Гражданское дело №2-858/2016
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Ногинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Поляковой Ю.В.,
при секретаре Соболевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хомутецкого С. И. к Отделу военного комиссариата <адрес>, Электросталь, Черноголовка и <адрес>, Военному комиссариату <адрес> о взыскании невыплаченной пенсии, убытков, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Истец Хомутецкий С.И. обратился в суд с иском к Отделу Военного комиссариата <адрес> по городам Ногинск, Электросталь, Черноголовка и <адрес>, ФКУ «Военный комиссариат <адрес> о взыскании невыплаченной пенсии, убытков, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылался на следующее. Истец отслужил 26 лет в Вооруженных Силах РФ. С ДД.ММ.ГГГГ истцу была установлена военная пенсия. С ДД.ММ.ГГГГ истец был поставлен на постоянный воинский и пенсионный учет в Пушкинский РВК. С этого момента через Сбербанк России истец ежемесячно получал пенсию, ему была выдана справка по начисленной ему ежемесячной пенсии за период невыплаты за 4 года, возвращена ранее задержанная пенсия за 4 года. Перечисления выполнялись на открытый истцом расчетный счет в филиале Сбербанка <адрес>. В Пушкинском военкомате истец получал справки о размере выплачиваемой пенсии и решал другие вопросы. С 2008 года по декабрь 2012 года в нарушение Конституции РФ Пушкинский РВК без объяснения причин лишил истца и членов его семьи гарантированного государством единственного денежного дохода – пенсии, назначенной истцу государством. Истец указывает, что ему и его семье Пушкинским военкоматом был нанесен моральный и материальный вред. Из-за переживаний он перенес 2 инфаркта и 1 инсульт, по этой причине в течение 1,5 лет истец был парализован. Истец вынужден был брать в долг, чтобы нормально жить самому и достойно содержать свою семью. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к военному комиссару <адрес> с претензионным письмом, в котором просил объяснить по какой причине ему приостановили выплату пенсии. В письме истец указал, что ответы он будет забирать лично. До настоящего времени ответ на претензионное письмо от Пушкинского военкомата истцом не получен. При постановке на воинский учет в Ногинский военкомат с ДД.ММ.ГГГГ истец просил пенсионный отдел разобраться в следующих вопросах, и дать ему ответ по каким причинам истцу не выплачена пенсия за период с 2008-2012 годы. При нахождении на воинском и пенсионном учете в Пушкинском РВК и в Ногинском РВК личное и пенсионное дело истца, в котором имеется расчет начисленной ему пенсии, все изменения по пенсии, находится в Московском окружном военкомате. Ногинский военкомат имеет только обязанности по учету военнослужащего и контролю по выплате пенсии. Истец указывает, что до настоящего времени ответа Ногинского военкомата о причинах невыплаты истцу пенсии за период 2008-2012 г.г. и сроках возврата невыплаченной истцу пенсии он не получил. Истец считает, что <адрес> военкомат нарушил его конституционные права, не выплатив ему пенсию за период с 2008-2012гг., до сих пор ни дал истцу официального ответа на его обращение. Также истец указывает, что в связи с невыплатой ему пенсии он понес убытки в размере 600000руб., заключающиеся в получение кредитов и уплату по ним процентов, также указывает, что незаконными действиями <адрес> военкомата ему причинен моральный вред, который истец оценивает в 2000000руб.
На основании вышеизложенного, уточнив исковые требования, истец просит суд: взыскать с ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» задолженность по невыплаченной пенсии в размере 500944 руб. 15коп., компенсацию морального вреда в размере 2000000рублей, убытки понесенные истцом за период невыплаченной пенсии – 600000 рублей.
Истец Хомутецкий С.И. исковые требования поддержал, дал объяснения, аналогичные доводам искового заявления. Дополнительно в судебном заседании пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ не получает пенсию по неизвестной ему причине, официального ответа о причинах невыплаты до настоящего времени ему никто не дал. Чтобы узнать причину, он обратился с четырьмя обращениями в Военный комиссариат <адрес>, ответа не получил. С 2008 года по 2012 год он не работал. Пенсию не получал, на учете в пенсионном фонде не состоял, получал пенсию только за выслугу лет. Инвалидности не имеет. Место жительства не менял. Доказательств, подтверждающих заболевания, истец представить не может, поскольку медицинские документы сгорели при пожаре. С 2008 по 2012 года он был зарегистрирован в <адрес>, данные о регистрации были переданы в Пушкинский военкомат, когда его ставили на учет. В военкомате ему дали справку о выплате пенсии, в ней указано, что из-за не выписки пенсионного листа выплата пенсии приостановлена. В <адрес> он проживает в течение трех лет. Он пришел в отдел <адрес> комиссариата <адрес>, представил регистрацию по месту пребывания, он встал на учет в военкомате <адрес>, ему выдали новую книжку ветерана, новый военный билет, документы, утерянные во время пожара. В связи с невыплатой ему пенсии он понес убытки, были взяты кредиты, доказательств в подтверждение доводов о понесенных убытков не имеет.
Представитель ответчика Отдел военного комиссариата <адрес>, Электросталь, Черноголовка и <адрес> в суд не явился.
Представители ответчика ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» Николаева Е.А., Брусова Л.В. иск не признали, в судебном заседании поддержали письменные возражения, в которых ссылались на следующее. Согласно Указа Президента РФ от 07.12.2012г. № «Об утверждении Положения о военных комиссариатах», Военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации; Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов; создание, реорганизация и ликвидация военных комиссариатов осуществляются в установленном порядке Министерством обороны Российской Федерации; военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с Положением о военных комиссариатах, одной из основных задач является осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Пенсии военнослужащим, уволенным с военной службы, исчисляются в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических веществ и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и постановлением Совете министров – правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке начисления выслуги лет. назначения и выплаты пенсии, компенсации и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ». согласно ст. 51 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических веществ и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» лица офицерского состава, проходившее военную службу в Вооруженных Силах РФ, с заявлениями о назначении пенсии обращаются в пенсионные органы Министерства Обороны РФ. В силу ст. 56 вышеуказанного закона выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона. ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ № 19) Хомутецкий С.И. обратился в отдел военного комиссариата <адрес> по городам Ногинск, Электросталь, Черноголовка и <адрес> с заявлением о возобновлении пенсии за выслугу лет в связи с переездом на место жительства по месту временной регистрации согласно свидетельства о регистрации по месту пребывания № от 08.01.2013г. по адресу: МО, <адрес>, на срок с 17.01.2013г. по 16.01.2016г. С ДД.ММ.ГГГГ по 16.01.2016г. состоял на пенсионном учете в отделе ЦСО ФКУ «ВК МО», ему производилась выплата пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ. В настоящее время выплата пенсии приостановлена в связи с отсутствием документа, подтверждающего регистрацию на территории Ногинского муниципального района <адрес>. С 2008 по 2012гг. Хомутецкий С.И. на пенсионном учете в отделе Военного комиссариата <адрес> по городам Ногинск, Электросталь, Черноголовка и <адрес> не состоял, пенсия не назначалась и не выплачивалась, соответственно, работники отделения социального и пенсионного обеспечения отдела Военного комиссариата <адрес> по городам Ногинск, Электросталь, Черноголовка и <адрес> не располагают и не могут располагать сведениями о ранее начисленных ему суммах пенсии территориальными органами Пенсионного фонда РФ по прежнему месту жительства на территории <адрес>. Согласно карточки лицевого счета за 2006 год, находящегося в пенсионном деле АМ-362022, последняя выплата пенсии Хомутецкому С.И. состоялась в декабре 2007 года и прекращена с 01.01.2008г. ввиду окончания срока действия свидетельства о регистрации по месту пребывания № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, Микрорайон Звягино, <адрес>, на срок с 02.12.2005г. по 02.12.2007г. Таким образом, в личном пенсионом деле Хомутецкого С.И. отсутствуют сведения о регистрации на территории <адрес>, что является основанием для начисления и выплаты пенсии за выслугу лет. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в ВК МО <адрес>, Ивантеевка, Красноармейск и <адрес> с претензионным письмом о невыплате пенсии. В ответ на обращение, направлено письмо начальника отдела ВК МО <адрес>, Ивантеевка, Красноармейск и <адрес> от 27.02.2010г. № ОСО/681 с разъяснениями о закрытии лицевого счета в связи с окончанием срока действия и отсутствия регистрации в <адрес> МО. Согласно Донесения ЦСО ВК МО от 2011 № ОСО/2793 пенсионер Хомутецкий С.И. был временно зарегистрирован по адресу: <адрес>, Микрорайон Звягино, <адрес>, до 31.12.2007г., затем с его слов на личной явке на прием в пенсионное отделение 2.2010 проживал без регистрации по адресу: <адрес>. Из отдела ВК МО <адрес>, Ивантеевка, Красноармейск и <адрес> пенсионеру Хомутецкому С.И. были отправлены почтовые открытки с приглашением прибыть в пенсионное отделение отдела с целью продления выплаты по пенсии за выслугу лет, а именно исх. № ОСО/491 от 09.02.2011г. по адресу: <адрес>, Микрорайон Звягино, <адрес> исх. № ОСО/492 от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Почтовые открытки направлены заказным письмом с уведомлением отправителя об их получении. Согласно штампам на возвратившихся почтой конвертах, адресат за получением открыток в указанные почтовые отделения не явился. Таким образом, решить вопрос о продлении пенсии за выслугу лет Хомутецкому С.И. не представлялось возможным. В случае отсутствия регистрации, гражданин также вправе реализовать свое право на пенсионное обеспечение, обратившись с заявлением о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного форда РФ по своему месту пребывания. Граждане РФ, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту своего фактического проживания. При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории РФ выплата пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории РФ на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета. Хомутецкий С.И. с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером Министерства обороны РФ. С 22.09.1998г. по настоящее время постоянно зарегистрирован по месту жительства на территории РФ по адресу: <адрес>, 3-ий Квартал, <адрес>. До января 2008 пенсия заявителю выплачивалась ЦСО ВК МО (отделение социального и пенсионного обеспечения отдела ВК МО <адрес>, Ивантеевка, Красноармейск и <адрес>). Назначение пенсии исходя из ст. 51 Закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." носит заявительный характер. При этом Законом определено, что гражданин для назначения пенсии обращается в орган, из которого он уволен (который для него являлся последним местом службы) (ст. 11 Закона). При этом возможность перехода с пенсионного обеспечения в одном органе на пенсионное обеспечение в другой орган Законом предусмотрена только в том случае, если гражданин ранее получал пенсию в органе, на пенсионное обеспечение в котором он собирается перейти, и ее выплата ему была приостановлена в связи с поступлением на военную (правоохранительную) службу (ст. ст. 6, 14 Закона). Оспариваемые Хомутецким С.И. нормы данного Закона, действуя в системной взаимосвязи, устанавливают общий порядок выплаты предусмотренных этим Законом пенсий, согласно которому лицам, проходившим военную службу, пенсия выплачивается пенсионными органами Министерства обороны Российской Федерации по месту жительства пенсионеров. Данный порядок распространяется в равной мере на всех лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а потому не может рассматриваться как нарушающий пенсионные права заявителя. Также представители считают, что имел место факт злоупотребления со стороны пенсионера, поскольку он не сообщил в военный комиссариат <адрес> об изменении своего места жительства. Согласно ч. 1 ст. 56 названного Закона в редакции, оспариваемой заявителем, пенсии, назначаемые лицам, указанным в его статье 1, и их семьям, выплачиваются по месту жительства пенсионеров пенсионными органами Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службы безопасности Российской Федерации через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления сумм пенсии во вклады либо через предприятия связи с доставкой на дом; перевод пенсии по почте и доставка ее на дом осуществляются за счет государства; выплата пенсии производится за текущий месяц в сроки, определяемые пенсионными органами по согласованию с учреждениями Сберегательного банка и предприятиями связи. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета. На момент рассмотрения спора судом Хомутецкий С.И. является гражданином Российской Федерации, документирован паспортом и зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, 3-ий Квартал, <адрес>, кВ. 8. Общий порядок выплаты, предусмотренных названным Законом пенсий, установленный его ст. 56, предполагает их выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации (ч. 1), а при переезде пенсионера - выплату и доставку пенсии по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета (ч. 7). Несвоевременное получение пенсии произошло не по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, у военного комиссариата <адрес> не имелось законных оснований для исчисления истцу ранее назначенной пенсии и не полученной своевременно за период с 2008 по 2012г. Оспариваемые Хомутецким С.И. нормы данного Закона, действуя в системной взаимосвязи, устанавливают общий порядок выплаты предусмотренных этим Законом пенсий, согласно которому лицам, проходившим военную службу, пенсия выплачивается пенсионными органами Министерства обороны Российской Федерации по месту жительства пенсионеров. Данный порядок распространяется в равной мере на всех лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а потому не может рассматриваться как нарушающий пенсионные права заявителя. На основании изложенного, просила суд отказать Хомутецкому С.И. в удовлетворении заявления.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Лицам, проходившим военную службу, пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", который предусматривает правовые основания назначения пенсий, а также общий порядок их выплаты.
Судом установлено, что Хомутецкий С.И. с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером Министерства обороны РФ.
Истец Хомутецкий С.И. является гражданином Российской Федерации, документирован паспортом и с 22.09.1998г. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, 3-ий Квартал, <адрес>, кВ. 8, в настоящее время снят с регистрационного учета.
Согласно карточки лицевого счета за 2006 год, находящегося в пенсионном деле АМ-362022 (л.д.41), последняя выплата пенсии Хомутецкому С.И. состоялась в декабре 2007 года и прекращена с 01.01.2008г. ввиду окончания срока действия свидетельства о регистрации по месту пребывания № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, Микрорайон Звягино, <адрес>, на срок с 02.12.2005г. по 02.12.2007г.(л.д.40).
Ответчик считает, что поскольку в личном пенсионом деле Хомутецкого С.И. отсутствовали сведения о регистрации на территории <адрес> в период с 01.01.2008г. по 01.01.2013г., то указанное обстоятельство послужило основанием для приостановления начисления и выплаты пенсии за выслугу лет.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в отдел ВК МО <адрес>, Ивантеевка, Красноармейск и <адрес> с претензионным письмом о невыплате пенсии (л.д.5).
Истцу была выдана справка № ОСО/203 от 15.02.2010г., подписанная начальником отдела ВК МО <адрес>, Ивантеевка, Красноармейск и <адрес>, с указанием, что выплата пенсии прекращена в связи с окончанием срока действия пенсионного листа (л.д.44).
Согласно Донесения ЦСО ВК МО от 2011г. № ОСО/2793 пенсионер Хомутецкий С.И. был временно зарегистрирован по адресу: <адрес>, Микрорайон Звягино, <адрес>, до 31.12.2007г., затем с его слов на личной явке на прием в пенсионное отделение 2.2010 проживал без регистрации по адресу: <адрес> (л.д.39).
ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ № 19) Хомутецкий С.И. обратился в отдел военного комиссариата <адрес> по городам Ногинск, Электросталь, Черноголовка и <адрес> с заявлением о возобновлении пенсии за выслугу лет в связи с переездом на место жительства по месту временной регистрации согласно свидетельства о регистрации по месту пребывания № от 08.01.2013г. по адресу: МО, <адрес>, срок регистрации с 17.01.2013г. по 16.01.2016г.
С 25.01.2013г. истец Хомутецкий С.И. состоит на пенсионном учете в отделе ЦСО ФКУ «ВК МО», ему производится выплата пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ.
Согласно ст. 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 (в редакции, действовавшей на момент первоначального обращения за назначением пенсии) пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, выплачиваются по месту жительства пенсионеров пенсионными органами Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службы безопасности Российской Федерации через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления сумм пенсии во вклады либо через предприятия связи с доставкой на дом.
Согласно ст. 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения гражданского дела) выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в ст. 11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.
Согласно ст. 27 (ч. 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода выбора места жительства провозглашена также Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 12) и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст. 2 Протокола N 4), которые в силу ст. 15 (ч. 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Принятый для обеспечения осуществления данного права Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях создания необходимых условий для реализации гражданами прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом возложил на граждан Российской Федерации обязанность регистрироваться по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации в органах регистрационного учета. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 713, принятым во исполнение предписания названного Закона.
Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч.2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может сам по себе служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П, Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 185-0, от ДД.ММ.ГГГГ N 199-0, от ДД.ММ.ГГГГ N 619-О-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 1309-О-О и др.).
Соответственно, невыполнение гражданином Российской Федерации обязанности зарегистрироваться по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации в органах регистрационного учета не может служить основанием ограничения или условием реализации его конституционного права на социальное обеспечение, в том числе в процессе выплаты уже назначенной ему пенсии.
По буквальному смыслу положений ст. 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и по смыслу, придаваемому им органами, осуществляющими пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, выплата предусмотренных данным Законом пенсий допускается лишь при наличии у пенсионера документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, и, как следствие, исключается выплата пенсии по месту фактического проживания лицам, не имеющим регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации.
В то же время такая возможность предусмотрена для лиц, получающих трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению: место их фактического проживания при отсутствии подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации определяется на основании их личного заявления (абз.7 п. 15 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 16/19па; абз. 3 п. 6 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17/19пб).
Следовательно, в отношениях по выплате пенсии лицам, не имеющим регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации, пенсионеры из числа лиц, проходивших военную службу, пенсия которым назначена в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", оказываются в неравном положении по сравнению с лицами, получающими трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Между тем все эти пенсионеры относятся к одной категории - лиц, имеющих право на получение гарантированной государством пенсии, и отсутствие регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации не может служить основанием введения различий в условиях реализации ими конституционного права на социальное обеспечение, - иное означает установление в отношении этих лиц необоснованной, не имеющей разумного оправдания дифференциации порядка выплаты пенсий.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина В.Т. Казанцева" от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П пенсионеры относятся к одной категории - лиц, имеющих право на получение гарантированной государством пенсии, и отсутствие регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации не может служить основанием введения различий в условиях реализации ими конституционного права на социальное обеспечение, - иное означает установление в отношении этих лиц необоснованной, не имеющей разумного оправдания дифференциации порядка выплаты пенсий; таким образом, взаимосвязанными положениями ст. 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" - в части, предусматривающей, что выплата бывшим военнослужащим пенсий, на которые они имеют право в соответствии с данным Законом, производится по месту жительства или по месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации, основанием для определения и подтверждения которого признаются только документы о регистрации, выданные в установленном порядке органами регистрационного учета, - ограничивается право указанных лиц на социальное обеспечение, гарантированное им ст.39 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, в нарушение принципа равенства, закрепленного ее ст. 19 (ч. 1 и 2), и вопреки предписаниям ее ст. 55 (ч. 3), допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина лишь в конституционно значимых целях.
Соответственно, названным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П взаимосвязанные положения ст. 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее ст. 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3), в той части, в какой они предусматривают выплату бывшим военнослужащим пенсий, на которые они имеют право в соответствии с данным Законом, по месту жительства или по месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации, основанием для определения и подтверждения которого признаются только документы о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданные в установленном порядке органами регистрационного учета.
Поскольку судом установлено, что выплата пенсии истцу Хомутецкому С.И. с 01.01.2008г. была приостановлена Военным комиссариатом <адрес> в связи с отсутствием регистрации по месту жительства или месту пребывания в <адрес>, а также то, что каких-либо иных правовых оснований для приостановления выплаты пенсии не имеется, суд приходит к выводу, что право истца Хомутецкого С.И. на социальное обеспечение, гарантированное ему ст.39 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, было ограничено ответчиком Военным комиссариатом <адрес> в нарушение принципа равенства, закрепленного ст. 19 (ч. 1 и 2) Конституции РФ, и вопреки предписаниям ее ст. 55 (ч. 3), допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина лишь в конституционно значимых целях.
При рассмотрении дела судом установлено, что истцу Хомутецкому С.И. за период с 01.01.2008г. по 31.12.2012г. ответчиком Военным комиссариатом <адрес> не выплачена пенсия за выслугу лет в размере 500944руб.15коп.
Статьей 58 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 предусмотрено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В связи с чем, оснований для применения к требованиям истца Хомутецкого С.И. срока исковой давности по заявлению ответчика не имеется.
Поскольку истцу не выплачена пенсия за период с 01.01.2008г. по 31.12.2012г. в размере 500944руб.15коп., суд приходит к выводу, что требования истца в этой части к ответчику Военному комиссариату <адрес> подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования истца о взыскании убытков в связи с невыплатой пенсии, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Поскольку истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств причинения действиями ответчика Военного комиссариата <адрес> по невыплате пенсии убытков, суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании убытков в размере 600000руб. удовлетворению не подлежат.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда в соответствии со ст. 151 ГК РФ, суд исходит из того, что основаниями такой компенсации является наличие причинно-следственной связи между наступившим вредом и действиями ответчика.
Истец не доказал вину ответчика в причинении ему морального вреда и не представил доказательств причинно-следственной связи между действиями ответчика Военного комиссариата <адрес> и физическими или нравственными страданиями, если таковые были реально причинены.
Поскольку истцом одновременно заявлены требования и к Отделу военного комиссариата <адрес>, Электросталь, Черноголовка и <адрес>, который не является юридическим лицом, а входит в структуру ВК <адрес>, то исковые требования Хомутецкого С.И. к указанному лицу удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Иск Хомутецкого С. И. к Военному комиссариату <адрес> о взыскании невыплаченной пенсии, убытков, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Военного комиссариата <адрес> в пользу Хомутецкого С. И. невыплаченную пенсию за период с 01.01.2008г. по 31.12.2012г. в размере 500944 (Пятьсот тысяч девятьсот сорок четыре) руб. 15коп.
В удовлетворении исковых требований Хомутецкого С. И. к Военному комиссариату <адрес> о взыскании убытков, компенсации морального вреда отказать.
В удовлетворении исковых требований Хомутецкого С. И. к Отделу военного комиссариата <адрес>, Электросталь, Черноголовка и <адрес> о взыскании невыплаченной пенсии, убытков, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГг.
Судья Полякова Ю.В.