Дело № 2-1697/2016
Мотивированное решение изготовлено 18 апреля 2016 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 апреля 2016 года г. Екатеринбург
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Подгорной С.Ю., при секретаре Ефимовских Н.И., с участием представителя ответчика комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Ощепкова В.О., действующего на основании доверенности от ***,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егорова С.В. к комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий о признании ветераном боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий,
установил:
Егоров С.В. обратился в суд с иском к комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий о признании ветераном боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий.
В обосновании иска указал, что комиссией Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий, вынесено заключение, которым отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, предусмотренного Федеральным законом № 5-ФЗ «О ветеранах». По заключению комиссии, причиной отказа в выдаче удостоверения является отсутствие документального подтверждения непосредственного участия истца в боевых действиях. С принятым заключением не согласен, считает его нарушающим законные права на получение льгот установленным законодательством о ветеранах. Истец проходил службу в в/ч *** (*** понтонно-мостовой полк) в должности <***>. В/ч *** была сформирована *** на основании директивы ГШ ВС СССР на базе в/ч *** (*** понтонно-мостовой полк Одесского военного округа), выполняющей правительственное задание по оказанию интернациональной помощи *** в период с *** по *** с территории СССР. Для ее замены и была сформирована в/ч *** (*** помп), выполняющая правительственное задание по оказанию интернациональной помощи Республике Афганистан в период с *** по ***. В войсковую часть *** он прибыл ***, а с *** был зачислен в ее списки. Часть дислоцировалась на войсковом полигоне в полевом палаточном лагере вблизи г. Термез УзССР, а правительственное задание по оказанию военной помощи Республике Афганистан выполняла на ее территории. Личный состав полка выполнял боевые задачи по наводке, разводке, обслуживанию и содержанию понтонного моста, по переправе военной техники, живой силы, материальных средств через реку Амударья (государственная граница СССР и Демократической республики Афганистан (далее по тексту - ДРА), его защиту, охрану и оборону, как со стороны СССР, так и на территории ДРА. Для защиты, охраны и обороны переправы на территории ДРА размещался постоянный круглосуточный блокпост (караул) в составе взвода, в особых ситуациях усиливался до роты. Для тылового обеспечения личного состава полка, выполняющего задачи на территории ДРА истцу постоянно приходилось находиться на территории ДРА. Пересечение границы, т.е. проезд через реку по мостовой переправе, осуществлялось на основании отдельных приказов командира части и списков, утвержденных командиром и согласованных с органами КГБ. Ни заграничных паспортов, ни командировочных удостоверений личному составу полка не выдавалось. В октябре 1980 года он с основной частью полка был передислоцирован в г. Фергана УзССР. Для выполнения правительственного задания по оказанию интернациональной помощи ДРА в г. Термез УзССР был оставлен один батальон (в/ч ***). В дальнейшем в 1981-1983 гг. истец неоднократно откомандировывался для выполнения служебных заданий в в/ч *** г. Термез, связанных с выполнением боевых задач по обеспечению личного состава, находящегося на территории ДРА вещевым имуществом, продовольствием, организацией помывки военнослужащих, санитарной обработки (дегазации и дезинфекции) обмундирования и постельных принадлежностей и решения других задач по службам тыла. Пересечение границы осуществлялось на основании приказаний командира в/ч *** и списков, утвержденных им же и согласованных с органами КГБ СССР. Данных о нахождении книг приказаний и списков нет, поэтому нет возможности представить их копии. Но имеется свидетельское показание сослуживца - полковника запаса О. П.В., подтверждающего факт выполнения истцом боевых задач и нахождения его на территории ДРА. Удостоверение ветерана боевых действий он и большая часть личного состава войсковой части *** получили на основании документов о прохождении службы в в/ч ***, приказа Министра оборона СССР от 16.09.1984 г. № 00125 и директивы ГШ ВС РФ от *** ***. Согласно архивной справки ЦА МО РФ *** от ***, в перечне соединений, воинских частей и организаций ВС СССР, принимавших участие в оказании военной помощи ***, войсковая часть 06901 значится. Выполняла задачи с территории СССР в период с *** по ***. Повторно на основании заявления истца от *** начальником отдела военного комиссариата Саратовской области по Кировскому, Волжскому и Ленинскому районам г. Саратова в адрес ответчика направлено заявление о признании Егорова С.В. ветераном боевых действий. В августе 2014 года получен отказ по причине недоказанности факта непосредственного участия в боевых действиях. С такой формулировкой причин отказа истец не согласен, он основан на неправильном толковании материального права. В период с *** по *** Егоров С.В. проходил службу в в/ч ***, выполняющей правительственное задание по оказанию интернациональной помощи ДРА в период с *** по ***, когда на территории ДРА проходили боевые действия, что подтверждается архивной выпиской из ЦА МО Республики Узбекистан.
На основании изложенного, просит суд признать заключение комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий незаконным; признать Егорова С.В. ветераном боевых действий и обязать Комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий выдать соответствующее удостоверение.
Представитель ответчика комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Ощепков В.О требования не признал, пояснил, что причиной отказа истцу в выдаче удостоверения ветерана боевых действий явилось то, что факт его непосредственного участия в боевых действиях документально не подтвержден. Документы, приложенные к иску, не свидетельствуют о том, что Егоров С.В. непосредственно принимал участие в боевых действиях, а говорят лишь о том, что он осуществлял оказание помощи Республике Афганистан без пересечения границы, что не тождественно понятию непосредственного участия в боевых действиях.
Истец, представитель третьего лица – ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» в судебное заседание не явились, были своевременно извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, от истца представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, третье лицо об уважительности причин неявки суду не сообщил.
При таких обстоятельствах судом в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации был решен вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие истца и третьего лица.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что *** и *** Комиссией Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий вынесены заключения об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, которыми Егорову С.В. отказано в выдаче соответствующего удостоверения. Причина отказа: факт непосредственного участия в боевых действиях документально не подтвержден. Рекомендовано представить архивные документы, подтверждающие нахождение воинской части на территории Демократической республики Афганистан (л.д. 26-27).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся, в том числе военнослужащие и лица, уволенные в запас (отставку), направленные в другие государства органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах.
В приложении к настоящему Федеральному закону приводится Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах").
В указанный Перечень включено участие в боевых действиях в Афганистане: с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 15 ноября 2011 года N 24-П для наделения статусом ветерана боевых действий на территории РФ необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в п. 1 ст. 3 (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники других федеральных органов исполнительной власти), и участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к Федеральному закону "О ветеранах" Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ.
Таким образом, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах", и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий.
Согласно положениям ст. 28 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 01.01.92 или Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.03 N 763, выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Такой порядок в Министерстве обороны Российской Федерации установлен в рамках предоставленных полномочий приказом Министра обороны Российской Федерации от 11.08.12 N 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Согласно абзацу 7 пункта 9 названного Порядка факт участия в боевых действиях военнослужащего, в том числе уволенного в запас (отставку), направленного в Республику Таджикистан органами государственной власти Российской Федерации, подтверждается выписками из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающих непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо документами, подтверждающими полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, другими документами, подтверждающими непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо реализованным наградным материалом.
Содержание названного положения указывает на то, что в качестве подтверждения участия лица в боевых действиях могут быть использованы не только приказы соответствующих командиров (начальников) воинских частей, но и другие документы, подтверждающие непосредственное его участие в боевых действиях.
В соответствии с требованиями Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 N 69, решение о выдаче военнослужащему удостоверения принимается при наличии документов, подтверждающих фактическое участие в боевых действиях. К ним относятся: военные билеты, личные дела, справки о ранении, выписки из приказов о зачислении в списки соответствующей воинской части, наградные материалы, справки архивных учреждений, летные книжки и другие документы.
Исходя из положений приведенных выше норм, следует, что для получения статуса ветерана боевых действий военнослужащим, уволенным в запас, обслуживавшим воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, необходимо подтвердить как факт направления и нахождения на территории других государств в период ведения там боевых действий, так и факт участия в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах.
При этом, в качестве документов, подтверждающих наличие оснований для выдачи удостоверения, рассматриваются приказы (выписки из приказов), распоряжения (выписки из распоряжений), записи в трудовых книжках, командировочные удостоверения, судовые роли, архивные справки, медицинские справки, выписки из истории болезни, удостоверения о награждении орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий.
Несмотря на то, что законодательство не содержит легитимного определения понятия «боевые действия», однако из смысла ФЗ «Об обороне» следует, что боевые действия - это действия по отражению агрессии независимо от объявления войны.
Согласно сведениям послужного списка, Егоров С.В. с *** по *** проходил службу в войсковой части *** (*** понтонно-мостовой полк) в должности <***> (л.д. 30).
В силу доводов истца, личный состав войсковой части *** выполнял правительственное задание по оказанию интернациональной помощи Республике Афганистан в период с *** по ***. Так, проходило выполнение боевых задач по наводке, разводке, обслуживанию и содержанию понтонного моста, переправу военной техники, материальных средств через реку Амударья, его защиту и охрану.
В подтверждение указанных доводов истцом предоставлено нотариально удостоверенное заявление О. П.В., который указал, что являлся сослуживцем истца в войсковой части ***. Военнослужащие данной части исполняли свои служебные обязанности, как на территории СССР, так и на территории Республики Афганистан. Непосредственное выполнение боевой задачи осуществлялось на р. Амударья (л.д.34-35).
Вместе с тем, показания свидетеля противоречат сведениям, представленным ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации», согласно которым войсковая часть *** выполняла задачи с территории СССР в период с *** по *** (л.д. 25).
Более того, данные показания суд не может принять в качестве надлежащего доказательства по делу.
Так, к средствам доказывания, перечисленным в абз. 2 ч. 1 ст. 55 ГПК Российской Федерации относятся: объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов, непосредственно исследованные судом в ходе судебного разбирательства при разрешении конкретного спора.
В силу статьи 157 ГПК Российской Федерации одним из основных принципов судебного разбирательства является его непосредственность, решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании.
При вынесении судебного решения недопустимо основываться на доказательствах, которые не были исследованы судом в соответствии с нормами ГПК РФ, данное разъяснение содержится в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции".
Принцип непосредственности исследования доказательств судом установлен и ч. 1 ст. 67 ГПК Российской Федерации, согласно которой суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, суд обязан непосредственно исследовать доказательства по делу, то есть допросить свидетеля в порядке, предусмотренном ст.ст. 176, 177 ГПК РФ, между тем указанный истцом свидетель непосредственно судом первой инстанции допрошен не был.
Из предоставленной ФГКУ «Центральный пограничный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации» информации следует, что материалов в отношении войсковой части *** в архиве не имеется. В архиве имеется ограниченное количество списков военнослужащих Советской Армии, проследовавших через государственную границу, в которых войсковая часть *** не значится (л.д. 33).
Архивными выписками из приказов командира (л.д. 23-24) также не подтверждается факт непосредственного участия истца в боевых действиях на территории Республики Афганистан.
Само по себе нахождение Егорова С.В. в зоне вооруженного конфликта и выполнение им задач в условиях чрезвычайного положения или отнесенной к зоне вооруженного конфликта о его непосредственном участии в боевых действиях не свидетельствует. Фактическое участие в боевых действиях должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Между тем, ни ответчику, ни суду истцом не были представлены приказы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях.
Таким образом, из анализа представленных документов следует, что в период прохождения военной службы в 1980 году в войсковой части *** Егоров С.В. не принимал непосредственное участие в боевых действиях, а осуществлял оказание помощи Республике Афганистан без пересечения границы, что не тождественно понятию непосредственного участия в боевых действиях.
Принимая во внимание, что для получения статуса ветерана боевых действий, необходимо представление доказательств, которые однозначно и достоверно подтверждали бы не только направление истца органами государственной власти в другое государство, но и факт непосредственного его участия в боевых действиях на территории данного государства, что должно быть подтверждено определенными документами, учитывая, что таких доказательств истцом не предоставлено, суд не находит оснований для удовлетворении заявленных требований.
Помимо того, суд обращает внимание, что требования предъявлены истцом к ненадлежащему ответчику - комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, которая не является юридическим лицом. Последняя является структурным подразделением Центрального военного округа и в пределах своей компетенции осуществляет работу по рассмотрению обращений и принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Егорова С.В. к комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий о признании ветераном боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья С.Ю. Подгорная