Дело № 2-39/2014
31 января 2014 года город Вельск
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Вельский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Пестерева С.А.,
при секретаре Белых С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вельского района Архангельской области в защиту прав лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей Жукова *к администрации муниципального образования «*» о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда,
у с т а н о в и л:
прокурор Вельского района Архангельской области в интересах Жукова М.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «*» о понуждении к предоставлению жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям в черте муниципального образования «*», Вельского района Архангельской области.
Обосновывает требования тем, что Жуков М.А. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В *году Жуков М.А. был помещен в Вельский дом ребенка в связи отказом его матери от ребенка, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Постановлением главы администрации МО «Вельский муниципальный район» за Жуковым М.А. закреплено право на получение жилого помещения. После окончания *, поскольку ему негде было жить, * года он стал проживать у своей сестры Жуковой С.А., где и был по его просьбе зарегистрирован. На сегодняшний день жилое помещение с правом постоянного проживания истцу не предоставлено. Считает, что у Жукова М.А. возникло право требовать предоставления специализированного жилого помещения из специализированного жилого фонда на территории МО «*», соответствующего санитарным и техническим нормам. А поэтому просит обязать администрацию МО «*» незамедлительно со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Жукову М.А. жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям МО «*», в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной на территории МО «*», отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, расположенное в границах МО «*», за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, и лиц их числа.
В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Канаев А.И. настоял на удовлетворении иска по тем же основаниям, пояснив, что мать отказалась от своего сына Жукова М.А. и он практически с самого рождения находился в детском доме, его отец записан со слов матери. Поэтому просит возложить обязанность на ответчика предоставить истцу жилое помещение общей площадью не менее 10 кв.м.
Жуков М.А. в судебном заседании поддержал исковые требования, пояснив, что закрепленного жилого помещения не имеет, зарегистрирован и проживает у своей сестры вынужденно, поскольку ему негде больше жить.
Представитель администрации МО «*» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В представленном отзыве ссылаются на то, что исковые требования могут быть удовлетворены только за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа и только после выделения субвенции на эти цели администрации МО «*».
Представитель 3-го лица администрации МО «Вельский муниципальный район» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. В представленном отзыве указали, что МО «Вельский муниципальный район» жилого фонда не имеет, то предоставить жилье истцу обязан ответчик за счет предоставленной из бюджета областной субвенции, предназначенной на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей
Представители Министерства образования науки и культуры Архангельской области, Министерства финансов Архангельской области на судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав помощника прокурора Канаева А.И, истца Жукова М.А., заслушав представителя опеки и попечительства Юнусову Т.Ю., полагавшую, что требования законны и обоснованны, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст.ст.18,40 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.
Вместе с тем статья 40 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 22 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 15 Закона Архангельской области от 17 декабря 2012 года № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» предусмотрено, что общая площадь жилого помещения, предоставляемого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, должна быть не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленной органами местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что Жуков М.А., родился * года в гор. Вельске Архангельской области (л.д. 14).
Мать истца - Жукова Н.А. сразу после рождения сына отказалась от него, о чем написала заявление главному врачу МУЗ «Вельской ЦРБ (л.д.20) в связи с чем Жуков М.А. был помещен в Вельский дом ребенка (л.д.18). Отец истца записан со слов матери (л.д.12).
Таким образом, Жуков М.А. имеет статус лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с тем, что Жуков М.А. был определен в государственное детское учреждение и не имеет постоянного места жительства, главой МО «Вельский район» было принято решение о предоставлении ему жилого помещения в соответствии с социальными нормами по достижении несовершеннолетним 18 лет и возвращении из государственного детского учреждения, о чем было вынесено постановление № ** от * года (л.д.10). Указанное постановление не оспорено, не отменено и действует по настоящее время.
С момента рождения и по * года Жуков М.А. находился на воспитании в разных детских учреждениях на полном государственном обеспечении. (л.д.19,21)
С * года по * года получал образование в МУ «Основная школа-интернат № * для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гор. *, после чего обучался в Вельском Агропромышленном лицее № * по * год, (л.д.11,22) после окончания, которого, Жуков М.А. стал проживать у своей сестры Жуковой С.А. по адресу: гор. Вельск, пер. *, где и был по его просьбе зарегистрирован.
Жилого помещения по договору социального, специализированного найма либо в собственности на территории МО «*» истец не имеет.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, заслушав заключение представителя отдела опеки и попечительства, полагавшего, что иск подлежит удовлетворению, так как основан на законе, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
К данному выводу суд пришёл по следующим основаниям.
Так постановлением главы МО «Вельский район» за Жуковым М.А. закреплено право на получение жилья в гор. Вельске.
Согласно статьям 45, 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа государственными полномочиями Архангельской области» государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации, наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области.
С 01 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно статьи 3 закона пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, признан утратившим силу.
После вступления в законную силу данного нормативного акта детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в новой редакции) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в новой редакции) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона, внесшего изменения, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу указанного закона.
Таким образом, истец имеет право, на предоставление благоустроенного жилья специализированного жилого фонда исходя из нормы предоставления жилой площади.
Жуков М.А. выявлен, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей на территории гор. Вельска Архангельской области, то вправе самостоятельно реализовать свое жилищное право на получение жилья.
Однако, до настоящего времени право на получение жилья не реализовано по независящим от истца причинам: жилое помещение по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения ему не предоставлялось.
Доказательств обратного, в соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в судебное заседание ответчиком не представлено.
В соответствии с конституционными принципами правового государства, в силу которых права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства (статья 2; статья 45, часть 1, Конституции Российской Федерации), органы государственной власти обязаны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы соблюдались права и свободы человека и гражданина, а в случаях их нарушения - обеспечивалось максимально быстрое и полное их восстановление.
Поскольку закрепленного жилого помещения истец не имеет, тем самым обязательство, предусмотренное ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечить его жилым помещением по достижении совершеннолетия, должно быть возложено на МО «*», за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Следовательно, согласно действующему законодательству, право на внеочередное получение жилого помещения, на момент рассмотрения данного гражданского дела, у истца возникло.
Жуков М.А. обладая статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей и имея право на внеочередное предоставление жилого помещения, приобрел право для предоставления ему жилого помещения вне очереди, поскольку обратное будет свидетельствовать о нарушении конституционного принципа равенства всех перед законом и права на жилище (ст.18, 40 Конституции РФ).
На момент судебного разбирательства жилищные права истца, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не восстановлены, то есть жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по месту внеочередного получения жилья в гор. Вельске истец не имеет, компенсации за него не предоставлено.
Поскольку за Жуковым М.А. закреплено право на внеочередное получение жилого помещения на территории гор. Вельска, то и правоотношения по найму жилого помещения возникли с МО «*».
Отсутствие финансирования либо необходимого жилья не может являться основанием к отказу в иске, поскольку будет противоречить нормам права.
Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна быть реализована только после предоставления жилого помещения.
Жуков М.А. до настоящего времени не обеспечен жилой площадью и ему не предоставлено жилое помещение, то в данном случае он не лишен возможности воспользоваться гарантированным и нереализованным правом на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, что не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Суд, руководствуясь принципом восстановления права истца, считает возможным обязать администрацию МО «*» предоставить вне очереди жилое помещение Жукову М.А. по договору найма специализированного жилого помещения в специализированном жилом фонде, общей площадью не менее 10 кв.м., применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте МО «*» за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Согласно положениям ст.ст.209,210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и возникшему праву у истца на внеочередное получение жилого помещения, суд считает, что жилое помещение истцу, должно быть предоставлено по вступлении решения суда в законную силу, а поэтому нет необходимости дублировать данную норму закона в резолютивной части решения
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Администрация муниципального образования «*» является органом местного самоуправления и выступает по данному делу в качестве ответчика, следовательно, в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
иск прокурора Вельского района Архангельской области в интересах Жукова * – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «*» предоставить Жукову * жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования «*», общей площадью не менее 10 кв.м., соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте муниципального образования «*» Вельского района Архангельской области, за счет средств бюджета Архангельской области, выделенных на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Архангельском областном суде через Вельский районный суд.
Председательствующий С.А. Пестерев