Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2158/2013 ~ М-2169/2013 от 30.08.2013

Дело № 2-2158/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2013 года г.Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Балакиной А.В.

при секретаре Шиховой Н.Н.,

с участием представителя заявителя Присмотрова И.А. по доверенности,

представителя заинтересованного лица Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района – Мишуринских Я.А. по доверенности,

представителя заинтересованного лица администрации Пермского муниципального района – Кондрашевой Н.В. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Овчинникова ФИО9 о признании незаконным отказов администрации Пермского муниципального района, Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в предоставлении земельного участка в собственность, обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и препятствие к приобретению в собственность земельный участок, рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка, выдав утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории,

УСТАНОВИЛ:

Овчинников Д.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказов администрации Пермского муниципального района, Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в предоставлении земельного участка в собственность, обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и препятствие к приобретению в собственность земельный участок, выдав утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района было подано заявление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в собственность, расположенный по адресу: <адрес> площадью 900 кв.м., с разрешенным использованием для огородничества. Заявление подано вместе со схемой расположения земельного участка на публичной кадастровой карте. Считает, что у Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района и комиссии по земельным отношениям не имелось оснований для отказа заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность для огородничества. Поскольку, испрашиваемый земельный участок не изъят из оборота, на него не установлен федеральным законом запрет на приватизацию, земельный участок не зарегистрирован для государственных или муниципальных нужд. Испрашиваемый земельный участок находится в границах водоохраной зоны, но за пределами прибрежной защитной полосы Камского водохранилища, где не имеется каких-либо ограничений и запрещение для огородничества. Также в отказе Комиссии по земельным отношениям указано, что земельный участок для огородничества, предусматривает необходимость распашки с целью выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур или картофеля, при этом ссылаясь на ст. 1 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от ДД.ММ.ГГГГ. Ни данная статья, ни закон в целом, необходимость распашки земель, предоставленных для огородничества не предусматривают. В результате отказа уполномоченных органов создано препятствие к осуществлению права приобретения земельного участка в собственность и нарушено право на получение утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Из-за чего заявитель не имеет возможности обеспечить за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка. Просит признать незаконным отказ в предоставлении в собственность земельного участка для огородничества, изложенный в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ.

В порядке ст. 39 ГПК РФ заявителем уточнены требования, просит признать незаконным отказ администрации Пермского муниципального района в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность для огородничества, изложенный в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ и отказ Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ . Обязать администрацию Пермского муниципального района и Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и препятствие к приобретению в собственность испрашиваемый земельный участок, рассмотреть заявление о предоставлении в собственность земельного участка, выдав утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории.

Заявитель – Овчинников Д.А. о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен, направил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия, на заявленных требованиях настаивает.

Представитель заявителя – Присмотров И.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района – Мишуринских Я.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что согласно ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» земельный участок для огородничества предоставляется по месту жительства заявителя, который просит предоставить такой земельный участок.

Представитель заинтересованного лица администрации Пермского муниципального района – Кондрашева Н.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что администрацией право заявителя не нарушено. Кроме того, земельный участок для огородничества не может находится в населенном пункте.

Заинтересованное лицо – администрация Двуреченского сельского поселения о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена, представителя в суд не направила.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан или юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с действующим законодательством не могут находится в частной собственности.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

На основании п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно пунктам 1.1, 1.6 и 3.2.7 Положения о Комитете имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, утверждённого решением Земского Собрания Пермского муниципального района № 561 от 23.08.2007 года, Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (в дальнейшем - Комитет) является функциональным органом администрации Пермского муниципального района, осуществляющим управление и распоряжение объектами недвижимости и имуществом, находящимися в муниципальной собственности, в пределах своей компетенции, является юридическим лицом, имеет право выступать в качестве истца и ответчика в суде в соответствии с действующим законодательством, защищать интересы граждан и муниципального района.

Порядок предоставления земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством регламентирован ст. 34 ЗК РФ.

В соответствии со ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.

Согласно статьям 9 и 36 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, владение, пользование и распоряжение ими осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, а условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В развитие приведенных конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, принцип приоритета сохранения особо ценных земель, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (подп. 2, 6 и 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Так, статья 1 ЗК РФ определяя основные принципы земельного законодательства, предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Этот принцип развивается в статье 7 ЗК РФ, уточняющей, что использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и вида разрешенного использования земель с учетом зонирования территории.

ДД.ММ.ГГГГ Овчинников Д.А. обратился с заявлением в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о предоставлении в собственность земельного участка площадью 900 кв.м. для огородничества, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 4). К заявлению прилагались копия паспорта, копия свидетельства налогоплательщика, схема расположения земельного участка на публичной кадастровой карте.

В соответствии с протоколом заседания Комиссии по земельным отношениям з от ДД.ММ.ГГГГ, Овчинникову Д.А. отказано в предоставлении в собственность земельного участка для огородничества, поскольку, испрашиваемый земельный участок расположен в прибрежной защитной полосе Камского водохранилища. Земельный участок для огородничества предусматривает необходимость распашки с целью выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля. Согласно ст. 65 Водного кодекса РФ распашка земельных участков, расположенных в пределах прибрежных защитных полос водных объектов, запрещена (л.д. 6).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Овчинникова Д.А. направлено сообщение об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка (л.д. 7).

Комитету имущественных отношений администрации Пермского района для рассмотрения по существу вопроса о предоставлении земельного участка в собственность, для целей не связанных со строительством, необходимо располагать сведениями о зонировании территории, поскольку при рассмотрении обращений о предоставлении земельных участков п. 4 ст. 34 ЗК РФ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления учитывать зонирование территории при предоставлении земельных участков.

Градостроительное зонирование предполагает наличие правил землепользования и застройки, утверждающих градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны, градостроительные регламенты определяют правовой режим входящих в состав соответствующих зон земельных участков. Согласовывая градостроительные регламенты для соответствующих территорий (зон), уполномоченные органы и организации тем самым фактически согласовывают возможность использования земельных участков для тех или иных целей.

На основании п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ документом градостроительного зонирования, в котором, в том числе устанавливаются территориальные зоны, являются правила землепользования и застройки.

Виды разрешенного использования устанавливаются в соответствии с правилами землепользования и застройки.

В соответствии со ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

В силу пункта 9 ст. 85 ЗК РФ для отдыха граждан и туризма используются земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Факт нахождения земельного участка в прибрежной защитной полосе сторонами не оспаривается.

Согласно статье 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

В соответствии с положениями статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона в три и более градуса. В границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке.

В соответствии с абзацем 3 статьи 1 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» огородный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости о разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).

В соответствии с абзацем 5 п. 1.9 Положения о порядке предоставления незастроенных земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Земского собрания Пермского муниципального района от 25.12.2009 № 29 предоставление земельного участка невозможно, если в отношении испрашиваемого земельного участка либо его части имеются установленные в соответствии с законодательством ограничения, не позволяющие использовать его для заявленной цели.

С учетом того, что заявителем испрашивается земельный участок в целях огородничества, что предполагает обработку (распашку) верхнего дернового слоя всего участка, распашка же земельных участков в прибрежной защитной полосе ст. 65 Водного кодекса РФ запрещена, в связи с чем, данное ограничение не позволяет использовать земельный участок для заявленной цели.

В соответствии со статьями 13-14 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства.

Поскольку испрашиваемый земельный участок расположен на территории Пермского муниципального района Пермского края, заявитель Овчинников А.Д. проживает по адресу: <адрес>, то есть не является жителем данного муниципального района, для целей огородничества земельный участок на территории Пермского муниципального района истцу предоставлен быть не может.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ органа местного самоуправления в предоставлении испрашиваемого земельного участка правомерен, законных оснований для возложения на администрацию Пермского муниципального района и Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района обязанности по рассмотрению заявления о предоставлении в собственность земельного участка, выдав утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории не имеется.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Овчинникова ФИО10 о признании незаконными отказа администрации Пермского муниципального района в предоставлении земельного участка площадью 900 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в собственность для огородничества, изложенный в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ и отказа Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ; обязании администрацию Пермского муниципального района и Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и препятствие к приобретению в собственность испрашиваемого земельного участка, рассмотреть заявление о предоставлении в собственность земельного участка, выдав утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории отказать.

На решение в течение месяца может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края после составления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 30.10.2013 года.

Судья А.В.Балакина

2-2158/2013 ~ М-2169/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Овчинников Дмитрий Александрович
Другие
Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района
администрация Пермского муниципального района
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Балакина Александра Вячеславовна
Дело на странице суда
permsk--perm.sudrf.ru
30.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.08.2013Передача материалов судье
02.09.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.09.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.09.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.09.2013Предварительное судебное заседание
09.09.2013Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.09.2013Предварительное судебное заседание
03.10.2013Судебное заседание
25.10.2013Судебное заседание
30.10.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее