Дело № 2-3481/2020 (УИД № 10RS0011-01-2020-003800-55)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июля 2020 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Франгуловой О.В. при секретаре Шиманчик К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Забавина Е.Е. к Государственному учреждению – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного Фонда РФ в Республике Карелия о взыскании невыплаченной суммы индексации страховой пенсии,
установил:
Забавин Е.Е. обратился в суд иском к ответчику о взыскании невыплаченной суммы индексации страховой пенсии. Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в пенсионный орган с заявлением о выяснении причины отказа в индексации страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу сообщено, что индексация пенсии производится неработающим пенсионерам в соответствии с ФЗ № 400-ФЗ, Забавин Е.Е. является председателем ГСК «<данные изъяты>», сведения о прекращении трудовой деятельности отсутствуют, индексация пенсии ему будет произведена после получения сведений страхователя об отсутствии факта его работы. Истец указывает, что трудовой договор между ним и ГСК не заключался, кооператив является некоммерческой организацией, выплата вознаграждения не производилась и страховые взносы не начислялись. Устав ГСК не содержит положения о заключении с председателем правления трудового договора. Фактически он выполнял отдельные поручения безвозмездно на общественных началах, на благо членов кооператива. На основании изложенного, у четом неоднократных уточнений исковых требований, истец просит обязать ответчика назначить, начислить и выплатить истцу индексацию страховой пенсии, установленную в соответствии с ФЗ № 385, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, как неработающему пенсионеру, взыскать с ответчика в его пользу невыплаченную сумму индексации страховой пенсии в размере 16583 руб. 29 коп., начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Забавин Е.Е. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представители ответчика Капралова Е.С. и Грибанова О.Н., действующие на основании доверенностей, уточненные исковые требования не признали, поддержали позицию, изложенную в отзыве. При этом расчет испрашиваемой истцом суммы не оспаривали.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республике Карелия (межрайонное) Маркина Е.В., действующая на основании доверенности, полагала уточненные исковые требования необоснованными, поддержала позицию, изложенную в письме Управления.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, материалы выплатного дела получателя пенсии по старости, приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с указанным Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации, в том числе работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Вопросы осуществления выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности, при прекращении трудовых отношений урегулированы положениями статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В судебном заседании установлено, что Забавин Е.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем страховой пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в отделение Пенсионного фонда по Республике Карелия с заявлением по отказу в индексации страховой пенсии по старости.
Письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № № Забавину Е.Е. сообщено, что индексация пенсии с ДД.ММ.ГГГГ производилась неработающим пенсионерам в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ, он является председателем ГСК «<данные изъяты>», сведений о прекращении трудовой деятельности в Пенсионном фонде отсутствуют. На ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии установлен как работающему пенсионеру (без индексации) в соответствии с действующим законодательством.
Не согласившись с данным ответом, Забавин Е.Е. обратился в суд с настоящим иском, полагая, что вправе претендовать на индексацию страховой пенсии по старости.
ГСК «<данные изъяты>» по строительству и эксплуатации коллективных гаражей для автомототранспорта индивидуальных владельцев создан ДД.ММ.ГГГГ.
Из записи в Едином государственном реестре юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ о внесении записи об изменении сведений о юридическом лице усматривается, что председателем ГСК «<данные изъяты>» значится Забавин Е.Е.
В судебном заседании истец пояснил, что является неработающим пенсионером, несмотря на то, что избран председателем ГСК «<данные изъяты>», функции осуществляет на добровольной основе, без оплаты, трудовой договор с ним не заключался, кооператив никакой коммерческой деятельности не ведет.
Из пояснений представителей ответчика, данных ими в судебном заседании, следует, что поскольку на председателя правления ГСК «<данные изъяты>» возложено выполнение определенных функций на этой должности, то такая деятельность относится к трудовой деятельности физического лица.
Вместе с тем, суд не может согласиться с такой позицией представителей ответчика ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, к которым относятся, в том числе гаражные кооперативы.
Согласно пункту 3 части 8 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным до дня его вступления в силу потребительским обществам, жилищным, жилищно-строительным и гаражным кооперативам, садоводческим, огородническим и дачным потребительским кооперативам, обществам взаимного страхования, кредитным кооперативам, фондам проката, сельскохозяйственным потребительским кооперативам применяются нормы о потребительских кооперативах (статьи 123.2, 123.3).
В силу пункта 1 статьи 123.2 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами
Как следует из Устава ГСК «<данные изъяты>», кооператив по строительству и эксплуатации коллективных гаражей для автомототранспорта индивидуальных владельцев учреждается с целью удовлетворения членов кооператива гаражами для автомототранспорта путем строительства их на собственные средства, а также для последующей эксплуатации и управления этими гаражами.
Пунктом 24 Устава предусмотрено, что органами управления являются общее собрание членов кооператива и правление. Правление кооператива в количестве не менее трех человек избирается общим собранием сроком на два года. Правление является исполнительным органом кооператива, подотчетным общему собранию (п. 28, 29). Председатель кооператива обеспечивает выполнение решения общего собрания и правления, представляет кооператив в отношениях с Государственными органами, предприятиями, организациями, учреждениями и другими кооперативами, заключает договоры, совершает иные действия (п. 30).
Судом также установлено, что кооператив прибыль из своей деятельности не извлекает, количество застрахованных лиц – <данные изъяты>, страховые взносы не начислялись.
Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, буквального толкования Устава кооператива, председателем правления гаражно-строительного кооператива может быть только член данного кооператива. Суд считает, что лицо, избранное председателем правления потребительского гаражно-строительного кооператива, может исполнять свои обязанности либо на общественных началах, либо на платной основе. При этом с председателем правления гаражно-строительного кооператива заключается трудовой договор и ему выплачивается заработная плата, а также иные компенсационные выплаты лишь в том случае, если это предусмотрено Уставом ГСК или решениями общего собрания членов ГСК, поскольку исполнение полномочий председателя правления гаражно-строительного кооператива вытекает из его членства в данном кооперативе и регулируется Уставом данного кооператива и решениями общего собрания членов кооператива.
Между тем, как усматривается из Устава ГСК «<данные изъяты>», в нем не предусмотрено заключения с председателем правления трудового договора, выполнение им своих обязанностей на платной основе, а также размер его вознаграждения (заработной платы) и иных выплат. Соответствующие решения общего собрания членов данного кооператива, которыми были бы урегулированы данные вопросы, в материалах дела также отсутствуют. Из протокола внеочередного общего собрания ГСК «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что «… согласно Уставу председатель правления не является единоличным исполнительным органом кооператива, а только членом правления, в связи с этим объем работы по руководству небольшой, финансовых вложений мало, предложено исполнять обязанности Забавину Е.Е. безвозмездно».
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что, применяя общее правовое предписание к обстоятельствам дела, суд принимает решение в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения, учитывая отсутствие со стороны ответчика доказательств о заключении между ГСК «<данные изъяты>» и истцом трудового договора либо договора возмездного оказания услуг либо иного другого гражданско-правового договора, ведения коммерческой деятельности, видов деятельности в целях извлечения прибыли, получения вознаграждения, суд в данном конкретном случае приходит к выводу об отсутствии между кооперативом и истцом, как председателем ГСК, трудовых отношений в понимании, придаваемой им статьей 15 Трудового кодекса РФ. При изложенных обстоятельствах истец не может быть признан работающим пенсионером и у ответчика отсутствовали правовые основания в не проведении индексации страховой пенсии по старости Забавину Е.Е. в заявленный им период.
Предоставление налоговых деклараций, расчетов по страховым взносам обусловлено правовым положением юридического лица, председателем которого является Забавин Е.Е., что не может влиять на реализацию им прав в сфере пенсионного обеспечения. То обстоятельство, что за истца, как за застрахованное лицо, представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ стаж за ДД.ММ.ГГГГ год не могут влиять на пенсионное обеспечение.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования Забавина Е.Е. обоснованными и подлежащими удовлетворению, в связи с чем ответчика надлежит обязать производить Забавину Е.Е. индексацию страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, выплатив задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 16583 руб. 29 коп., который стороной ответчика не оспаривался.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного Фонда РФ в Республике Карелия производить Забавину Е.Е. индексацию страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, выплатив задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 16583 руб. 29 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья О.В. Франгулова
Мотивированное решение составлено 09.07.2020.