобы через Можгинский районный суд УР.
Председательствующий судья А.С. Гвоздикова