Дело №2-319/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Верховье 21 ноября 2014 г.
Верховский районный суд Орловской области в составе председательствующего – судьи Заховаевой В.И.,
при секретаре Щербаковой Е.А.,
с участием прокурора - старшего помощника прокурора Верховского района Орловской области Алисовой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении зала судебных заседаний районного суда гражданское дело по заявлению Королева ФИО8 о признании недействительным решения избирательной комиссии Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области № от ДД.ММ.ГГГГ и восстановлении его как кандидата на должность главы Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области,
УСТАНОВИЛ:
Королев В.В. обратился в суд с заявлением о признании решения избирательной комиссии Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным и восстановлении его как кандидата на должность главы Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области.
В обоснование заявления указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в избирательную комиссию Русско-Бродской сельской администрации с просьбой разъяснить порядок выдвижения кандидатом на главу Русско-Бродского сельского поселения. Секретарем избирательной комиссии ФИО5 ему разъяснено, что сначала следует собрать подписи избирателей в количестве 13 человек, затем написать заявление на выдвижение в качестве кандидата.
Собрав ДД.ММ.ГГГГ подписи избирателей, ДД.ММ.ГГГГ сдал заявлении и документы в избирательную комиссию, при этом никаких замечаний по сданным документам не было.
Лишь ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 сообщила, что имеются недостатки в сданных им документах. Собрав в тот же день недостающие документы, и учитывая, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были выходными днями, сдал недостающие документы секретарю избирательной комиссии ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за два дня до заседания избирательной комиссии, что предусмотрено п.2.2 ст.33 ФЗ, согласно которому кандидат вправе предоставлять недостающие документы не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на которой должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Заседание избирательной комиссии состоялось 12.11.2014. Решением комиссии ему было отказано в возможности баллотироваться кандидатом на должность главы Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области, что является нарушением закона
В судебном заседании заявитель Королев В.В. заявление поддержал по доводам, указанным в нем, уточнив заявление, просил признать решение избирательной комиссии недействительным и обязать избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом на должность главы поселения. При этом дополнил, что секретарь комиссии ввела его в заблуждение, предложив вначале собрать подписи избирателей, а затем уже предоставить заявление о согласии баллотироваться кандидатом и другие документы. Полагает, что члены избирательной комиссии обязаны давать консультации по порядку порядка выдвижения кандидатур на должность главы поселения, поскольку не каждый избиратель знает законодательство о выборах. Он подал в избирательную комиссию недостающие документы для регистрации его кандидатом на должность главы поселения 10.11.2014, т.е. в рамках срока, установленного законодательством о выборах, но вместе с тем, согласен, что подписной лист не подлежал замене.
Представители заинтересованного лица ФИО6 и ФИО5 заявление не признали и показали, что Королев В.В., выдвинув свою кандидатуру на должность главы Русско-Бродского сельского поселения, ДД.ММ.ГГГГ в целях уведомления о выдвижении кандидатом представил в избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться с приложенными документами, но не со всеми требуемыми документами, а также подписной лист. До 18 час. ДД.ММ.ГГГГ он обязан был представить остальные необходимые документы для регистрации его в качестве кандидата на должность главы поселения, что им сделано не было. При проверке действительности и достоверности подписи избирателей, собранных в его поддержку, рабочей группой ДД.ММ.ГГГГ установлено, что все собранные подписи являются недействительными, поскольку собраны вне периода сбора подписей, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, а также подписи имели определенные недостатки. Кроме того, отсутствовала часть документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации в качестве кандидата, а также некоторые представленные документы имели недостатки. Указанные нарушения ФИО2 были устранены ДД.ММ.ГГГГ, но вместе с тем, согласно законодательству о выборах кандидату не представлено право дополнительно внести документы, не поданные своевременно, а также заменить подписной лист. Десятидневный срок проверки соответствия порядка выдвижения кандидата требованиям законодательства и принятия решения о регистрации кандидата избирательной комиссией не нарушен. Обязанность по названной проверке у избирательной комиссии возникает с момента сдачи кандидатом всех необходимых для регистрации документов, но ФИО2 не представил полного пакета необходимых документов. В обязанности членов избирательной комиссии не входит консультирование избирателей о порядке выдвижения кандидата. Данный порядок определен законодательством. Ответственность за предоставление документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за соответствие их требованиям закона несет кандидат. Перечень основных мероприятий по подготовке и проведению соответствующих выборов, в том числе сроки совершения избирательных действий отражены в календарном плане, который размещен на сайте Избирательной комиссии Орловской области, сайте ТИК Верховского района и в информационных материалах избирательной комиссии Русско-Бродского сельского поселения.
Представитель заинтересованного лица ФИО5 дополнила, что ДД.ММ.ГГГГ при обращении ФИО2 за разъяснениями по порядку выдвижения кандидата на должность главы поселения, ему был разъяснен подобный порядок, предложено изучить законодательство о выборах, и она не могла ему советовать собирать подписи до уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидатом на указанную должность.
Представитель заинтересованного лица администрации Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть заявление в отсутствие представителя.
Суд согласно ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица администрации Русско-Бродского сельского поселения.
Заслушав заявителя ФИО2, представителей заинтересованного лица ФИО6 и ФИО5, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора ФИО4, просившей отказать в удовлетворении заявления, суд приходит к следующему.
Статьей 245 ГПК РФ предусмотрено, что суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе, по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
На основании статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу статьи 259 ГПК Российской Федерации, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Согласно пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон №67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
На основании пункта 2 статьи 33 названного закона, а также пункта 5 статьи 11.1 Закона Орловской области от 30.06.2010 №1087-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области» избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Подпунктом 2.2. пункта 2 и пунктом 3 статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ установлено, что к заявлению, предусмотренному пунктом 2 настоящей статьи, прилагаются:
а) копия паспорта ( отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина;
б) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Вместе с заявлением, указанном в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списков кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности ( в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Согласно статьи 34 Федерального закона №67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 статьи 12 Закона Орловской области от 30.06.201 №1087 - ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области» сбор подписей избирателей в поддержку кандидата, списка кандидатов осуществляется со дня, следующего за днем уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата, списка кандидатов.
Требования, предъявляемые к порядку сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, к представлению подписных листов, урегулированы статьей 12.2 названного Закона Орловской области, а также ст.37 Федерального закона №67-ФЗ.
Согласно подпункту «а» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, регистрации инициативной группы по проведению местного референдума.
Пунктом 7 статьи 38 названного Закона определено, что по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума.
Аналогичное положение содержится в пункте 10 статьи 12.4 Закона Орловской области от 30 июня 2010 года N 1087-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области».
С учетом пунктов 1, 1.1 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом (п.1).
При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов (п.1.1.).
На основании пункта 1 статьи 12.3 Закона Орловской области от 30.06.201 №1087 - ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области» для регистрации кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидата на должность главы муниципального образования кандидат не позднее чем за 30 дней ( с учетом сокращения сроков избирательных действий на 1/3) до дня голосования до 18 часов представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие документы:
1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, либо решение политической партии о выдвижении кандидата;
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);
3) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 5-7 статьи 11.1 настоящего закона;
4) первый финансовый отчет кандидата, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 настоящего закона, когда кандидатом не создается избирательный фонд. В этом случае в соответствующую избирательную комиссию представляется уведомление о том, что финансирование кандидатом его избирательной кампании не производится.
Пунктом 18 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, установлено, что избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что основаниями отказа в регистрации кандидата являются в том числе:
в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;
в.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом;
д) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата,
Аналогичное положение содержит пункт 6 статьи 13 Закона Орловской области от 30 июня 2010 года N 1087-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области».
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, решением Русско-Бродского с/с народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о назначении досрочных выборов главы Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано в газете «Наше время», и ДД.ММ.ГГГГ избирательной комиссией Русско-Бродского сельского поселения Верховского района утвержден календарный план мероприятий по подготовке и проведению указанных выборов (л.д.31-37).
Со дня, следующего за днем официального опубликования решения о назначении выборов, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ избирательной комиссией принимались заявления от граждан о выдвижении в качестве кандидата на должность главы Русско-Бродского сельского поселения. Представление в избирательную комиссию документов для регистрации кандидатов осуществлялось не позднее 18 час. ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33).
Королев В.В. выдвинул свою кандидатуру на должность главы Русско-Бродского поселения, предоставив ДД.ММ.ГГГГ в избирательную комиссию следующие документы о своем выдвижении: заявление о согласии баллотироваться, копию 2-5 страниц паспорта, копию документа об образовании, сведения о размере и об источниках дохода, а также об имуществе, принадлежащем на праве собственности кандидату, о вкладах в банках, ценных бумагах, подписной лист с подписями избирателей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-12).
Указанные документы приняты избирательной комиссией Русско-Бродского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5).
При проверке представленных документов, избирательной комиссией Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области Королеву В.В. направлено извещение № от ДД.ММ.ГГГГ о выявленных недостатках в документах, представленных в избирательную комиссию для выдвижения и регистрации кандидата на должность главы, в котором указано на выявленные недостатки и на отсутствие документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, в частности, недостатки содержат заявление о согласии баллотироваться, сведения о размере и источниках дохода, имуществе, подписные листы, отсутствуют протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования и первый финансовый отчет кандидата или уведомление о том, что финансирование кандидатом его избирательной кампании не производится (л.д.13).
Согласно указанному извещению Королев В.В. уведомлен о дате, времени и месте заседания избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации его кандидатом на должность главы Русско-Бродского сельского поселения, которое должно состояться ДД.ММ.ГГГГ в 14 час.
Рабочей группой по проверке подписей избирателей, оформления подписных листов, представленных Королевым В.В., ДД.ММ.ГГГГ были признаны недействительными 15 подписей избирателей, что составляет 100% от общего количества подписей, по следующим основаниям:
- подписи избирателей собраны вне периода сбора подписей, что явилось нарушением подпункта «а» пункта 6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ;
-отсутствие каких-либо сведений, требуемых подпунктом «г» пункта 6.4 ст.36 Федерального закона №67-ФЗ (указан неполный адрес места жительства избирателя;
- наличие специально не оговоренного избирателем исправления в дате внесения подписи избирателя в подписной лист, в сведениях об избирателе, что явилось нарушением подпунктов «е» и «ж» пункта 6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ;
- отсутствие сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, подписной лист не заверен собственноручно подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, не указана дата заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, что предусмотрено подпунктом «з» пункта 6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ;
- форма подписного листа не соответствует требованиям, установленным приложением 6 к Федеральному закону, что является нарушением подпункта «и» пункта 6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ.
Указанные обстоятельства подтверждаются итоговым протоколом проверки подписей от 7.11.2014, ведомостью действительности и достоверности подписей избирателей (л.д.15-17).
По результатам проверки подписей избирателей рабочая группа внесла на рассмотрение членов избирательной комиссии предложение об отказе в регистрации кандидату Королеву В.В., о чем заявитель уведомлен ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).
После окончания срока для предоставления документов, который заканчивался в 18 час. ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ представил в избирательную комиссию Русско-Бродского сельского поселения протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, уведомление о том, что финансирование кандидатом его избирательной кампании не производится и подписной лист, а также внесены уточнения и дополнения в заявление о согласии баллотироваться и сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах, ценных бумагах, представлены копии 18-19 страниц паспорта и документ, подтверждающий отсутствие основного места работы (л.д.18-25).
Из действующего законодательства прямо следует, что после сдачи документов в избирательную комиссию кандидат вправе вносить изменения в сведения о себе как о кандидате, но не предоставлено право дополнительно внести документы, не поданные своевременно для регистрации его в качестве кандидата, и кандидат не вправе вносить какие-либо изменения вообще в подписные листы.
На основании решения избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ Королеву В.В. отказано в регистрации кандидатом на должность главы Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, а также отсутствием среди документов необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатом на должность главы, необходимых документов, предусмотренных Федеральным законом №67-ФЗ (л.д.26-27).
Оценивая собранные доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение избирательной комиссии Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области было принято в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Орловской области от 30.06.2010 №1087-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области».
Решение избирательной комиссией принято правомочным составом избирательной комиссии, иного суду не представлено.
Судом достоверно установлено, что подписи избирателей в подписном листе с подписями избирателей, собранные в поддержку выдвижения кандидата Королева В.В. собраны с нарушением Федерального закона №67-ФЗ, Закона Орловской области №1087-ОЗ, в частности подписи были собраны вне периода сбора подписей, форма подписного листа не соответствует форме, установленной законодательством о выборах, подписной лист ненадлежащее заверен.
Кроме того, заявителем уже после окончания срока для предоставления документов для регистрации кандидата, то есть после 18 час. 6.11.2014, были представлены в избирательную комиссию недостающие документы: протокол об итогах сбора подписей избирателей по установленной форме, первый финансовый отчет кандидата или уведомление о том, что финансирование кандидатом его избирательной кампании не производится, которые не были представлены ранее в сроки, установленные законом для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата.
Взаимное толкование положений законодательства о недопустимости замены или внесения изменений в подписные листы кандидата позволяет суду сделать вывод о том, что наличие неустранимых нарушений, допущенных кандидатом при оформлении подписных листов является самостоятельным и независимым основанием для отказа в регистрации, так как в этом случае даже при установлении иных нарушений кандидат не может быть зарегистрирован кандидатом на должность главы поселения.
Доводы заявителя Королева В.В. о том, что он консультировался у секретаря избирательной комиссии ФИО5 по порядку выдвижения кандидатуры на должность главы поселения, что она ввела его в заблуждение по поводу сроков сбора подписей избирателей, что при приеме документов замечаний сделано не было, не являются основанием для признания подписных листов соответствующими требованиям закона, отмене оспариваемого решения.
Ответственность за своевременное предоставление избирательных документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям закона несет кандидат, который обязан строго соблюдать правовые предписания, регламентирующие процедуру уведомления избирательной комиссии о выдвижении, и четко исполнять возложенные на него обязанности по представлению документов, необходимых для его регистрации.
Конституционное право избирать и быть избранным не является абсолютным, реализуется в соответствии с требованиями избирательного законодательства, которое может иметь определенные ограничения.
Нарушений конституционных прав Королева В.В. или неосновательного ограничения его прав на свободное участие в выборах не допущено, так как участники выборов обязаны реализовать свои права с соблюдением требования законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 245, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Королева ФИО9 о признании недействительным решения избирательной комиссии Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области № от ДД.ММ.ГГГГ и обязании избирательной комиссии Русско-Бродского сельского поселения зарегистрировать его кандидатом на должность главы Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Верховский районный суд Орловской области в течение пяти дней со дня вынесения.
Председательствующий: В.И.Заховаева