Дело № 2 – 902/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 15 марта 2012 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Колодезного А.В., с участием представителя истца по доверенности Спирова О.Л., представителя ответчика Администрации г. Вологды по доверенности Неустроевой Н.Г., при секретаре Зажигиной Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мурина А.Б. к Администрации г. Вологды о признании незаконным постановления об отказе в переводе нежилого помещения в жилое,
установил:
Мурин А.Б. обратился в суд с иском к Администрации г. Вологды о признании незаконным постановления об отказе в переводе нежилого помещения в жилое, мотивируя требования следующими обстоятельствами. Постановлением Администрации города Вологды от ДД.ММ.ГГГГ № ему отказано в переводе нежилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес> в жилое помещение по причине отсутствия доступа к данному помещению при помощи лифта. С указанным постановлением истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Доступ в нежилые помещения производится по комбинированной схеме: при помощи лифта до нижележащего этажа и далее пешком по лестнице. Принятая в жилом <адрес> комбинированная схема доступа к помещениям последнего этажа не противоречит действующим нормам и правилам. В соответствии с техническим заключением ООО «АльянсСтрой» в связи с тем, что студия построена, как квартира с учётом требований строительных и санитарных норм, её перевод в жилые помещения не нарушает права и законные интересы собственников других помещений, не создаёт угрозу их жизни и здоровью. Просил признать Постановление Администрации города Вологды от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в переводе нежилого помещения по адресу: <адрес> жилое помещение» незаконным (недействительным). Обязать Администрацию <адрес> перевести нежилые помещения №а, находящиеся по адресу: <адрес>, в жилые помещения.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Спиров О.Л. исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г.Вологды по доверенности Неустроева Н.К. с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве, в котором указала, что нежилое помещение расположено на техническом этаже, доступа при помощи лифта не имеет. Нежилые помещения не предусматривались проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу для получения разрешения на строительство 10-ти этажного 141-квартирного жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями в первом этаже по адресу: <адрес>. Департаментом градостроительства Администрации г. Вологды выдано разрешение на ввод в эксплуатацию 10-ти этажного137-квартирного жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями в первом этаже по указанному адресу.
В судебное заседание представитель третьего лица ГП ВО «Вологдатехинвентаризация», надлежащим образом извещённого о дате, времени и месте слушания дела, не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела и проанализировав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Мурин А.Б. является собственником нежилого помещения №а, общей площадью 41,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (л.д. 10).
На основании постановления Администрации г. Вологды от ДД.ММ.ГГГГ № Мурину А.Б. отказано в переводе нежилого помещения №а, находящегося по адресу: <адрес>, в жилое помещение в связи с тем, что отсутствует доступ к данным жилым помещениям при помощи лифта, предусмотренный требованиями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.
Согласно части 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учётом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Частями 1 и 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения). При этом данный перечень является исчерпывающим. Поэтому орган, осуществляющий перевод помещения не вправе требовать предоставления каких-либо иных документов (часть 3 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены всего два основания, при наличии которых не допускается перевод нежилого помещения в жилое: - такое помещение не отвечает установленным требованиям и отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям, - право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Согласно проектной документации на 11 этаже дома расположены нежилые помещения – мастерские архитекторов (из которых помещение <адрес> принадлежит на праве собственности истцу). Какие-либо обременения не зарегистрированы.
Согласно кадастровому паспорту помещения от ДД.ММ.ГГГГ помещение №а является изолированным жилым помещением, имеет отдельный вход, состоит из: трёх студий площадями 17,2 кв.м, 8,8 кв.м, 9,1 кв.м соответственно, коридора площадью 2,7 кв.м., санузла площадью 4,0 кв.м.
Из технического заключения о состоянии конструкций нежилого помещения №а, расположенного на одиннадцатом этаже здания по адресу: <адрес>, составленного ООО «АльянсСтрой» по заказу представителя Мурина А.Б. – Спирова О.Л., следует, что на основании проведённого обследования установлено, что существующее инженерное оборудование нежилых помещений (водоснабжение, канализация, отопление, электрооборудование, вентиляция), а также существующее объёмно-планировочное решение позволяет обеспечить нормальное функционирование нежилых помещений, как квартир. В нежилых помещениях созданы все условия комфортного проживания. Перевод нежилых помещений в жилые помещения не повлияет на общую конструктивную схему здания в целом, не затрагивает конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности здания, строительные конструкции помещения находятся в работоспособном состоянии, соответствуют требованиям нормативно-технической документации, СНиП ДД.ММ.ГГГГ «Здания жилые многоквартирные», СанПиН ДД.ММ.ГГГГ «Санитарно-Эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и не создают угрозу жизни и здоровью людей. В связи с тем, что студии построены как квартиры с учётом требований строительных и санитарных норм, их перевод в жилые помещения не нарушает права и законные интересы собственников других помещений, не создаёт угрозу их жизни и здоровью.
Согласно статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признаётся изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства
Данных о том, что принадлежащее Мурину А.Б. помещение не соответствуют указанным требованиям, суду не представлено.
Не было установлено несоответствия данного помещения предъявляемым требованиям (за исключением указанного в оспариваемом постановлении требования об отсутствии лифта) и Администрацией г. Вологды при рассмотрении заявления Мурина А.Б.
Согласно п. 3.10 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, жилые здания более пяти этажей должны быть оборудованы лифтами (грузовыми и пассажирскими).
Однако данные требования введены в действие с ДД.ММ.ГГГГ, о чём указано в п.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, таким образом, ссылка представителя Администрации на эти требования необоснованна.
В соответствии с п.4.13 СНиП ДД.ММ.ГГГГ «Здания жилые многоквартирные» на верхнем этаже жилого здания допускается размещать мастерские для художников и архитекторов, а также конторские и офисные помещения с числом работающих в каждом не более 5 человек. Указанный СНиП введён в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Приложению № к Инструкции о проведении учёта жилищного фонда в РФ, утверждённой Приказом Минземстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями): этаж технический – этаж для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций; может быть расположен в нижней (техническое подполье), верхней (технический чердак) или в средней частях здания; этаж мансардный – этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью (поверхностями) наклонной или ломаной крыши, при этом линия пересечения плоскости крыши и фасада должна быть на высоте не более 1,5 м от уровня пола мансардного этаж
В данном документе также указано, что жилые помещения, устроенные на чердаках, учитываются по своему прямому назначению, если они отвечают существующим санитарно-техническим требования.
Согласно разъяснению ООО «Реконструкция», выполнившим проектную документацию для строительства данного дома: слово «мансардный» - отражает конструкцию этажа, слово «технический» - отражает функциональное назначение этажа. Таким образом, жилой <адрес> в <адрес>, является 10-этажным с мансардным техническим этажом.
Данное указание подтверждается представленными суду поэтажными выкопировками 10 и 11 этажей дома.
Администрация г. Вологды в оспариваемом постановлении ссылается на п.17 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, согласно которому доступ к жилому помещению, расположенному в многоквартирном доме выше пятого этажа, за исключением мансардного этажа, должен осуществляться при помощи лифта. Таким образом, указанная норма фактически делает исключение для мансардного этажа из общего правила по обеспечению доступа к жилому помещению в многоквартирном доме.
Кроме того, согласно части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: 1) непредставления определённых ч. 2 ст. 23 настоящего Кодекса документов; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоблюдения предусмотренных ст.22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; 4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Согласно части 2 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи
Ни оспариваемые постановления, ни уведомления об отказе в переводе нежилых помещений в жилые не содержат указания на основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, указанные в части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие)
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, оспариваемое заявителем постановление Администрации г. Вологды следует признать не соответствующим закону.
Учитывая, что оспариваемое постановление Администрации г. Вологды признано судом незаконным, требования заявителя об обязании Администрации г. Вологды принять решение о переводе вышеуказанного нежилого помещения в жилое, суд считает излишне заявленными и не подлежащими удовлетворению.
Кроме того, Жилищным кодексом Российской Федерации определён порядок рассмотрения заявлений о переводе нежилого помещения в жилое помещение, а частью 3 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено лишь обжалование данного решения.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» указано, что при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объёме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению; либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определённого судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия
С учётом изложенного, суд считает возможным с целью восстановления нарушенных прав истца обязать Администрацию г. Вологды рассмотреть заявление Мурина А.Б. о переводе нежилого помещения №а, находящегося в <адрес> в <адрес>, в жилое и приложенные к нему документы в предусмотренном законом порядке.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконными постановление Администрации города Вологды от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в переводе нежилого помещения №а по адресу: <адрес> жилое помещение.
Обязать Администрацию г. Вологды рассмотреть заявление Мурина А.Б. о переводе нежилого помещения №а, находящееся в <адрес> в <адрес>, в жилое и приложенные к нему документы в предусмотренном законом порядке.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Мурину А.Б. отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.В. Колодезный
Мотивированное решение изготовлено 20 марта 2012 года.