Дело № 2-978/2013 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2013 года г. Петрозаводск
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
в составе судьи Е.В. Лазаревой
при секретаре А.А. Куценко
с участием истицы Н.А. Багровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Багровой Н. А. к Администрации Петрозаводского городского округа о взыскании необоснованно удержанного подоходного налога и возложении обязанности на Администрацию Петрозаводского городского округа производить ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости в полном объеме без удержания подоходного налога,
УСТАНОВИЛ:
Багрова Н. А. обратилась в Петрозаводский городской суд РК с исковым заявлением к Администрации Петрозаводского городского округа о взыскании необоснованно удержанного подоходного налога и возложении обязанности на Администрацию Петрозаводского городского округа производить ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости в полном объеме без удержания подоходного налога, по тем основаниям, что Багрова Н.А. распоряжением Главы самоуправления г. Петрозаводска от ДД.ММ.ГГГГ №-рк была уволена 15 августа 2003 года с занимаемой муниципальной должности заместителя начальника административно-хозяйственного отдела администрации города в связи с выходом в добровольную отставку.
Распоряжением Главы самоуправления г. Петрозаводска от ДД.ММ.ГГГГ №-рк ей была установлена с 15 августа 2003 года ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости в размере 58 процентов месячного должностного оклада с учетом стажа муниципальной службы с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Законом РК от 12.10.2009 г. № 1326-ЗРК «О внесении изменений в статью 21 Закона Республики Карелия «О государственной службе в Республике Карелия» были внесены изменения, на основании которых с 01 января 2010 г. введен новый порядок назначения и размер ежемесячных доплат от 20% до 80% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в зависимости от стажа государственной гражданской службы. При этом, в случае, если размер ранее назначенной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии превышает размер доплаты, установленной в соответствии с настоящим Законом, то доплата выплачивается в прежнем более высоком размере (ст.2).
Спустя почти год после принятия Закона РК от 28.05.2010г. № 1388-РК «О внесении изменений в статью 11 Закона РК № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», Петрозаводский городской Совет принял новый Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа (решение от 27.04.2011 г. №27/02-39).
Принимая новый Порядок, Администрация Петрозаводского городского округа и Петросовет полностью проигнорировал абз. 2 п.2 ст. 2 Закона РК № 1326-ЗРК, а также ряд положений Конституций РФ и РК, положений Закона РФ от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»: ст. 5 прямо установлена взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации; п. 5 ч. 1 ст. 23 муниципальным служащим гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет; ч. 1 ст. 24 установлено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего. «Несмотря на то, что федеральное законодательство в отношении государственных гражданских служащих употребляется термин «пенсия за выслугу лет», а в отношении муниципальных - «пенсионное обеспечение за выслугу лет», юридическая природа таких выплат одинакова» (извлечения из обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года).
В принятом новом Порядке применяется термин «ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, лицам, имеющим стаж муниципальной службы», что практически является ежемесячной доплатой к трудовой пенсии по старости за выслугу лет (пенсионное обеспечение за выслугу лет). Процент доплаты устанавливается в зависимости от стажа муниципальной службы. Выплаты производятся за счет средств местного бюджета.
Пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, как и государственным гражданским служащим не подлежат налогообложению и должны выплачиваться одновременно с выплатой страховой части трудовой пенсии.
Однако ответчик в период с сентября 2010 года по настоящее время необоснованно удерживает налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости истицы.
На запрос депутата Петрозаводского городского Совета В.И. Кашина от 6 сентября 2012 года № 27/14-208, касающийся отмены взимания налога на доходы физических лиц с ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах Петрозаводского городского округа, Глава Петрозаводского городского округа ответил, что данная доплата не освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц.
В то же время, в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 июня 2012 года (Извлечение), даются разъяснения по вопросу налогообложения на доходы физических лиц, касающиеся обложения НДФЛ ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости за выслугу лет муниципальным служащим, а именно: «... ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальным служащим за счет средств местного бюджета в силу п.2 ч.1 ст.217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению, поскольку представляют собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению».
Учитывая вышеизложенное, истица просит:
Признать действия Администрации Петрозаводского городского округа по удержанию подоходного налога на доходы физических лиц с выплачиваемой суммы ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы незаконными,
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа возместить необоснованно (незаконно) удержанный подоходный налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с выплаченной ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы за период с сентября 2010 года по 31.12.2012 года включительно в размере <данные изъяты> руб.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа продолжить с 1 января 2013 года производить выплату ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы в полном объеме без удержания подоходного налога на доходы физических лиц.
Истица, обосновывая иск доводами, изложенными в исковом заявлении, в судебном заседании требования уточнила, просит:
взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа необоснованно удержанный НДФЛ в сумме <данные изъяты> руб. за период с сентября 2010 года по декабрь 2011 года включительно, в связи с тем, что Администрацией Петрозаводского городского округа в добровольном порядке ей были возмещены <данные изъяты> рублей - необоснованно удержанный НДФЛ с выплаченной ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы за 2012 год;
обязать Администрацию Петрозаводского городского округа продолжить с 1 января 2013 года производить выплату ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы в полном объеме без удержания подоходного налога на доходы физических лиц.
Представитель ответчика – Администрации Петрозаводского городского округа, - в судебное заседание не явился. Ответчик о дне слушания извещен надлежащим образом, представил в суд заявления, согласно которому просит в удовлетворении иска отказать, полагая, что производимые истице выплаты подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, т.к. пенсией не являются. При этом представил доказательства перечисления в пользу истицы спорной суммы за 2012 год. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Представителя третьего лица - ИФНС России по г. Петрозаводску, - в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом, отзыв по заявленным требованиям не представил.
Заслушав пояснения истицы, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования законными и подлежащими удовлетворению полностью по следующим основаниям:
В судебном заседании установлено, что Багрова Н.А. является получателем пенсии по возрасту с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу распоряжения главы самоуправления г. Петрозаводска №-рк от ДД.ММ.ГГГГ Багрова Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ была уволена в связи с выходом в добровольную отставку.
Согласно распоряжению главы самоуправления г. Петрозаводск от ДД.ММ.ГГГГ №-РК об определении размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципального служащего Багровой Н.А., занимавшей муниципальную должность муниципальной службы заместителя начальника административно-хозяйственного отдела управления организационной работы аппарата администрации города, определена доплата к государственной пенсии в размере 58% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с 15 по 31.08.2003 года в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., с 01 по 30.09.2003 года – 1752,85 руб.
Согласно справке о доходах физического лица – Багровой Н.А. за 2011 год и 2012 год общая сумма дохода за период с мая 2011 года по декабрь 2011 года включительно составила <данные изъяты> руб., удержано в качестве подоходного налога – <данные изъяты> руб.; общая сумма дохода за 2012 года – <данные изъяты> руб., удержано в качестве подоходного налога – <данные изъяты> руб.
Из детализированной справки о размере начислений Багровой Н.А. усматривается, что вышеназванные выплаты и, соответственно, удержания имеют место за период с мая 2011 года по декабрь 2012 года.
Из представленной ответчиком копии выписки из лицевого счета Администрации Петрозаводского городского округа №0117300802, копии платежного поручения №2483, копии списка №9 к поручению №2483 следует, что Администрацией Петрозаводского городского округа Багровой Н.А. были возмещены <данные изъяты> рублей - необоснованно удержанный НДФЛ с выплаченной ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы за 2012 год.
Таким образом, сумма удержанного подоходного налога составила в период времени с сентября 2010 года по декабрь 2011 года включительно <данные изъяты> руб.
Решением Петрозаводского городского суда РК от 28 марта 2011 года исковое заявление Багровой Н. А. удовлетворено частично, действия Администрации Петрозаводского городского округа по прекращению Багровой Н. А. выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы были признаны незаконными. Взыскано в пользу Багровой Н. А. <данные изъяты> руб. недополученной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы за период с сентября 2010 года по март 2011 года включительно. На Администрацию Петрозаводского городского округа возложена обязанность с 01.04.2011 года производить Багровой Н.А. выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы в размере 58% должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии с ч.2. ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка, в том числе, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Чч.1,2 ст.39 Конституции РФ определено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно п.4 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
На основании п.1 ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего в Российской Федерации, устанавливаемые федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, что следует из положений ст. 5 федерального закона «О муниципальной службе» и положений ст. 7 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В силу п.5 ст.23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет. При этом муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23 федеральный закон «О муниципальной гражданской службе»), размер которого не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 24 федеральный закон «О муниципальной гражданской службе»).
Несмотря на то, что федеральное законодательство в отношении государственных гражданских служащих употребляет термин "пенсия за выслугу лет", а в отношении муниципальных служащих - термин "пенсионное обеспечение за выслугу лет", юридическая природа таких выплат одинакова.
Об одинаковой юридической природе пенсии за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих указывается в п.2 определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года N 1190-О-О.
При этом условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Закона о муниципальной службе) осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
Согласно ч.3 ст.23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
Законом Республики Карелия «О муниципальной службе в РК» от 05.12.1996 года №160-ЗРК была гарантирована ежемесячная доплата к пенсии за счет местного бюджета муниципальным служащим, а также лицам, имеющим стаж работы на муниципальной службе не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин и получающих трудовую пенсию по старости. С 13.08.2007 года правовое регулирование указанные правоотношения регулировались Законом Республики Карелия от 24.07.2007 года №1107-ЗРК «О муниципальной службе в РК», согласно ч.1 ст.11 указанного закона муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и имеющим стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, уставом муниципального образования могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) (далее также - ежемесячная доплата).
Не относясь к категории социальных доплат к пенсии, устанавливаемых ст. 121 Федерального закона "О государственной социальной помощи" на основании требований пп. 3, 4 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", ежемесячные доплаты за выслугу лет, выплачиваемые к трудовой пенсии, как государственным гражданским служащим, так и муниципальным служащим за счет средств соответствующих бюджетов, являются одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет вне зависимости от размера потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
С учетом изложенного, ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов в силу п. 2 ч. 1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению, поскольку представляют собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению.
Таким образом, учитывая, что указанные доплаты к трудовой пенсии, является дополнительной гарантией государства на пенсионное обеспечение, не подлежат налогообложению, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах в пользу истицы следует взыскать удержанный НДФЛ за период времени с сентября 2010 года по 31 декабря 2011 года в сумме <данные изъяты> рубля, а также возложить на ответчика обязанность производить выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в полном объеме без удержания подоходного налога с 01.01.2013 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,197,198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Багровой Н. А. к Администрации Петрозаводского городского округа о взыскании необоснованно удержанного подоходного налога и возложении обязанности на Администрацию Петрозаводского городского округа производить ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости в полном объеме без удержания подоходного налога удовлетворить.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Багровой Н. А. необоснованно удержанный подоходный налог, удержанный из ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, за период с сентября 2010 года по декабрь 2011 года включительно в сумме <данные изъяты> руб.
Возложить на Администрацию Петрозаводского городского округа обязанность производить ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости Багровой Нине Алексеевне в полном объеме без удержания подоходного налога с 01.01.2013 года.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Е.В. Лазарева
Мотивированное решение изготовлено 28.01.2013 года